Турист Анастасия (sheftali)
Лауреат конкурса
«Россия 2017»

Крым — Россия Август 2017

Осень в Краснодаре наступила внезапно, подкравшись, как диверсант, из-за угла. Весь август жгучее южное солнце поливало нас ультрафиолетом, а за 2 дня до осени внезапно небо затянули свинцовые тучи, подул ледяной ветер и, как принято писать в романах — на землю обрушился страшный ливень. И хоть утро первого сентября было снова солнечным и ярким, летняя история уже закончилась. А яркие астры в букетах детей, с тоской в глазах бредущих на первую линейку, стали окончательным аккордом лета 2017. Грусть появилась незаметно и за чашкой утреннего кофе в памяти всплыли самые вкусные моменты прошедших трёх месяцев. Хочется, очень хочется очутиться в endlessummer, но увы, рай на земле не может длиться вечно. Остаётся только вспоминать ….представляю вашему вниманию сочинение из области: «Как я провел это лето», почти как в школе. Но обо всём лете рассказывать долго, я поделюсь только о первой неделе августа, которая прошла у меня в Крыму в компании моих друзей и близких.

Лето в Крыму, или Как совместить несовместимое

Итак, как же провести неделю в Крыму и всё успеть? Точнее, что можно успеть за неделю на благословенной земле, где не знаешь, бежать ли тебе любоваться очередным дворцом, нырять в бирюзовое море, или лезть в горы? А если ещё и интересы у всех разные, то остаётся серьёзный риск не сдвинуться с места вообще, как получилось у живности в известной басне. Выйти из положения мы решили следующим образом: просто проводили время так и там, где хотел один из нас по очереди. В итоге отпуск получился максимально насыщенным: и отдохнули, и посмотрели, и поели по полной программе, хотя вот с «поели» вышла промашка. Но обо всём по порядку.

Попали мы в Крым через его воздушные врата в Симферополе. Лететь из Краснодара всего час, не успеешь даже испугаться по-настоящему взлета, как объявляют, что пора приземляться. И вот, понеслись наши 10080 минут отпуска.

Вначале было слово

Лето в Крыму, или Как совместить несовместимое

Нет. В начале у нас случился Бахчисарай. Он был давним желанием моей подруги. Ну что сказать, лично мои летние впечатления стали полным контрастом зимним. Теперь здесь бродили толпы туристов, которых невозможно было выгнать из кадра, экскурсоводы быстренько тараторили заученные тексты, коты попрятались от жары, и в кафе посетители просто на голове друг у друга сидели.

Лето в Крыму, или Как совместить несовместимое

В общем, удовольствия мало, правда, клумбы были полны цветущих роз, а в фонтанах журчала вода. Добавьте к этому ещё и тот факт, что это была аномально жаркая, даже для Крыма, неделя, днём столбик термометра не падал ниже +40 градусов по Цельсию.

Мы поплелись в сторону Свято-Успенского монастыря, по дороге отбиваясь от назойливых предложений частных экскурсоводов. (Ребята, я не привередливая, но всё же сервис у вас сильно хромает, на таких наглых навязчивых горячих продажах себя вы далеко не уедете).

Лето в Крыму, или Как совместить несовместимое

Быстренько осмотрев монастырь, мы оказались перед вопросом, как быть и что делать дальше, времени то ещё полно. Ехать в знойный Симферополь и праздновать начало отпуска??? Но ещё слишком светло и жарко. Лечь и поспать в тени? Но тени нет от слова совсем. И тут я скромно предложила прогуляться до караимского кладбища, до которого, по уверению путеводителя, идти меньше часа. Как обычно, путеводители врут, идти всего 20 минут. Получается, что это кладбище было моей «хотелкой», но никто не возразил. И оно того стоило. Солнце клонилось к закату. Деревья отбрасывали на могилы причудливые тени и там не было ни одного туриста. Декаденс в чистом виде. Что называется, почувствуй себя лордом Байроном.

Краткая историческая справка: караимы — один из самых древних народов на Земле, более 4-х тысяч лет назад они начали своё странствие с территории современного Ирака. Постепенно они пересекли Кавказ, расселились в Дагестане и Поволжье, создали Хазарский каганат, потеряли его и большую часть своего народа в войнах с крымскими татарами. С тех пор они не имеют своей государственности и живут небольшими общинами в Крыму, на Украине и ещё в паре стран. Особенностью их миропонимания является любовь к чтению («караимы» с семитского переводятся как «читающие»), жить они в древности предпочитали в пещерах (крымские пещерные города тому иллюстрация) и исповедуют иудаизм особого толка, не будучи иудеями. В тонкостях религии разбираться слишком долго, достаточно того факта, что караимы своих усопших хоронят по особым традициям и только на отдельных кладбищах, где нет иноверцев.

