Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был сегодня 14:07
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Горис, Татев — Армения Август 2015

Вчера до Татева мы засветло доехать не успели, а потому сразу поехали на ночлег. Жилье у нас было забронировано в Горисе, самом большом городе в здешних окрестностях. Расположен он живописно, на дне глубокой котловины, со всех сторон окруженный горами.

Чертов мост и Крылья Татева

С утра продолжили осматривать достопримечательности. Вот только погода испортилась — над горами висела низкая облачность. Впрочем, хорошо экипированных иностранных велосипедистов это не останавливало.

Когда мы подъехали к станции канатной дороги Крылья Татева, то обнаружили, что все вокруг затянуто тучами и ничего не видно. Тут мы решили разделиться. Я на этой канатке уже катался за год до этого, поэтому предложил своим спутникам сэкономить — взять билеты только в один конец, а я их встречу на той стороне на машине. Тут как раз и погода чуть-чуть улучшилась, так что появилась возможность увидеть сверху хоть что-то.

Чертов мост и Крылья Татева

Первое, что я увидел, поехав по серпантину вниз, к ущелью реки Воротан, была такая картина. Ну вот как тут проехать мимо, а?

Дорога с этой стороны ущелья хорошая, асфальтированная

Чертов мост и Крылья Татева

Вот я уже и внизу, у знаменитого Чертова моста. Угадайте, где на этом фото мои спутники? :)

Канатная дорога в таком месте — это, конечно, потрясающий аттракцион. В прошлом году я уже фотографировал сверху, а вот теперь удалось побывать и внизу.

Чертов мост и Крылья Татева

Вот так Чертов мост выглядит сверху. Сейчас же я стою внизу, немного не доезжая до него.

Река Воротан образует здесь узкое и глубокое ущелье

Чертов мост и Крылья Татева

Проводив плывущую в небе кабинку и помахав руками вслед моим спутникам, я продолжил свой путь в сторону Татевского монастыря. Дорога по ту сторону моста испортилась, превратившись в грунтовку, извивающуюся серпантином.

А так выглядит асфальтовая дорога по другую сторону ущелья, по которой я только что проехал. Да, погода не очень способствовала фотографии.

Добирался до Татева я довольно долго. Во-первых, дорога жутко извилистая, а во-вторых, я еще и останавливался то и дело, фотографируя горные пейзажи.

Чертов мост и Крылья Татева

Извилистость серпантина можете сами оценить. Раньше, когда не было канатной дороги, туристам приходилось ездить по всем этим многочисленным изгибам, теперь же автобусы просто высаживают их у верхней станции, и далее они едут уже сами и за свой счет :)

В самом монастыре я уже был в прошлом году, так что внутрь не пошел, ожидая своих спутников у входа

Чертов мост и Крылья Татева

Татевский монастырь был основан примерно в 900 году. В годы своего расцвета в обители проживало около 1000 человек. В 1373–1435 годах здесь действовал университет. Главное сооружение монастыря — собор Св. Петра и Павла, по-армянски — Сурб Погос-Петрос. Получается, что широко распространенная армянская фамилия Погосян — это аналог русской фамилии Павлов?

Армения. День 2/1. Арарат и Крылья Татева

Чертов мост и Крылья Татева

А вот это еще одно средневековое инженерное чудо — «гавазан». Дословно — «живой посох». Эта восьмигранная колонна установлена на шарнире и способна качаться туда-сюда от простого касания рукой. Для чего это было сделано, ученые так и не решили. По одной версии, столб начинал качаться, уловив малейшие колебания земли, чем предупреждал монахов о землетрясении. По другой версии, колонна на большом расстоянии улавливала топот вражеской конницы. Что интересно, экскурсовод тогда, год назад, рассказала нам, что колонна, а) должна была не колебаться, а крутиться и б) что ее механизм был во время неудачной реставрации испорчен. Однако мне тогда в комментариях написали, что механизм по-прежнему работает.

Тут мои спутники закончили осмотр монастыря и вышли на улицу. И мы поехали обратно по уже знакомой мне дороге, через Чертов мост. На мосту остановились. Я где-то прочитал, что под мостом должны быть пещеры, ну мы и пошли это проверить.

Чертов мост и Крылья Татева

Внизу оказались оборудованы бассейны для купания

Сейчас, правда, никто не купался

Чертов мост и Крылья Татева

Никаких пещер мы там не увидели. Ну по крайней мере таких, куда бы вела тропинка. Как мне сейчас подсказывают, тропинок там и не было, в пещеру надо было лезть по тросу :)

Загадка для знатоков армянского языка. Куда пропала буква В в слове Воротан? Надпись на указателе по-армянски — Оротан.

Чертов мост и Крылья Татева

Тут, проезжая вдоль ущелья, я обнаружил торчавшую вдалеке на скале башенку.

Судя по инфощиту, место называется Арснадзор. Не путать с Архнадзором, а то вот Туристер мне предлагает исправить ;)

Чертов мост и Крылья Татева

Скала глубоко вдается в ущелье, так что виды с нее — просто улёт. Тем временем, часть листьев уже успела покраснеть, несмотря на август. В горах, по-видимому, осень наступает раньше.

А это вид в обратную сторону — здесь торчат вот такие два пика.

Чертов мост и Крылья Татева

Вобщем, еще раз подтвердилось правило, что приезжая куда-то во второй раз, видишь те вещи, которые в первый раз остались незамеченными.

Снова проезжаем Алидзор, село, где находится верхняя станция канатной дороги Крылья Татева. Потом едем на заправку в Горис. Далее наш путь лежит в Нагорный Карабах, потому решаем заправиться на всякий случай до полного бака. Что там в Карабахе с бензином — непонятно.

Чертов мост и Крылья Татева

Наконец-то мой рассказ о нашей экспедиции по странам Закавказья смыкается с моим давним рассказом про Карабах. Я его тогда написал сразу после поездки, поскольку все же в Грузии и Армении многие были, а вот Карабах это куда как более редкое туристическое направление. Так что не забудьте прочитать следующие четыре части.

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬНАЧАЛОВиза в Карабах и Лачинский коридор

Все опубликованные рассказы по проекту Закавказье-2015

1. Таллин-Киев-Баку — наша дорога на Кавказ

2. Ушли от моря горы, жажду утолив, и лег на берег город, охватив залив || Огонь, вода и нефтяные трубы

3. От Пламенных башен до Муслима Магомаева || Из Баку в Тбилиси через Гянджу и Рустави

4. Тбилиси — от горы Мтацминда до моста Мира || Картлис Деда и Инжировое ущелье

5. На машине по Грузии — Мцхета, Джвари и Уплисцихе || Там помянут кремлёвского горца

6. Под дождем из Боржоми в Бакуриани

7. Батуми — визитная карточка грузинской демократии || По «дороге смерти» через Хуло и Ахалцихе

8. Черная крепость и Мать Армения || По Армении от Гюмри до Еревана

9. По святым местам Армении — Гарни, Хор Вирап и Нораванк

10. Чертов мост и Крылья Татева || Лачинский коридор || Свадьба в горах и священный Казанчецоц

11. Папик, Татик и Степан Шаумян || Штурмуем Зодский перевал || Вокруг озера Севан

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия