Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 22 апреля 9:38
Без секрета всему свету

Ангмагссалик — Гренландия Июль 2013

Тасиилак, основанный в 1894 году, с его почти двумя тысячами жителей и поныне остается самым большим городом Восточной Гренландии. Название «Tasiilaq», означающее «Как озеро», относится к фьорду, в который можно попасть по узкому входу только с моря. Город расположен в живописном фьорде, окруженном высокими горами, на склонах и вершинах которого всегда лежит снег. Небольшие домики городка, покрашенные, как и в Кулусуке, в яркие цвета, построены, в основном, после 1980 года.

Белая «Зеленая земля»… ГРЕНЛАНДИЯ… Часть 2. Жизнь в Тасиилаке

На расстоянии чуть больше 100 км к северу от острова Ангмассалик находится линия так называемого «Полярного круга».

«Ангмассалик» — наименование региона, получившее свое название от инуитского слова «ammassat», означающего «мойва»: раз в год в начале лета огромные косяки мойвы приплывают во фьорд нереститься.

Из истории освоения территории Восточной Гренландии

Прибывшие на остров в конце первого тысячелетия н. э. эскимосы, принадлежащие к культуре Туле, занимающиеся, в основном, китобойным и зверобойным промыслом, оказались приспособленными к суровым условиям острова лучше своих предшественников. Их не могла удовлетворить охота на прибрежном льду — они стали выходить в открытое море. Контакты между эскимосами и норманнами были не всегда дружественными. Тем не менее, представляется, что в течение большей части Средневековья гренландский регион был, практически, необитаем, и, в основном, большинство инуитов прибыло сюда в 14-ом и 15-ом веках.

Восточно-Гренландские инуиты приспособились к жизни в этом регионе, благодаря высокоразвитой охотничьей культуре. В течение 18 века поселения стали появляться вдоль всей береговой линии Восточной Гренландии, в том числе вокруг фьордов острова Ангмассалик. Однако, регион Ангмассалик стал единственным обитаемым местом на всем восточном побережье Гренландии.

В связи со становившимся все более суровым климатом, низкими уловами, распрями между семьями, голодом и болезнями в течение 19 века численность восточно-гренландских инуитов резко сократилась, что подтвердили несколько европейских экспедиций, проведенных в регионе. Был сделан вывод о возможном исчезновении инуитов, если не улучшаться условия их жизни.

Датское правительство решило создать колонию в Восточной Гренландии. В 1884 году в гавани King Oscar в Тасиилаке была основана «Торговая и Миссионерская Станции Ангмассалик» с целью помочь местному населению импортными продуктами питания и огнестрельным оружием для охоты.

Здоровье и общее питание населения улучшилось, смертность уменьшилась, численность населения начала увеличиваться и в 1914 году достигла 599 человек.

В настоящее время регион Ангмассалик, кроме Тасиилака, включает еще пять деревень общей численностью населения около 3000 человек — Кулусук, Сермилигаак, Кууммиут, Тинитекилаак, Изортог.

Сегодня Тасиилак — современный город со всеми привычными европейскому человеку удобствами и технологиями. В городе есть местная администрация, церковь, школа, больница, почта, библиотека, музей, детский сад, супермаркет, порт, в который заходят океанические лайнеры, электростанция, вертолетная площадка. В супермаркете обычный и привычный ассортимент товаров.

Белая «Зеленая земля»… ГРЕНЛАНДИЯ… Часть 2. Жизнь в Тасиилаке

Вертолеты прилетают-улетают почти с такой же частотой, с которой ходят поезда метро в Москве.

Белая «Зеленая земля»… ГРЕНЛАНДИЯ… Часть 2. Жизнь в Тасиилаке

У причала, порой, бывает такой аншлаг, что лодки приходится «парковать» на льдине.

Белая «Зеленая земля»… ГРЕНЛАНДИЯ… Часть 2. Жизнь в Тасиилаке

Город живет очень энергично: по его улочкам целыми днями мотается единственное такси — раздолбанная «Grand Vitara» Suzuki, ездят экскаваторы, квадроциклы, перевозятся грузы, лодки, катера…

Белая «Зеленая земля»… ГРЕНЛАНДИЯ… Часть 2. Жизнь в Тасиилаке

На плоских льдинах, плавающих неподалеку от берега, я неоднократно наблюдала за процессом разделки добытых тюленей.

Тюлени

Вдоль береговой линии, простирающейся севернее и южнее Тасиилака на сотни километров, расположена территория, почти не посещаемая людьми, что создает благоприятные условия для увеличения популяции тюленей. Охота на тюленей всегда была основой существования для инуитов: мясо, шкура, жир, кишки — в еде и хозяйстве используется все. Есть информация, что вес самого большого из когда-либо убитых тюленя составил около 500 кг. 10 тысяч шкур тюленей ежегодно отправляется на обработку в Южную Гренландию. Самая лучшая по качеству шкура — у одно- и двухлетних тюленей. Но даже при самом высоком качестве шкуры цена на них слишком низка, чтобы охотники могла прожить на торговле ими. Инуитский охотник сможет выжить, если будет совмещать рыбалку и охоту с работой с туристами.

Лишь однажды нам повстречался тюлень, вальяжно распластавшийся на льдине. Он приподнялся на ластах, удивленно смотря на незваных гостей, и… продолжал наблюдать за нами дальше. Мы так и не дождались, когда он от испуга плюхнется в воду, уехали (по-морскому — ушли) по своим делам…

Белая «Зеленая земля»… ГРЕНЛАНДИЯ… Часть 2. Жизнь в Тасиилаке

В Гренландии живут эскимосы, называющие себя инуитами.

Инуиты — кто они?

Слово «инук» (мн.ч. — «инуит») — самоназвание эскимосов, означающее «люди». В свою очередь, слово «эскимос» произошло от «эскимантсик», что на языке индейцев-вобинаков означает «поедатели сырого мяса». От своих далеких предков эскимосы-инуиты унаследовали монголоидные черты внешности. Самые бросающиеся в глаза качества инуитов — несокрушимый оптимизм и чувство юмора, выработавшиеся, вероятно, как средство самозащиты в условиях превратности жизни. Другое ярко выраженное качество — чувство коллективизма: для эскимоса нет ничего страшнее, чем быть отвергнутым обществом. Давно подмечено, что лучших спутников, чем эскимосы, в путешествиях по ледяным пустыням Арктики не найти. Их отличает верность, самопожертвование, заботливость, готовность помочь новичку.

Верующие инуиты не молятся — это за них делают лица, сведущие в магии и общении с духами — шаманы, «мудрые люди».

Эскимосский язык до сих пор не отнесен ни к одной известной науке языковой группе. В одном слове, объединенном из основ разных слов, может быть выражено целое предложение. Так, например, слово «окалокатигиниарумагалуарпавкит», построчно переводимое как «язык-использовать-вместе-для-стремиться-к-хотеть-весьма-делать-я-тебя» означает «я бы хотел поговорить с тобой».

Для эскимосов не бывает просто «снега»: ведь снег летящий, лежащий, тающий, спрессованный, вырезанный в форме кирпича и т. д. — совершенно разные вещи, поэтому они и обозначаются разными словами, которых так много, как много состояний снега.

Всего лишь несколько поколений назад инуиты Восточной Гренландии жили в полной изоляции, поэтому до сегодняшнего дня их культурные корни прочны и глубоки. Неизменным осталось то, что люди должны адаптироваться к природе, иначе говоря — если охотник и купит все современное оборудование, которое только можно себе представить, но если он не умеет читать знаки природы — с охоты и рыбалки он вернется домой с пустыми руками.

Местные жители поселка — инуиты — современно одетые люди.

Белая «Зеленая земля»… ГРЕНЛАНДИЯ… Часть 2. Жизнь в Тасиилаке

Наша просьба Ларсу отвезти нас к настоящему стойбищу инуитов повергла его в замешательство — традиционной жизнью инуиты живут лишь гораздо севернее, куда сейчас не добраться. В Тасиилаке нашлась все же одна пожилая женщина, сохранившая национальный костюм, знающая инуитские танцы и песни, в гости к которой мы и наведались. Думаю, что гостевая комната, заполненная сувенирами, безделушками, украшениями из бисера, лежащими на полочках, на столах, свисающими с потолка, предназначена для впечатлительных туристов. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что все поделки ручной работы, мастерски выполнены, выглядят очень красиво! Бабуля не говорила по-английски — для общения с нами пришел ее внучатый племянник, переводивший наш и ее рассказ. Сергей Анисимов — член нашей фотогруппы, известнейший фотограф Арктики — показал бабуле свои фотографии, сделанные им на Ямале. Она с удовольствием рассматривала фотографии, понимая и оценивая, по всей видимости, суровость условий, в которых живут наши северные народы. В заключение нашего визита бабуля исполнила национальные песню и танец.

Белая «Зеленая земля»… ГРЕНЛАНДИЯ… Часть 2. Жизнь в Тасиилаке

Детвора в Тасиилаке, наверное, как и во всем мире, лепит куличики из песка, катается на велосипедах, играет на детских площадках, прыгает на батутах, имеющихся почти у каждого дома — в общем, занята обычными детскими делами. Мы обратили внимание на то, что почти у каждого дома расположен батут, на котором скачут, резвятся, кувыркаются детишки. В дальнейшей поездке мы убедились, что чья-то рекламная кампания прошла очень успешно — батуты были, практически, у каждого дома во всех поселках, которые мы посетили!

Дети, особенно мальчики, обычно всюду сопровождают отцов на рыбалке, охоте, учатся всему, что умеют родители. Однажды нам попался мальчуган с игрушечным ружьем в руках. Увидев фотоаппараты и наш «гастрономический» интерес к своей персоне, он стал вертеть ружьем, как заправский охотник, подражая, видимо отцу. Частенько в проплывающих мимо нас моторках я видела и девочек.

Белая «Зеленая земля»… ГРЕНЛАНДИЯ… Часть 2. Жизнь в Тасиилаке

В июле в Гренландии «белые ночи» — закат солнца начинается около 23 часов, а потом плавно переходит в рассвет. В промежутке времени между закатом и рассветов (по длительности примерно три часа) — светлые сумерки. Для фотографа такой световой режим — испытание на выносливость. Судите сами: основное съемочное время — час до и после заката и час до и после рассвета. Таким образом, выходя на съемку около 10 часов вечера, мы возвращались домой около 3 часов утра, переполненные впечатлениями, эмоциями, с которыми сразу и не заснуть. А наутро — новые поездки, новые места. На «поспать» времени и не оставалось!

Однажды во фьорде Kong-Oscars-Havn полыхал совершенно невероятный, фантастически красивый огненный восход. По мере того, как постепенно «просыпалось» солнце, поднимаясь все выше и выше над макушками заснеженных гор, яркие краски становились спокойнее, приглушеннее, поверхность воды в заливе стала зеркальной.

Белая «Зеленая земля»… ГРЕНЛАНДИЯ… Часть 2. Жизнь в Тасиилаке

В Тасиилаке бывает много туристов, останавливающихся в гостевых домах, отелях, а то и просто живущих в палатках по берегам фьорда.

Белая «Зеленая земля»… ГРЕНЛАНДИЯ… Часть 2. Жизнь в Тасиилаке

В следующей моей заметке мы побываем на леднике Apuserajik и в поселках Кууммиут и Икатек.

Источники используемой информации:

1. http://www.travellodge.dk, http://www.jazztour.ru/blueland/east/Tasiilaq/, eastblueland.com, http://ru.wikipedia.org, http://sitefaktov.ru/index.php/home/563-grenlaniya, http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia, http://studyport.ru/estestvennyie-nauki/grenlandskiy-lednikovyiy-schit,
  2. Возгрин Е.В. «Гренландия и гренландцы»
  3. «What arctic feels like» под ред. Travellodge.dk.
  4. Lars Peter Anker-Moller «Blueland»