Турист Lena Svensson (lenasven)
Lena Svensson
была 8 июля 2023 11:36

Гамбия Декабрь 2012

За 50 с лишним лет Гамбия и Швеция, можно сказать, породнились. Достаточно много браков среди шведок и гамбийцев, общих детей. Некоторые семьи живут в Гамбии, другие — в Швеции. Кстати, родня моего гида, Профессора Бубы, живет в Стокгольме, в Швеции. Вот уже 25 лет.

А начиналось все в далеком 1965-м году. Группа шведов высадилась в неизвестной стране Гамбии. Конечно, это были не туристы, а исследователи. Как раз в этом, 1965-м, Гамбия стала свободной республикой, перестала быть английской колонией. Это уже потом, в 70-е годы, начался туристский бум. Сейчас очень просто прилететь из Швеции в Гамбию. Удобное время полета, недолгий (восьмичасовой) перелет.

Но я отвлеклась. Скажу здесь вот что, гамбийцы — очень доброжелательный и гостеприимный народ. Не раз была я у них в гостях.

Однажды меня пригласила сестра гида Бубы. Надо сказать, живет она достаточно зажиточно для Гамбии. Я даже не ожидала увидеть такое внутреннее убранство дома.

За арбузом разговорились.

На мой вопрос, чем богаты недра Гамбии, и богаты ли, гид Буба ответил, что есть нефть, но чтобы достать ее из недр, нужна помощь. Гамбия просила Канаду помочь технологиями и прочим и хотела себе только 3% от прибыли. Канада ответила «Нет», мол, дадим только 1%. Понятно, тогдашний гамбийский президент Яйя Джамме не согласился на такой расклад.

Гамбийцы думали Швецию просить тоже, может, она поможет. В Гамбии уважают шведов. Но тогда я, помню, ответила гиду Бубе:

— Вообще-то нефтяная страна — не Швеция, а ее соседка, Норвегия. Почему не попросить Норвегию помочь Гамбии? Норвеги тоже, как и шведы, имеют крестьянский менталитет и умеют делиться.

Я знаю, много шведов помогает гамбийцам адресно. Они высылают детям деньги, одежду и т. д.

В гости — с мешком риса, ч.5
Также шведские турфирмы, их представители в Гамбии, знают, кто там в большей нужде, и переправляют им посылки.

Интересен факт, что много врачей, работающих в Гамбии сейчас, учились в Швеции. Так, мой муж перед самым моим отъездом в Гамбию сказал мне:

— Если вдруг что, какие проблемы будут со здоровьем, — иди сразу к доктору Салла. Он учился в Швеции. Он, думаю, хороший доктор, — и добавил:

— А если с зубами что, то там есть клиника, которая даже называется «Шведская клиника в районе Бакоту» тоже с гамбийскими врачами, которые учились в Швеции.

И мой муж дал мне распечатанные листы с номерами телефонов этих врачей и клиник. И другую полезную информацию. Слава Богу, не пригодилось мне все это в путешествии.

Сам он поехать со мной не мог, т. к. работал и отпуска в это время у него не было. Да и, честно говоря, не бредит он Африкой, не хочет он туда.

В ГОСТИ — С МЕШКОМ РИСА

Гамбийцы могут в первую же встречу с тобой пригласить тебя к себе домой в гости, познакомить с семьей.

Я также знаю, что шведы и другие европейцы, отдыхающие в Гамбии, идя в гости в гамбийские семьи, идут не с пустыми руками, а… с мешком риса, или сахара, или муки. Ну, не в прямом смысле, конечно, идут с мешком, а дают деньги гамбийцам, чтобы купить этот мешок.

Кстати, такая инструкция к действию дается шведским туристам (и, думаю, не только шведским).

Я тоже, идя в гости в семью гида Бубы, дала ему денег на мешок риса для его многочисленного семейства.

В гости — с мешком риса, ч.5

В другой раз я купила свежую рыбу для его семьи в рыбацком поселке Танге, куда мы ездили.

Расскажу здесь, как живет большинство гамбийцев.

Их дома лепятся друг к дружке, как и сами люди.

В гости — с мешком риса, ч.5

Гамбийцы — коллективный народ: живут рядом несколько семей. Женщины заняты домом, детьми, общением друг с другом. Вот сидят, плетут африканские косички детям и себе.

В гости — с мешком риса, ч.5

Попросила Сиби, старшую дочь Бубы, показать свою красивую прическу.

Потом она вынесла своего младшего братика, новорожденного Бубу.

В гости — с мешком риса, ч.5

Я тоже взяла его на руки. Меня удивил его осмысленный, серьезный взгляд, а крохе всего две недели отроду.

Немного расскажу здесь о Гамбии то, что не успела сказать в предыдущих моих материалах.

В Гамбии проживает 1 млн 925 тыс. народонаселения. Это самая маленькая страна Черного континента, Африки, и находится на Западе Африки у Атлантического океана. Площадь, на которой располагается Гамбия, — всего 10.380 квадратных километров. Гамбия с трех сторон (с севера, востока и юга) граничит с Сенегалом и на западе у нее — Атлантический океан.

Народ Гамбии и Сенегала — родственный народ. И когда-то не был разделен на две страны. Их земли поделили колонизаторы в 17-м веке.

Англичане хотели себе водную часть, по длине реки Гамбия. И получилась Гамбия, колония Англии. Сенегал был французской колонией. Еще до англичан с французами, в 14-м веке, эти земли захватывали португальцы. Гамбия стала свободной республикой в 1965-м году. Я уже говорила об этом выше.

6 веков Гамбия была под гнетом колонизаторов. 6 веков завоеватели вывозили отсюда рабов-негров в свои страны и в другие свои колонии. 9 из 10 рабов погибали в пути, при транспортировке живого товара.

Вот остался от тех времен такой перевалочный пункт у океана.

В гости — с мешком риса, ч.5

Гамбия — мусульманская страна.

Государственная религия — ислам (суннитского толка). 95% населения — мусульмане.

В гости — с мешком риса, ч.5

Официальный язык Гамбии — английский. Но гамбийцы говорят и на своих племенных языках, например, языки волоф и мандинка. Арабский язык изучают только в коран-школах.

Гамбия — негористая страна, не выше 90 м над уровнем моря. Климат Гамбии — тропический, с дождями и сухими периодами. Дожди идут с июня по октябрь. Туристический период — с октября по апрель.

В гости — с мешком риса, ч.5

Температура днем — 30 — 34 градуса. Вечерами и ночью прохладно, температура падает до 15 — 17 градусов.

Криминальность в стране низкая. Многие мне говорили, что чувства страха у них нет, находясь в Гамбии. То же могу сказать и я. Гамбия — полицейское государство, где в тюрьму, рассказывали, можно угодить за кражу футболки. А тюрьма гамбийская — вот она.

В гости — с мешком риса, ч.5

Главные отрасли экономики страны — земледелие, рыболовство и туризм. 90% из всего экспорта Гамбии — это орехи арахис во всех его видах и вариантах. Вот гамбийская фабрика по переработке арахиса.

Туризм сильно вырос в последние годы. Главным образом, в Гамбию приезжают англичане, шведы, датчане, голландцы, немцы.

Еще интересный факт. Во время 2-й Мировой войны Гамбия была английской базой самолетов-истребителей. Сенегал же был французской колонией. Когда немцы оккупировали Францию, много сенегальцев-солдат сражались в рядах Сопротивления.

Выше я уже говорила, что Гамбия с 1965-го года — свободная республика. Вот здесь заседает гамбийское правительство с президентом страны.

В гости — с мешком риса, ч.5

Флаг свободной республики Гамбия 4-х цветов: красный, белый, синий, зеленый. Красный цвет символизирует солнце, белый — мир и единство, cиний — реку Гамбия, зеленый — природу и земледелие.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

С тех пор, как я там была (2012-й), в Гамбии много изменилось. И главное - изменилась власть.

Недавно прочитала в инете интересную статью с не менее интересным заголовком "В Гамбию приходит демократия - как всегда, за нефтью".

Шельфовые запасы нефти там, говорят, огромны (напару с Сенегалом). Идет борьба, кто будет вести бурение и начнет добычу. В числе жeлающих - американская CAMAC Energy and African Petroleum Corporation.

Сначала англосаксы посадили там нового президента, Адама Барроу, который, читала, был в недавнем прошлом охранником лондонского супермаркета. Запад умеет приводить к власти непрофессионалов, чтобы те вели к развалам стран. Так случилось и в Гамбии.

Конечно, как всегда, не своими руками орудуют англосаксы. Страны экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) задумали интервенцию в Гамбию, сосредоточившись на ее границе. Сенегал, Нигерия, Гана, входящие в ЭКОВАС, - союзники Вашингтона, которым отстегиваются немалые деньги за эту их поддержку.

И все делалось под соусом не нефти и ее отнятия у страны, а, мол, президент там не тот, мол, он, президент Яйя Джамме, - диктатор, который против Британского содружества, хочет отказаться от английского языка, как государственного, президент, который против "западных ценностей", то бишь гомосексуализма и всего ЛГБТ.

Этот "диктатор" побеждал 4 раза на свободных выборах в своей стране. При этом "диктаторе" прокладывались хорошие асфальтированные дороги, строились школы, больницы. Но это знал и помнил его народ, Западу это неинтересно.

И когда якобы победил бывший охранник лондонского супермаркета на выборах в президенты Гамбии, "диктатор" Яйя Джамме законно опротестовал итоги выборов и ждал решения Верховного суда. Нацассамблея Гамбии продлила его срок полномочий. Но это не входило в планы Вашингтона.

Тогда Яйя Джамме об"явил чрезвычайное положение в стране (допустимо Конституцией Гамбии). Он отказался передавать власть лидеру оппозиции Адаме Барроу. Это случилось не так давно, в январе 2017-го.

Но все же потом Яйя Джамме понял, что невозможно тягаться с Западом, с Вашингтоном. Он отдал власть их ставленнику. Войска Сенегала вошли в Гамбию, он не хотел кровопролития и сдался. Тем более в стране армия - это всего 800 человек армейских.

Интересный момент: новый президент Гамбии Адама Барроу принял присягу не в Гамбии, а в Сенегале, в посольстве Гамбии.