Турист Ольга Потемпа (Astro4ka)
Ольга Потемпа
была 14 декабря 2023 18:00

Корсика — Франция Июнь 2017

Двух-недельное автопутешествие по острову Корсика.

После вчерашнего девятичасового похода на пик Орто, затем прощального вечера с друзьями, затянувшегося за полночь, утром, на удивление, поднялись рано, чувствуя себя совершенно бодрыми. Душ, завтрак, сбор вещей, снятие палатки, горячее прощание с соседями и мы в дороге по направлению к деревне со смешным названием Калакучча (Calacuccia).

Особо не спешили, так как ехать всего 60 километров. Но не надо думать, что это час пути, дорога представляет собой сплошной серпантин и пролегает по горам, весь путь у нас занял четыре часа, правда с многочисленными остановками на то-и-сё, так как за каждым новым поворотом открывалась уникальная панорама.

Мы всё дальше и дальше уезжаем от моря в горы.

И конечно — корсиканские чёрные свиньи, целыми семьями валяющиеся на дороге. С ними у меня особая история: поросята-малыши казались настолько милыми, что решила их угостить, так как фото рядом с ними никак не получалось, несмотря на то, что вроде и рядом, вроде и спят, но стоит подойти ближе, мгновенно улетучиваются, близко к себе никого не подпуская. Видя, что взрослые свиньи валялись несколько поодаль, подошла к поросятам с печеньем и…едва успела отскочить, когда здоровый серый хряк кинулся на меня, а ведь казалось он гулял далеко, видимо зрение у них +++. Пока поросятина остановился, проехав на лапах, пока развернулся (это секунды), я успела перепрыгнуть через сгрудившихся вокруг меня поросят и заскочить в авто, едва закрыла дверь, как услышала — бах, это хряк с разбега ткнулся в дверцу машины. Это не была агрессия, свин решил тоже угоститься. Совет — не кормите свинок на Корсике!

Все остальные многочисленные туристы, с интересом наблюдавшие за этой сценой, тоже быстренько ретировались. Мало того, что испугалась, ещё и выслушала длительное бу-бу-бу от мужа, успокоившегося лишь на следующей парковке, когда убедился, что авто цело.

Так хотелось их погладить и ощутить полосатую шорстку на ощупь.

По дороге неоднократно встречали наших соседей по кемпингу, направляющихся в Корте этой же дорогой. Они выехали позже, но машина у них помощнее, да и на остановках не особо задерживались. Мы видели их в начале пути, спускающихся в ущелье с рюкзаками, поэтому не мало были удивлены, когда на очередном панорамном виде снова их увидели. Оказывается, они решили отметиться на дне ущелья у реки Спелунка, помочить ножки и сделать пару снимков. Пока они спускались и поднимались, мы были «заняты» поросятами, поэтому снова встретились на одной из смотровых площадок.

Восхождение на самую-самую вершину Корсики

Поболтали, так как эта встреча ожидалась быть последней, через десять километров мы должны были свернуть в горы к деревне Лоцци, где располагался кемпинг. Неожиданно для себя, я предложила поехать с нами и вместе подняться на Монте Чинто, поскольку сама судьба не даёт нам скоро расстаться. Тем более кемпинг, где мы решили остановиться, практически по дороге на Корте и если что пойдёт не так, они в любой момент могут сорваться и поехать в своём направлении. Ребята оказались лёгкими на подљём и, недолго подумав, согласились. Остальную часть пути ехали вместе.

Водохранилище Калакуччи.

За деревней Калакучча, в которой остановились пообедать и скупиться, свернули на узкую дорожку в горы. Через три километра появилась пара домиков деревни Лоцци и дорога резко закончилось возле двух кемпингов. Нижняя часть деревни Лоцци, где расположился нами выбранный кемпинг, находится на высоте 820 метров. А сама деревня разбросано на большой территории по 1–2 домика на разной высоте.

По прибытии не знали — который из кемпингов выбрать, но судьба решила за нас. Подљехал разбитый джип и вышедший мужичок сразу кинулся к нам, оказавшись владельцем одного из кемпингов, а когда посыпалась французская речь, весь расплылся в улыбке, едва не кинувшись обниматься. Вот ведь удача, что уговорили ребят ехать с нами, а чтобы было понятней, немного отвлекусь на разљяснение.

Перед дорогой почитали немало отзывов о восхождение на Монте Чинто с южной стороны, где самая большая проблема — семикилометровая дорога, ведущая к началу восхождения, которую и дорогой то нельзя назвать, очень серпантинистая, очень узкая и сильно разбитая, по которой с трудом проходят авто 4×4. Идти пешком с кемпинга — это преодолеть 1900 метров перепад высоты, а ещё уставшими топать обратно аж 7 километров по дороге к кемпингу. Можно, что многие и делают, договориться о подвозе туда и обратно, что стоит от 50 евро за машину и то, если водитель захочет или не занят. Мы уже думали, каким образом будем договариваться, не зная французского, скорей всего пришлось бы топать пешком, а это гораздо тяжелей, нежели просто взойти на вершину. Обо всём этом мы переговорили с ребятами по дороге к кемпингу, поэтому, прежде чем устроиться, они сразу начали договариваться за машину по подвозу нас к месту восхождения.

