Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Сахалинская область — Россия Июнь 2010
Базовый лагерь "В тени Крузенштерна"

Сахалин. Мыс Анива: трое в лодке, не считая….

К 2010 году я окончательно разленился, и перестал залазить под рюкзак. Это привело к тому, что я стал искать альтернативные способы перемещения в пространстве.

Идеальным, на мой взгляд, было бы перемещение на паланкине. Тебя несут, а ты смотришь по сторонам и изредка высовываешься из тени балдахина, властно-нехотя даешь отмашку несущим твое бренное тело, остановиться, фотографируешь понравившиеся объекты, корректируя носильщиков (вправо-влево-назад-стоп). Естественно, такой вариант не прокатывал, прошли те времена эксплуатации, к тому же это было бы противно, в связи с укоренившейся в мозгу системой советских ценностей. Вариант с шерпами тоже не прокатывал, по тем же причинам. Оставалось одно — прибегнуть к техническим приспособлениям, вроде механизированных средств передвижения. Мотоциклы, мопеды, квадроциклы, автомобили, велосипеды отпадали — на западном побережье Тонино-Анивского побережья они бесполезный металлолом, ибо кругом скалы, камни и зыбучий песок. Лодка с мотором напрашивалась сама собой, оставалось только ее найти, а в придачу и человека который бы ей управлял, иначе вся затея теряла бы смысл. А затея заключалась бы в том, что бы на лодке управляемой профессионалом, перевозился груз (снаряжение, продукты питания, вещи) чартером, а другие профессионалы делали мониторинг побережья, двигаясь без вещей от точки до точки. В последней точке должен быть минимальный набор опций: приготовленный ужин (или его подобие), поставленная палатка для ночевки и весело горящий костерок. Ну и конечно уютно сидящий у костерка профи, истомившийся ожиданием прихода других профи. В роли профессионала-лодочника выступил Игорь, человек непростой и запутанной судьбы, которых очень много на Сахалине. Был он: без определенного места работы, без определенного места жительства, без определенного семейного положения, без чего-либо вообще. Попытка выяснить, вечером у костра, что же у Игоря есть, ни к чему не привела, да это и не важно, на самом деле. Вот есть человек, совершенно ничем, ни приметный, живет себе, и живет не заморачиваясь. Летом на путине — работает, зимой устраивается, где потеплее, в кочегарке, например, там и живет. Сколько таких — никто не считал, да и государству на них наплевать, да и им на государство.

Игорь устроился на путину и ждал прихода рыбы. Но рыбы не было и на стане было скучно, вот и вызвался пройтись на лодке, вокруг полуострова. Мой друг Саня, выполнявший роль бригадира рыболовецкого стана, этого Игоря и привёз, вместе с лодкой и горючим. Что касается Сани, то будучи студентом-заочником кафедры Государственного и муниципального управления Тихоокеанского государственного экономического университета, он болел всей душой за НИР, которую я проводил, ведь это была тема его дипломной работы. Звучала тема так: «Управление туристскими ресурсами в муниципальном образовании». Высший пилотаж, если представить, что в муниципалитетах научатся этими ресурсами управлять, это конечно фантастика, но мы эту тему продвигали, и даже добились скромных результатов. Что касается еще одного члена нашей небольшой экспедиции — Татьяны, то она как руководитель «Центра инновационных проектов» ГМУ-ТГЭУ, заинтересована была не менее, чем я, Саня или Игорь. Так вот все и срослось, очень удобно для всех. И лодочник есть, и жена под боком. По результатам «Мониторинга туристских ресурсов Тонино-Анивского полуострова», был составлен пухлый отчет, с реестром, кадастром и прочими прибамбасами, который затерялся в архивах ликвидированного филиала ТГЭУ и канул в лету, никому не нужный. Но вот память осталась, в виде фотографий да материала, который был собран за пять дней нашего пребывания на полуострове. Сразу нужно заметить, что намеченную программу, мы выполнили только наполовину, да и берегами полуострова прошли тоже наполовину — восточным побережьем мы не прошли, так как с первой попытки коварные течения мыса Анива, преодолеть не смогли, а пока обсыхали на берегу и ждали у моря хорошей погоды, стало поздно, да и честно говоря лень тащиться на другой берег, сменяя «тень горы Крузенштерна», на ветренно-туманный охотский берег.

Нужно отметить, что полуостров этот — рай для «туристов-отшельников», здесь огромное количество объектов, которые могут вызвать восторг от их посещения, место для релаксации и медитации. И самое главное — здесь очень пустынно, людей нет, намека на то, что они где-то существуют тоже. Мне кажется, что пустынность и безлюдье, это главное богатство острова. Особенно это остро ощущается после суеты и шума агломераций, таких как Сеул, Токио или Сингапура, потоков машин и людей, где ты никого не знаешь, ты никому не нужен и никому не интересен. Трудно быть одним из 7,5 миллиардов себе подобных. А здесь, ты начинаешь чувствовать себя, наедине с морем, скалами, лесом…

Тонино-Анивский полуостров — один из четырех крупных полуостровов Сахалина. Это один из «плавников» острова, а если быть точнее то хвостовой, а если быть еще точнее, то, верхняя лопасть обратно-гетероцеркального хвостового плавника. Это означает, что лопасти существенно разной длины, причём нижняя лопасть (полуостров Крильон) длиннее, и в неё заходит хвостовой отдел позвоночника — Камышовый хребет.

Тонино-Анивский полуостров короче Крильона, поэтому мыс Анива не стал крайней южной точкой Сахалина, уступив это место мысу Крильон, откуда возможно покидать «камешки в далекий пролив Лаперуза». Полуостров расположен на крайнем юго-востоке и вытянут на 94 км с севера на юг, при этом длина береговой линии составляет около 110 км по восточной стороне, 60 км по западной. Тонино-Анивский полуостров узкий и меридионально вытянутый. В южной части, с берега на берег ширина составляет до 1,5 км, в центральной части до 21 км.

Вот по плану мы и собирались выйти из устья реки Игривая, пройти западным берегом до мыса Анива, оттуда восточным берегом пройти мыса Баклан, Корнелия, Евстафия, Левенорна и Менапуцы, добравшись до озера Птичьего.

Экспедиционное барахло
Сбор лодки

До Игривой доехали за пару часов, на «Ниссан-Сафари», быстро выгрузились, собрали лодку, посидев на дорожку на берегу речки тронулись на юг.

Мысли напоследок....
Карта маршрута

Саня махнул рукой на прощанье и покатил по своим делам. Первые десятки километров совершенно не примечательны, промелькнули оставшиеся от погранзаставы «Южной» строения, широкая долина реки Славянки, откуда джиперы стартуют на г. Крузенштерна, через речку Горбушу. Через шесть километров от Южной, начинаются береговые обрывы и Тонино-Анивский хребет подходит к берегу, обрываясь к морю.

Этот хребет является основой полуострова, он сформировался на границе мезозоя и кайнозоя, около 70–60 млн. лет тому назад и с этого времени погружений на дно моря не испытывал, оставаясь, то небольшим гористым островком, то частью единой азиатской материковой суши, то примыкая к Сахалину, то отделяясь от него. Муравьевская низменность стала связующим звеном с цепочкой островов, которые впоследствии образовали тело острова Сахалин.

Берега полуострова, имели неприступные скалистые стены и утесы, о которые разбивались волны и только несколько глубоко вдающихся заливов на восточном побережье поражали своим спокойствием, давая приют прибрежной живности. Сейчас это три тихих озера — Птичье, Лебяжье и Баргузинское (альбом «Сахалин. Озеро Птичье»).