Лето в Крыму, или Как совместить несовместимое

В Крыму это кладбище прекрасно сохранилось и, что весьма удивительно, здесь видны совсем свежие захоронения, останки караимов привозят на родину буквально со всего света. Хотя сейчас это уже памятник истории и культуры. По слухам, Раиса Горбачёва была караимкой.

После кладбища дорога вывела нас на чудесные смотровые площадки Чуфут-Кале, туда же по пыльным ухабам доставляли тех несчастных, которые соблазнились на экскурсию по древним пещерным городам.

Лето в Крыму, или Как совместить несовместимое

Ну, а дальше был чудесный летний вечер в крымско-татарском кафе у подножия водопада.

Кстати, раз уж коснулись темы мест питания и отдыха, то я полна возмущения! Повсеместно очень невкусно, зачастую очень дорого, к персоналу отдельные претензии, обслуживают чаще всего медленно и не слишком любезно. Не покидает ощущение, что ты немножко людям должен, кормят тебя бесплатно, поэтому ешь молча и быстро. За исключением пары мест хотелось попросить жалобную книгу и сильно туда нажаловаться, особенно на вкус и качество еды. Прям масштабная проблема с сервисом. Для тех, кто в этом вопросе привередлив, столкновение с общепитом в Крыму может стать серьезным шоком. Хотя есть и мёд в этой бочке дёгтя, люди обычные очень приветливые и общительные, персики в Крыму сладкие, сочные и дешёвые и есть пара вкуснейших мест, куда я бы, например, поехала специально.

А у моря, у синего моря…

Лето в Крыму, или Как совместить несовместимое

Несколько дней мы посвятили праздному лежанию на пляжах, точнее, не лежанию, а купанию в чистейшем синем-синем Чёрном море. Море меня восхитило ещё зимой, но летом оно превзошло все ожидания. С пляжа уходить не хотелось совершенно. Причём даже в Ялте купаться было отлично. Хотя вот в Гурзуфе в воде оказалось множество медуз, которых из нашей компании не любил никто и, вяло поныряв в море медуз, мы отправились сначала на дачу Чехова, а затем и гулять по Ялте.

Лето в Крыму, или Как совместить несовместимое

Но вот купание у подножия Ласточкиного Гнезда не разочаровало. Добираться летом туда лучше всего по морю, благо из той же Ялты каждый час отправляются экскурсии. Ласточкино Гнездо всё так же прекрасно, но… нет у его подножия никаких общедоступных пляжей. Горькими слезами зависти обливаются посетители, глядя на счастливчиков, резвящихся в воде. Счастливчики эти живут в санатории «Жемчужина», которому и принадлежит пляж у подножия мыса Ай-Тодор. И…туда ни за что не пускают людей с улицы, даже за деньги. Но есть и хорошая новость, совсем рядом, у скалы Парус, расположен роскошный пляж одноименного санатория, и вот как раз там прекрасно можно отдохнуть, заплатив на ресепшене 300 р с человека.

Лето в Крыму, или Как совместить несовместимое

Лучше гор могут быть только горы….

«Мой» день был посвящён, естественно, походу в горы.

Лето в Крыму, или Как совместить несовместимое

По Таракташской тропе, которая берёт начало у водопада Учан-Су, мы поднялись на Ай-Петри.

Не спрашивайте, как же это мы сделали. У меня нет ответа. Это приключение из области «не пытайтесь это повторить». Жара с самого раннего утра была немилосердной, + 40 было в тени.

Лето в Крыму, или Как совместить несовместимое

Подъем на плато Ай-Петри затяжной и очень крутой, по дороге в лесу тень ещё есть, но на самом плато от солнца спрятаться очень трудно. И ни одного источника воды по дороге. Единственное, что спасало, это сильный прохладный ветер. Ну и виды на протяжении всей тропы…. Они того стоили однозначно, аж дух захватывало! Такая красота открывается!

Лето в Крыму, или Как совместить несовместимое

О самой тропе стоит рассказать отдельно. У неё очень занимательная история. Создал её в 19 веке известный русский доктор Владимир Николаевич Дмитриев. За год походов по этой тропе от вылечил свой туберкулёз. Что сделало её сверхпопулярной у нашего дворянства, зачастую страдающего чахоткой. После Революции 1917 года тропа была заброшена, стала труднопроходимой. И только во второй половине 20 века её вернули к жизни.

Лето в Крыму, или Как совместить несовместимое

Длина её составляет около 11 км, набор высоты около 800 метров. Требует серьезной физической подготовки. И лучше не посещать её зимой и летом.

Превосходя ожидания…

Под конец нашего путешествия очередное «хочу» выпало на Севастополь. Город-герой оказался красавцем, несмотря на жару.

Лето в Крыму, или Как совместить несовместимое

Конечно, пришлось побороться с желанием забиться в кафе на набережной, потягивать мохито и оттуда любоваться гордостью российского флота — военными кораблями и подлодками. Нечеловеческим усилием воли мы заставили себя отправиться на морскую прогулку по Северной бухте.

Лето в Крыму, или Как совместить несовместимое

Сделать это легко и просто, нужно только добраться до Графской пристани. Стоит экскурсия 300 р на человека, но торг вполне уместен.

Лето в Крыму, или Как совместить несовместимое

На знакомство с Севастополем нужно отводить 3 дня, не меньше, и делать это лучше всего не летом. У нас же было всего полдня, мы покатались по бухте, прогулялись по набережной и посетили знаменитый Владимирский собор, где похоронены адмиралы Нахимов, Лазарев, Корнилов и Истомин, и многие другие наши герои. За каждым именем стоит великая судьба. Каждый многое вложил в будущее России и в будущее каждого из нас. Пройти мимо и не отдать дать памяти — просто святотатство.

Дальше всем хотелось в море, не кататься по патриотическим местам, а охладить своё бренное тело)) И тут мне вспомнилось великолепное фото, увиденное в инете — Мыс Фиолент. Добрались мы туда на такси, возможно, там ходит и общественный транспорт.

Лето в Крыму, или Как совместить несовместимое

Богатством этого места считаются панорамные виды и пляжи с кристально чистой и прозрачной водой. Купаться здесь одно удовольствие. Пляжи Фиолента преимущественно дикие, спуски к пляжам в основном обрывистые и скалистые, где-то оборудованы ступенями, надо пройти порядка 800 ступней это самый известный пляж Фиолента — «Яшмовый» от Свято-Геогиевского монастыря.

А порой спуски к пляжам пролегают по крутым тропинкам прямо по обрывистому берегу. Но поверьте, оно того стоит. Спустившись вниз вы будете вознаграждены. С одной стороны вас будут окружать обрывистые нависающие скалы мыса, с огромными камнями, кажется, будто один из них вот-вот рухнет вниз, а с другой, потрясающе чистое бескрайнее море. Метрах в 100 от берега «Яшмового» пляжа прямо в воде высится скала «Святого Явления», которую паломники почему-то особо почитают, ну, а смелые парни используют её для демонстрации своей удали- ныряют вниз головой в синюю бездну. По слухам, калечились многие, но погибших нет.

Лето в Крыму, или Как совместить несовместимое

Мыс этот был известен ещё древним грекам и называли они его «Божья страна». Согласно легенде, здесь стоял храм богини Артемиды, которой поклонялись местные кровожадные и свирепые племена тавров. Они совершали человеческие жертвоприношения, слава об их жестокости разнеслась далеко за пределы полуострова. Но греческие боги были куда более жестоки, чем люди. Их волей жрицей в храме оказалась гречанка Ифигения, обречённая на жизнь на чужбине в тоске по родине. Однажды в плен к таврам попали два греческих воина и царь приказал жрице убить одного из них на алтаре Артемиды. Добрая женщина не смогла так поступить с соотечественниками и, нарушив, царскую и божью волю, помогла им сбежать в любимую Грецию.

Лето в Крыму, или Как совместить несовместимое

На богов подействовало людское благородство: они смягчились и помогли беглецам. Эта история вдохновила многих поэтов, Александр Сергеевич, побывав здесь в 1820году написал гимн верности дружбы к любимому своему другу Петру Чаадаеву в стихотворении «С морского берега Тавриды»:

К чему холодные сомненья?

Я верю — здесь был грозный храм,

Дымились жертвоприношенья;

Здесь успокоена была Вражда свирепой Эвмениды:

Здесь провозвестница Тавриды

На брата руку занесла;

На сих развалинах свершилось

Святое дружбы торжество,

И душ великих божество

Своим созданьем возгордилось.

Чедаев, помнишь ли былое?

Давно ль с восторгом молодым

Я мыслил имя роковое

Предать развалинам иным?

Но в сердце, бурями смиренном,

Теперь и лень и тишина,

И, в умиленье вдохновенном,

На камне, дружбой освященном,

Пишу я наши имена.

Лето в Крыму, или Как совместить несовместимое

Сейчас археологи спорят, где же здесь находился этот самый храм, но нам-то какое дело до их споров? Крым — это не споры. Крым — это звонкий смех друзей, это морские брызги счастья и сладкое вино на закате, Крым — это любовь на всю жизнь, которая сочетает несочетаемое и объясняет необъяснимое!

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм