Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев
был вчера 23:14

Таганрог — Россия Сентябрь 2017
Окна Таганрога

«Город имеет женский характер не потому, что рождён под знаком Девы, а в силу особой энергетики: вырваться из вязких объятий его не так уж просто, как мнится в начале знакомства». (Аниэль Тиферет)

*****************************************************************************************************

Когда сын узнал, что по дороге на Юг мы с женой непременно заедем в Таганрог, он удивился:

— К Сергею Юрьевичу Белякову едете, который любит разговаривать с телевизором? — молниеносно вспомнил он персонажа «Нашей Раши».

— Нет, к Чехову…Антон Палычу, — ответил я, оценив его юмор.

— Ну, тогда передавайте ему привет, — пошутил сын, будто бы мы едем к дальнему родственнику.

Идея съездить в город Чехова и Раневской вызревала давно, а тут такая оказия. Днём 31 августа, мы торжественно въехали в город Таганрог, совершенно не представляя, что нас там ждёт.

Таганий Рог

А ждала нас там жуткая непогода — нескончаемый ливень с порывами отчаяния и гнева. Зонтик выворачивало наизнанку, попытка пройтись по городу в плаще тоже не увенчалась успехом. Какое же это безнадёжное занятие — знакомиться с городом в сильнейший дождь.

Возле каменной лестницы солнечные часы стояли в недоумении — какое же им время показывать? Солнце вывело их из строя, оно упрямо не хотело вылезать из-за туч. Мы шли по безлюдной Греческой улице, людей как водой смыло в Таганрогский залив.

Мы были почти одни. Возле солнечных часов стоял угрюмый пёс. Он отозвался на слово «Таганрог». «Мокрый пёс Таганрог. Он совсем не похож на чеховскую Каштанку, ни размерами, ни по половым признакам», — подумал я. «Ну ладно я — пёс, эти то что припёрлись сюда в такую погоду», — подумал четвероногий друг. Сходили в ближайший магазин, купили ему сардельку и пообещали Таганрогу прийти сюда снова через десять дней, на обратном пути. Пёс проскулил что-то невнятное, на этом и разошлись.

Таганий Рог

То, что отдых у Чёрного моря придётся сократить на один день ради повторного заезда в Таганрог, не вызывало сомнений даже у моей супруги. Тем более что в Таганроге тоже есть море, ничего, что второго сорта и не первой свежести…

…После десятидневного ничегонеделания на курорте Краснодарского края мы снова, на этот раз в сухую, но слегка облачную погоду прибыли в Таганрог.

Таганий Рог

Заселились в гостевой дом Центральный, забронировав стандартный номер накануне. Гостиница тоже вполне себе стандартная. Удивила только винтовая лестница на четвёртый этаж, и то, как барышня на рецепции продаёт чистую питьевую воду по 2 руб. за литр, наливая её из непонятного агрегата, расположенного у неё над головой. Делает это так быстро и ловко, что я не успел запечатлеть это на фотоаппарат. А просить повторить этот трюк было неудобно.

— И куда у вас тут можно сходить, и что тут у вас можно посмотреть, — вырвалось у меня, будто бы я не знаю, что в Таганроге надо ходить по чеховским местам.

— Сходите в Богудонию, она тут рядом, — то ли в шутку, то ли всерьёз, неожиданно ответила барышня, в мгновение ока наполнив пятилитровую баклажку чистой как слеза водой…

«Батюшки святы! — подумал я, — Это же известная рыбацкая деревня в самом центре города. Быть в Таганроге, жить рядом и не зайти туда, было бы преступлением. Чехов подождёт».

Для тех, кто приезжает в Таганрог, чтобы пройтись исключительно по чеховским местам, скажу, что в этом приморском городке есть ещё и Богудония, на туристических картах никак не обозначенная. Находится она западнее таганрогского морского грузового порта (там, где грузят уголёк и увозят в неизвестном направлении).

Богудония — это историческая рыбацкая деревенька, считавшаяся до недавних пор самым криминальным местом Таганрога. Многие, входя в неё, из неё уже не выходили. А трупы вывозились на лодках и сбрасывались в открытое море. Здесь издавна обосновались рыбаки-браконьеры, которым приходилось всеми доступными способами сохранять свои жизни и бизнес. Услышав эти страсти-мордасти, жена наотрез отказалась идти со мной. Сам же я, тщательно проработав маршрут, решил выдвигаться на рассвете под красивое и мелодичное пение таганрогских петухов. Наша гостиница расположена на улице Шевченко. Здесь частная застройка и петухи есть в каждом доме. Ну, почти в каждом.

