Турист Elena (ElenaVGo)
Elena
была вчера 17:38

Сигирия, Дамбулла — Шри-Ланка Март 2017

Как я уже писала в Шри-Ланка. Часть 1 Негомбо. Канди, Матале, Алувихара., на форумах высказывались большие сомнения о возможности проделать этот маршрут (Канди-Дамбулла-Сигирия-Канди) на автобусе за один день. Ответственно заявляем, что это — абсолютно реально проделать без каких-либо проблем.

Итак, к 8 часам мы прибыли на автовокзал Канди. Диспетчер показал нам три автобуса, которые в ближайшее время отправлялись в Дамбуллу: два белых с красными номерами — проходящие, и один миниавтобус с кондиционером, следующий только до Дамбуллы. До отправления последнего было ещё 20 мин, в то время как белые практически уже готовились тронуться с места. Мы выбрали миниавтобус, более дорогой (38 рупий за 2-х), но с кондиционером. В 11 часов мы вышли в Дамбулле, и кондуктор показал нам остановку, с которой отправлялись автобусы в Сигирию.

Наше появление, разумеется, не прошло незамеченным для дежуривших здесь тукеров. Их предложения сводились к следующему: 1000 рупий до Сигирии или 1500 туда и обратно. Мы отмахивались от них, заявляя, что хотим ехать на автобусе (по данным из сети цена на автобусе была 15 рупий с человека). Постояв пару минут под немилосердно палящим солнцем, начали интересоваться, когда будет автобус. Опрос удручал: в течение часа, т. к. Сигирия — слишком маленькая деревня, чтобы транспорт ходил туда чаще. Очень странно, что для «сайта № 1», каковым заявляется в путеводителях Сигирия, не налажено регулярное сообщение. Посовещавшись, решили всё же взять тук только в одну сторону. Чтобы не смотреть на часы, а потом не выяснять, сколько же на самом деле стоит ожидание тукера.

За 1000 рупий и примерно 20 минут нас довезли до входа. По поводу дороги хочу сказать, что кроме пары последних километров она весьма приличная. Затем появляется указатель вглубь джунглей с надписью «Сигирия» и качество дороги заметно ухудшается. Как мы поняли, на этой точке останавливается автобус, высаживает туристов и едет мимо дальше. Последний участок преодолевается пешком. Мы обогнали две такие парочки туристов, бодро шагающих по обочине.

Про Сигирию написано достаточно. Поэтому излагать подробные сведения, которые можно прочитать в любом путеводителе, не буду. Вкратце — непривлекательная личность царь Касапа I в. конце V века убил отца, захватил власть, и чтобы спрятаться от гнева возмущенного брата, построил крепость на скале высотой 200 метров и перенес туда столицу из Анурадхапуры. Это ему не помогло, он всё-таки был повержен, и столица была перенесена обратно.

Билет на посещение Сигирии стоит 30 $ или 4500 рупий (цена указана и так, и так). В билете — три отрывных талона. Один — просто вход на территорию,

Шри-Ланка. Часть 2. В Дамбуллу и Сигирию из Канди.

другой — непосредственно на скалу, третий — в музей. Около скалы туристов встречают группы макак, готовых принять угощение,

а в случае отсутствия активного предложения способные сами забраться в сумки зазевавшихся посетителей. У меня так и было: я снимала видео, сумка висела на плече, и в этот момент макака, сидевшая рядом на ограждении, прямо-таки по-хозяйски рванула и распахнула мою сумку. Хорошо, что сумка удержалась на плече, и ничего ценного макака стянуть не успела, только сверху лежавший банан.

Подъём делится на две части:

Шри-Ланка. Часть 2. В Дамбуллу и Сигирию из Канди.

до Львиных ворот вдоль зеркальной стены

и стены с фресками (фото и видео строжайше запрещены, и за этим строго следят)

и от Львиных ворот до вершины.

Шри-Ланка. Часть 2. В Дамбуллу и Сигирию из Канди.

Между прочим, у нас сложилось мнение, что фотографировать запрещено не из-за большой ценности зеркальной стены (в ней не осталось ничего зеркального) и фресок (они в очень плохом состоянии), а для того, чтобы те, кто там ещё не был, не увидели, что там и смотреть-то нечего. Путь в 750 ступенек вполне преодолим, хотя очень жарко, и периодически на узкой лестнице возникает «пробка».

Обязательно нужны головные уборы и вода с собой (там купить негде). Остатки Львиных ворот — единственное место, где сохранилось хоть что-то от былого величия.

На вершине вообще ничего особенного нет. Лишь торчащие остатки фундаментов,

остаток какого-то водоёма,

трона

Вид сверху на окрестности:

Шри-Ланка. Часть 2. В Дамбуллу и Сигирию из Канди.

На обратном пути можно зайти в музей, билет-то на него всё равно уже выдали. Здесь можно увидеть всё то же самое, но уже на фото и видео. Плюс немного экспонатов и макет жилища древнего человека. Но тут можно передохнуть в тени и воспользоваться бесплатным туалетом. Если последние два пункта не нужны — смело можно пройти мимо. Итого времени на неспешный осмотр Сигирии нужно часа два. Мы бегло осмотрели также прилегающую к скале территорию. Здесь расположены скала Кобры с остатками элементов древних фресок, остатки летнего королевского дворца и бассейнов, бывших частью знаменитых садов.

В итоге Сигирия нас разочаровала, она произвела на нас наименьшее впечатление из всех увиденных на Шри Ланке достопримечательностей. Возможно потому, что везде заявляется, что Сигирия — визитная карточка страны, и мы ожидали большего. У нас сложилось впечатление очень большой переоценённости объекта. Посмотреть, конечно же, стоит, если приехали на Шри-Ланку, но ощущение, что переплатили, остаётся. Цена примерно такая же, как в Камбоджийский комплекс Ангкор, но разве можно их сравнить! На наш взгляд, посещение должно стоить не более 15 $.

Завершив осмотр, мы вернулись к площадке, на которую нас привёз тукер. Но заметили, что вся туристическая масса двигается дальше по аллее. Мы решили пойти туда же. Минут 10 путь лежал по дороге среди тропического леса с многочисленными плакатами по обочинам, на которых изображались животные и птицы Шри-Ланки с описаниями. В итоге мы вышли на площадку, заполненную автобусами, сувенирными и продуктовыми лавками. Опрос водителей автобусов показал, что они все заказные, и рейсовых среди них нет. К нам пошел молодой парень — водитель тук-тука, и мы договорились, что он довезёт нас прямо до пещерного храма Дамбуллы за 900 рупий. Времени на часах было 13–30.

По дороге водитель, узнав, что после осмотра храма мы едем в Канди, предложил отвезти нас туда на этом же туке за 3000 рупий. Мы отказались, удивлённые методикой ценообразования. Маршрут Дамбулла-Сигирия (20 мин) — 900–1000 рупий, а Дамбулла-Канди (3 часа езды на автобусе или почти 70 км!!!) — 3000 рупий. Зато однозначно стало ясно, что обратно в Канди мы успеваем в любом случае, даже если не будет автобуса, т. к. в этом случае сможем просто взять тук.

К пещерному или, как его называл тукер, «золотому храму», мы ехали несколько дольше, чем ожидали. Показались окраины Дамбуллы, затем мы свернули с дороги в лес и минут десять ещё ехали по каким-то неприглядным просёлкам. Стало совершенно понятно, что назад выбраться и добраться до автобусной остановки в Канди будет проблематично. Пришлось спросить водителя тука, сможет ли он нас подождать и потом отвезти на остановку. Он кивнул в ответ. Мы подъехали и остановились на расчищенной грунтовой площадке. На ней никого не было, кроме еще одного тука. Водитель показал нам на каменную лестницу, у подножия которой находилась каменная будка — билетная касса. Наш водитель перебросился парой слов с водителем находившегося здесь тука и сказал, что обратно нас отвезёт не он, а другой тук. Водитель другого тука подтвердил своё согласие.

Мы были несколько озадачены окружающей обстановкой, т. к. ожидали, что пещерный храм, как одна из главных достопримечательностей, будет располагаться в более подобающей ему обстановке. Тем более что в сети были вполне респектабельные фото входа в храм. Мы купили два билета по 1500 рупий и, убедившись, что на них значится именно пещерный храм, начали восхождение. Дорога была не слишком ухоженная.

Шри-Ланка. Часть 2. В Дамбуллу и Сигирию из Канди.

Подъём занял минут 15. За всё время нам встретился только ещё один турист — одинокая японка, устало обмахивающаяся веером. Всю дорогу нас сопровождал многочисленный эскорт макак. Судя по крикам, в глубине леса их было ещё больше. Мы скормили макакам остатки бананов, чем вызвали бурный переполох в обезьяньем сообществе. Макаки смело подходили, брали куски бананов из рук, отскакивали и затем устраивали шумные драки из-за делёжа добычи. Наконец мы достигли вершины холма, где располагались ворота и площадка со скамейками для снятия обуви.

Пещерный храм в Дамбулле — очень интересный объект. Обязателен для посещения. Внутри просто витает дух древности.

Шри-Ланка. Часть 2. В Дамбуллу и Сигирию из Канди.

В первой пещере (всего 80 пещер, но лишь пять из них в открытом доступе) — лежащий Будда в момент входа в нирвану.

Атмосфера храма пропитана медитационной благостью.

Шри-Ланка. Часть 2. В Дамбуллу и Сигирию из Канди.

Во второй (самой большой) пещере — храм Махараджалена (1 век до нашей эры) хорошо сохранились потолочные и настенные росписи, очень рекомендую посмотреть.

Шри-Ланка. Часть 2. В Дамбуллу и Сигирию из Канди.

Здесь также находится ступа в окружении внешне отличающихся друг от друга скульптур Будды.

Здесь никто не запрещал фотографировать, в отличие от Сигирии, а посмотреть есть на что:

Шри-Ланка. Часть 2. В Дамбуллу и Сигирию из Канди.

Снаружи у дерева Бо опять дежурят макаки

Закончив осмотр храма

Шри-Ланка. Часть 2. В Дамбуллу и Сигирию из Канди.

и обувшись, мы уже собирались отправиться в обратный путь, но меня продолжали терзать сомнения: а где же тот вид на вход в храм Дамбуллы, который мы видели в интернете на фото?

Оглядевшись, мы обнаружили, что в противоположную сторону имеется вполне ухоженная дорога с каменными ступеньками, фонарными столбами и обзорными площадками. Это и была официальная парадная дорога, выходившая к музею буддизма, увенчанного статуей Будды. Точнее, это от него начиналась дорога к храму. Оказалось, тукер привёз нас не к главному входу. Причина была, видимо, одна — побольше покатать нас за наш же счёт. Т. к. парадный вход находится прямо у дороги Канди-Дамбулла.

Шри-Ланка. Часть 2. В Дамбуллу и Сигирию из Канди.

Мы решили не возвращаться к ждавшему нас у «чёрного» входа (или выхода) тукеру, а спуститься по парадной лестнице. После осмотра красивой прилегающей к музею буддизма

территории

Шри-Ланка. Часть 2. В Дамбуллу и Сигирию из Канди.

мы вышли к дороге и тут же увидели надпись «Kandy» на проходившем мимо автобусе. Он уже проехал мимо, но, заметив наше махание руками, остановился. Мы подбежали к дверям и спросили у высунувшегося кондуктора, действительно ли в Канди едет данный автобус. Тот отрицательно покачал головой и взмахом руки показал, что в Канди надо ехать в другую сторону. Ну да, здесь же левостороннее движение. Мы перешли дорогу, и буквально через пару минут остановили такой же автобус, но идущий уже в нужном направлении. Автобус был заполнен под завязку. Все места были заняты, и проход полностью заполнен. Не очень комфортно, но не более чем и у нас в час пик. Тем более что примерно через час автобус стал потихоньку освобождаться, и мы даже смогли сесть. Увидели через окно проплывший мимо посещённый вчера индуистский храм в Матале, потомились в традиционных пробках уже в самом Канди и к 18 часам были на автовокзале. Маршрут был успешно преодолён.

Мы теперь уверены, что совершенно реально можно в этот же день выйти ещё и в Матале, посмотреть храм и на следующем автобусе вернуться в Канди. Почему в сети говорилось о малой вероятности этого маршрута за один день — непонятно. У нас на всё ушло около 10 часов времени, 580 рупий на проезд в автобусе (380 — в Дамбуллу на люксовой маршрутке, 200 обратно в Канди на обычном автобусе), 1900 рупий на тук-тук в Сигирию и обратно. Итого 2480 рупий или 992 рубля. О стоимости билетов уже писала выше. Поэтому можно смело пускаться в путь без такси или аренды авто.

Вернувшись в Канди, мы посетили одну небольшую, но симпатичную мороженицу под названием Cool Corner Fried Ice Cream Parlor (я её видела на Трипадвизоре и наметила для посещения ещё раньше). В одной передаче, правда про Таиланд, видела, как готовят такое мороженое, а вживую — никогда, было интересно. Оно готовится непосредственно перед употреблением прямо на виду у посетителей. Сливки выливают на холодную сковородку для «холодной жарки», добавляют ингредиенты в зависимости от сорта заказанного мороженого (фрукты, ягоды, орехи, специи) и перемешивают.

Шри-Ланка. Часть 2. В Дамбуллу и Сигирию из Канди.

Смесь разравнивается в виде блина, тут же замерзает и ловко скатывается в шарики или трубочки.

Мы попробовали несколько сортов мороженого и коктейлей — всё невероятно вкусно!

Кафе находится в 10 минутах пешком от автовокзала на параллельной улице. Оно совсем маленькое: три столика и барная стойка, но посетители были всё время, несмотря на то, что расположено оно не в самом туристическом месте. Больше всего меня поразило, что всё делает один (!) человек: принимает и подаёт заказы, готовит сами десерты и даже ведёт свой собственный сайт кафе. Причём очень хороший сайт, с названиями десертов, описанием, фотографиями и ценами. Мы потом оставили на сайте свой отзыв, и нам сразу написали ответную благодарность. Не даю ссылку на сайт, т. к. здесь запрещена реклама, но по названию можно найти на Трипадвизоре.

Это было приятное завершение нашего пребывания в Канди. Завтра нас ждала Полоннарува.

Шри-Ланка. Часть 3. Поллонарува.