Турист Светлана (bella_chiara)
был 13 апреля 1:22

Back to UK: Северная Шотландия

Портри, Инвернесс, Шотландия — Великобритания Июнь 2017

Изначально Инвернесс очаровал меня своим названием. Оно как-то очень приятно лежит на языке) Ин-вер-несссссссс!
К тому же после того невероятного чувства уюта и восторга, которые подарил мне Эдинбург, в Шотландию захотелось вернуться, причем проехать дальше на север, потому что Эдинбург — это только начало, а там, дальше, высоко-высоко в горах, так называемой области Highlands, лежит настоящая Шотландия и еще более красивая красота.

Лондон, Манчестер — лишь небольшие остановки на пути. Как бы хотелось провести в Шотландии больше времени, не передать. У нас было всего 5 дней, но мы постарались отдохнуть как будто их было 10)

Из-за того, что прилетали мы с Лондон, а еще хотели заехать в Манчестер, переездов планировалось много. Причем за пару месяцев до поездки пришлось все переиграть из-за неджентельменского поведения Caledonian Sleeper (единственный вариант ночного поезда с разделением на вагоны со спальными местами и с сидячими. Мы хотели ехать сидя, ибо в три раза дешевле, но когда сели покупать билеты, в воскресенье, оказалось, что сидячих мест на наши даты нет. В понедельник же они чудом появились, но мы уже на них обиделись и нашли варианты в три раза дешевле) и отмены MegaBusGold (чудо-автобус со спальными местами, мы путешествовали на нем в прошлый раз в Эдинбург и обратно) на веки вечные.

Для экономии на переездах по Шотландии мы купили проездные в CityLink. Они действительно очень выгодные и окупаются уже после второй поездки, а у нас было 3 крупных переезда и 2 мелких, так что они дважды окупились. Однако на некоторые направления место в автобусе, даже при наличии проездного, надо бронировать — потому что на популярном маршруте погут просто не пустить в автобус, если у водителя есть информация, что дальше еще подсядет народ. Такую ситуацию мы наблюдали по пути из Портри в Инвернесс.

Есть два пути-либо заранее купить билет на конкретный автобус на сайте (что нам не подходило, т. к. хотели пользоваться проездным), либо забронировать место, указав номер уже купленного проездного с помощью письма на почту ситилинка. Но чтобы указать номер проездного билета, для этого его надо купить. Выкупленный билет нужно либо забирать на месте — не вариант, т. к. кассы открываются в 8–30, а нам ехать в 6–50, — или почтовая пересылка. Все, других вариантов нет. Мы выбрали почту. Как я была наивна, рассчитывая, что за 2 то месяца билеты придут, тем более есть отслеживание, все дела.
В общем упуская все подробности — думаю вы и так знаете, как прекрасна наша почта — билеты мы получили после жалобы и кучи истерик за неделю до отправления. Надо было мне отправить их в отель…

И о погоде. Конец июня, а мы были очень рады, что взяли свитера и демисезонные куртки (теплые такие, на синдепоне, не путать с дождевиками). Потому что температура — около 13 градусов, плюс сильный ветер. И иногда дождь.

— 3 —

Замок Эйлен Донан и Портри

Итак мы едем из Манчестера в Портри. До Глазго нас везет National Express, от Глазго — местный шотландский CityLink, билеты на который мы с такими трепетом и волнением ждали.

Автобус National Express-а, в котором пришлось провести ночь, очень неудобный. Места для ног мало, спинка кресла откидывается слабо.

Еще странная штука — не тушить свет в ночном автобусе. Понятно, когда его включали на стоянках. Но какой смысл был его включить часа в 4 утра и не выключать дальше — не знаю. Но у меня была повязка на глаза, так что в целом было все равно.

Приехали в Глазго даже раньше, чем должны были — в 6, вместо 6–20. Наш следующий автобус должен был быть в 6–50. Вокзал в Глазго чистенький, аккуратненький, с милой скульптурой обнимающихся людей.

Мы решили освежиться, а потом может прогуляться недалеко от вокзала. Но едва-едва успели закончить до автобуса, так что осмотр Глазго совершался из окна))

Как я уже упоминала, в Портри мы ехали с остановкой в Дорни — размять ноги с помощью прогулки в замке Eilean Donan.

Путь в Дорни занимал 5 часов. Нам было это известно. Но это оказалось более утомительно, чем я ожидала. Ночью то почти не спали, а автобус едет плавно и по серпантину, в итоге постоянно клонит в сон. Только проснешься, полюбуешься пейзажами, и опять глаза в кучу.

Back to UK:  Северная Шотландия

В итоге ощущение, что ты постоянно спишь и не понятно, сколько времени прошло и сколько еще предстоит. А ведь жаль, пейзажи — невероятные! Глаз не отрывай и любуйся — горы, озера, водопады… Красота. Но сон берет свое и в итоге получается бессвязная череда видов (

Когда мы наконец то приехали, радостно выдохнули и потянулись) Хотя по комфорту Ситилинк был лучше Нэшинл Экспресса, все равно тяжко. Потом оказалось, что если смотреть перед собой, то нормально все, а чуть только в бок — плавное движение автобуса снова убаюкивает.

