Турист Евгений (Prohoziy)
Евгений
был вчера 10:20

Нижегородская область — Россия Июль 2017

Это было наше второе путешествие к легендарному озеру, на дно которого, согласно преданию, опустился град Китеж со всеми своими жителями, чтобы избежать пленения и поругания от ордынцев. Между путешествиями прошло почти шесть лет. Поэтому мы ожидали увидеть что-то новое и вспомнить то, что со временем начало стираться из памяти. Иллюстрациями к рассказу будут служить как фотографии из этой поездки, так и те, что сделаны раньше.

Для того чтобы попасть на священное озеро, нужно от Нижнего Новгорода преодолеть расстояние в 130 километров по трассе, ведущей в Киров. Воскресным утром дорога была практически свободна, даже мост через Волгу удалось проехать без стояния в пробке, которая в самое востребованное время отнимала у нижегородцев до 3-х часов. На днях произошло открытие второго моста, благодаря которому постоянные пользователи должны на долго забыть всю «прелесть» ощущений, когда после многочасового улиточного перемещения оказываешься за последним мостовым пролётом и нога непроизвольно придавливает педаль газа в нижнюю точку.

Километры пути пролетают достаточно быстро, потому как дорога хоть и не широкая, но и не сильно загруженная. Да вот и окрестные пейзажи радуют глаз настолько, что порой хочется съехать с трассы и нырнуть по грунтовке в ближайшую рощицу, послушать пение невидимых птиц, ощутить мерный гул тружениц-пчелок, собирающих взяток от завершающих цветение лип, или понаблюдать от опушки, как на густом, темно зеленом лугу вольно пасется немногочисленное стадо упитанных и ухоженных коров.

Цель нашей сегодняшней поездки - село Владимирское, Воскресенского района. Именно здесь и находится озеро Светлояр. Популярность села растет и среди туристов, и среди православных паломников, благодаря увеличившемуся потоку приезжих, в селе появились гостевые дома, где можно укрыться от городской суеты и пожить в тишине. Информацию о гостиницах подскажут нижегородские туристические сайты и их собственные страницы в сети.

В сложные 90-е, в селе, под лозунгами «Назад, к истокам», высадился десант творческой интеллигенции. Благие намерения возродить Россию позвали их ближе к земле, к народу, к истории. Кто-то, насладившись и почерпнув вдохновения, уехал творить среди привычных благ цивилизации. А некоторые так и задержались на Поветлужье. Благодаря им, да поддержке неравнодушных, во Владимирском действуют: Дом культуры; музейно-туристический комплекс «Град Китеж»; историко-художественный музей «Китеж»; музей керамики «Град Светлый». Не мало, для населенного пункта в котором 6 улиц, 2 переулка, 1700 жителей, 3 православных храма и красивая многовековая легенда о народном подвиге?

Озеро Светлояр

Если обратиться к любому поисковику, то всезнающий интернет расскажет о 14-ти гектарах площади зеркала озера, о 33-х метрах глубины, о химическом составе воды и содержании прибрежной растительности… Сухо и неинтересно. Гораздо интереснее прогуляться по берегу, посмотреть на его гладь, прислушаться к плеску таинственного обитателя прозрачных вод.

Облака
Аллея в 2011 году

На высоком берегу озера стоит возрожденная храм-часовня в честь Казанской иконы Божией матери, а рядом, у поклонного креста, лежат два камня, крепко вросших в землю. Один находится на месте алтаря древнего храма, который, как и град Китеж скрылся в водах озера Светлояр. А другой камень-следовик, на нем остался след Богородицы, которая спустилась, чтобы укрыть своим покровом город от войск хана Батыя.

Путешествие к озеру Светлояр

Для кого-то это просто красивая легенда, но: «По вере Вашей подаст Вам Господь», - сказано в Евангелии от Матфея. И тянется, не прекращается поток паломников к святому озеру, которые сейчас, как и в старину, начинают от храма свой крестный ход.

Раньше это был не простой путь. Православные передвигались на коленях, по часовой стрелке и при этом, не отвлекаясь ни на что, читали молитвы «Отче наш» и «Богородица Дева, радуйся!»

Паломники на берегу озера Светлояр. Фото начала ХХ века.

Сегодня, для удобства, тропа вокруг озера проложена по деревянным мосткам. В четырех местах установлены поклонные кресты – это места особо усердной молитвы для православных.

