Турист Polina Shegurova (chudokoko)
Polina Shegurova
была 19 апреля 8:39

Алтайская сказка

Алтайский край, Республика Алтай, Тюнгур, Барнаул + 1 город — Россия Август 2017

У всех есть свои места, куда каждый мечтает съездить. Я давно хотела на Алтай, несколько лет, с тех пор как увидела фотоотчет ребят с моей спелеосекции и услышала рассказ из первых уст. И вот время шло, поездки были, но в другие места. Но этим летом я решила, что Алтаю быть! Решив сэкономить деньги, купила билет на поезд через Новосибирск до Барнаула, так как хотелось увидеть еще пару новых городов.

В Новосибирске у меня был день и я поехала в «типо» спальный район, так как очень хотелось есть, а там была столовая и времени было предостаточно чтобы увидеть город целиком. Поела в сети столовых Подсолнухи. Отличное место, где на 130 р можно поесть вкусно, как дома. Некоторые дома, как будто после войны. И скамейки тоже.

Алтайская сказка

Проехала на автобусе через весь город и пошла на единственный городской пляж Наутилиус. Пока шла думала туда ли я иду, тропа с двух сторон лес и никого. Вода в реке Обь чистая, но очень холодная. Съездила до парка Бугринской рощи. Парк без аттракционов, скорее напоминает ботанический сад, так как там много деревьев и больше ничего нет. Рядом с парком есть «типо» пляж, где запрещено купаться, там только ловят рыбу. Пока гуляла по центру города, увидела 2 забастовки. Город какой-то неуютный, широкие магистрали, дома советских времен и те новостройки, которые строят смотрятся как-то совсем не гармонично на фоне двухэтажных лачуг. Трамваи остались с советских времен, даже странно, так как город является третьим по численности населения в России.

Алтайские горы или Алтай — горная система в Азии, на юге Сибири и в Центральной Азии, состоящая из высокогорных хребтов, разделённых глубокими долинами рек и обширными котловинами. Простирается с северо-запада на юго-восток более чем на 2000 км. Горная система расположена на границе России, Монголии, Китая и Казахстана. Алтайский и Катунский заповедники в совокупности образуют объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Золотые горы Алтая».

Алтайская сказка

В горы я взяла 13- дневный пеший трекинг тур к подножью Белухи. Выбирала по 2 критериям — количеству интересных мест и длине маршрута. Знакомство с группой происходило в Барнауле, куда все участники добирались самостоятельно. Я ехала на ночном поезде Новосибирск-Барнаул в сидячем вагоне. Вагон был старый советский с сидениями под кожу и открывающими сверху окнами. Скажу одно, до Европы мы далеки. В Барнауле была в 4 ночи и пошла до хостела. Хостел «Барнаул» не особо мне понравился, но если необходимо остановиться на сутки, это самый удобный вариант вблизи жд и автовокзала. 5- местный номер стоимостью 450 р с человека оказался вполне приятным. После я отправилась в место встречи группы, где оставила свой рюкзак. Прогулялась до пляжа в Барнауле. Та же самая река Обь, но вода — теплая.

Наш маршрут выглядел так. Общее пройденное расстояние примерно составило 130 км.

Алтайская сказка

Из Барнаула до села Тюнгур мы ехали 12 часов на заранее арендованном автобусе, откуда начинался наш пеший поход. Группа была из 18 человек из разных городов — Москва, Питер, Самара, Казань, Екатеринбург, Барнаул. Приехали в село Тюнгур в 12 00 дня. Что примечательно, село делит река Кучерла на две части через которые построен мост. По внешнему виду ему достаточно много лет. И как там ездят машины я вообще не понимаю.

Сейчас строят рядом новый мост. Надеюсь, что построят, так как поток туристов большой и нормальный мост нужен.

Алтайская сказка

Гиды нам сразу предложили взять шишигу, так как жара была неимоверная, а впереди перевал и 20 километров вверх. Человек 8 поехало на шишиге и все наши рюкзаки, что стояло по 200 р с человека. Выгодно когда много людей, так как платишь за машину, а не за место в ней. Но количество человек в шишиге тоже ограничено. Дальше мы, как самые ярые туристы — походники налегке пошли пешком. Вся дорога идет через смешанный лес. По пути ели ягоды — малину, смородину. Давно я так не наедалась ягодами, там их было немерено. На пути встречались коровки.

Перепад составляет 420 м. Подьём на перевал Кузуяк (1513 м), с которого открывается панорамный вид деревни Кучерла, с. Тюнгур и окрестных гор, занял примерно часа 4. Лагерь расположился недалеко от стоянки «Три березы» на берегу реки Кучерла. Мы все были изрядно измотаны. С непривычки 20 км в горку дались нелегко и одна девушка из Казани сказала, что дальше не пойдет, при том что она год ходила в тренажерку и готовилась. А мы с другом побежали купаться в Кучерле, но не тут то было. Река горная с очень сильным течением и не глубокая. У берега было вообще мелко и приходилось, держась за камни обливать себя леденящей водой.

Алтайская сказка

Зато почти чистый и свежий после. Люблю холодную горную водицу. Вечером у костра было знакомство участников, возраст был сильно разный от 13 и до почти 60 лет. Но это не мешало идти каждому в своем темпе. Один гид шел впереди, другой замыкал. Чтобы потеряться нужно было хорошо постараться так как, если тропинка и разъединялась где-то, то после она соединялась.

На следующий день мы пошли уже с тяжелыми рюкзаками. Вес моего рюкзака составлял примерно 20 кг. Без еды рюкзак весил 13 кг. Это хорошо я еще штатив не взяла и всего по минимуму из одежды. Давно не таскала такие тяжести. В Ергаках было легче, раскладка, на мой взгляд, была так себе. Сплошая тушенка и макараны. Немного гречки, овсянки и куча банок сгущенки, жестяных банок. Давно я их не видела, так как нормальные люди покупают сгущенку в пакете. Но это минусы коммерческих бюджетных походов. Шли вдоль реки Аккем.

Алтайская сказка

Местами попадались мостики, сложенные из бревен. А в лесу где-то приходилось переступать широкие бревна, где-то перелазить, своебразная полоса препятствий. И ты уже не думаешь ни о чем. Полностью погружаешься в чудесный мир Алтая.

Прошли примерно 20 км и встали лагерем у водопада Текелю. Стоянка была вся набита туристами, еле уместили свои 5 палаток. На следующий день прошли около 10 км и поставили лагерь рядом с турприютом Аккем.

Алтайская сказка

После обеда я побежала к Белухе, хотелось скорее ее увидеть. За 30 минут я добежала от нашего лагеря до Аккемского озера.

А там началась приграничная зона, и ребятам пришлось пойти назад, так как они забыли паспорта. На самом деле там у меня паспорт не спрашивали, но если бы его не оказалось, могли бы вернуть назад на вертолете и выписать административный штраф. Гид рассказывал историю, что одни туристы слишком устали и им так не хотелось обратно идти пешком, что они запрятали свои паспорта и пришли в пограничный пункт. Через день, как прилетел вертолет их отправили на нем, а уже после обнаружили их паспорта при обыске. У озера встречаются таблички лепешки и другое, голодным ты тут не останешься. Рядом стоят бочки. И баня тоже есть. Попадается много лошадей, так как заброска на лошадях очень распространена на Алтае, а также конные походы.

Акке́мское озеро находится в Алтайских горах у подножия северного склона горы Белуха на территории республики Алтай. Питается талыми водами Аккемского ледника. Аккемское озеро я видела днем и вечером в разные дни. И каждый раз оно разное. Вода бирюзового цвета очень холодная, как и в горных реках. Некоторые забегают в него и через пару минут выбегают. Но глубина тут приличная. Работает переправа на лодке на другую сторону озера.

Алтайская сказка

Наш лагерь стоял у реки Аккем, откуда открывался живописный вид на горы. Когда я спросила, а что это за горы, мне сказали просто горы. А вообще это горы долины Ярлу. Каждый день горы разные, в зависимости от света, от погоды, от времени. И вот я иду мыть посуду, а долина Ярлу уже вся в снегу, а на следующий день в облаках.

На следующий день был радиальный выход в долину Ярлу. Переход составил примерно 8 км. Долина Ярлу носит название — долина Эдельвейсов, которых здесь огромное количество. Мы шли по высохшему ручью, было пасмурно.

Алтайская сказка

В правой части долины выстроено каменное городище, в центре которого находится большой светлый «растущий камень». Камень силы или камень Рериха как его называют. На камне выбиты символы Рериха — три точки в круге. На нём можно
помедитировать и задать ему вопросы.

Алтайская сказка

Некоторые люди приходят и лежат часами на этом камне. Это мистическое место только для тех, кто в это верит. Но горы здесь действительно красивые, необычно красочные. Решили залезть на хребет, просто захотелось полазить. Но вид открывался неплохой, со всех сторон разноцветные горы.

Дальше был радиальный выход к подножию г. Белуха и знаменитой Ак-Кемской стене на Аккемский ледник.

Алтайская сказка

За 3 часа от лагеря дошли до ледника. Дорога была нелегкая, было много курумника под ногами, больших камней то есть, по которым приходилось прыгать. Проходили Аккемское озеро и церквушку, где альпинисты, оставляют браслеты перед восхождением. В ней храняться браслеты тех, кто не вернулся назад, примерно 20 процентов гибнут на восхождении.

У ледника мы сделали перекус и решили полежать, позагорать. В итоге обгорели, но насладились видами на Белуху. Я так точно ее никогда не забуду, эту величественную белоснежную гору.

Всю ночь шел дождь, на утро было пасмурно. Радиальный выход к долине «Семи Озёр"накрылся из-за непогоды. Сделали дневку, разжигаем костер, позавтракали пшеной молочной кашкой со сгущенкой, завтраки в походе это самое вкусное. Начался сильный ливень, а потом и град. Пошли с друзьями в кафешку в приюте «Аккем» и там стали играть в персонажей. Наша любимая игра в этой поездке, ну и еще крокодил. За ночь выпало много снега в горах. Долина Ярлу вся в снегу, да и Белуха тоже. Сегодня предстоит нелегкий переход через перевал Кара-Тюрек.

Каратю́рек (черное сердце)- горный перевал, находится на водоразделе рек Аккем и Кучерла в Алтайских горах на территории природного парка Белуха.

Алтайская сказка

Дорога была нелегкая и разнообразная. Начинался подъем у Аккемского озера и вначале нужно было идти по лесу по размытой ручьем тропе. После начинались альпийские луга и открывались красочные виды, в том числе и на Белуху.

В горы тянулась вереница лошадей, нагруженных ленивыми туристами. Такие вереницы я видела каждый день. Удовольствие это недешевое. Не помню цену, но если деньги есть и не хочется напрягаться, то можно и воспользоваться этой услугой. Подъем нелегкий, после альпийских лугов начинается курумник- большие камни и достаточно резко вверх.

Алтайская сказка

Но за время подъема успеваешь и понаслаждаться видами и ощутить прелести перевала, дыхалка тут нужна хорошая. Такого красочного перевала в моей жизни еще не было.

Энергетическая шоколадка за весь день была самой вкусной из всех, что ела.

Алтайская сказка

Белу́ха — высшая точка Алтайских гор (4509 м), одна из крупнейших горных вершин России. Находится на территории республики Алтай. Через массив Белухи проходит граница России и Казахстана. Со склонов горы берёт начало река Катань. Название вершины происходит от обильного снега, покрывающего гору от пика до самого основания. Красавица Белуха собственной персоны.

С погодой нам повезло и с Кара-Тюрек были видны все окружающие горы. Лошадка в горах смотрелась настолько гармонично и фотогиенично, что я не могла ее не запечатлить.

Алтайская сказка

На самом верху перевала лежит снежок. Совсем белый, нетронутый.

После был продолжительный спуск вниз, тоже по камням, больше похожих на сыпуху. Пониже начинались альпийские луга и вдалеке виден был лес, как раз туда мы и шли.

Алтайская сказка

Наш лагерь располагался в месте, называемом кедровыми стоянками. Называется оно так видимо из-за большого количества кедра вокруг. Стоянка была на 2100 и ночью было очень холодно.

На следующий день маршрут пролегал сначала через кедровую рощу, которая сменялась тайгой. Медленный спуск вниз с перепадами, так как временами приходилось подниматься вверх. В общей сложности переход занял примерно 15 км. И мы вышли к Кучерлинскому озеру.

Кучерлинское озеро — это одно из самых живописных озёр Катунского хребта, поражающее не только дикостью и неприступностью своих берегов, а также необычно-бирюзовым цветом. Это один из крупнейших водоемов ледникового происхождения. Озеро расположено на высоте 1790 метров над уровнем моря, длина его 5220 мм, оно вытянулось между горами — трёхтысячниками, максимальная ширина его 900 м, а максимальная глубина — 55 м. Название озера происходит от алтайского слова «кучурлу», что означает солончак. Согласно алтайским легендам, в озере обитает дух по имени Коль-Ээзи — хозяин озера, пугающий людей бычьим криком.

Алтайская сказка

Это озеро во много раз больше Аккемского. И главным отличием является то, что со всех сторон оно окружено лесом. Никаких проблем с дровами тут нет и ночи намного теплее. Вода такая же холодная, как и в Аккемском озеро. Особо не покупаешься. Забежать и выбежать только.

На другую сторону озера сделан мостик, никаких переправ тут нет.

Алтайская сказка

Вечером пошли в баню, главным плюсом было наличие бассейна. Выбегаешь из бани, прыгаешь в бассейн с ледяной водой и бежишь обратно. Развлечение еще то!

На следующий день была дневка и было время погулять. Прошли на другую сторону озера.

Алтайская сказка

Поднялись наверх, чтобы поснимать озеро сверху. Там есть беседка, где можно посидеть, отдохнуть, понаслаждаться видами. И поваляться на зеленой травке тоже тут можно.

На Кучерлинском озере нет вертолетной площадки и есть одна единственная кафешка, в которой к нашему приезду закончилась мука. Так что о еде нужно подумать заранее. Самолет летит на озеро Дарашкол, доставляет груз.

Алтайская сказка

На следующий день был довольно трудный переход до стоянки Елань. Шли по камням, вдоль Кучерлы, где-то я немного увязла в болоте. Нашла на тропе фотоаппарат в чехле. Взяла с собой, и уже по приезду домой в интернете нашелся владелец. Чудеса случаются, особенно на Алтае! Прошли примерно 20 км и встали на берегу Кучерлы.

Последний день пешки, осталось пройти 10 км. Дорога шла по лесу, тропа была очень грязная, размытая. В итоге сильно уставшие, дойдя до мостика через Кучерлу решили взять шишигу.

Алтайская сказка

Приехал наш транспорт, давно я не каталась на шишиге, с времен поездки в Абахазию. Незабываемое ощущение тряски в кузове, как будто на американских горках катаешься.

Приехали в село Тюнгур, где на турбазе расположился наш лагерь. Времени было много, пошли гулять по селу. Из достопримечательностей попался вот такой гараж без ворот.

Незамениный транпорт на селе.

Алтайская сказка

Или такой транспорт например.

Горные козлы и козочки в большом количестве. Попробуйте сосчитать-)

Вспомнилась песня Brainstorm. А мы гуляем мы крутые, а мы хорошие, не злые=)

Алтайская сказка

В Тюнгуре есть пара кафешек, где можно поесть, нормальной еды, практически по-домашнему приготовленной. Особенно вкусные блины с местным высокогорным медом, сырники, творог и фирменные лепешки попробывать надо обязательно!

Весь следующий день ехали в таком же арендованном автобусе до Барнаула, вечером заселились в хостел. Хостел Пионер оказался не лучше, того где я была перед походом. Горячей воды там не было, пришлось мыться под холодной, все равно она была теплее, чем в горных реках и озерах.

На следующий день в Барнауле попробовала очень вкусное блюдо — гонконгская вафля. Ее делают с ветчиной и сыром либо сладкой с кремом, бананами, шоколадом, начинок на выбор множество.

Алтайская сказка

И мой самолет Барнаул — Москва -Самара. Вот и родной город.

Вышла из аэропорта, а тут готовятся к чемпионату мира по футболу.

Алтайская сказка

Алтай прекрасен и уникален своей природной красотой. Восходы и закаты приходят с каждым днем, тебе решать, встречать их или нет… стоять ли на пути красоты.