Недолго поспорив — сошлись на цене 40 евро с машины, т. е. 10 евро с человека за то, чтобы утром нас доставить к месту восхождения, а вечером забрать, считаю, что нам здорово повезло. Спасибо друзьям, назову их Эни и Морис, т. к. позже в изложении частенько придётся их упоминать, они сняли с нас груз договаривания, облегчили дорогу и сэкономили деньги.

Остальную часть дня устраивались, готовились к восхождению и просто отдыхали, общаясь за бутылочкой вина.

Разбудил всех очень рано рык быка, бредущего по дороге рядом с кемпингом. А за ним потянулись и туристы, шагавшие на Монте Чинто, не сумевшие или не захотевшие нанимать машину.

Душ, завтрак, рюкзаки и мы в 8 утра уже сидели в машине. По дороге перегоняли туристов, отправившихся на восхождение часа в 3–4 утра, немало видели и машин, оставленных на обочине дороги на разных расстояниях, кто-куда сумел добраться. В конце дороги на парковке уже стояло несколько машин, две из них не 4×4, как они сумели доехать, одному богу известно, но так бить машину может только тот, кому она досталась даром или перед отправкой её в утиль. Нас на джипе кидало в разные стороны, иногда от страха закрывала глаза на крутых поворотах на 180 градусов, где водитель почти не снижал скорости. А глубокие ямы и трещины обљезжали по кромке над пропастью.

Покорение вершины Монте Чинто является не сложной задачей с точки зрения спортивного альпинизма. Для успешного восхождения не требуются ни кошки, ни сложная страховка, восхождение может быть совершено при любой погоде и практически в любой сезон.

Это точка зрения опытных альпинистов, и ключевое слово «не сложно» оказывается ошибкой для многих, пытающихся взять вершину. Лезут на Монте Чинто в большинстве своём обычные туристы, не имеющие даже минимальной подготовки, некоторые в лёгких кроссовках, гора просто не принимает такой легкомысленности и…возвращает обратно. Это сложный переход для обычного туриста, там всё же потребуются навыки восхождения и физическая подготовка.

В 8.30 начали восхождение. Жара за 30! По рассказам Эни и Мориса вечерами в кемпинге, поняли, что они бывалые туристы, поднимались на такие вершины, что нам и не снились, поэтому сразу договорились — нас в пути не ждать. Встречаемся ВСЕ здесь, на парковке, на всякий случай обменявшись номерами сотовых телефонов. В плане было подняться на вершину более короткой тропой, а спуститься по более сложной и длинной, через два озера.

Восхождение на самую-самую вершину Корсики

Кустики, такие зелёные и пушистые, на самом деле очень колючие. Ни кто не остался без кровавых царапин.

Восхождение на самую-самую вершину Корсики

Вершина Монте Чинто обозначена жирной стрелкой, а тонкой — место, где оставили Эни. И вот на такое (от Эни до вершины), казалось бы небольшое расстояние, мы карабкались 1.5 часа. Но до этого ещё далеко. Да — это горы, здесь не имеет важности растояние и даже высота, всё зависит от сложности перехода.

Внизу домик с зелёной крышей, где сделали первую паузу. Впереди снова ожидает колючий и высокий бесконечный кустарник. Сейчас он смотрится крошечным зелёным пятном (ниже под местом, где оставили Эни). Но до него ещё топать и топать.

Восхождение на самую-самую вершину Корсики

Через час от начала пути первый отдых, в домике вода, туалет. На высокие зубчатые пики за домиком скоро будем смотреть сверху.

Восхождение на самую-самую вершину Корсики

Вершина Монте Чинто «спряталась» за скалами, теперь её увидим лишь на последних метрах подљёма к ней. Руки снова пришлось перевязать, на коже появились пузыри, не смотря на то, что смазала кремом против ожога.

Домик, где отдыхали, остался далеко внизу, хорошо виден наш подљём и крутой спуск с парковки прямо по курсу по скалам. Слева, где зелень и казалось бы пройти легче — крутой склон, заросший колючим кустарником и уходящий в глубокое ущелье к речке. Мы перешли её над водопадом.

Восхождение на самую-самую вершину Корсики

Шли очень медленно — это не наш темп, но приходилось ждать Эни. Мы втроём шли вперёд, затем отдыхали, ожидая Эни, потом приходилось сидеть с ней, т. к. она тоже должна была отдохнуть. Это не только нас, но и её саму здорово напрягало, но идти медленнее для меня значило сильно устать, мы с мужем уже привыкла к своему темпу, в горах это очень важно.

Колючий кустарник, казалось, будет бесконечно.

Выбрались из кустарника! Но теперь пошли камни. Тропа исчезла, ориентировка по краске, нанесённой на камнях или по фигуркам, уложенным из камней.

