Турист lenaNikita
lenaNikita
был 4 августа 2018 3:38

Суздаль — Россия Май 2017

Суздаль глазами и сердцем (20 мая 2017 год)

Я учусь в 5, А классе школы 103 города Нижнего Новгорода, ой, теперь уже в 6, А классе). У нас увлеченные ребята, которые умеют дружить, веселиться и имеют огромное желание увидеть и узнать что-то новое. Всех нас объединила Татьяна Алексеевна, классный руководитель. Наш класс много путешествует по Нижнему Новгороду и области. А в мае этого года мы посетили город Суздаль (с нами ездили многие наши родители, поэтому поездка получилась очень теплой).

Суздаль глазами и сердцем

Суздаль входит в Золотое кольцо России, которое является главным туристическим маршрутом. Город находится на реке Каменке, на притоке реки Нерли. Суздаль располагается в 26 км от города Владимир.

На пятнадцати квадратных километрах площади, занимаемой городом, расположено почти двести памятников архитектуры, из них более пятидесяти — православные храмы. Многие из них под охраной ЮНЕСКО. Куда ни взгляни, везде можно увидеть купола храмов.

Суздаль глазами и сердцем

История Суждаля весьма интересна. Как многие древнейшие города Суждаль имеет и свою легенду об основании. Эта легенда гласит, что после всемирного потопа и смешения языков, появились на свет три брата. Вступив на землю русскую, первые два брата построили много городов около Варяжского моря, в том числе и Великий Новгород, а третий брат отправился в дикие леса и топи, где основал город, по своему суждению Суждаль. Название города может говорить о том, что князья здесь судили народ. Однако, есть мнения, которые говорят о финском происхождении названия города, следовательно, возможно, первое население города были финны. О точной дате основания Суждаля достоверных сведений нет.

Первое упоминание о Суждале относится к 1024 году.

Суздаль — это уникальный город. Это живописный туристический центр, очень привлекательный для путешественников и туристов. Один из красивейших древнерусских городов, который является единственным в России городом-музеем. Этот город и его луга внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Суздаль глазами и сердцем

На территории города сосредоточено очень много памятников, ставших культурным достоянием не только России, но и мировой культуры.

В Суздале много храмов и они все очень красивые. Мы посетили Спасо-Преображенский собор, Воскресенскую церковь в Музее народного зодчества, Рождественский собор в Кремле.

Теперь все по порядку.

Экскурсия началась с посещения Спасо-Ефимовского монастыря. Стены монастыря были очень большие, сложенные из красного кирпича, они включали в себя двенадцать башен. Башни были разной формы и круглые, и квадратные, и в виде многоугольника. Из-за такого яркого обрамления монастыря, можно его перепутать со стенами Кремля.

Суздаль глазами и сердцем

Когда мы вошли на территорию монастыря, мы увидели красивые и ухоженные клумбы с цветами, аккуратно подстриженный газон.

Длинная тропинка вела в Спасо-Преображенский собор. Тропинку обрамляла аккуратно скошенная нежно зеленая и очень сочная трава. Травяной покров местами разрывали бурные цветения нарциссов и тюльпанов. На старых пеньках размещались корзины с цветами…. Как же все это гармонично и красиво смотрелось, а на посетителей действовало просто умиротворяюще!

Суздаль глазами и сердцем

Спасо-Преображенский собор очень красив. На фоне белых стен, ярко выделяются зеленые купола, как бы перекрикиваясь с травой и листьями, олицетворяя жизнь. Один купол имеет золотой окрас и выделяется на фоне зеленых, как яркое солнце.

В соборе мы увидели расписные стены и потолки, и очень красивое убранство.

Суздаль глазами и сердцем

Иконы были повсюду — стены, потолки, иконостасы, все нам рассказывало о библейских историях.

Гордость Спасо-Преображенского собора — фрески и росписи известных мастеров XVI -XVII вв. Гурия Никитина и Силы Савина.

Суздаль глазами и сердцем

Вот какую занятную историю рассказал нам наш экскурсовод:

В 1501 г. произошел пожар всего монастыря. Люди думали, что святой Евфимий покарал монастырь за какое-нибудь нарушение, так как он был основателем монастыря в свое время.

