Турист Enia Kulish (enia)
Enia Kulish
была 24 апреля 2020 11:25

Асуан — Египет Февраль 2017

Древние сооружения Египта редко становятся целью визита путешественников из России. В лучшем случае им достается попсовая роль развлечения для уставших от моря и жары туристов, которые покупают экскурсии, чтобы хоть слегка отвлечься от бесконечной смены блюд на шведском столе ал инклюзив отелей. Реже путешественники отдают предпочтение круизам по Нилу, большинство остановок которых так или иначе связаны с древними сооружениями, ведь все древние цивилизации селились именно вдоль этой великой реки. (О, как я мечтаю отправиться в такой круиз… но пока не складывается.)

И уж совсем редко люди отправляются в Египет, имея основной целью увидеть древние храмы, прикоснуться к их истории, почувствовать связь веков и раздвинуть границы картинок в учебниках истории.

Но это российские туристы… А что на счёт других?

Праздник солнца в Абу-Симбел

Пока мы проходили многочисленные кордоны, рамки, досмотры и прочие меры безопасности на входе в Храмовый комплекс Абу-Симбел, я с удивлением разглядывала окружающих! Это было возможно не очень вежливо с моей стороны, но бесконечно увлекательно. Белых людей вокруг практически не было. Зато всех остальных был целый калейдоскоп. В какой-то момент мне даже стало казаться, что внутри будет некий концерт, участники которого будут представлять национальные танцы и песни разных народов этой части света, а люди вокруг меня — это не более чем просто артисты. Но нет. Это были обычные люди. Просто там, откуда они родом, принято одеваться иначе, чем в светской Европе.

Праздник солнца в Абу-Симбел

Храмы Абу Симбел — это одна из знаковых достопримечательностей Египта. Величественный ансамбль возведен в 1244 году до н. э. в честь победы фараона Рамзеса II над хеттами. На самом деле храмов два: большой посвящен фараону и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху; маленький — богине Хатор и любимой жене Рамзеса, прекрасной Нефертари.

Праздник солнца в Абу-Симбел

У этих храмов необычная и сложная история. Долгое время они были затеряны в песках пустыни Нубии, пока в 19 веке швейцарский ученый Буркхард, изучавший памятники богини Хатор, не обнаружил несколько голов, торчащих из-под песчаных завалов.

Раскопки длились десятилетиями. Исследователи был поражены объемом знаний, который понадобился для возведения этих сооружений. Линии фасадов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. Учитывались и природные свойства грунта — слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.

Праздник солнца в Абу-Симбел

«Увенчанные коронами, с уреями на лбу и с накладными бородами, колоссы, восседающие на тронах, символизируют высшее могущество. Под их стопами — поверженные враги фараона. На тронах колоссов изображены боги Нила, которые связывают вместе папирус и лилию — знак единства обеих земель, Нижнего и Верхнего Египта. У ног колоссов находятся женские фигуры, которые выглядят очень хрупкими по сравнению с огромными статуями царя — это изображения Нефертари, любимой супруги Рамсеса, его матери и дочерей.»

В 60-х годах прошлого века храмы в Абу-Симбеле были на грани полного исчезновения: как и многим другим памятникам, им грозил риск затопления в ходе строительства Ассуанской плотины. Тогда были предприняты беспрецедентные меры по спасению древних сооружений — их полностью перенесли на новое место и воспроизвели там с точностью до самой последней мелочи. Даже отколовшуюся и упавшую голову статуи разместили именно там, где они лежала в оригинале. Пещеры не рубили заново, их перенесли целиком, вместе со скалой, потом накрывали железобетонным сводом и засыпали камнем, имитирующим скалы.

Сейчас это всё настолько естественно вписано в ландшафт, что кажется, они всегда стояли именно здесь. Если поискать в интернете, можно найти массу исторический фотографий этого гранзиозного процесса.

В России об этих храмах известно не очень много. И если на великие пирамиды Гизы люди еще готовы тратить своё время, то храмы Абу-Симбел почти всегда остаются за скобками. Однако именно здесь дважды в год собирается разношёрстая толпа из нескольких тысяч (или даже десятков тысяч) человек. Еще с ночи они выстраиваются в огромные очереди, в которых проводит много часов до рассвета… Для чего?

Это хороший вопрос!

Все народы древности располагали свои культовые сооружения определённым образом относительно созвездий, планет, и конечно же солнца, которое в те времена являлось не только символом, но и основой всей жизни на Земле. Но Абу-Симбел не просто повёрнут к солнцу определенной стороной. Он спроектирован так, что дважды в год, здесь происходит настоящее чудо, на грани магии и астрономии.

22 февраля и 22 октября лучи рассветного солнца проникают глубоко внутрь храма, через небольшой проем между величественных статуй, проходят через всю анфиладу, через несколько залов и освещают самый дальней барельеф, изображающий фараона Рамзеса II и трёх богов, которым посвящен храм. Всего лишь 20 минут лучше скользит по стене, освещая фигуры храма, после чего покидает это залы. И только бог Птах, божество из Подземного мира, которому чужд солнечный свет, всегда остается в тени.

Праздник солнца в Абу-Симбел

При переносе храмов на новое место, все игры света сохранили в точности, как и на оригинальном месте.

Говорят, одна из этих даты (предположительно 22 февраля) выпадает на день рождения или день коронации фараона. Говорят, раньше при попадании света его глаза начинали сверкать, губы улыбаться, а корона божественно светилась. Говорят, энергия солнца придавала силы богам.

Праздник солнца в Абу-Симбел

Как бы то ни было, точность конструкторов и астрономов, проектировавших эти храмы много веков назад, поражает воображение. Этому строение более 35 веков, в те времена еще не было знаний и приборов для таких высокоточных расчетов. Но тем не менее, это было сделано. И сделано блестяще, вручную, с миллиметровой погрешностью и шокирующе точно.

Более того, археологи свидетельствуют, что еще до возведения храмов Абу-Симбел, эти места считались священными у местных жителей. Сейчас это назвали бы «место силы». В древние же времени, люди считали, что эти места обителью богов и преклонялись перед ними. Поэтому появление храмов именно н этом месте вряд ли было случайностью.

Всё это дает какой-то невероятный по мощности и энергетике совершенно сумасшедший сплав из истории, науки, религии, культуры, эзотерики и многого другого. Странное ощущение прикосновения к чему-то большему, чем просто очередная формальная достопримечательность. Наверное, именно это и привлекает сюда тысячи и тысячи людей, которые готовы стоять многочасовые очереди, чтобы буквально несколько секунд любоваться самим событием!

Праздник солнца в Абу-Симбел

Хотя, казалось бы, всего лишь солнечный луч на каменных статуях…

Для меня же это всё оказалось еще и изрядно приправлено экзотикой чужой культуры и ощущением погружения в совершенно другой мир. Такое бывает, когда ты оказываешься на гуляниях в честь праздника в какой-то далекой и неизведенной стране. Когда совершенно не понимаешь, что происходит, но вокруг видишь радостные лица, улыбки и настроение само собой ползёт вверх.

После того, как луч солнца закончил свое триумфальное шествие по фигурам в храме, народ просто отправился гулять по территории комплекса. Кто-то фотографировался на верблюдах, уто-то этих верблюдов пас, кто-то устраивал пикник где-то в кустах, кто-то любовался видом на озеро со смотровой площадки.

Праздник солнца в Абу-Симбел

Я с удовольствием влилась в этот поток и только бесконечная усталость от нескольких бессонных ночей, бесчисленных перелётов и переездов, заставила меня отползти в сторону автобуса.

Конечно, со стороны сложно понять, в чем смысл ехать так далеко, ради того, чтобы несколько минут наблюдать луч солнца… Но когда оказываешься внутри этой истории, такого вопроса вообще не возникает.