Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 21:13
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Ехегнадзор, Арарат, Горис, Гарни, Ереван — Армения Август 2015

Когда я в прошлом году путешествовал по Армении, все местные жители меня первым делом спрашивали - а в Гарни и Гегарде ты был? Когда узнавали, что не был, то тут же предлагали - слюшь, брат, поехали, недорого! Но тогда, увы, у меня на это уже не оставалось времени. Но зато в этот раз я уже знал, куда мы первым делом поедем в окрестностях Еревана. Впрочем, сначала нам надо было заскочить в посольство Нагорно-Карабахской Республики и получить разрешение на пребывание там, которое для нас еще в Гюмри выхлопотал хозяин нашего жилья Александр. Да, как мне тут замечают, мы могли бы ехать и без всяких разрешений, и нас бы скорей всего тоже пустили, но потом все равно пришлось бы заезжать для регистрации в МИД НКР в Степанакерте, а имея разрешение на руках, никуда заезжать уже не надо. Так что раз уж предложили все сделать заранее, то почему бы и нет?

По святым местам Армении - Гарни, Хор Вирап и Нораванк

Получив бумаги, мы отправились в сторону Гарни и Гегарда. Несмотря на то, что их обычно упоминают в паре, это оказались два разных объекта. Гарни - античный храм, построенный в начале нашей эры, а Гегард - это уже христианский монастырь. Но что удобно, и в один, и в другой ехать от Еревана надо по одной дороге.

Ближе к Еревану находится храм Гарни. Когда мы приехали, там уже было полно народу, а у входа вовсю шла торговля сувенирами.

По святым местам Армении - Гарни, Хор Вирап и Нораванк

Поскольку это не христианский храм, а музей, посещение платное. Покупаешь билет и проходишь на территорию. Парковка, кстати, тоже платная.

И вот он - храм Гарни. Единственный дохристианский храм на территории Армении.

По святым местам Армении - Гарни, Хор Вирап и Нораванк

Утверждается, что храм был построен армянским царем Трдатом I в 76 году н.э. Об этом говорит обнаруженная на месте постройки надпись на греческом языке -

Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, построил эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования.

Почему надпись на греческом, а не на армянском? А это интересно - оказывается, Великая Армения много веков существовала, не имея своей письменности. Все вроде как говорили на армянском языке, но документацию вели на других языках - греческом, парфянском или арамейском. Армянский алфавит будет создан Месропом Маштоцем лишь в 405 году.

По святым местам Армении - Гарни, Хор Вирап и Нораванк

Место и правда неприступное, со всех сторон горы

Впрочем, там же в Википедии указано, что крепость на этом месте была еще во времена государства Урарту задолго до нашей эры. Но не буду вдаваться в детали, будем считать, что при Трдате I на этом месте была построена летняя резиденция для него, а также храм в древнегреческом стиле.

По святым местам Армении - Гарни, Хор Вирап и Нораванк

Сейчас, правда, что от крепости, что от царского дворца, мало что осталось. Посреди развалин стоит лишь один храм с колоннами.

Но могло не быть и его. В 1679 храм был разрушен землетрясением и несколько веков на этом месте были лишь руины. Вот так они выглядели в начале XX века. Фото с Википедии.

По святым местам Армении - Гарни, Хор Вирап и Нораванк

Во время реставрации в 1970-х годах советские археологи собрали храм Гарни буквально по кусочкам. В 1976 году он был открыт для публики.

Теперь вокруг гуляют любопытные туристы

По святым местам Армении - Гарни, Хор Вирап и Нораванк

А их снимают не менее любопытные блогеры :)

Вобщем, прогуляли мы по музейному комплексу довольно долго. Ну невозможно сразу уйти, когда вокруг такие захватывающие виды.

По святым местам Армении - Гарни, Хор Вирап и Нораванк

Обычно после Гарни все туристы едут к следующему объекту - монастырю Гегард. Но нас поджимало время - нам надо было к вечеру успеть добраться до юга Армении, осмотрев по пути еще немало мест - а потому решено было в Гегард не ехать, а сразу двигаться в сторону Арарата и монастыря Хор Вирап. Выложу сразу карту всего сегодняшнего маршрута.