Когда море отступило, на поле битвы остались выравненные каменистые бенчи, непреступные морские террасы, горделиво возвышающиеся скалы и кекуры, причудливые арки и выстоявшие в битве истерзанные скалы. На них высятся искореженные, но несломленные ели и пихты, а их флаговые кроны напоминают ниспущенные стяги. Молчаливые черные массивы леса волнами спускающиеся к берегу и заросли можжевельника судорожно скрепившие скалы застыли на страже отвоеванной земли.

Было решено первую ночевку сделать под огромным останцем, у ручья Сенокосный, который из расщелины обрывался на пляж 16 метровым каскадным водопадом. Вечер у костра с рисом и жареной горбушей прошел спокойно, как и ночь наполненная прибоем.

Сахалин. Мыс Анива: трое в лодке, не считая….
Сахалин. Тонино-Анивский полуостров (западное побережье). Закат на заливе Анива. Напротив полуостров Крильон
Сахалин. Тонино-Анивский полуостров (западное побережье). Вдали белые пятна - бывшая погранзастава "Южная", на месте бывшего японского поселка Сатоо.
Сахалин. Тонино-Анивский полуостров (западное побережье). Останцы на берегу
Сахалин. Тонино-Анивский полуостров (западное побережье). Инверсионные холодные потоки проникающие с восточного побережья и переваливающие хребет в самом узком месте
Останец 10 метров на Сенокосном

Сразу хочется заметить, что все дни пока мы путешествовали, были наполнены неторопливостью и скорее созерцательностью, нежели динамизмом и невероятными приключениями. Встреча с медведем, падение в подвал маяка на мысе Анива и «чуть не утонули» не считается. Таня на полуострове до этого не была, ей было интересно, ну и мне тоже, потому, как доставляло большого удовольствия показывать то, что сам несколько раз видел в пешеходных походах, в 1997 и 2003 годах.

С утра, после легкого завтрака из спагетти с тушенкой, сала и бутербродов мы с Татьяной двинулись на юг, оставив Игоря досыпать в «Шаттле», предварительно договорившись об обеде около распадка заставы «Крайняя».

Кстати о «Шаттле» — прекрасная экспедиционная палатка, если не таскать ее на горбу, больно уж тяжелая. Она «двухкомнатная» (справа и слева), каждый отсек трехместный, поэтому пространства много, да и по высоте можно встать во весь рост, не цепляясь головой о «крышу». Между отсеками «кухня», можно поставить стол со стульями, можно использовать как «склад», можно как «прихожую». Не смотря на почти два метра высоты, парусность низкая за счет системы каркаса. В общем жилье хорошее, во время дождя не течет, так как отсеки подвешиваются изнутри и полога не касаются.

Шаттл в сборе
"Шаттл" в сборе

Итак, мы двинулись по берегу, делая описание и фотографируя то, что попадалось на пути.

Сахалин. Мыс Анива: трое в лодке, не считая….

В паре километрах от лагеря находится одно из самых узких мест полуострова. С берега на берег, через хребет всего 1,5 км. Здесь инверсионные холодные потоки переваливают хребет в самом узком месте с охотского побережья на берег залива Анива. И эти потоки чувствуешь сразу, идешь по берегу: тепло +19°, ветерок, и вдруг оказываешься в холодильнике +10°, безветрие. А до тепла в +19° пять шагов.

Сахалин. Тонино-Анивский полуостров (западное побережье). Вдали мыс Мраморный и мыс Белый камень
Сахалин. Мыс Анива: трое в лодке, не считая….
Сахалин. Тонино-Анивский полуостров (западное побережье). Побережье к северу от водопада Гункан. Утро
Сахалин. Тонино-Анивский полуостров (западное побережье). Побережье к северу от водопада Гункан. Вечер.
Сахалин. Мыс Анива: трое в лодке, не считая….
Сахалин. Тонино-Анивский полуостров (западное побережье). Побережье к северу от водопада Гункан. Утренний туман с восточного побережья

Как правило, это полоса шириной до 300–400 метров — река из холодных потоков, струящаяся в понижении и ниспадающая водопадом с береговых обрывов. невидимый «воздушный водопад», проявляется в реальности водопадом имеющим название «Грациозный». Второе название — Гункан. Высота водопада — 9 метров. За тысячи лет река Смелая размыла окремненные алевролиты и создала каменную чашу и небольшой каньон, куда и срывается мощным ледяным потоком. В чаше водяная пыль и фрагменты радуги оседают на подушках зеленого мха по стенкам каньона и дрожат бриллиантовыми каплями на нежных миниатюрных камнеломках.

Сахалин. Мыс Анива: трое в лодке, не считая….
Сахалин. Тонино-Анивский полуостров (западное побережье). Водопад Гункан (Грациозный).Высота водопада – 9 метров. За тысячи лет река Смелая размыла окремненные алевролиты и создала каменную чашу и небольшой каньон, куда и срывается мощным ледяным потоком. В чаше водяная пыль и фрагменты радуги оседают на подушках зеленого мха по стенкам каньона и дрожат бриллиантовыми каплями на нежных миниатюрных камнеломках.

В нашем путешествии долина ручья на берегу была забита мусором, бочками из-под горючего и прочим хламом. В следующей жизни я привел сюда группу студентов-геологов на полевую практику, здесь у них на маршруте была дневка, и они ручей прочистили, дав ему вторую жизнь.

После Гункана, через километр попадаешь к мысу Белый камень. На фоне темных остроконечно-иглистых скал сложенных преимущественно туфоалевролитами и туфопесчаниками, белая глыба мраморизированного известняка кажется инородным элементом ландшафта, который окрашен преимущественно в серо-черно-коричневые цвета. Серповидная бухточка, с серым песком подводящая к мысу в морось и дождь загадочно-зловеща.

Сахалин. Мыс Анива: трое в лодке, не считая….
Сахалин. Тонино-Анивский полуостров (западное побережье). Мыс Мраморный (яп. Гункан ива). На фоне темных остроконечно-иглистых скал сложенных преимущественно туфоалевролитами и туфопесчаниками, белая глыба мраморизированного известняка кажется инородным элементом ландшафта, который окрашен преимущественно в серо-черно-коричневые цвета.

На пляже и на отмелях ослепительно белые окатанные глыбы. Мыс издали кажется неприступным и очень крутым. Через перемычку переброшен трос, по которому его можно перейти. С южной стороны небольшая пещера, вымытая водами залива. Южная бухта еще мрачнее, а отвесные черные скалы еще выше, здесь они достигают 100 метровой высоты и белая, 19 — метровая глыба мыса кажется просто миниатюрной. Тропа на юг более отвесная и веревки не имеет. Здесь нужно спускаться очень осторожно. Кстати в этом месте погибла девушка, решившая в одиночку в середине декабря 2013 года, прогуляться по побережью. Как она погибла, никто не видел. Версий гибели было несколько, накрыло волной — был сильный шторм, ударило волной о скалу, сломала, оступившись ногу, ночью шторм накрыл палатку — в любом случае, гулять зимой в одиночку не стоит. Тем более в 28-летнем возрасте.

Бухта, разделяющая мыс Белый камень и мыс Мраморный, в солнечную погоду начинает сиять разноцветием красок камней, которыми покрыта неширокая береговая полоса. Это место необычно контрастно, здесь снова, как и около водопада, холодный воздух с охотского побережья переваливает через хребет и стекает, создавая инверсионные слои и потоки. Здесь например, загорая на камнях, от которых струится, искажаясь фантомами раскаленный воздух, можно наблюдать плотную холодную стену тумана стоящую неподвижно в сотне метров по берегу.

Сахалин. Мыс Анива: трое в лодке, не считая….
Сахалин. Тонино-Анивский полуостров (западное побережье). Побережье к северу от мыса Белый камень
Бухта между мысами Белый камень и Мраморный

На юг от Мраморного, несколько мелковатых пещер в береговых скалах и чуть подальше находится урочище Курорт, небольшой распадок, с бетонной плотиной, перегораживающей безымянный ручей — все, что осталось от японского поселка Shiraiwa. Волны залива Анива вымывают голубую керамику периода Карафуто, да иногда попадаются кирпичи местного производства.

Сахалин. Мыс Анива: трое в лодке, не считая….
Сахалин. Тонино-Анивский полуостров (западное побережье). Урочище Курорт. Японские огнеупорные кирпичи
Сахалин. Тонино-Анивский полуостров (западное побережье). Урочище Курорт. Следы японского поселка рыбаков - небольшая плотина на ручье
Плотина на ручье в урочище Курорт на месте японского поселка Шираива

По берегу шляются медведи и лисы — это их дорога, их Бродвей, следов великое количество. Западное побережье полуострова изрезано достаточно слабо. Пляж, как правило, крупнопесчанно-галечниковый, шириной от 10 до 50 м. прерывающийся на мысах. Это дает возможность увидеть их раньше, чем они увидят тебя.

Сахалин. Мыс Анива: трое в лодке, не считая….
Сахалин. Тонино-Анивский полуостров (западное побережье). Мишаня прошел.

Встречаться с ними на узкой береговой полосе, где и разойтись трудно, ну совсем не хочется. Пообедав супчиком приготовленным Игорем, решили найти место для ночевки южнее, а на следующий день пройти назад до Крайней.

Так и сделали, зашли за мыс Слюда и выбросились на берег в двух километрах южнее на безымянном ручье, напротив заброшенного рыболовного стана. Место изумительное, в условиях наползающих с востока холодных масс с Охотского моря, оно находится в «тени горы Крузенштерна» и потоки с моросью и дождем, обходят это место стороной. Можно было несколько раз наблюдать, как справа и слева, в паре километров по обе стороны идет дождь, а в этом месте, тишина и светит яркое солнце.

Сахалин. Мыс Анива: трое в лодке, не считая….
Сахалин. Тонино-Анивский полуостров (западное побережье). В тени склона горы Крузенштерна. Заброшенный рыбный стан.
Сахалин. Тонино-Анивский полуостров (западное побережье). Побережье к северу от мыса Анива

Тут нужно, наверное, пояснить, что гора Крузенштерна (в народе просто Круз) названа по фамилии человека и парохода, который сам это название и дал. Зачем же быть скромным до такой степени, я его понимаю. Хотя, если бы я был на его месте, я бы дождался, когда ко мне обратится штурман или топограф (кто это тогда делал?) с предложением назвать моим именем, поломался бы немного, а потом согласился, типа: «Делайте как хотите».

Высочайшая вершина Тонино-Анивского хребта и полуострова, имеет высоту 670,9 м и является высшей точкой водораздела между заливом Анива и Охотским морем. Это командная высота с видимостью до 25 км, с ее вершины открываются панорамные виды на оба побережья и Тонино-Анивский хребет. Растительность достаточно скудная из-за постоянных ветров, фоновым ковром стелется невысокий бамбук курильский и куртины прижимистого кедрового стланика. До вершины по траверсу бульдозером пробита дорога, заканчивающаяся на южном склоне горы круглыми фундаментами, на которых некогда возвышались купола радаров. Вершина в советское время использовалась военными, от которых после ликвидации воинской части остались элементы разрушенной инфраструктуры и огромное количество пустых бочек из-под горючего. Круз — любимое место сахалинских джиперов, каждый год, уродуя себя и свои машины, они упорно лезут на эту вершину, не взирая на утопленные автомобили, сгоревшие сцепления, пробитые днища, чтобы проорать с вершины: «Я сделал её!».

Иногда, сидя внизу, под горой, создается впечатление, что с вершины кричат. Но это только иллюзии — до ее вершины почти два километра. А может это голос Крузенштерна, прорывающийся через столетия: «Я сделал её!».