Турист CCD
был 8 апреля 2023 20:35

Пряничное автопутешествие. Нижегородская область

Нижний Новгород, Городец — Россия Июнь 2017

Наша семья любит путешествовать. Каждый год мы открываем для себя что-то новое на просторах нашей страны. В этом нам помогают различные статьи и советы, в том числе размещённые на сайте Туристер.ру.

Этим летом мы посетили Нижегородскую область. Но думаю, что без предыстории поездки данный рассказ будет неполным.

Итак, всё началось во время школьных зимних каникул, когда мы с детьми отправились в город Тулу. Осмотрев интересные места данного города, мы, естественно, подкрепились известной тульской достопримечательностью — пряником.

А потом, по приезду в родной город Воронеж возникла идея узнать, где ещё на просторах нашей родины изготавливают не менее знаменитые и вкусные пряники. Оказалось, что такие места существуют, и одно из них — Нижегородская область. Так родилась идея этого пряничного путешествия…

Пока мы на автомобиле из Воронежа добираемся до Нижегородской области, вкратце напомню читателям историю пряника.

Первое упоминание о прянике принадлежит египтянам. Уже в 350 году до нашей эры они выпекали приправленные специями медовые лепёшки. А на Руси пряники появились в девятом веке и назывались «медовый хлеб». Ведь сахара тогда не знали, а вместо него использовали мёд. Тот пряник, который мы с вами знаем, как впрочем и само название, появится лишь в двенадцатом-тринадцатом веках, когда в Россию из Индии и Ближнего Востока стали привозить пряности: чёрный перец, гвоздику, мускатный орех и др.

Пряники на Руси использовались не только в качестве «сладких заедок» — так в средние века назывались у нас десерты, но и в виде долго хранящегося припаса в разных походах и странствиях. Ведь настоящий пряник не портится и всегда готов к употреблению.

Вот так незаметно мы и приблизились к месту нашего пряничного путешествия — городу Городцу.

Городец является одним из древнейших волжских городов. Годом основания города считается 1152, а основателем — князь Юрий Долгорукий. Прежнее название Городца — Малый Китеж. Кстати, Малый Китеж упоминается в небезызвестной со школьных времён летописи «Сказание о граде Китеже»: «И поехал князь Георгий (сын князя Новгородского Всеволода — прим. авт.) по городам… поехал из города Ростова и приехал в город Ярославль, что на берегу Волги-реки стоит. И сел в струг, и поехал вниз по Волге, и пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его…

Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путем, а не по воде. И переехал реку Узолу, и вторую реку, именем Санду, и третью реку переехал, именем Саногту, и четвертую переехал, именем Керженец, и приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное; и по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно красиво, а на другом берегу озера того была дубовая роща…

И поехал в Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, благоверный князь Георгий Всеволодович. И по построении городов тех, Малого и Большого, повелел он измерить в поприщах, сколь много они расстояния меж собою имеют. И по повелению благоверного князя Георгия намерили сто поприщ. И благоверный князь Георгий Всеволодович, узнав сие, воздал славу богу и пресвятой богородице и повелел также и книгу летописец написать. А сам благоверный и великий князь Георгий повелел всю службу отслужить. И молебен пропев пресвятой богородице Федоровской, по совершении службы той, отплыл в струге своем в путь свой в прежде упомянутый город свой Псков. Народ провожал его с великой честью; и, попрощавшись с ним, отпустили.»

Как известно из летописи, город Большой Китеж после битвы князя Георгия с ханом Батыем стал невидимым, а Малый Китеж существует до сих пор и радует своими достопримечательностями туристов.

Что же касается главного героя нашего повествования — городецкого пряника — то знаменитым он стал в восемнадцатом веке. Развитию пряничного дела в Городце способствовала обширная торговля хлебом, а также близость Нижнего Новгорода, откуда пряники отправлялись по всему Поволжью, шли на Урал, Дон, в Среднюю Азию. Пряников в Городце выпекалось более 30 сортов: закусочные, аршинные, медовые, сахарные, паточные, фруктовые, миндальные и др. Некоторые из них весили до пуда (16 кг.). Большинство пряников продавалось на Нижегородской ярмарке. В Городце существовало около пятнадцати пряничных мастерских, мастера передавали свои секреты из поколения в поколение.

Также Городец был одним из центров по резьбе деревянных пряничных досок (шаблонов для изготовления печатных пряников), которые поставлялись в другие города, где существовало производство пряников.

Современные городчане бережно относятся к своей истории. В городе существует единственный в регионе музейный квартал, в котором размещено около десятка различных музеев.

А вот и главная наша цель-музей пряника.

lapa103@yandex.ru

Экспозиция разместилась в бывшем особняке начала 20 века купца Тряпкина и расположена в самом начале музейного квартала — на пересечении улиц Ленина и Кирова.

Входишь в этот музей и понимаешь- что все экспонаты не только сделаны, но и собраны с любовью.

На входе нас встречают интересные лубки с высказываниями о пряниках.

lapa103@yandex.ru

Основная экспозиция музея состоит из пряничных досок и их оттисков на пряниках.

Посмотрите, какая тонкая и искусная резьба выполнена на пряничных досках, а ведь на доске надо было вырезать не прямое, а зеркальное отображение, поэтому работа резчика усложняется в разы.

Поэтому нет ничего удивительного, что династии пряничных мастеров здесь так почитают.

lapa103@yandex.ru

А это продукты, из которых делается фирменный городецкий пряник. В состав теста входят: пшеничная мука 1 сорта, патока, маргарин, углеаммонийная соль, сода, ванилин, анис, кардамон, кориандр, корица, гвоздика, имбирь, мятная эссенция. Начинка состоит из тертого изюма и фруктового повидла.

Фирменный пряник «Городецкий сувенир» признан изделием народных художественных промыслов. И ещё мы узнали один маленький секрет: городецкий пряник не черствеет несколько месяцев, так как, в отличие от тульского, глазируется как сверху, так и снизу.

В коллекции музея есть и самовары. Как говорится: пряник без чая — деньги на ветер.

lapa103@yandex.ru

Знакомство с самоварами мы продолжили в музее самоваров, тем более пройти мимо такого оригинального здания второй половины девятнадцатого века было невозможно.

Утомлять читателей историей самоваров я не буду. Скажу только, что в России самовар появился в восемнадцатом веке и являлся своего рода мультиваркой — внутри него сразу варились щи, каша и чай. Единственно, чего не было в те времена у этого агрегата, так это таймера и набора стандартных программ. Хотя по количеству одновременно приготовляемых блюд он засунет любую современную мультиварку за пояс. Да и по экономичности использования топлива не ударит в грязь лицом.

Коллекция музея насчитывает порядка 400 экземпляров и считается одной из крупнейших в России. Основу коллекции составили самовары, собранные начальником управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.

lapa103@yandex.ru

Каких только самоваров там нет! Угольные, дровяные, электрические, на еловых шишках, медные, латунные, никелированные, посеребрённые, дорожные, трактирные, эгоисты. А знаете, почему самовар называли «эгоистом»? Его объём был рассчитан на одного человека. Особенно такие самовары были популярны у военных — ведь в них можно было не только приготовить чай, но и подогреть воду для гигиенических нужд, например, для бритья. А трактирные имели несколько краников, чтобы можно было одновременно наливать чай всем желающим.

В старой части города много домов, украшенных резьбой. Это не удивительно. Ведь здесь живут знаменитые резчики пряничных досок! И все эти здания бережно сохраняются.

На Набережной Революции установлен памятник князю Александру Невскому, который умер здесь в 1263 году, возвращаясь из Золотой Орды.

А какие виды на Волгу открываются с набережной! Кажется, ещё немного, и будет виден Нижний Новгород! Жаль только, что начинающаяся гроза не позволила сделать хороший снимок.