Как мы от Гарни ехали к Хор Вирапу - это целая история. Заезжать снова в Ереван и стоять там в пробках нам ужасно не хотелось. Решили попытаться объехать город по указателям. Однако первый из указателей свернул нас на дорогу такого ужасного вида, что я, проехав по ней метров сто, предпочел развернуться. Пришлось ехать дальше в сторону Еревана. Но вот на подъезде к нему появился еще один указатель на объездную дорогу M15, и на этот раз там даже был асфальт. Однако, свернув на нее, мы вскоре оказались на городской свалке, где среди мусора копошились бомжи. Увы, я тогда был за рулем, поэтому фотографий не сохранилось. Может это и к лучшему :)

Но вот что про это место удалось найти на сайте "Независимой газеты" -

Ереванская городская мусорная свалка в Нубарашене – это огромное захламленное и зловонное пространство, где гниют, самовозгораясь, отходы, выбрасываемые со всех концов города. Мусорная свалка в ереванском микрорайоне Нубарашен еще с советских времен стала настоящим бедствием для его жителей. За последние 50 лет площадь свалки увеличилась с 20 до 52 гектаров. Здесь уже скопилось около 7 млн. тонн мусора. Только из Еревана ежегодно вывозится 140 тонн необработанных бытовых отходов.

Свалка производит удручающее впечатление, а ветер разносит смрад далеко за ее пределы, еще более усугубляя и без того проблемную экологическую ситуацию в столице Армении. Горы мусора – это уже не метафора, это реальные холмы, растущие ввысь и вширь, приобретающие все более и более угрожающие размеры.

Вобщем, можете представить, как мы там ехали. Ладно хоть там сквозной проезд оказался, а то боялись, что заедем в тупик :)

Успешно миновав свалку, мы зачем-то свернули с M15 направо и оказались в еще одном адском месте - огромной промзоне, занимаемой химическим комбинатом "Наирит". Утверждается, что в советское время он занимал 10-12% мирового рынка синтетического каучука. После развала СССР завод, разумеется, работать перестал. И это видимо как раз на него экскурсовод в прошлом году показывала, когда мы выезжали из Еревана в сторону Татева - "А вот там раньше находились наши заводы. Сейчас это все не функционирует, а армяне теперь работают в других странах".

Кстати, а вы в курсе, что при СССР в Армении разрабатывали и производили компьютеры своей собственной конструкции? Назывались они тоже - "Наири". А до этого были полупроводниковый "Раздан" и ламповый "Арагац". В 1950-х годах! Вот кто сейчас об этом помнит?

Но выехав наконец из Еревана, мы вскоре добрались в еще одно знаковое место, куда я не смог попасть в прошлую поездку - монастырь Хор Вирап. Знаменит он прежде всего тем, что находится на склоне горы Арарат, а еще тем, что именно здесь находилась тюрьма, в которой царь Трдат III 15 лет держал Св. Григория Просветителя. Пока тот наконец в 301 году не уговорил царя принять христианство и крестить Армению.

По святым местам Армении - Гарни, Хор Вирап и Нораванк

Машину мы оставили вон там внизу на стоянке и пошли в гору к монастырю

За стенами монастыря стоит церковь

По святым местам Армении - Гарни, Хор Вирап и Нораванк

Церковь построена как раз над подвалом, где 1700 лет назад держали узников. Туда ведет узкий колодец с лестницей. Многие лезут вниз. Я, разумеется, не полез, а лишь сунул фотоаппарат и сделал пару кадров :)

А вот Арарат мы на этот раз, увы, не увидели. Мало того, что над ним как раз висело солнце, так он еще и был закрыт облаками. Ну вот казалось бы, ясная погода на улице, голубое небо, но нет, высокие вершины как будто притягивают к себе облака, это я уже давно заметил.

По святым местам Армении - Гарни, Хор Вирап и Нораванк

Так что пришлось ограничиться видами сверху на окрестности

Ну и обязательно надо подняться на гору, чтобы заснять монастырь сверху.

По святым местам Армении - Гарни, Хор Вирап и Нораванк

А это мы уже в следующей точке маршрута - свернули с основной трассы и едем по горному ущелью в сторону монастыря Нораванк. Монастырь стоит в невероятно живописном месте - на неприступной скале. Вон там слева вверху уже и купола церквей показались.

Церквей здесь две. Слева более старая - Сурб Карапет, она была построена в 1206-1227 годах. Справа - более новая и более знаменитая - Сурб Аствацацин. Церковь Богородицы, она же Бурталашен - по имени тогдашнего правителя этих земель. Она была построена в 1339 году известным мастером того времени по имени Момик.