Восхождение на самую-самую вершину Корсики

Здесь отдохнули и перекусили. В пути 3 часа.

Палки пришлось сложить, далее больше на четвереньках практически по вертикальной плите.

Восхождение на самую-самую вершину Корсики

Сыпуха — как же трудно по ней идти, когда под ногами «живые» камни, вот на таких подљёмах на голову позади идущих могут посыпаться камни. Впереди резкий подљём, приходилось быть осторожным и соблюдать дистанцию.

4 часа подљёма. Отдых. Мы тогда не знали, сколько потребуется времени до вершины и обратно, так как встречные туристы до верха не дошли, застряли именно здесь, где начинается сильная сыпуха и камнепад — это самый крутой и опасный участок. Те, что его прошли и дошли до вершины, обратный путь выбрали через озёра, именно таким образом и мы хотели пройти.

За мной скала с оборудованием для сотовой связи на вершине, через полтора часа она будет далеко внизу.

Мы думали, что через пару часиков вернёмся, ан нет, вернулись через три, бедная Эни, забегая вперёд скажу, по прибытии застали её совершенно замёрзшую, т. к. скалы продувались ветром и спрятаться было негде, нам было искренне её жаль, понимая, какое это премерзкое дело «ждать и догонять», что и выпало на её долю в этом походе.

Трудности начались в самом начале, после того, как оставили Эни. Тропа, которой нет и в помине, круто пошла вверх, из-под ног сыпались камни, поэтому поднимались на расстоянии 10–15 метров друг от друга. Самое худшее, что именно там, где сильнейший камнепад, подниматься приходилось в узкой «трубе», где от камней не отскочить, не уклониться. При падении один камешек тащил за собой целую лавину, порой цепляя и здоровенные камни.

На обратном пути здесь я чуть не убила Мориса, думая, что он уже дошёл до конца, стала спускаться, сразу же полетели камни, высота трубы метров 30, поэтому камнепад быстро набрал скорость и силу, вовлекая в падение новые камни. Морис, услышав шум, последние метры проехал на заднице и едва успел отскочить. Ужас.

Восхождение на самую-самую вершину Корсики

При подљме уже в другую «трубу», Вальдемар чуть не забил даму в красном, которая сразу полезла за ним. Перепугавшись насмерть, дама повернула назад и позже жаловалась Эни, что мы намеренно хотели её убить.

Заблудились, что не мудрено, так как «добрые» туристы и ветер пораскидали каменные фигурки — указатели. Пошли напролом и докарабкались до тропы, по которой должны были возвращаться через озёра.

Восхождение на самую-самую вершину Корсики
Молодёжь уже побывала на вершине и направляется через озёра к парковке.

Мы на вершине Монте Чинто 2706 метров! 5 часов 30 минут длился подљём. Думаю, поднялись бы за меньшее время, не будь этих частых ожиданий и многочисленных пауз, но…что получилось, то получилось, счастливы, что мы сумели это сделать. Возвращались тем же путём, так как надо было забрать Эни. Морис предлагал нам идти по плану, но зачем заставлять их ждать, вместе, так вместе, да и жаль было Эни, которая проторчала на скале 3 часа.

Виден пик второй по высоте горы Корсики — Монте Ротондо 2622 м., но гора несколько сложнее для восхождения, нежели Монте Чинто.

Восхождение на самую-самую вершину Корсики

Далеко внизу деревня Аско. Мы полюбуемся на вершину Монте Чинто оттуда завтра.

Вершину Монте Чинто на последнем отрезке подљёма закрывала гора со снегом наверху, вот на неё мы карабкались круто вверх и это она «плевалась» на нас камнями и сыпухой, а с вершины Монте Чинто смотрится как безобидное плато.

Восхождение на самую-самую вершину Корсики

В 18 были на парковке, куда спустились за 4 часа, а весь поход длился 9.5 часа. Несколько раз пытались дозвониться до водителя, но телефон был вне доступа. Интересненький расклад, хоть мы ещё не оплачивали проезд, но уговор есть уговор. Подождав минут 30, решили топать пешком 7 км. по этой раздолбаной дороге. К счастью, вдали увидели пыливший джипик, а позже извиняющегося водителя. Через полчаса сидели в кафе кемпинга, отмечая удачное восхождение.

В последнем отчёте нашего путешествия по Корсике: пустыня Агриатири; северный полуостров с изумительными пляжами и красивейшая Бастия.

Все части нашего путешествия по Корсике:

1 рассказ Ливорно-Бастия, Корте и ущелье Рестоника.

2 рассказ Некрополь Алерии и иглы Бавелы.

3 рассказ Цитадель и гроты Бонифачо.

4 рассказ Мегалиты Каурии, столица Аяччо и бухта Порто.

5 рассказ Удивительные скалы Каланки.

6 ф.альбом Фантазии Каланки.

7 рассказ Поход по горному массиву Орто.

9 ф.альбом Полуостров Corse.

10 рассказ Бастия — «морские ворота» Корсики.