Вообще жить мы намеревались в Портри — самый крупный город острова Скай. Но в Дорни вышли сознательно — там прекрасный замок Eilean Donan. Я заранее списалась с администрацией и уточнила, что они смогут подержать у себя наши чемоданы, пока мы гуляем по замку и вокруг.

Back to UK:  Северная Шотландия

Оказалось, списалась с ними я слишком заранее, потому что после недавних Лондонских терактов, они передумали, и багаж на хранение не берут. Но предлагают оставить его за стеклянной дверью на улице, типа они последят.
Ну так себе предложение конечно. И не понятно — если там бомба и она рванет, то каким образом чемодан в трех метрах за стеклом безопаснее, чем в какой-нибудь отдельной комнатушке?
Но мы хотели в замок. И уже решили, что ладно, ценности с собой, а наше бельишко вряд ли кому-то нужно. И тут вдруг оказалось, что небольшой городской рюкзачок сестры и мою сумку (не маленькая, но и не баул) тоже брать нельзя. Но граждане, у нас там ноуты, еще какие-то гаджеты, ценности. Мы не можем их оставить просто на улице. Отличная идея, все позапрещать, не предложив достойной альтернативы. Ну им то что, посетителей хватает, и так окупятся, а на обиженных воду возят. То есть на нас.
Уже купленные билеты пришлось вернуть.
Вышли расстроенные, печальные. Помимо обманутых надежд и расстроенных планов, прикол еще в том, что до следующего автобуса в Портри оставалось три с половиной часа, а что нам тут делать, еще и с чемоданами, спрашивается?

И тут случились с нами прекрасные добрые люди. Пожилая пара предложила подержать наши чемоданы в своей машине. Мы конечно переживали-недоверяли-сомневались, но в конце концов, пообщавшись и оценив ситуацию, согласились. Всякое могло произойти, конечно, но в итоге все закончилось хорошо.
Отнесли к ним вещи, запомнили номер, договорились о встрече. Немного пообщались с мужичком по дороге к машине. Граждане оказались из Австралии, уже заканчивали свое путешествие по Шотландии. Говорили, как нам повезло с погодой, потому что они все время мерзли. Ну и так, обо всем понемногу. Small talk как он есть.

Back to UK:  Северная Шотландия

Потом купили билеты и пошли в замок, краем глаза присматривая за нашими спасителями, которые тоже туда пошли.

Замок очень маленький внутри. Он конечно и снаружи не огромный, деликатный такой. Но внутри даже тесновато. Как по этим коридорам проходили слуги с подносами — загадка. Комнатки тоже маленькие. На всякую обстановку — там даже не обстановка, а так, некие инсталляции на тему «как было раньше» с восковыми слугами и фазанами — мы не обращали особого внимания, нас после стольких замков уже сложно зацепить. А вот полазить по замку, по комнатам-коридорам-лестницам — очень интересно. Территория внутреннего дворика или крепостных стен совсем небольшая, так что мы за час управились и пошли искать красивые виды для фото.

В назначенное время встретились со спасителями, обсудили впечатление от замка, забрали чемоданы, раскланялись, поблагодарили-удачи друг другу пожелали. И пошли есть в замковом кафе — весьма прилично кормят и за умеренную плату.

Когда пришло время уезжать, на остановке разговорились с парнем с томным печальным взглядом, которому с австралийцами, в отличие от нас, не повезло, и он не смог посетить замок со своим чемоданом.

Back to UK:  Северная Шотландия

А потом погрузились в автобус и поехали в Портри. Еще полтора часа, фух, весь день в пути. Ужасно, но оно того стоило.
Городок милейший, B&B замечательный (Meadowbank House) , хозяева милахи, кормят преотменно — каждый день на завтрак можно выбирать, что заказать из списка, плюс всегда имеющиеся йогурты-фрукты. Я впервые попробовала хаггис. Отличная штука!!! Для бронирования писали прямо на почту отелей, а список отелей брала с https://www.visitscotland.com/accommodation/ и https://www.isleofskye.com/ . На Букинге вариантов мало, они неинтересные и дорогие.

Back to UK:  Северная Шотландия

Время у нас еще было, силы, на удивление, тоже, потому пошли гулять. Ну городок мелкий, поэтому за 2,5 часа со всевозможными тормозами мы его обошли. Красивые домики на набережной. Гавань, обрамленная горами, полна лодочек. На берегу машина, полная свежих крабов. Крупных!

Побродили везде, даже забрались на высоты с одной стороны, потом — с другой стороны. Виды на гавань очень красивые. С одной стороны даже какая-то башенка нашлась. К ней интересно идти, по тропе вдоль скалы. Потом наступает момент, когда можно по тропе дальше идти, а можно рвануть наверх, что мы и сделали) Выползаешь на луг (тропа в итоге сюда же ведет), а люди на тебя удивленно смотрят. Дальше уже к башенке, ее даже видно. Можно подняться на верх за еще лучшими видами.

Back to UK:  Северная Шотландия

Круто, что оттуда даже виден Old Man of Storr — одна из природных достопримечательностей Ская. А на обратном пути увидели зайку.
Непривычно поздно темнеет. В 10 солнце еще даже не зашло!

— 4 —

Поездки по острову Скай, д1 — Old man of Storr, Kilt Rock, Quiraing, Rha Waterfalls, Fairy Glen, Neist Point

Я страшно переживала из-за того, какая сегодня будет погода. Ведь сегодня предстояло столько гулятельно-лазательной активности!
А обещали весь день дождь! Но нам, я считаю, повезло. Если не считать сильного-пресильного ветра, который поднялся где-то в середине дня, и пары капель с небес, которые и дождем то не назвать — погода была отличной.

Утром мы отправились в Jans — прокатную контору, где я заранее забронировала нам машинку.

Из всех прокатных контор на Скае, а их тут не много, штуки 4, только две дают машины водителям не из UK/EU/Australia/USA/Canada (M2Motors, Jans). Обе работают с франшизой, так что мечта купить полную страховку и не трястись за целостность тачки не осцществилась. У Джанс прокат за 2 дня выходит дороже, чем у М2, но зато франшиза дешевле и покрывает не только лобовое стекло, но и другие стекла и шины!

Достался нам фольксваген поло. Я бронировала автомат конечно. Они дороже и выбор их меньше, но с другой я бы не справилась. Выдали машинку, сразу показали все царапины, которые есть и что они отмечены на бланке. Мы нашли еще пару царапин. Это было не просто, ибо утром прокапал дождик и машина была в каплях. Менеджер сразу дал всю инфу — куда звонить, как заправляться, и т. д. Отдал ключи и все, фольксваген ваш на 2 дня!

Вообще ехать слева не так уж и страшно, если ты едешь по Скаю — дороги пустые-препустые! Редко встречаются встречные машины. Даже на однорядных дорогах, где надо друг друга пропускать. Единственный недостаток — невероятная красота, которую и ты, и штурман, пропускаете. Потому что я — внимание на дороге-зеркала-разметку, штурман — внимание на карты в телефоне и маршруты. Почему-то не работал GPSа я так на него рассчитывала! То ли обновление MapsMe косячное было, то ли еще почему-то. Пришлось сестре сверять маршрут по населенным пунктам. Благо дорога простая, мы всего пару раз не туда свернули и быстро вернулись на маршрут.

Back to UK:  Северная Шотландия

Итак, первая остановка — The Old Men of Storr. Стариком Сторром называется отдельно вертикально стоящий каменюка, который виден издалека и вместе с соседними скалами и камнями образуют довольно интересную композицию. Находится он высоко, поэтому от парковки к нему идти минут 40, вверх. Есть несколько вариантов маршрута. Самый очевидный от самой близкой к Сторру парковки — сразу вверх к скалам. Мне кажется есть более длинный, но он же более пологий и красивый маршрут. Потому что я видела тропу уже наверху и даже прошлась по ней немного от Сторра. Именно с нее открывается классический вид на камни.
С нашего маршрута Сторр был виден как что-то там наверху, сливающееся с другими камнями. Хотя при подъеме любуются не столько вершиной, сколько видами, которые открываются позади, так что я и нашим маршрутом довольна.

Поднимались около часа с тормозами на фото. Виды вокруг — невероятные! Подъем довольно крутой. Я не знаю, как тут люди гуляют в дождь, скользко же! Наверху увидели зайку.

Back to UK:  Северная Шотландия

Спускались бодрыми кабанчиками около получаса.
Спускаться скучно, наверх идти интереснее. На спуске ты уже «все вот это красивое» видел, а мысли уже в следующем пункте назначения, поэтому идешь с мыслью — ну сколько еще? это последних холм?) Чем ниже, тем скуднее виды, тем скучнее идти. Причем виды скуднеют из-за того, что «заелись». Когда только поднимались, эти же виды казались ВАУ! А потом насмотрелись на еще более ВАУ, и все) старое поблекло.

Back to UK:  Северная Шотландия

Затем ты поехали к плато Quiraing, по дороге завернув на водопад Kilt Rock. Водопад не особо впечатлил — вода срывается со скалы в море. Вообще-то красиво, но на картинках смотрится лучше, чем в реале. Так смотришь на водопад сбоку, еще и поручни установлены, все толпятся у одной точки. Вид на скалы в другой стороне был интереснее. У них какое-то вертикальное развитие. Я ж привыкла к горам черноморского побережья, если их вообще так можно назвать — где камни образуют горизонтальный рисунок. А еще внизу забавные булыжники валялись — поросшие мхом и напоминающие арбуз. Нарядный чувак играл на волынке, создавая нам АтмосфЭру.

К плато мы приехали часов в 12. Плато начало формироваться в конце ледникового периода и представляет собой активно разрушающийся массив из застывшей лавы. На нем есть три горы с названиями — Игла, Тюрьма и Стол — и еще куча скал без названий. Всеобщая цель — взобраться на Стол, ибо это самый высокий и плоский участок всего плато. Есть несколько маршрутов, но мы не стали выпендриваться и пошли по простому. Для этого приехали на парковку, что повыше. Дорога одноместная, а подъем крутой! Страшненько, тем более это была первая попавшаяся мне одноместная дорога. Но ничего, справились.

Back to UK:  Северная Шотландия

Мы пошли по пологой дорожке.
Идти очень легко и приятно. Виды с любой точки невероятные! На лугах пасутся овечки. Игла — вертикальный камень. Тюрьма — скала, которая очень напоминает не просто скалу, а скалу с крепостью на ней. Можно даже не сверяться с картой, знать название и видеть скалу — и сразу понятно, где какая.

Back to UK:  Северная Шотландия

Но тут стал подниматься ветер. Когда мы уже подошли к подъему на Стол, нас начало буквально сносить. Судя по горе из камней, которую мы перелазили, камнепады тут не редкость, а с таким ветром еще и весьма вероятны. А ветер холодный же еще!!! В общем посоветовались и решили — виды прекрасны как ни крути, мы ими насладились. И еще насладимся на обратном пути. А подниматься по такому ветру — ну его. И пошли назад.

Back to UK:  Северная Шотландия

Туда мы шли примерно полтора часа, обратно — минут 40. Красотища-красотища!

Далее мы отправились к Волшебным холмам Fairy Glen, по дороге заехав на водопады Rha Waterfalls.

Back to UK:  Северная Шотландия

Это потрясающее место, почему-то нигде не упоминающееся как маст си. Я их нашла случайно на гугл-картах, пока планировала маршрут. Загуглила — пара картинок, мало текста как добраться. Более менее на скайском сайте что-то есть, но и все. Из-за этого мы даже не сразу их нашли. По описанию нам надо было пойти по указателю за мостом. Мост и речка — вот они. А где водопады? Оказалось идти надо по указателю Uig Wood (я ожидала текста про водопады). Тропинка-ступенечки сначала ведут наверх, потом спускаются к реке. И дальше немного обычной тропы к водопадам.

Мощные, полноводные, шумные — потрясающее впечатление. Я в первый раз в жизни такой классный водопад вижу! Была бы погода, можно было бы даже поплавать! Вода прикольного красно-коричневого цвета. Говорят, из-за торфа. И прозрачная-прозрачная! На какое-то время мы там зависли, потому что любоваться можно бесконечно, уйти невозможно, еще и ветра нет)

Back to UK:  Северная Шотландия

А потом Fairy Glen. Холмы, поросшие зеленью. Очень красивое, немного волшебное и необычное место. Холмы такие аккуратные и одинаковые, что зарождаются подозрения в каких-то древних захоронениях. С них открываются виды на все новые и новые горы, новые водопады.

На одном из холмов торчит скала. Ее называют Castle Ewan, ибо издалека она похожа на руины замка. Туда даже можно залезть. Места наверху не много, но оно и к лучшему — меньше места, меньше людей)
На сайте было написано, что парковка маааленькая, так что идите-ка вы пешком от самого Уига (это городок поблизости). 30 минут идти. Ну не знаю, мне показалось мы только ехали минут 20. Еще и дорога не прямая ровная, а с горки-на-горку и не по прекрасным горным тропам, а по дороге, где едут машины, пусть их даже и не много. Ну ее, такую прогулку. Хорошо мы не повелись. И парковка хоть и небольшая, но можно поставить машинку вдоль дороги, она там уже довольно широкая

Back to UK:  Северная Шотландия

И вот все, план на день свершился, а всего 16–40. В итоге решили поехать к маяку — Neist Point. Он далековато, поэтому чтобы успеть его посетить завтра, и выполнить остальные намеченные пункты, пришлось бы вставать рано-рано, отказываться от завтрака(такого вкусного и на красивой веранде!) и сильно напрячься, ибо машину надо сдать в 17 часов.
А тут мы спокойненько туда приехали, полюбовались — выглядит ошеломительно, круче картинок! Но к самому маяку не пошли. Ветер, помните? К тому же идти 40 минут в одну сторону, спускался туман, да и делать прям у маяка, как говорят, нечего. Поэтому мы полюбовались с вершин и отправились домой.

Back to UK:  Северная Шотландия

До Портри от маяка ехали полтора часа. Дорога была очень красива. Хотелось вылезти и пофотографировать. Но уже устали, да и на одноместной дороге останавливаться как-то не красиво. Так что останется в памяти)

— 5 —

Поездки по острову Скай, д2 — Коралловый пляж, Замок Данвеган, Карбост, мост Слигчейн

Второй разъездной день на острове Скай должен был быть совершенно расслабленным, когда мы все-все успеваем и никуда не торопимся. Много времени, а объектов — мало. Но во-первых расчетное время в пути у гугла и у меня отличалось раза так в полтора. Мне нельзя ехать больше 50 миль в час, гуглу можно. А на одноместных дорогах еще и пропускать приходится, и осторожничать. То есть получается дорога чуть больше времени занимала, чем я рассчитывала, сидя дома у компа.

Во-вторых утром с нами случился Коралловый пляж (от Портри до пляжа доехали за час).
Пляж находится близко к замку Данвеган, с которого мы собирались начать день. А т. к. замок открывается в 10 утра, то решили сначала заехать на пляжик, а потом уже идти в замок, как раз к открытию.

Back to UK:  Северная Шотландия

Надо было установить какой-то временной интервал на него. А еще лучше заложить полдня!
А то в моем плане на пляжик было всего полчаса, непростительно!

Прибыли на парковку (там есть парковка! На Скае везде, где красиво, есть парковки!) мы в 9–30. Не торопясь шли к пляжу (до главной красоты надо идти около 2х км), я так полагаю около получаса-минут 40. С остановками для фото. Кругом мрачно, сгущаются тучи, но красиииво!!! Прыгают зайчики, и такой многоцветный вид — синяя вода, черные камни пляжа, коричневые водоросли, зеленые травки, цветочки, а вдалеке — белизна кораллов, ради которых мы и затеяли этот путь. А потом нас поглотил пляж. Мы бродили, рассматривали эти миникораллы и разноцветные ракушки, бесконечно в них копались, собирали, еще раз бродили.

Back to UK:  Северная Шотландия

И я даже не знаю, сколько еще мы бы там времени провели, если бы случайно взглянув на часы я не обнаружила, что уже 11!!!
Назад к машине мы буквально летели. Дошли за 10–15 минут, но при этом устали и запыхались жутко, не рекомендую.

Back to UK:  Северная Шотландия

Дальше по плану был замок Dunvegan. По первоначальному плану мы внутрь не собирались, только сады. Ну просто мы по замкам реально уже находились, через какое-то время они все становятся похожи друг на друга. Тем более если это не какое-то особенное место со знаменитым чем-то, а просто замок. Пусть даже частично жилой и с легендарным флагом и еще какой-то ерундой. А так вообще я замки обожаю, но снаружи они круче) Потом мелькала мысль, что если будет время, то можно и во внутрь. Однако оказалось, что времени то уже и нет! Надо же еще к тюленям съездить
На Скае есть масса вариантов водных поездок к wildlife. И к китам, и к тюленям, и к тупикам. Различной продолжительности, с вариантом высадиться на берег к тюленям и т. д.
Самым простым вариантом была именно поездка от замка. Остальные варианты были дорогие и слишком долгие по времени, мы никак не успевали. Был бы еще день и погода, можно было бы раскошелиться. Но у нас не было ни того, ни другого.

В итоге я сказала, что домчу нас к следующему пункту к 2 м часам, узнала, что прогулка длится пол часа и будет через 5 минут и мы поехали.

Мы не пожалели ни секунды! Тюлени истинные милахи! Лодочка подплывает к ним очень близко, а они лежат на своих камушках, смешно вытягивая ласты, улыбаются и с любопытством смотрят на тебя. Некоторые плавают, некоторые забавно переваливаются. Еще там было много детенышей. В общем — прелестно.

Back to UK:  Северная Шотландия

По саду мы прошлись быстро и без особых восторгов. Надо признать, по садам круто гулять в солнышко, когда можно присесть среди цветочков, погреться, а не под дождем, который вот-вот грозил начаться. Сад разбит на несколько зон. Рододендроновая аллея — была без единого цветочка, хотя ветки кустов с двух сторон аллеи переплелись, образуя крышу. Симпатично. Круглый сад — клумба и клумба. Еще был сад с фонтанчиком — тоже какой-то бедноватый на растения (были красивые, и розы пахучие, но как-то не концентрировано). Не впечатлил.

Самый крутой был водный сад. Ты идешь вдоль речушки с водопадиком, а вокруг просто буйство растительности. Несколько мостиков, тоже утопающих в зелени. А еще там было хвойное дерево с иссиня черными шишками! Так необычно.

Back to UK:  Северная Шотландия

Недалеко от замка есть некий Волшебный мост и специальная легенда, связывающая его с замком и родом МакЛаудов. Но туда мы уже не успевали совсем. И честно говоря, я про него забыла) А сейчас смотрю на картинку — вообще был ли смысл? Тот мостик, на который мы заехали позже, был намного, НАМНОГО красивее. Возможно и для него есть подходящая легенда, а если нет — можно придумать:)

Ну и в районе половины второго мы устремились в Карбост — городок, в котором, а) находится единственная на Скае вискикурня; б) находится Ойстер Шед — всеми рекомендованный ресторан с морепродуктами. Он закрывается в 4 часа, так что оставлять его напоследок было нельзя, это был наш обязательнейший пункт. Можно было пропустить все замки, но если бы мы не приехали к морепродуктам, сестра бы мне этого не простила никогда)

Back to UK:  Северная Шотландия

В вискикурне купили виски (неожиданно). В дьютифри дешевле, но не так концептуально.

А ресторан — посмотрели, что пешком 5 минут. И пошли. А 5 минут в крутую горку. Еще и погода совсем омерзилась. Так что времени на подъем-спуск ушло больше планируемого. Плюс там еще — проблема выбора, ожидание, поедание.
«Ресторан» — круто сказано. Трактир-таверна-что угодно) Такой большой ангар, наполовину заставленный типичными шотландскими печеньками и прочей едательной сувенирной продукцией собственного или соседского производства. С прилавком с морскими гадами и грифельной доской, на которой написано, что есть и почем. В качестве столиков — бочки) ну есть и длинные нормальные столы конечно, но на бочках прикольнее)

Back to UK:  Северная Шотландия

Мы в итоге съели лангустинов и гребешков. Гребешки были клевые, лангустины — так себе, креветка-переросток, еще и пресноватая, хоть и должна была быть обжарена в чесночно-горчичном соусе. Лично мне не хватает во всех этих вареных ракообразных нашего родного укропа и соли)
Короче только в 3 часа мы ушли из ресторана — с горой еды с собой еще) И поехали к Бассейнам фей.

Машину нам нужно было сдать до закрытия Джанс (в 17–00!), а значит уехать от Фей нам надо было максимум в 4.

И в итоге мы доехали к паркингу, от которого начиналась дорога к Бассейнам. Но, а) уже было 15–20, а нормальная прогулка занимает часа полтора. б) погода такая противная с этим моросящим дождем, что мне даже не хотелось. В итоге решили, что зачем оно нам надо — сначала галопом бежать не пойми куда, потом обратно, а потом еще ехать в спешке и нервах. Развернулись и поехали в Портри.

Зато таким образом у нас появилось время как следует позависать возле очень симпатичного старинного мостика Sligachan (Слигчейн).

Back to UK:  Северная Шотландия

Мост находится совсем рядом с трассой, мы его видели по дороге в Портри в первый день. Тогда там было много народу. А в наш приезд уже моросил дождь, так что с людьми был порядок — их не было) Зато как живописно! Вот за что люблю горы — красиво и в солнце, и в дождь. Умеренный дождь конечно, в другой ничего не разглядишь) Журчит река, возвышается старинный мост, со всех сторон — поросшие зеленью горы, вершины которых частично скрывает загадочный туман. Идет мелкий дождик, но разве это повод не любоваться вот этим вот всем и не набрать зеленоватых камней с берега?)

Машину сдать успели, потом пошли и вознаградили себя пинтой пива за успешно прошедшую прокатно-машинную часть поездки)

Back to UK:  Северная Шотландия

Еще немного погуляли, поели сыра с кофе в гавани Портри, которая в тумане выглядела еще романтичней и суровей. И пошли домой — есть своих крабов и лангуста и собирать чемодан — ведь завтра очередной автобус везет нас в Инвернесс.

-6-

Инвернесс. Каллоденская пустошь.

День шестой снова был насыщен поездками. Поэтому, с одной стороны, впечатления притуплялись легкой заторможенностью из-за укачивания, а с другой — некоторая спешка, чтобы наверстать проезженные часы.

Из Портри мы выехали в 9 часов. Пришли на автовокзал минут на 20 раньше — а вот он уже, наш автобус подъезжает. И очень удачно, что так рано пришли — народу очень много. А прикол в том, что места в автобусе без номеров, и в билетах, соответственно, тоже. Так что кто первый пришел и место занял, тот и молодец.
Ехать 3 ч 20 мин. Хотелось сидеть рядом же. К тому же мадам-водитель сначала запускала тех, у кого есть бронь. У нас, к счастью, бронь была. Не зря мы забукали все долгие переезды. Портри-Инвернесс — популярное направление. Остальные водители (2 переезда из 3х) брони не проверяли, просто пускали по нашему 3DayExplorerPass. Кстати очень хорошая штука, я уже говорила? Стоил всего 41 фунт. Учитывая их цены, он окупился первой же поездкой в Глазго-Дорни-Портри. А Инвернесс и две завтрашние поездки (на Лох-Несс и обратно) сделают его еще выигрышнее.
Несколько человек на маршруте даже не взяли из-за отсутствия брони у них и заполненности салона у нас.
А в автобусах жуткий температурный режим — водитель включает печку и вентиляцию. Поэтому одной ноге жарко, всему остальному телу холодно.
Пока уезжали с Портри, любовались пейзажами. По дороге туда я ж их проспала! И нас проводили две роскошные радуги! Полноцветные и широкие!!!

Back to UK:  Северная Шотландия

По приезду отправились сразу в отель Bunillidh Guest House. Оказалось, что чекин лишь в 3 часа, но нам сразу все-показали-рассказали, в ванную пустили и чемоданы на хранение взяли. Даже обещали доставить в комнату, как она будет готова. Там self check-in/out. На входе сейфовые ячейки с ключами от номеров, а у тебя номер ячейки и код. Удобно в принципе.
Забегая вперед — номер очень маленький (два чемодана раскрыли и уже никуда не пройти), белье мятое, но чистое, ароматное (в хорошем смысле).
Ванная у нас была общая (с чистотой порядок) — делили с еще одним гостем. В отеле есть общая кухня со всем необходимым. В принципе годный вариант на одну ночь. Но цена-качество… Этот отель даже дороже, чем шикарный Манчестерский. Ну, а после домашнего уюта отеля в Портри вообще кажется неудачной каморкой.

В общем, сдав чемоданы, пошли гулять, вернее, на автобус.

Следующей остановкой было поле битвы на Каллоденской пустоши. Ехать около получаса. После 3хчасового переезда опять в автобус не хотелось, но что поделать. Еще постоянно порываешься выйти, т. к. кажется уже приехали) Остановки с названиями со словом Culloden) Но на самом деле не заметить пункт назначения и пропустить его невозможно. Во-первых водитель громко оглашает. Во-вторых сейчас там мемориальный центр, автобус заезжает на оочень большую парковку и вокруг ооочень много свободного места.

Back to UK:  Северная Шотландия

В 1746 г. здесь прошло последнее сражение второго Якобитского восстания и горцев полегло немереное множество (говорят о 1500. Для маленькой Шотландии это много). А кто не полег — тех по тюрьмам и каторгам раскидали. В общем очень печальное для шотландцев воспоминание. Конец борьбы с властью ненавистных англичан.

Поле огромное, ветер продувает ужасный. Если еще представить, что сражение было в апреле, то вообще жуть берет от одних погодных условий.
На поле подписаны некоторые знаковые места, дана информация о разных фазах сражения.

Back to UK:  Северная Шотландия

Отмечены линии фронтов английских и шотландских войск. В общем качественно проделанная работа, при этом не испортили само поле, молодцы. Вход на пустошь бесплатный, в экспозицию при комплексе — 11 фунтов. Само поле поросло травой, клевером. Есть одно болотистое место, оно очень красиво и разнообразно на растения. Я даже хотела полезть к елкам сфотогрофироваться, но испугалась слишком мягкой и влажной почвы.

Так забавно, что и на Каллодене (тут особенно), и в самом Инвернессе, все буквально завалено товарами по Чужестранке (сериал). На полную катушку эксплуатируют популярность сериала.

Дальше мы пошли к камням Clava Cairns. Это захоронения бронзового века. Три больших кучи камней и несколько отдельно стоящих — для меня это интересно.

Back to UK:  Северная Шотландия

Идти к Clava Cairns от Каллодена — от поля надо пойти в сторону Инвернесса вдоль автодороги, и на первом же перекрестке будет указатель на камни. Идти 1,5 мили. Вниз, с горки. Никуда не сворачивая, как идет дорога. Проходим ответвление на проселочную дорогу с видом на виадук — восторг-восторг, а то Гленфианский из маршрута выпал. Потом мостик через речушку. Дальше идет очень красивый отель-гостевой дом. А потом указатель направо — Clava Cairns, ¼ мили.
Почему-то дорога туда заняла у нас больше времени и сил, чем обратная, хотя туда — спуск, а обратно — в горку. В бодром темпе — подъем не тяжелый, мы вернулись назад за 10–15 минут.
Можно было пристать к народу, который приехал туда на машине, но что-то застеснялись.
До автобуса оставалось еще полчаса, а ветер такой сильный и пронизывающий, что мы вернулись в Каллоденский центр. Там поели-попили, и вот уже время автобуса. Доехали до Инвернесса и отправились гулять.

Back to UK:  Северная Шотландия

Гуляли долго, 3–3.5 часа. Обошли оба берега реки Несс, обошли весь центр. У Инвернесского замка репетировал какой-то оркестр с волынками и барабанами. Впечатлило старое кладбище у Старой же церкви. Очень понравилось гулять вдоль реки в сторону островков и по самим островкам — такой маленький парк.

А вот исторический центр не понравился. Он какой-то странный. Вроде есть много красивых домов. Когда они рядом — супер. Но в основном они пересекаются с современными постройками, и это выглядит не гармонично. В городе нет единства, что ли, оставляет ощущение какой-то рваной реальности.

Back to UK:  Северная Шотландия

Зато стоит отойти от центра — деревенская идиллия. Ряды домиков или одинаковых, или в одном стиле, из старого камня, с башенками, эркерами. Все приусадебные участки красиво оформлены.
А в какой восторг меня привели острова! Там можно спуститься совсем к реке с ее прозрачной-прозрачной бурокоричневой водой. Можно просто посидеть на фантазийных скамеечках. А еще рододендроны. Их по всему Инвернессу полно, никаких аллей в замках (плевок в сторону Данвегана) на надо.

Back to UK:  Северная Шотландия

По островкам можно выйти на другой берег, что мы и сделали. И отправились домой — устали уже очень.

— 7 —

Лох-Несс и Замок Аркхарт

Встали совсем рано. Решили, что наша гостиница далековато от центра и будет не кайф сюда возвращаться за чемоданами вечером. Тем более, что наш автобус в Лондон в 18 часов, так что терять время на беготню за чемоданами бессмысленно. Предварительно проверили, что на вокзале Инвернесса есть и работают камеры хранения. ОЧУДО — автоматические! 5фунтов за два чемодана на сутки! После Лондона — вообще копейки.
Время работы камер мы, кстати, не уточнили. Хорошо, что уезжали в сб, а не вс — в вс они поздно начинают почему-то.

В общем погрузили чемоданы в камеру, немного прошлись по пустому городу и двинули на автобус. Пока ждали, пообщались с бодрой канадской старушкой, которая в ботинках и с рюкзаком с 5го июня путешествует по Шотландии. Чемодан, правда, тоже имелся. Говорит, вымокла и продрогла за это время шопипец.
Оптимистичная — потому что она уже весьма не молода, а говорит — хочу как-нибудь съездить в Россию)
На крыше автовокзала чайка вывела птенцов. Они смешные — как уже взрослая чайка, только в пуху вместо перьев. Вообще в Инвернессе много чаек — город то у самого моря.

Back to UK:  Северная Шотландия

В автобус и обратно, даже без броней, сели без проблем. Ну я примерно этого в итоге и ожидала, т. к. в отеле проверила расписание, а там три автобуса в районе 9 утра отправляются в сторону Несси.
Остановка — Urquhart Castle. Это совсем руины и совсем развалины старого замка. Но прикольные. Развалины возвышаются на высоком берегу Лох-Несса. Ехать из Инвернесса всего полчаса, так что конечно мы не удержались. Никогда в жизни не интриговало меня это чудовище и уж точно не думала, что когда-нибудь меня сюда занесет. Место казалось слишком неважным, чтобы специально сюда ехать. В итоге — не совсем специально, ибо цели были другие, но все-таки, тадам! И мы здесь, фотографируем бумажного, привезенного с собой динозаврика в водах озера. Хотя не будь тут развалин замка — все равно не поехали бы)

Back to UK:  Северная Шотландия

Кстати билет в замок можно купить комбо — вместе со Стерлингом и Эдинбурским. Очень выгодно будет.

По развалинам гуляли, прикалывались, фотались. Полазить особо негде. Многое — просто стены. В пару помещений можно войти, на башню — подняться. И все.

Back to UK:  Северная Шотландия

Не прикольно только, что территория небольшая, людей много, и скрыться им некуда — стен-комнат нет. Хорошо, что мы раненько приехали, успели насладиться, пока не поднялся ветер и народу было не много. А ветер поднялся сильный. Озеро оттого смотрелось живописнее, но моя юбка в клеточку взлетала до ушей))

На осмотр, фото, магазин и кафе потратили около 2х часов. Вообще-то ровно два, но когда были в кафе увидели, что автобус через 10 минут, и если не хотим тут еще непонятно что делать целый час, надо бежать. Благо не далеко.

Спешка — то самое, от чего мы все время пытаемся отучиться в поездке. «Мы не будем никуда бежать, мы же не спешим». А потом бац — все равно куда-то бежим)

Back to UK:  Северная Шотландия

Вообще из Инвернесса к замку отправляются круизные кораблики с высадкой на берег. Я смотрела на них и думала, что 2 часа в замке — ой, это ж мало. Оказалось, достаточно. Хотя круизы все равно дорогие, а в ветреную погоду наверное и не очень приятные.

На автобус мы успели, так что уже около 20 минут первого были в Инвернессе.
Тут мы совершили забег по сувенирам и магазинам. В магазинах с тартанами столько прикольного барахла — плащики, пальтишки, шарфики, перчатки, шапки, и т. д. и т. п. Но дорогого, поэтому только смотреть. Зато после ветра в них еще уютнее от всей этой окружающей шерстяной клеточки.
Но дух Шотландии, которым я просто от пяток до ушей прониклась в Эдинбурге, в Инвернессе от меня ускользнул.

Back to UK:  Северная Шотландия

А потом мы пошли к морю. Не так это просто, оказывается. Ближе к нему кварталы совсем не интересные, и идти далеко. С одной стороны порт-цистерны-элеватор. С другой тоже что-то техническое и непонятное.
Надоело, развернулись, пошли назад.
Купили еды, посидели, потупили. Какая-то чайка пришла на наш бутерброд. Пока сестра пыталась с ней подружиться, подошел мужик и рассказал, как она у него только что увела бутер прямо из рук. Опасная птица, говорит, не поощряйте ее)

Вообще все тут такие общительные и милые) И есть ощущение, что их благожелательность более искренняя, чем магазинные улыбки в Лондоне. Положительное влияние жизни в глуши?

Ну, а потом мы погрузились в автобус — в нем всего 6 человек! пока. В Глазго автобус заполнился.
И поехали в Лондон. Снова одной щеке жарко, другой холодно. И клонит спать.
Но снова проезжали просто шикарные радуги, через все небо, большая-большая разноцветная яркая дуга! Какие-то замки, горы…

Back to UK:  Северная Шотландия

Интересно тут (и не только тут, в Дании та же штука) устроены пересменки — водители просто встречаются на маршруте. Один собрал вещи и ушел из автобуса. Другой в него залез и поехал) Мы так остановились посреди дороги возле какого-то лесочка, приехала машина со сменным водителем, забрала нашего. Странное ощущение)

Какой удачный получился маршрут! Из суеты больших городов — на маленький уютный остров, потом в город чуть побольше, но не слишком. Привыкли немного — и обратно в многолюдный Лондон