По святым местам Армении - Гарни, Хор Вирап и Нораванк

Церковь знаменита тем, что она двухъярусная, причем главный ярус, где молельный зал, находится на довольно приличной высоте. Ведут туда довольно опасного вида узкие лесенки без перил. Всем приезжающим надо туда подняться, без этого посещение не засчитывают. Я же рисковать не стал :)

Но вообще место конечно потрясающее. Еще и эти красные скалы вокруг. Посмотрите вот этот видеоклип - Артур Карапетян поет на фоне монастыря Нораванк.

Когда мы приехали к Нораванку, никто не попытался взять с нас деньги за парковку. Но вот когда мы стали уезжать, какие-то мутные люди подошли и стали клянчить плату. Ну ребята, сразу надо условия оговаривать, по приезду. А раз опоздали, то извините, ничего не получите :)

По святым местам Армении - Гарни, Хор Вирап и Нораванк

Рядом с монастырем располагается город Ехегнадзор. Указатель, судя по всему, как при СССР поставили, так до сих пор и стоит, за столько лет даже почти и не облез :)

Вернувшись на главную трассу, мы вскоре остановились вот в этом месте, у придорожного рынка. Тетя Таня походила вдоль прилавков и купила пластиковую бутыль с домашним армянским вином. Оно оказалось несколько повкусней той "косорыловки", которой нас угостили в Грузии. Вот только выпить толком не удалось - когда мы к вечеру приехали в отель, оказалось, что Таня уже успела "уговорить" всю емкость. Ну вот недаром она всю дорогу была такая веселая :)

По святым местам Армении - Гарни, Хор Вирап и Нораванк

Юг Армении отделяет от остальной территории Зангезурский хребет и проходящий через него Воротанский перевал. Год назал, проезжая здесь с автобусным туром, мне пришлось фотографировать эти ворота из окна прямо на ходу. Сейчас же можно было остановиться и выйти. Высота - 2344 м, на перевале ужасный холод, несмотря на как бы август. Обошли ворота вокруг. Судя по всему, построили их еще в советское время, сейчас плиты уже облупилось, кругом валяется мусор.

Удалось расшифровать армянскую надпись на правой стеле. Սիսիան - Сисиан. В советское время здесь проходила граница Сисианского района. В 1995 году Армения перешла на новое административно-территориальное деление, и четыре самых южных района объединили в одну Сюникскую область. Теперь это ее граница. Но на переделку монументальной стелы денег, разумеется, не нашлось. Так и стоит как памятник ушедшей эпохи.

По святым местам Армении - Гарни, Хор Вирап и Нораванк

А это мы уже едем дальше. Типичная ситуация на любой армянской дороге. Я по этому поводу тогда даже анекдот придумал. Какую дорогу в Армении или Грузии называют новой? А это когда асфальт положили, а коровы поверх нагадить еще не успели :)

Уже в темноте мы приехали к месту ночлега - в город Горис. Он находится в котловине между гор и этим отдаленно напоминает боливийский Ла-Пас, особенно если смотреть с верхней точки серпантина.

По святым местам Армении - Гарни, Хор Вирап и Нораванк

Да, в Татев мы сегодня не успели, а значит придется ехать туда завтра с утра. При этом экспедиция разделится на две группы!

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬНАЧАЛОЧертов мост и Крылья Татева

Все опубликованные рассказы по проекту Закавказье-2015

1. Таллин-Киев-Баку — наша дорога на Кавказ

2. Ушли от моря горы, жажду утолив, и лег на берег город, охватив залив || Огонь, вода и нефтяные трубы

3. От Пламенных башен до Муслима Магомаева || Из Баку в Тбилиси через Гянджу и Рустави

4. Тбилиси — от горы Мтацминда до моста Мира || Картлис Деда и Инжировое ущелье

5. На машине по Грузии — Мцхета, Джвари и Уплисцихе || Там помянут кремлёвского горца

6. Под дождем из Боржоми в Бакуриани

7. Батуми — визитная карточка грузинской демократии || По «дороге смерти» через Хуло и Ахалцихе

8. Черная крепость и Мать Армения || По Армении от Гюмри до Еревана

9. По святым местам Армении — Гарни, Хор Вирап и Нораванк

10. Чертов мост и Крылья Татева || Лачинский коридор || Свадьба в горах и священный Казанчецоц

11. Папик, Татик и Степан Шаумян || Штурмуем Зодский перевал || Вокруг озера Севан

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия