Турист Ирина Макаренко (Irina7Mak)
Ирина Макаренко
была 18 апреля 14:50

Таиланд Июнь 2016

Паттайя — шумная, кричащая, разгульная, не спящая……. А есть и другая -тихая, спокойная, умиротворенная, духовная и душевная, завораживающая и загадочная и найти такую совсем несложно, достаточно проехать всего 15 км…….

Как подтверждение тому, экскурсия, на которой мы побывали в июне 2016 года. В этой экскурсии сплелось все то, что может дать представление о самобытности и культуре страны, все то, что дает возможность узнать какие народы и народности населяли и населяют Таиланд и какой след они оставили в истории страны.

Точкой отсчета одного из самых запоминающихся путешествий был заказ экскурсии по интернету. В назначенный день нас забрали из гостиницы и отвезли на встречу с экскурсоводом, после приветствия и знакомства мы небольшой, но дружной компанией отправились на встречу нашим новым впечатлениям. Кажется в этот день даже погода была за нас, обещанная непогода решила нас пожалеть и ограничилась лишь тучками, позволяющими нам не сгореть и сделать прогулку приятной и комфортной.

Первым пунктом нашего посещения была гора Кхао Чи Чан или гора «Золотого Будды»

Другая Паттайя. Гора Кхао Чи Чан, храмовый комплекс Ват Ян и племя каренов.

величественная и красивая, когда подъезжаешь к ней, то кажется что попадаешь в Эльдорадо затерянное где-то в джунглях, а выйдя к ней понимаешь, нет не Эльдорадо…. еще лучше…. и понимаешь, что нет таких слов и сравнений, чтобы передать эту красоту……

Скорее всего не видать нам этой красоты если бы не указ короля Рамы IX, который запрещал добычу камня в этом месте. Много лет здесь добывался камень для строительство военных баз США, горные породы взрывались, гора становилась все меньше, и меньше, но мудрое решение короля остановило уничтожение Кхао Чи Чан.

В 1996 году сын Рамы IX, ныне правящий Рама Х, принимает решение сделать подарок отцу, который будет не только семейным подарком, но и станет достоянием народа. Идея с изображением Золотого Будды на горе была принята на «Ура» и для воплощение мечты в реальность Рама-младший внес большой денежный вклад, также его поддержали члены королевской семьи и простые тайцы, которые очень любили своего короля.

Изображение Будды сделано из чистого золота, вырезали в скале с помощью лазерной технологии в течение 2-х дней, а наносили золотые пластины несколько месяцев. О количестве используемого золота умалчиваются, высота Будды 160 метров, ширина в нижней части достигает 70 м. У ног Будды выгравированы слова " Его Величество Будда прекрасный и целомудренный, как Великая Мудрость». Это сакральное место для всего народа Таиланда, здесь часто бывают члены королевской семьи и обычные тайцы.

Место действительно сильное и намоленное. Довелось здесь побывать два раза когда было много туристов и почти никого и вне зависимости от количества людей здесь всегда спокойно и умиротворенно, то самое чувство, когда даже в толпе можно побыть наедине с самим собой и своими мыслями, никто никуда не спешит, даже гиды никого не подгоняют, время здесь действительно замирает…

Что интересно, даже охрана находящаяся здесь незаметна, все настолько гармонично и естественно…

Едем дальше, за разговор и впечатлениями об увиденном незаметно приезжаем к храмовому комплексу Ват Ян.

Другая Паттайя. Гора Кхао Чи Чан, храмовый комплекс Ват Ян и племя каренов.

Первым объектом, который мы посетили был храм-музей Вихарна Сиен в переводе означает «поверх всех богов», еще по другому тайцы его называют «Дом дружбы». Первое впечатление " а может мы уже в Китае?»)))) вокруг много инь-яневских и красно-сине-зеленых расписных мотивов, хранителей покоя, золотых огнедышащих драконов и где-то мы частично были правы, храм-музей является символом дружбы между тайским и китайским народом, сам храм и экспонаты внутри него были подарены китайским правительством королю Раме IX за его мудрость и деликатность проявленную в эмиграционных вопросах, король принял закон о присвоении тайского гражданства китайцам, которые внесли большой вклад в развитие экономики страны, крупным предпринимателям. Здание строилось четыре года, на открытии присутствовал сам Рама IX.