Пришла тогда в голову действующему настоятелю Кириллу отличная мысль: перестроить старый каменный храм во имя Преображения Господня, основанный еще святым Евфимием. Посоветовавшись с верховным духовенством, было решено воздвигнуть церковь больших размеров, так как старый храм был очень мал и восстанавливать его после пожара было не целесообразно. Во время работы, когда копали ров, был найден гроб святого Евфимия, обложенный камнями и покрытый сверху досками. Рабочие сообщили об этом настоятелю. Совершив необходимый обряд, гроб был открыт и увидели они лицо святого Евфимия. Оно было светло; тело нисколько не изменилось, а одежды были как будто вчера надеты. Поклонившись мощам, снова покрыли гроб досками и, совершив отпевание, поставили в храме Преображения у стены, на том месте, где они почивают и теперь, устроив над гробом каменную раку.

Рака с мощами св. Евфимия

В этом соборе мы слушали очень красивое пение певчих, которое встревожило наши души (извините, фото отсутствует, так как певчие попросили не фотографировать и не снимать их). Голоса у певчих были такие сильные, что микрофоны им были не к чему, акустика храма добавляла шарм голосам…. Многие из наших родителей после концерта побежали покупать аудио диск.

По завершению экскурсии по собору, мы пошли на улицу слушать оркестр колоколов. Очень красивая мелодия.

Суздаль глазами и сердцем

Очистившись духовно колокольным перезвоном, мы радостные и окрыленные пошли осматривать иные строения монастыря.

Архимандритский корпус- первоначальное назначение приказные и казённые палаты. Это двухэтажное Г-образное здание, примыкающее к трапезной.

Суздаль глазами и сердцем

Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы- самый древний храм монастыря. Контраст между белыми стенами и черной крышей предает церкви необычайную красоту.

Рядом с восточной стеной собора находится могила выдающегося русского полководца князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

Суздаль глазами и сердцем

На месте захоронения установлен каменный крест и часовня-усыпальница. Часовня-усыпальница, та которую мы видим, не оригинальная, а воссоздана, оригинал был разрушен в 1933 году.

Дальше наш путь лежал в Музей народного зодчества, где сосредоточены деревянные церкви, избы, мельницы, колодец, качели. Все постройки и сооружения здесь возводились с помощью единственного инструмента — топора. В этих строениях показывается старинный быт.

В Музее деревянного зодчества постарались воссоздать «модель» ушедшей Руси. Гуляя по его территории, узнаешь интерьеры домов «зажиточного крестьянина» и «крестьянина-середняка», знакомишься с настоящей мельницей и узнаешь, как выглядела внутри одна из деревянных церквей. Всего на территории музея расположено 15 памятников, сделанных древними мастерами. А теперь новые мастера, которые сохраняют традиции этих безвестных умельцев, съезжаются в июне каждого года, чтобы показать своё искусство на празднике народных ремёсел.

Суздаль глазами и сердцем

В этом музее есть две церквушки Преображенская и Воскресенская. Мне очень понравилась — Воскресенская.

Когда входишь в эту церковь, то чуешь запах дерева, который тебя успокаивает, а глаз радует и умиротворяет внутренняя обстановка.

Экскурсовод поведал нам, что бывают церкви, принадлежащие государству. Эта церковь одна из таких. Поэтому, когда будете там, присморитесь к иконам, и заметите нечто необычное. Нам рассказали, что если в церкви проводят хотя бы одну службу в 25 лет, то церковь считается действующей. Тут чаще всего проводят свадебные обряды.

Суздаль глазами и сердцем

Интересный факт об этой церкви хочу сообщить, в который до сих пор не могу поверить — иконостас в этой церкви вырублен с помощью только топора! Никакие другие инструменты не использовались. Какие же золотые руки должны были быть у мастера, что бы сотворить такое чудо!

Передвигаясь от строения к строению по необычайно красивой тропинке, выложенной из срезов дерева,

Суздаль глазами и сердцем

мы наблюдали старинные избушки с резьбой, которая формой напоминала спиннер.

Зайдя во двор дома, мы увидели небольшой, но колоритный сарай, где сушились травы, хранились повозка и инструменты.

Суздаль глазами и сердцем

Когда мы вышли со двора дома, нам бросился в глаза огромный колодец. Вот это было мощное строение!

Это колесный колодец, такие колодцы, как правило, были в городах или богатых монастырях, но не в деревнях.

На территории музея находились и другие колодцы, которые более привычны нашему взору — колодец-журавель.

Вдалеке виднелись большие деревянные ветряные мельницы.

Суздаль глазами и сердцем

Со слов экскурсовода, не так давно эти мельницы были в рабочем состоянии и выполняли свои прямые обязанности — мололи муку, и только когда электричество пришло в города и села, эти мельницы стали раритетом.

В музее деревянного зодчества можно увидеть не только бытовые условия жизни, а еще и как развлекались дети. На этой фотографии мои одноклассницы катаются на деревянных качелях.

После этого замечательного музея деревянного зодчества наш путь лежал в Кремль. Первое что мы увидели — Рождественский Собор.

Суздаль глазами и сердцем

Белые стены, синие купола и яркие звезды на них показывали нам всю возвышенность этого Собора.

Рождественский собор — это старейшее строение Суздаля. По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы — первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был большим и величественным, сложенным из тонкого кирпича и был расписан лучшими византийскими мастерами.

Через полвека из-за слишком слабого фундамента собор начал рушиться и по приказанию Юрия Долгорукого был разобран. В середине XII века (1148 год) на месте прежнего собора из тесаного белого камня был возведен новый огромный храм. Он поставлен на мощный фундамент, врытый в глубокий котлован. Строительство шло примерно до 1225 года, после завершения строительства собор заново освятили и переименовали его из Успенского в Богородице-Рождественский.

Когда мы вошли в храм, то сразу кинулись в глаза картины и одежда, которые были сшиты золотыми или серебряными нитками.

Суздаль глазами и сердцем

На этой фотографии вы видите большой выносной фонарь. Им освещали путь во время Крестных ходов. Он очень большой. Даже не знаю, какими силачами надо быть, чтобы его нести. Еще меня удивило то, что в этом фонаре свечи от ветра и дождя закрыты не стеклом, а слюдой. Ее на Руси использовали вместо стекла, вставляя в небольшие окошки домов.

В Суздале можно не только обогатить свои знания о древней истории, но также можно весело провести время с друзьями, катаясь на лошадях или повозках.

Суздаль глазами и сердцем

Причем, это катание не такое, как в больших городах — пятьдесят метров в одну сторону и обратно. За вполне умеренную плату, в триста рублей, извозчик вас будет катать почти тридцать минут, а при большом вашем желании даст в руки вожжи.

Мы впихнулись на повозку всей группой, визжали и смеялись, наш одноклассник Андрей исполнил роль извозчика, под чутким руководством хозяина лошади. Мы так долго катались, что родители пошли нас искать, но не ушли далеко, а остановились около сувенирных лавок.

Сувенирные лавки — это отдельный рассказ и нельзя об этом не сказать. Что мы увидели — огромное количество платков, льняных изделий, душегреек из овчины, вязанных и прочего материала. Огромное количество разных побрякушек для девочек, это просто рай для них: изделия из бересты — зеркала, расчёски, заколки, брошки. Кстати, брошки есть и расписные, ну очень красивые.

Я и некоторые мои одноклассники- мальчики купили оружие. Оно очень мастерски сделано из дерева. Отличная память для мальчишек о поездке.

Суздаль глазами и сердцем

Взрослые покупали и мед, и медовуху, и варенье из огурцов, и изделия из серебра. Купить можно все, что душе угодно и не очень дорого.

Естественно, мы в Суздале делали перекус. Перекус — это слабо сказано)! Мы очень плотно и вкусно поели в кафе. Полный обед — салат из свежих овощей, суп в горшочках, на второе картошка с малосольным огурчиком и котлеткой, компот со сладкой булкой. Мммм, все так вкусно)! За триста пятьдесят рублей такой объем вкусностей.

В данной поездке, я узнал много нового, например то, что в этом городе нельзя строить дома выше двух этажей и нельзя тянуть провода по воздуху, Суздаль с его лугами охраняются ЮНЕСКО, и что история — это совсем не скучно, а очень красиво и интересно.

Всем рекомендую посетить великий город Суздаль. Отдохнуть и насладиться красотой этого города полезно в любом возрасте и в любое время года!

Спасибо за внимание.

Отзыв о нашей поездке написал я, Никита Вахранев, но использовал фото, сделанные моей мамой Вахраневой Еленой, поэтому нашу общую работу выкладываем под ее именем).