Тропа поломников вокруг озера Светлояр

Купаться в озере было не принято, дабы не осквернять его чистую воду, но можно было, зачерпнув ведром, принять омовение в стороне на берегу. Не все правила сохранились от прежних времен…

Ключик Кибелёк и могилы трёх старцев

В 3-х километрах от Светлояра, посреди дремучего леса, бежит между корней вековых елей быстрая, но не глубокая речка Кибелек. Говорят, что не меняла она своего русла со времен монгольских нашествий. Для того, кто привык мерять реки размерами Волги или Оби, так и не речка это вовсе, а ручей, но свои омутцы и перекаты имеет.

Шесть лет назад наш поход напоминал прогулку по тенистому парку.

Три километра по деревянному тротуару, под легкий шелест ветвей пролетели незаметно. Но на сей раз многодневные затяжные дожди превратили путь в испытательный полигон для танков, которые как известно ничего не боятся.

Судя по следам, не только танки не боятся грязи

К тому же отдельные досочки, сохранившиеся из прежней деревянной тропы, оказались безжалостно втоптаны в раскисший от непрекращающихся дождей грунт, либо одиноко плавали по поверхности больших луж неизвестной глубины.

Здесь была тропа

Навстречу изредка попадались люди в мокрых и испачканных бурой землёй одеждах с большими пластиковыми бутылками до верха заполненных водой из священного ключика.

Непростым оказался путь к святыням в этом году. Ноги постоянно вязли в раскисшей жиже и натыкались на скрытые под размятым грунтом корни деревьев. Влажный хвойный воздух с привкусом прели щекотал нос… Вскоре к шелесту леса стал прибавляться едва уловимый рокот воды. Звук её становился всё слышнее с каждым шагом, пока из-за деревьев не показался мостик.

Мостик через речку

Четыре узенькие дощечки и поручень с одной стороны. Вот он, кажется, не изменился с годами. В стороне от мостика расположилась купальня. Маленькая избушка, будто выросшая прямо из воды.

А на другом берегу реки — ключик. Вот именно так — ключик Кибелёк.

Ключик Кебелёк

Под деревянной крышкой тихая черная вода, бездонная и холодная, которую невозможно набрать не поклонившись и которую пьёшь и не можешь напиться. Такое вот удивительное место.

Чуть дальше от источника, в постоянном полумраке густого ельника запрятан еще один объект поклонения и паломничества — могилки «Трёх Старцев».

Могилки трёх старцев

Информация о покоящихся в этих могилах разница, но это либо святые старцы града Китежа, убитые завоевателями за нежелание показать дорогу к городу, либо русские витязи, павшие в смертельной схватке с передовыми отрядами ордынцев, продвигавшихся к берегам озера Светлояр. И ключик, согласно легенде, забил в том месте, где погибли в неравном бою защитники святого города.

Часть пути проходит по открытой местности, которая в 2011 году была скошенным полем со стернёй и огромной тучей воронья, кружившей с громкими криками от опушки к опушке.

В этот раз нас встретил некошеный пестрый луг с густым ароматом трав, мерным гулом шмелей и беззаботным щебетом птиц.

Благоухающий луг
Ромашки улыбаются
Тропа на лугу

Хотелось броситься на этот цветочный ковер и, раскинув руки, наблюдать за проплывающими в вышине облаками. Однако мокрая земля и свинцово черные тучи, подползавшие на смену белым хлопьям не оставляли надежды на безмятежное созерцание.

Град Китеж — град светлый

Музеи во Владимирском — это продолжение и развитие древней легенды. Здесь всё так или иначе связано с ней и все сюжеты построены вокруг неё же. Музей истории села и озера, разместился в одноэтажном деревянном доме.

Музей

В нём рассказ о быте крестьянской семьи XIX века, о местном сказочнике Сергее Васильевиче Афоньшине и зал, посвященный легенде о граде Китеже.

Крестьянская изба XIX века
Панно Град Светлый в музее
Панно "Град Светлый" в музее

В селе Владимирском сохранился и действует двухэтажный деревянный сельский Дом культуры.

Репертуар и содержание его деятельности мы не изучали, а лишь просто осмотрели его со стороны. Большее внимание привлекло каменное строение в русском стиле.

Предчуствие не обмануло. Еще недавно его не было. Это Музейно туристический комплекс «Град Китеж», построенный на деньги спонсоров, чьих имен назвать не смогли. Но похвалились тем, что теперь в нем проводят мероприятия не только масштабов одного села, но районные и обласные фестивали, слёты и прочие… О выставке деревянных картин, увиденных нами в этом комплексе, я рассказал в блоге https://prohoziy.tourister.ru/blog/10116. Так же здесь представлен удивительный музыкальный инструмент, состоящий из разновеликих латунных пластин, подвешенных на металлической штанге. При ударе по этим пластинам пластиковыми молоточками, они издают звуки схожие со звоном колоколов. И, удивительное дело, даже человек, никогда не обучавшийся музыке, может легко сыграть здесь свою мелодию.

Путешествие к озеру Светлояр

Но больше всего поразил маленький, но очень необычный музей керамики под названием «Град светлый». При первом посещении Владимирского нам не удалось в него попасть. В эту же поездку желание увидеть его усилилось после того, как месяцем раньше довелось в Богородске посмотреть необычные изделия местного мастера в технике кристалической глазури.

Путешествие к озеру Светлояр

Создателями всех экспонатов этого музея оказались Мартин Жебель и его мама Людмила. Они одни из тех, кто приехал в село в составе творческого десанта в 90-е. Да так и не захотели уезжать с берегов Святого озера, черпая здесь свое вдохновение. Музей имеет три тематических зала: славянской мифологии; Светлая Русь и зал современной керамики. Сразу за порогом музея вас встречают символы древнерусской культуры, былинные персонажи и образы.

Путешествие к озеру Светлояр

Экспозиция второго зала состоит из работ, посвященных православным традициям Руси

Панно Покров Богородицы
Панно "Покров Богородицы"
Музей керамики Град Светлый
Музей керамики "Град Светлый"
Серафим Саровский

, а в третьем зале вас ждут работы, выполненные в различной технике традиционной и современной керамики.

Путешествие к озеру Светлояр

Маленький, но довольно своеобразный музей, который сочетает в себе и экспозицию и гончарную лавку, в которой часть работ можно приобрести не отходя от выставочной полки. На мой взгляд не все работы авторов однозначны и наверняка не все каноны соблюдены при создании святых образов. Но чувствуется, что работы создавались со светлыми и чистыми мыслями. Очень интересно на панно отражена легенда о голубой лесенке.

Суть легенды в том, что когда апостол Петр завершил свою земную жизнь, то Господь вручив ему Небесные ключи от Райских врат, наделил правом определять достойных и недостойных пребывания в Раю. Святой апостол пропускал за дверь только души тех людей, которые своей земной жизнью оказывались достойными Небесных блаженств. Так Петр много лет исполнял свой долг, пока однажды не был повергнут в серьезную тревогу. Пришел он в печали к Господу и стал делиться своими мыслями о том, что видит в Раю людей, для которых его врата оказались закрытыми. Тогда Спаситель предложил Петру: «Обойдем вместе пределы и посмотрим, в чем причина. Долго-долго ходили они, пока не дошли до окраины рощицы, где увидели за ветвями деревьев чей-то голубой хитон. Осторожно приблизились и видят - на зеленой лужайке, усыпанной маргаритками, у края крутого обрыва стоит Царица Небесная и держит в руках тоненькую, едва заметную лесенку, сотканную из голубого шёлка. Из пропасти слышатся вопли страданий и горячие мольбы. А по лесенке поднимаются исстрадавшиеся люди и исчезают в райских садах и рощах. После каждого спасенного поднимает Владычица вверх свои прекрасные руки, благодарит Господа и просит у Него прощения за спасение бедных душ. Увидев это, Господь сказал апостолу Петру: «Пойдем отсюда потихоньку и не будем мешать Богородице». Вот такое необычное панно по мотивам такой интересной легенды можно увидеть в этом зале музея керамики. В следующем зале можно увидеть изделия, выполненные в различных техниках, с применением разнообразных приемов обжига и с глазурями или без них. Всё здесь необычайно интересно и выполнено с душой.

Вот такой выдалась наша поездка к озеру Светлояр в этот раз. Необычайно разнообразна природа нашей страны, прекрасны и неповторимы буквально все её уголки, особенно те, где человек помнит свои корни, бережно сохраняет легенды и обычаи, живет в гармонии с окружающим миром. Тихо и душевно в этих местах…