Турист Тимофей (utmvdv)
Тимофей
был 12 августа 2023 8:21

Коломна — Россия Апрель 2017

Тяга к путешествиям, как черта характера, с ней надо родиться. Когда долго сидишь на одном месте, занимаешься однообразной работой, появляется желание сменить обстановку, рвануть куда-нибудь за тридевять земель. И разбираясь с возможными вариантами маршрутов начинаешь понимать, что лучше матушки России ничего нет. Она занимает 12-ю часть суши, таких просторов нет нигде и мест, которые завораживают, приводят в восторг здесь огромное множество, надо просто пошире открыть глаза.

Каждый, кто выезжал из Москвы по трассе М-5 вспомнит на указателях в 100 км от Москвы г. Коломну. Но мало кто помнит, что это за город, с одной стороны только двинулся в дорогу, с другой последнее время объездные дороги ускорив путь направляют нас на однообразные развязки и о красивых местах, через которые мы проезжаем напоминают лишь указатели.

Коломна — это милый городок в Подмосковье, куда с удовольствием приезжают туристы, чтобы осмотреть величественные крепости, старинные усадьбы, церкви и монастыри, живописные улочки, музеи с уникальными экспозициями. Город достоин включения в список «Золотого кольца», недаром его называют Суздалем Подмосковья или жемчужиной Московии.

Южные ворота Московии

Коломна впервые упоминается в Лаврентьевской летописи в 1177 году как пограничный форпост Рязанского княжества, она лишь на 30 лет моложе Москвы.

Одной из версий названия — это половецкое происхождение от «коллома» (охранение), город-крепость был заложен при впадении Москвы-реки в Оку, преграждал дорогу к русским землям с юга.

В Коломне не раз бывал Иван Грозный и Петр I. На рубеже XV века Коломна — самый богатый после Москвы город княжества. «Сей город сделался истиной столицей великого княжения и многолюдной и шумной» — описывает историк Н.Карамзин Коломну 1433 года.

Впервой четверти XVI века сооружён мощный каменный Кремль. После этого врагам ни разу не удавалось взять штурмом Коломенский кремль.

Южные ворота Московии

Интересный факт — парадными воротами Коломенского Кремля раньше были Пятницкие, они расположены на восточной стороне кремля и выходят на Владимир. Сегодня мы входим в Кремль с запада, со стороны Маринкиной башни и Москвы. На месте Пятницкой башни раньше находились деревянные ворота, в которые в 1380 году въезжал в крепость Димитрий Донской. На самом верху ворот в XVII веке висел набатный колокол, возле которого неотлучно находился часовой.

Кремль не раз реставрировали, по под новым красным кирпичем сохранена уникальная кладка XVI века. Из 16 башен сохранились лишь семь.

Знаковым для города стало в 1775 году пребывание Екатерины II. Ей не понравилась кривизна улиц и она распорядилась прислать своего личного архитектора. Михаил Казаков искусно составил генеральный план города и по сей день город радует прямыми улицами, продуманными скверами, величественными соборами, которые органично вписываются в архитектуру города.

Южные ворота Московии

В самом сердце Кремля расположена Соборная площадь, старейшая площадь Коломны XIV века постройки.

И, что не менее важно Кремль относится к жилой части города, там живут простые люди.

В Коломне более 420 памятников, из которых 70 — федерального значения, большинство из них в шаговой доступности.

Я часто проезжал через Коломну транзитом в Москву, видел красивые соборы и могучую крепостную стену, но всегда не хватало времени. Весной 2017 года выдалась оказия показать гостям достопримечательности. Свои рязанские достопримечательности мы показывали раньше, а тут всего в 80 км и такая красота.

Южные ворота Московии

Осмотр города мы начали со Старо-Голутвина мужского монастыря. Он расположен в самом красивом уголке Коломны, где сливаются Москва-река и Ока. Говорят, что повелел построить на этом месте монастырь сам Дмитрий Донской, который дал обет перед битвой на Куликовом поле.

В строительстве и освящении первого храма — Богоявленского Собора в 1385 году, принимал участие Сергий Радонежский, один из соборов монастыря носит его имя и стоит памятник. Большую ценность представляет библиотека монастыря — в ней 123 рукописные книги из очень дорого пергамента.

Мы спустились в подвал и нам показали камни, по которым ступала нога Дмитрия Донского.

Южные ворота Московии

А это наконечники башен, которые были расстреляны вандалами в годы революции 1917 года. А в 1922 году всю братию арестовали и расстреляли, монастырь закрыли. Однако, как рассказывал нам отец Николай, проведение хранило монастырь, на его территории были склады, спортзал, квартиры, однако никто не разрушил ни одного здания и в 1994 году монастырь ожил, сегодня в нем многолюдно, работает воскресная школа и братия с божьей и людской помощью восстанавливает былое величие.

Самая высокая и самая мистическая башня Коломенского Кремля — Маринкина. До сих пор ходит легенда, что кружит над этой башней черная ворона, сторожит сокровища, спрятанные где-то на территории Кремля. Ворона эта — Марина Мнишек, заключенная в эту башню в 1588 году за предательство, но будучи ведьмой, обернулась птицей и покинула свою темницу. Предание опирается на реальные исторические факты. В июле 1612 года, Мнишек, жившая в Коломне с сыном, совершила предательство и открыла крепостные ворота, осаждавшим город врагам. Коломна была разорена поляками.

Храм «Ангельского пения» — так называли в народе Крестовоздвиженский собор Брусенского монастыря благодаря прекрасной акустике. Построенный трудами игуменьи Олимпиады в середине XIX века, пятиглавый красавец-храм из красного кирпича с белокаменными деталями является украшением Кремля.

Южные ворота Московии

В Коломне умеют готовить по рецептам старых кулинаров, о чем свидетельствует интересная достопримечательность города — открытый в 2008 году музей «Коломенская пастила». Он расположен в купеческой лавке сладостей XVIII века. Пастила со вкусом яблок, малины, мёда, клубники, шоколада, без красителей и консервантов помогает посетителям музея ощутить вкус старинной жизни. Подходя к зданию уже чувствуется настроение и никто не останется равнодушным и съест вкусную плитку. Кроме этого в подарок мы взяли с собой сладости в красивых коробках ручной работы.

Не мог пройти мимо и сфотографировал икону с перечислением человеческих грехов, чтобы потом посмотреть подробней и примерить к себе.

Южные ворота Московии

Ещё одна жемчужина в ожерелье Кремля — храм Тихвинской иконы Божией Матери, возведенный в 1776 году на Соборной площади. Изначально он был небольшого размера, в 1860 году перестроен и расширен в пятиглавый просторный храм с тремя престолами. К его западной стене примкнула белоснежная шатровая колокольня.

Музей истории жилищно-коммунального хозяйства расположен в здании, где раньше находилась водонапорная башня. Музей бесплатный, в нем можно увидеть вещи и инструменты, которыми пользовались работники сферы обслуживания последних двух веков. Экспонатов много, все организовано со вкусом и любовью. Многие экспонаты напоминают детство и поэтому становятся роднее.

Еще одна удивительная особенность города — водоразборные колонки (бассейка Шевлягиной М. А.). Одна из богатых жительниц города вложила деньги и построила по городу водопровод и бесплатные колонки, которые люди назвали ее именем.

За неполные пять часов мы обошли лишь частичку красивого исторического местечка Коломны, было холодно, поэтому дальше мы решили согреться и перекусить. Но для себя решили обязательно вернуться сюда снова и пережить эти счастливые моменты русской истории!