Сразу за воротами находится скульптурный памятник «Восемь Бессмертных» или «Ба Сянь гохай»,

Другая Паттайя. Гора Кхао Чи Чан, храмовый комплекс Ват Ян и племя каренов.

который посвящен святым даосского пантеона. Каждая из фигур олицетворяет одно из состояний человеческого существования: мужской и женский пол, юность, старость, бедность, богатство, благородство и ничтожество.

Проходим далее и видим статую Хотея, которой имеет два постоянных атрибута большой живот и мешок. По легенде в свой холщовый мешок он складывает все беды и неприятности, а взамен дарит радость, счастье и изобилие. Есть поверье, что если погладить его живот 300 раз и сфокусировать мысли на своем желании, то оно обязательно сбудется. Мы не стали гладить живот Хотея, т. к. главным желанием было в тот момент увидеть побольше на нашей экскурсии, а исполнение его зависело только от нас, поэтому мы отправились дальше.

Перед 3-х этажным зданием много различных скульптур, у входа расположены гранитные скульптуры львов, по китайскому верованию львы охраняют дома от злых духов, под их строгими взглядами снимаем обувь и поднимаемся по ступенькам на первый этаж. Когда ходишь по залам не покидает ощущение, что мы попали в шкатулку с драгоценностями.

В центре зала расположена скульптура национальной эмблемы Таиланда- птица Гаруда, тайская хозяйка в китайском павильоне.

Другая Паттайя. Гора Кхао Чи Чан, храмовый комплекс Ват Ян и племя каренов.

Национальной эмблемой Гаруда стала в 1933 году. Птица Гаруда полубог в индуистской мифологии. Добыча священной птицы- змеи, кишащие в головах неверующих. Гаруда избавляет людей от сомнений и возвращает на путь религии. Так же Гаруда является символом власти и королевской семьи.

Следующая фигура, которая привлекла внимание была богиня Гуань Инь «Слышащая все в мире».

В китайской мифологии Гуань Инь- многоликая и многорукая богиня милосердия и сострадания, оберегает людей от всевозможных бедствий, является хранительницей семейного очага и дома, помощница и покровительница женского рода, борется со злом и несправедливостью. По легенде, Гуань Инь поклялась не знать покоя, пока все живые существа не избавятся от бед. Она старалась помочь каждому страдающему и нуждающемуся. Из-за того что она видела и слышала множество страданий и не могла всем помочь, у нее раскололась голова, но это ей позволило слышать больше просьб о помощи, а Будда наградил ее тысячами рук, чтобы она могла протянуть «руки помощи» большему количеству живых существ.

Гуляя по залам обращаем внимание на картины, одна из стен посвященная королевской семье Таиланда.

Другая Паттайя. Гора Кхао Чи Чан, храмовый комплекс Ват Ян и племя каренов.

Центральной фигурой на всех картинах является Рама IX, ведь его заслуги перед страной весьма велики, при нем значительно поднялась экономика страны, он провел ряд популярных реформ. Да и сам по себе король Рама IX был личностью незаурядной и талантливой. Пхуминон Адульядет Рама IX провел на троне 70 лет и был самым долгоправящим главой государства в мире. За свою жизнь он реализовал себя во многих сферах: он изобрел искусственный дождь, который помог решить проблему нехватки воды в засушливых районах, запатентовал изобретение искусственных облаков, страна пользуется новым видом топлива, формулу которого вывел король, смешав дизельное топливо с пальмовым маслом, также король сконструировал собственный парусник, он увлекался регатой. Король Рамa IX был талантливым художником, его картины были представлены на многих выставках Европы, также он проявил свои способности в музыке, пробовал себя в роли композитора, его произведения использовались в мюзикле на Бродвее, был почетным членом Венской академии музыки. Вот таким необыкновенным человеком был король Таиланда Рама IX….

Мы идем по павильону дальше и видим экспозицию терракотовой армии Китая, легендарная гвардия глиняных воинов. По преданию воины должны были защищать китайского императора Цинь Шихуанди в загробном мире. Именно при этом императоре произошло объединение страны, были снесены стены между царствами и началось строительство Великой китайской стены, тем самым оградил страну от набегов воинов-кочевников.

Другая Паттайя. Гора Кхао Чи Чан, храмовый комплекс Ват Ян и племя каренов.

Изначально император хотел похоронить с собой 4000 живых воинов, но его приближенные сумели его отговорить, вместо этого пообещали похоронить его с глиняными воинами увеличив количество вдвое. Среди воинов армии нет одинаковых лиц, также не повторяются доспехи воинов и одежда. Вес каждой скульптуры около 150 кг, рост, как и черты лица различен. Все воины были раскрашены натуральными красками, которые не тускнели много веков, пока воинов не извлекли из-под земли, при контакте с кислородом краски потускнели. Терракотовая армия пролежала в земле 2000 лет. Терракотовая армия была обнаружена китайскими крестьянами во время рытья колодца недалеко от города Сиань. Армия была найдена в полном боевом построении около гробницы Цинь Шихуанди.

Несколько оригинальных экспонатов были подарены Таиланду и находятся в храме Вихарна Сиен, это единственная выставка Терракотовой армии находящаяся за пределами Китая.

Проходя среди множества экспонатов, ваз, картин, всевозможных фигур и украшений, которые занимают все возможное пространство, понимаешь, что действительно китайцы не пожалели ни денег, ни времени, и показали все лучшее в этом храме-музее….

Далее мы поднимаемся на второй этаж павильона и эмоции меняются одна за другой……

Другая Паттайя. Гора Кхао Чи Чан, храмовый комплекс Ват Ян и племя каренов.

Если на первом этаже экспозиция посвященная различным мифологическим героям и историческим личностям, то второй этаж посвящен монахам монастыря Шаолинь и представлен скульптурами монахов. Все построено и воссоздано на контрастах, второй этаж с большой просторной террасой, на открытом воздухе резко контрастировал с маленькими комнатами первого, щедро заставленного экспонатами, а открывающиеся виды переносят тебя куда-то далеко в горы Китая).

На склоне горы Цзуншань был основан монастырь Шаолинь, в переводе с китайского «Монастырь молодого леса». По преданию тринадцать монахов этого монастыря спасли императора, основателя династии Тан, вызволив его из плена. После вступления на престол император Тайцзун отблагодарил монахов, монастырь получил титул «Первый монастырь Поднебесной». Шаолиньские монахи не считали себя солдатами, они использовали свое боевое искусство для защиты монастыря и восстановления справедливости.

В древности монахи наблюдали за повадками животных, их движения были скопированны и легли в основу Шаолиньского Кунг Фу, которые и по сей день включают в себя стили: тигра, богомола, змеи, журавля и дракона.

Другая Паттайя. Гора Кхао Чи Чан, храмовый комплекс Ват Ян и племя каренов.

Все упражнения выполняются с целью обрести «6 гармоний». Первые 3 основаны на четкой координации движений: руки-ноги, локти-колени, плечи-бедра, а следующие 3 на внутренней гармонии сердце-разум, разум-дух, дух-сила. Благодаря этим способностям они всегда могут противостоять неприятностям и всегда отразят нападение.

У них есть своеобразный кодекс монах никогда не будет биться с монахом; монахи не должны нападать первыми.

Другая Паттайя. Гора Кхао Чи Чан, храмовый комплекс Ват Ян и племя каренов.

О их сверхспособностях ходят легенды: они могут ходить по воздуху, находится в состоянии медитации в кипящей воде, приручать тигров….

Где-то и нам пришлось слегка поупражняться под стать монахом-Шаолинь)))), после ночного дождя вся терраса была скользкой и мокрой, и шлепая босыми ногами по лужам приходилось ох как координировать движения и проявлять силу духа))).

После фотосессии мы поднимаемся на третий этаж, где показана история жизни Будды в картинах и его главные моменты: рождение, жизненный путь, просветление и уход в нирвану.

Мы покидаем храм-музей и ждем, а что же дальше? А дальше, нас везут к не менее интерессному объекту. Это храм -чеди. Этот чеди с основанием в форме лотоса символизирует рождение Будды.