…Ранним утром следующего дня я на цыпочках (чтобы не разбудить жену и не слышать её «только через мой труп») вышел из номера и пошёл навстречу приключениям.

Прогулку по деревне я решил начать, тихо помолившись, от церкви Николая Чудотворца. Николай Угодник покровительствует путешествующим, не забыл он в этот день и про меня. Дальше надо было спуститься по переулку Гарибальди, пройти по улице со странным названием Крепость 4-я группа, затем обойти все три Надгорные улицы и вернуться на улицу Шевченко по Рыбному переулку живым и здоровым. Что, собственно, в итоге и произошло. Иначе как бы я написал этот рассказ.

Для лучшего понимания и для тех, кто захочет погулять по Богудонии самостоятельно (в чём я немного сомневаюсь) покажу маршрут на карте.

Переулок Гарибальди не предвещал ничего плохого, ну и хорошего тоже. Переулок как переулок, дома как дома. Даже мужика какого-то встретил с тачкой. В пять-то утра. Трудоголик.

Таганий Рог

Дальше, когда я вышел на улицу Крепость 4-я группа, стало интереснее. Появились признаки рыбацкой деревеньки: у некоторых домов стояли лодки, пахло рыбой, и ходили облизывающиеся коты.

Почему такое странное название улицы? Богудония расположена на месте старой Троицкой крепости, построенной по указу Петра Первого. Вскоре крепость срыли, потом восстановили и через какое-то время окончательно демонтировали. Это всё происходило триста лет тому назад, когда Россия и Турция бились за этот кусок земли. Сейчас от крепости ничего не осталось, на её месте одноэтажный и вполне себе экзотический самозастрой.

Таганий Рог

А своё название деревушка получила по фамилии жившего здесь экстравагантного оригинала, отставного поручика Александра Ивановича Боудона, который прославился тем, что ещё при жизни заказал себе надгробную плиту с датой своей предстоящей смерти. Пригодилась ли она ему, совпали ли даты — история умалчивает. Здесь, на крутом склоне Таганьего Рога, Боудон организовал первые рыболовецкие мастерские.

Очень красочно описал это место Н. А. Железняк в романе «Гонки на лафетах». «Дома на Богудонии лепились на глинистых склонах над серым морем по взгоркам, балкам и оврагам. Попадались проходы шириной с человека, упёршего руки в боки. Надгорная улица говорила сама за себя. Многие названия проулков, такие как Полуротный переулок, Флагманский спуск, напоминали о былом военном назначении города-порта. Другие начинались со слов Крепостной или Крепость. Впереди стояли номера. Остатки этой самой крепости с полуобрушенными стенами, с которой при Петре Первом началось поселение Таганий Рог, местами выходили на поверхность. Обветшалые, заросшие кустарником капониры над самым обрывом позволяли алкашам тёплыми вечерами комфортно распивать спиртное. Дежурный гранёный стакан всегда висел на обломанной ветке. Где-то в припортовом кабаке (улица Гарибальди) кутил сам Джузеппе со своими карбонариями перед отплытием на родину. Объединять Италию. Под парусами, надутыми попутным ветром…Богудония заслуженно считалась уркаганским районом. Узкие пролазы и лестницы между домами ночью превращались в дороги жизни. Издавна район славился лихими ребятами. С момента основания города здесь селились контрабандисты и уголовники. Потом они стали рыбаками. То есть браконьерами».

Самыми интересными оказались три Надгорные улицы. Они целиком оправдывают своё название, так как находятся на очень крутом берегу. В XIX веке здесь были мастерские по ремонту баркасов, сетевязальни, коптильни и прочие рыбацкие заведения. Трудно себе представить, как передвигаются здесь люди в гололёд по бетонным желобам, сделанным для быстрого слива дождевой и талой воды. Эти бетонные желоба по сути улицами и являются.

Видимо, жители держатся за заборы и деревья, благо, улицы неширокие, от одного до двух метров. По одной такой улице, воспользовавшись кем-то провешенной верёвкой, я и спустился к морю. Рыбаки Богудонии уже готовились к выходу в залив.

Любопытно, что все улицы этого путаного района имеют названия, дома имеют номера и на каждой калитке висит почтовый ящик или подобие его.

Таганий Рог

Я возвращался по узким улицам Богудонии, будя собак своим присутствием, а собаки «передавали» меня по цепочке, пока я не вышел к Рыбному переулку.

В какой-то момент мне показалось, что я ходил по району с такими же выпученными от удивления и страха глазами…

Таганий Рог

Короче, в Богудонии всё спокойно, если Борька Бешенный тихо пьёт горькую у себя в доме или тверёзый вышел в море.

…Через два часа, вволю нагулявшись по склонам Богудонии, я вернулся в гостиницу. Жена увидела во мне стажёра-сапёра, вернувшегося с минного поля, и была несказанно рада моему возвращению. Эвакуация с вещами с четвёртого этажа по винтовой лестнице гостиницы прошла в считанные минуты, и мы пошли смотреть другой, туристический Таганрог.

Таганий Рог

Первым делом мы подошли поклониться к памятнику отцу-основателю города Таганрога царю-батюшке Петру Великому. Пётр Алексеевич основал город 12 сентября 1698 года. Получается, что он старше Санкт-Петербурга на целых пять лет. Таганрог вполне мог стать столицей тогдашней России, но неудачи в войнах с Турцией не давали царю возможности принять это судьбоносное решение. Таганрогская интеллигенция до сих пор сокрушается по этому поводу. А остальной люд считает, что «если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря».

Кстати, Таганрог всё-таки успел побывать столицей, только Украинской Народной Республики. Была такая в гражданскую войну 1918-го года. На Петровской улице, на одном из домов, где располагалось правительство республики, вроде бы даже имеется мемориальная доска с соответствующим текстом. Но мне она на глаза не попалась. Может, обидевшись на Украину, сняли?

Был Таганрог и «временной столицей» Российской Империи. Здесь, в доме градоначальника Папкова на Греческой, император Александр I прожил последние два месяца своей жизни. «Всю жизнь свою провёл в дороге, простыл и умер в Таганроге», — напишет Александр Пушкин в своей эпитафии. Поэт тоже останавливался в этом доме.

Таганий Рог

В Таганроге есть единственный в России памятник императору Александру I. Он же был и первым памятником, поставленным в городе. Сейчас мы видим его точную копию, так как оригинал был переплавлен после революции.

Вернёмся к памятнику Петру Великому скульптора Антокольского (кстати, подарок городу от самого Антона Павловича Чехова). Хотите удивиться? Тогда достаём пятьсотрублёвую купюру. На ней изображён архангельский памятник Императору. На самом деле в Архангельске лишь уменьшенная копия таганрогского памятника. В Таганроге памятник был установлен в 1903 году, в Архангельске — в 1914-м. Мэр Таганрога тогда пытался добиться моральной и материальной компенсации за недоразумение, но получил от Центробанка официальное письмо с просьбой успокоиться. В 2002 году мэр Таганрога был найден убитым, убийца не найден.

Таганий Рог

Это всё те же солнечные часы. Солнышко вылезло и они «затикали». До революции по ним сверяли все уличные часы. В качестве циферблата большая белая мраморная плита, на которой высечены деления и названия месяцев. Стрелкой служит тень от установленного в центре циферблата треугольного указателя. Мы долго пытались определить время, пока не поняли, что часы отстают на семь минут. А когда через три часа снова подошли к ним, они уже спешили на пять минут. Тогда мы поняли, что ничего не поняли. Часы являются популярным местом встреч. Здесь то мы тогда и встретили пса Таганрога.

Кстати, о собаках. В Таганроге очень много собак, и не все они Каштанки. Есть целый микрорайон, который в народе зовётся Собачеевка. Когда-то это была окраина города, сейчас практически центр. Ряд строго параллельно-перпендикулярных улиц в радиусе два километра вокруг торгового центра «Мармелад» — это и есть Собачеевка. Увеличте карту, все перулки в этом районе номерные.