Следующим пунктом нашего путешествия стал Нижний Новгород. Город, в котором жили такие знаменитые люди, как писатель Горький, лётчик Чкалов, изобретатель Кулибин, историк Карамзин, актёр Евстигнеев. Расположенный в месте слияния Оки и Волги, Нижний является пятым по численности городом России.

lapa103@yandex.ru

Главная улица города — пешеходная Большая Покровская, одна из самых старых в городе. В прежние времена на этой улице были сосредоточены дома нижегородской знати: генералитета, княжеских родов, наместника, вице-губернатора и других.

Теперь же на ней можно увидеть много различных кафе. Некоторые из которых имеют довольно оригинальное оформление.

Поразило нас здание государственного банка, похожее на средневековый замок. Оно было построено в 1911–1913 годах по проекту архитектора Покровского, в честь трёхсотлетия царствования Дома Романовых. Интересно, что в конкурсе на постройку этого комплекса участвовали такие известные архитекторы, как Щусев и фон Гоген. А император Николай Второй, посещая это здание в 1913 году, споткнулся о ступеньку на входе, что было воспринято окружающими его придворными как дурной знак.

lapa103@yandex.ru

Большая Покровская, минуя площадь Минина и Пожарского, вывела нас к кремлю — главному форпосту Низовской земли. Да, так в древние времена называлось междуречье Оки и Волги. Тот каменный кремль, который мы сегодня можем увидеть в Нижнем Новгороде, начали строить в 1500 году, а до этого он был деревянным. Протяжённость крепостной стены составляет два километра. Архитектурный ансамбль кремля включает тринадцать башен, пять из них имеют ворота и предназначены для въезда. А ров, по которому сейчас проходит автомобильная дорога, во все времена был сухим.

Интересный факт — Нижегородский кремль за всё время своего существования ни разу не был взят неприятелем. Что совсем не удивительно — нижегородцы всегда смело защищали свою землю от набегов волжских булгар, эрзян, татар. Распространена одна легенда, когда нижегородская женщина под стенами кремля увидела отряд татар, но не побежала от них в город, а смело вступила в бой с тем оружием, что у неё было — коромыслом и вёдрами. Этот героический поступок заставил крепко задуматься татарских агрессоров и позорно отступить от крепостных стен.

Поражает своей грандиозностью Чкаловская лестница, являющаяся не только визитной карточкой города, но и олицетворяющая героическую историю нашего народа. Она как-бы соединяет расположенный на набережной памятник катеру «Герой», входившему в Волжскую флотилию и участвовавшему в боевых действиях во время Великой Отечественной войны, и находящийся на вершине горы памятник знаменитому герою-лётчику Валерию Чкалову, совершившему первый перелёт через Северный полюс.

lapa103@yandex.ru

Лестница эта является самой длинной в России и состоит из пятисот шестидесяти ступеней. Скажу честно, мы прошли по ней четыре раза, стараясь подсчитать ступени, но постоянно сбивались. А виной этому были прекрасные виды на Волгу, открывающиеся со смотровых площадок (потом мы узнали, что количество ступенек на правой и левой частях лестницы разнится, что и приводит подсчёты большинства туристов вот к такому плачевному результату). Но лучшие виды открываются всё-таки с борта теплохода, поэтому мы не преминули воспользоваться услугами одного из них и совершили недолгую прогулку по Волге в сопровождении стаи чаек.

Было любопытно наблюдать, как эти птицы, абсолютно не боясь шума винтов, кружат над палубой и выпрашивают корм. Вот одна из них уселась совсем рядом с нами и позволила себя сфотографировать, не отказавшись получить порцию крошек.

А виды с Волги на Нижний открываются действительно красивые, единственно, что не хватало, так это солнца.

lapa103@yandex.ru

Конечно же, мы не забыли накупить в Нижнем городецких пряников в качестве сувениров родным и знакомым.

К сожалению, погода в этом путешествии нас не баловала, но мы не стали огорчаться — ведь есть предлог ещё раз посетить Нижегородскую область и увидеть её остальные красоты и достопримечательности.

А дальше наш путь лежал в город Покров, где была запланирована экскурсия на фабрику «Покровский пряник», но это уже совсем другая история…