Другая Паттайя. Гора Кхао Чи Чан, храмовый комплекс Ват Ян и племя каренов.

В этом храме хранятся частички мощей Будды. Считается, что чеди стабилизирует пространство между небом и землей. Полусферическая часть храма символизирует небо или гору Меру, шпиль устремленный в небо символизирует мировую ось, а ступенчатое основание приглашает человека начать восхождение к божественной вершине. Зонтичное навершение является древним символом верховной власти. Мы посетили чеди и после решили немного прогуляться вокруг.

Здесь нет толп туристов, как-то спокойно, умиротворенно, не хочется никуда спешить, думать о каких-то проблемах, а только гулять, фотографировать, наслаждаться покоем и тишиной.

Другая Паттайя. Гора Кхао Чи Чан, храмовый комплекс Ват Ян и племя каренов.

Далее мы направляемся к павильону где находятся восковые копии монахов особо почитаемых в Таиланде. Восковые фигуры сделаны настолько искусно, что кажется каждый из монахов не восковвый, а настоящий и изучает тебя своими умными, проницательными глазами…. Наш гид-Кристина, рассказала, что у тайцев существует примета, гуляя по залу нужно выбрать монаха, который расположил вас к себе, стать напротив него и загадать нематериальное желание и желание обязательно сбудется. Мы так и сделали) Гуляя по павильону, мы обратили внимание, что монахи в основном в оранжевых накидках, а несколько монахов расположенны отдельно в белых, оказывается эти монахи- женщины и находятся они отдельно неслучайно, в буддийской религии женщины находятся на ступеньку ниже, чем мужчины….

Мы покинули павильон с восковыми фигурами и отправились дальше, нас ждал очень интересный обряд «привлечения удачи» проводимый тайским монахом, очень хотелось поучаствовать в каком-нибудь обряде, читая программу, я решила, что это чисто «туристическая фишка», но посмотреть его надо обязательно, забегая вперед, скажу, что я была приятно удивлена, редкий случай, но увиденное, превзошло ожидаемое…

По пути к павильону Кристина нам рассказывает о монахах, о их нравах и обычаях, об отношениях тайцев к религии. Все мужчины Таиланда следуют неглассному правилу, в определенный период они отправляются в монастырь и живут некоторое время с монахами и временно сами ими являются. Обычно отправляются они в монастырь в сезон дождей, перед важными этапами в своей жизни, очень часто перед женитьбой, или когда умирает кто-то из близких.

Проходят обряд посвящения в монахи и представители королевской семьи. Здесь на территории храмового комплекса Ват Ян посвящали в монахи Раму IX, он жил в монастыре и прошел двухнедельное обучение в монашеской школе.

Незаметно за разговорами мы приходим к павильону и с некоторым волнением заходим во внутрь помещения, в центре зала восседает монах в оранжевой тоге через плечо, он добродушно всем улыбается. Мы садимся в круг и к нам присоединяются тайские семьи пришедшие на этот ритуал и тут я понимаю, что все-таки это не туристический атрракцион раз сами тайцы пришли сюда))). На нас смотрят с любопытсвом, видимо не так часто здесь бывают туристы….

Перед обрядом пришедшие вместе с нами тайцы оставили в зале корзины с приношениями для монахов, мы как народ не знающий и неподготовленный оставили небольшую сумму в баттах, причем тарифы неустановленны, все индивидуально, по желанию, кто сколько оставит.

Итак, сам ритуал, мы сидим в полной тишине сложив руки, а монах произносит магические слова сидя над чаном с водой, после окунает цветок лотоса в воду и обрызгивает всех нас, после этого достает белые заплетенные веревочки «сай син» и м одевает мужчинам на правую руку, а вот к женщинам монахам прикасаться запрещено, поэтому он передает амулеты нашему водителю и он одевает нам их на запястья правой руки, при этом предупреждает, что снимать их нельзя неделю, чтобы не отпугнуть удачу, а после их можно сложить и хранить в шкатулке, поблагодарив монаха, воодушевленные, мы отправились на встречу новому, неизведанному….

Следующим пунктом нашего посещенния была ступа с отпечатком стопы Будды.

Другая Паттайя. Гора Кхао Чи Чан, храмовый комплекс Ват Ян и племя каренов.

Тайцы верят в то, что поднимаясь на вверх человек оставляет свои проблемы и мятежные мысли в прошлом, а с каждой новой ступенькой, меняется жизнь человека, его мысли и поступки в лучшую сторону.

Для закрепления результата при подьеме нужно пересчитать количество ступенек, итог и суммы зачастую расходятся), обойти храм и ударить в три колокола расположенных рядом с храмом, тогда все хорошие мысли и желания будут услышаны небом….

Поднялись мы очень быстро, наверное благодаря бодрому настрою и щадящей погоде в этот день, пересчитали ступеньки, количество у каждого оказалось свое))), в одном сошлись, что виды открывающиеся со смотровой площадки великолепны, от красоты и восторга захватывает дух…. от души ударили в колокола, обошли по кругу часовню и заглянули в нее, она была совсем миниатюрной.

Спускаемся вниз

Другая Паттайя. Гора Кхао Чи Чан, храмовый комплекс Ват Ян и племя каренов.

и отправляемся к конечной точке маршрута по храмовому комплексу, одноименному Ват Ян или полное название- Ват Янсангварарам.

Здание построено в камбоджийском стиле, в архитектурном плане это пранг, самое высокое здание комплекса. Самая высокая башня символизирует священную гору для буддистов -Меру. В мифологии буддизма Мера символизирует центр вселенной. Символизм и значение маленьких башен расположенных по углам не изучен и по сей день остается загадкой….

Недалеко от дороги ведущей в храм посаженно дерево бодхи, согласно буддийскому мировозрению именно под таким же деревом Будда провел 7 недель, узнал о своем предназначении, достиг просветления и получил имя «Будда»- «просветленный», до этого у него было имя полученное при рождении — Гуатама.

Другая Паттайя. Гора Кхао Чи Чан, храмовый комплекс Ват Ян и племя каренов.

Это дерево является священным сразу в трех религиях: буддизм, индуизм и джайнизм. Еще бодхи интересно само по себе, как растение. Относится к семейству фикусовых, со временем у дерева вырастают длинные, воздушные корни, которые опускаются к земле, врастают в нее и укореняются, а через время образуют новый ствол, который как-бы перетягивает дерево дальше…иногда одно такое дерево образует целую рощу, очень часто бодхи местные жители называют «шагающим деревом». Очень часто такие деревья расположенны возле храмов не стало и исключением это дерево.

При входе в храм, служитель записывает имена и возраст каждого посетителя, интересно для чего?…. Снаружи казавшийся такой большой храм, на деле оказался совсем небольшим, для посещения открыт только первый этаж зал которого больше похож на выставку с современной инсталяцией, символизирующей человеческие пороки и грехи…. В центре зала расположена лодка в форме человеческого скелета, лодка заполнена мусором, фантиками, сигаретами, бутылками из-под спиртного, гаджетами…. Наверное, это символ того, что в жизни есть главное и второстепенное, в погоне за материальными ценностями, мы черствеем, теряем свое"я». Здесь же находится накрененная лодка с раскрытым сундуком и падающими монетами и драгоценностями, как символ того, что удача и фортуна переменчива и не когда не узнаешь, что ждет тебя завтра? В этом же зале расположена инсталяция в виде капли с очертаниями человеческой фигуры внутри. Своеобразный символ того, что человек считает себя главным на земле, вершителем истории и судеб, а на самом деле нет, только капля в громном море…. Осмотрев зал с инсталяцией, мы покидаем пранг и вместе с ним весь храмовый комплекс Ват Ян, уезжаем с небольшой грустью, за короткое время так полюбилось это необыкновенное место, так хочется ходить по аллеям, тропинкам, среди озер и террас, думать, бродить, изучать, мечтать…. Было бы совсем грустно, но у нас в «копилке путешествий», еще один интересный объект, деревня племени каренов…. Посещение ее было давней моей мечтой, где-то на подсознании отложилось, что если поеду в Таиланд, обязательно посещу эту деревню….

Расположена она недалеко от комплекса Вая Ян, мы очень быстро приехали. Входим на территорию и попадаем в самобытный мир племени. Женщины и дети очень приветливые и доброжелательные, мужчин на территориии не видно, гид рассказывает, они работают и возвращаются домой только под вечер. Женщины заняты в основном ткачеством, продают красивые платки и ткани.

Другая Паттайя. Гора Кхао Чи Чан, храмовый комплекс Ват Ян и племя каренов.

Карены — народность проживающая в Мьянме, причем немалочисленная, насчитываются порядка 7,5 млн. человек. Проповедуют буддизм и христианство. Из-за частых конфликтов с правительством Мьянмы, часть каренов (около 400 тыс. чел) переселилась в Таиланд и приняли статус беженцев. С свою очередь карены делятся на 15 народностей, одна из ветвей падаунги и представляют племя длинношеих женщин. В племени царит матриархат, все решения принимают женщины и последнее слово, тоже за ними). Король Таиланда принял этот народ на территории государства позаботился о их дальнейшей судьбе, но по закону они не имеют права покидать территорию на которой проживают, если кто-то все же решит уехать, вьезд обратно им будет запрещен. Карена стали своеобразным туристическим брендом, к ним часто приезжают туристы, соответственно это выгодно для турисстической индустрии Таиланда. Покидать страну они и не собираются, привлекая к себе внимания туристов они получают определенный доход от посещения деревни туристами, продают свои товары, несчастными и обездоленными они уж точно не выглядят, скорее наоборот.

Другая Паттайя. Гора Кхао Чи Чан, храмовый комплекс Ват Ян и племя каренов.

Откуда пошла традиция ношения колец на шее доподлинно неизвестно, да и сами современные карены не могут на это вопрос точно ответить, говорят, что это дань традиции племени, а еще они считают, что это красиво и разоткровенничавшись с нашим гидом они говорят, помимо того, что это красиво, они еще и смотрят на всех по-королевски, немного свысока).

Существуют различные версии изначального предназначения колец от защиты нападения от тигров до одевания колец ревнимыми мужьями, чтобы сделать их непривликательными для мужчин других племен. Все эти версии неправдоподобны, особенно с мужьями, мало вероятно, что матриархальное племя подобное позволило бы им. Версии похожие на правду, это то, что это все-таки показатель красоты и богатства, да и возможно металл был своеобразной еденицей расчета при торговле.

Другая Паттайя. Гора Кхао Чи Чан, храмовый комплекс Ват Ян и племя каренов.

Первые кольца начинают одевать где-то с 4–5 лет и постепенно количество колец увеличивается, изначально кольцо одевались только женщинам рожденным в полнолуние, но позже их стали носить все женщины племени.

Украшения достигают веса до 7 кг. Существует мнение, что если женщина снимет кольца то шея сломается, это не так, страдает больше грудной отдел и ребра, но если женщина принимает решение снять кольца, то скелет возвращается к нормальному состоянию за год.

Прогулявшись по деревне, мы были удивленны, не было навязчивой торговли, хочешь покупай, хочешь нет. Можно оставить деткам деньги «на мороженное», но опять же никто ничего не просит и не навязывает, они показались очень милыми и добрыми)))). Предложили примерить макет нашейных колец, разрешили подержать очень увесистые оригинальные кольца. Осталось приятное впечатление.

Счастливые, набравшись новых впечатлений мы отправились обратно, завершающий аккорд был то, что надо!

Подводя итоги нашей экскурсии, скажу, что именно это путешествие осталось очень ярким событием оставим замечательные воспоминания от посещения Таиланда, после этой экскурсии захотелось больше изучать культуру Азии и иследовать соседние страны. По моему мнению это путешествие просто необходимо посетить с экскурсией, во-первых недоступен общественный транспорт, можно только договориться с туктукером в формате — такси, но провести по всему комплексу и показать, что- где он не сможет, с организованной экскурсией не тратишь время на поиски очередного объекта.

Во-вторых если мало знаешь о буддизме (как это было у нас), то от всего увиденного просто смешиваются все картинки, а так нам все разложили по полочкам и все доступно и понятно))))

Самое главное, что после экскурсии не было никакой усталости, несмотря на то, что мы много чего посетили и увидели и не было ощушуения каламбура, а все отложилось и запомнилось).

Рекомендую для посещения, увиденное не оставит никого равнодушным!