Своё название микрорайон получил ещё в середине XIX века — сюда свозили со всего города бродячих собак и отстреливали их. Постепенно район стал осваиваться приехавшими на заработки людьми — «кацапами». Для охраны своих домов от «понаехавших тут» местные жители разводили собак, которые сворами бегали по району и пугали чужаков. Мы из любопытства сходили в этот район. Никаких достопримечательностей здесь нет, исключительно частная застройка с растущим над головой виноградом. Мне показался район уютным и достаточно респектабельным.

От солнечных часов мы спустились вниз по Каменной лестнице к Пушкинской набережной. На юге России эта лестница, пожалуй, самая известная. Её построил грек Герасим Депальдо.

Таганий Рог

На месте Пушкинской набережной раньше было море. С годами море отступило (как известно, Азовское море мелеет) и на отмели была построена красивая набережная.

От набережной виден морской порт с застывшими жирафами кранов. Порт находится на самой крайней точке мыса Таганий Рог.

Таганий Рог

Одной из достопримечательностей города, безусловно, является трамвай. Он может выскочить как чёрт из табакерки в любом месте города и подмигнуть тебе одним глазом. Ездят они весело и задорно, подпрыгивая на криво уложенных рельсах. Скоро таганрогскому трамваю 85 лет, он уже дедушка. Трамваи старые, вот-вот развалятся. Но ещё тарахтят в клубах пыли.

Неповторимый шарм имеют и улицы Таганрога. Улицы Чехова, Греческая, Петровская, Либнехта, Александровская, Шмидта, Люксембург и переулки Итальянский, Лермонтовский, Некрасовский, Тургеневский, Украинский, Гоголевский сохранили большую часть своей архитектуры и всевозможных деталей.

А если говорить о классическом жилом таганрогском доме, то это скорее всего дом из красного кирпича с зелёными ставнями и низкой четырёхскатной крышей. Такие дома в Таганроге встречаются чаще всего.

Увлекательно побродить по лабиринтам таганрогских переулков и двориков.

Говоря о Таганроге, как тут не вспомнить нашу глубокоуважаемую и любимую Фаину Георгиевну Раневскую. Афоризмы нашей великой пересмешницы продолжают изумлять, волновать, цеплять и в наши дни. «У меня хватило ума глупо прожить жизнь…" Она родилась, и провела в этом доме детство и юность. Сейчас здесь живут люди, далёкие от искусства. А в память об актрисе этот памятник, театральная тумба и кафе «Фрекен Бок» па соседству.

А за этими зелёными воротами мы увидели удивительный, почти до самых окон вросший в землю дом. Таганрожцы называют его Кельей старца Павла. Здесь жил святой блаженный Павел Таганрогский (1792 — 1879). Обстановку не назовёшь музейной, хотя здесь много подлинных вещей старца. Сюда приходит много паломников за исцелением души и тела. В одной из комнат проходила служба. Во дворе колодец, в который старец сливал воду из разных святых источников им посещённых.

А есть ещё и другой Таганрог! Чеховский! Чехов в городе присутствует везде. Он в театре и в миниатюрных памятниках своим литературным героям, в библиотеке и краеведческом музее, в памятнике Петру Великому, в глинобитном домике, где он родился, в лавке Чеховых, в литературном музее, в мемориальных табличках, развешанных по всему городу. Кстати, Чехов считал Таганрог совершенно мёртвым городом, от которого «веет тихим очарованием печали и одиночества, заброшенности, медленного умирания».

Понравился ли мне Таганрог? Понравился, не смотря на обилие открытой проводки, бестолковых рыжих азовских комаров и недостаточно красивых местных женщин (видимо, результат смешения греческой, русской и малороссийской кровей). Хотя, если хорошенько принять на грудь, на всё это просто не обратишь внимания. И даже море будет по колено. Хотя оно и так по колено.

Таганий Рог

Нам невероятно повезло, так как мы приехали в понедельник, и все музеи, галереи и даже кафе «Фрекен Бок» («уехала на базу») были закрыты! А это что значит? Это значит, что в следующий раз мы приедем во вторник. Мы обязательно приедем в Таганрог ещё раз!

Ведь Таганрог — это уникальный и самобытный город, и хорош в любой день недели. Есть в нём особый шарм неумолимо стареющей красавицы, и вырваться из её объятий ох, как не просто. Это я вам как мужчина говорю.

P. S. Пёс Таганрог на повторную встречу, к солнечным часам, так и не пришёл. Забыл, наверное…

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия