Турист Александр Суворов (ngt_z)
Александр Суворов
был 18 мая 2021 8:39

Калеж, Лазаревское — Россия Июль 2017

Как и обещал в предыдущем рассказе, опишу такое прекрасное место как водопады Псыдах и Шапсуг — первая точка нашего не маленького заезда по побережью.

Добраться на водопады можно тремя способами:

1) Взять экскурсию у местных операторов, цены не узнавал, поэтому не могу проконсультировать по этому вопросу, но уверен, стоимость приемлемая.

2) На автобусе из Лазаревского. Только учтите, что автобусы едут пару раз утром и столько же вечером, поэтому, чтобы не остаться в поселке узнайте расписание. Расписание автобусов на разных сайтах разное, поэтому лучше прийти на станцию и узнать в кассах. От остановки до водопадов идти прилично, поэтому сразу настраивайтесь на долгую прогулку. Указатели на водопады есть, заблудиться сложно, но если даже пропустили указатели, то всегда можно спросить у местных.

3) Способ, которым мы и добрались до них — это на машине. Его я и опишу подробней.

Водопады находятся на левом притоке р. Аше — р. Бекишей, в 25 км от Лазаревского. Если у Вас есть навигатор, а сейчас в принципе он есть практически у всех, хоть в телефоне, хоть так в машине, то в навигатор заносим вот эти данные — аул Калеж, улица Адыгэхабль, 65 и следуем маршруту. Доехав до места, вы окажитесь на опушке возле р. Аше. Перед вами будет будка со шлагбаумом, чтобы пройти/проехать дальше нужно заплатить 100р/чел. Плата берется за благоустройство водопадов, делают/меняют мостки/перила, а они значительно облегчают осмотр водопадов, расчищают завалы техникой после схода камней. Сумма не велика, а для туристов комфорт посещения в разы улучшен. Здесь же на опушке можно взять экскурсии, в которых вам предложат посещение самих водопадов и пещеру Ведьм, по цене сориентировать не смогу.

Мы же приехали с утра рано, шлагбаум был поднят, а в будке никого, поэтому проехали бесплатно. До ближайшего водопада, а это Псыдах, от шлагбаума ехать примерно 3 км. Дорога нормальная, чередуется асфальт с грунтовкой, но везде проедете без проблем. По приезду оставляем машину на парковке и поднимаемся ближе к водопаду. В самом начале вас встречают ларёчки, где можно купить сувениры, мёд, чай и многое другое. Пройдя дальше, подходим к деревянным мостикам, которые будут лучшими помощниками при осмотре водопада. Перед вами будет нижний небольшой каскад водопада и слева еще такой же каскадик.

Водопады Шапсуг и Псыдах

Но в тот момент мы большего увидеть не смогли, нам не повезло — велись работы по расчистке каменного завала.

Спросив у рабочих:

— А долго будут вестись еще работы по расчистке?

Ответ был обнадеживающий:

— В течении часа-полутора, может, закончим.

Тогда мы решили, что сейчас поедем дальше на водопад Шапсуг, а на обратном пути заедем опять сюда.

Немного расстроенные, но с надеждой внутри, закинув рюкзак на плечо, мы потопали до водопада Шапсуг. Расстояние до него примерно 1 км, можно и доехать, но нам хотелось прогуляться. По дороге до водопада, по правую сторону будет небольшой прудик, там живут очень красивые и неизвестные для меня птички, у которых хвостиков практически нет, а окрас на столько красив, что сложно оторвать взгляд, не пропустите! Под описание данной птички в интернете нашел только Зимородка:)

(Фото из интернета)

Налюбовавшись птичками, идем дальше и перед нами уже маячит подвесной мост через реку.

На другой стороне есть кафе, так что если проголодаетесь, после прогулки по водопаду, то вы знаете, где можно покушать. Водопад находится прямо около моста.

Водопады Шапсуг и Псыдах

Высота всего водопада более 50 метров, максимальная высота каскада — около 18 метров. Всего 4 каскада. Встречает водопад нас как раз самым высоким из них. И лишь его шум нарушает тишину этого прекрасного места, тем более кроме нас никого больше не было!

Водопад оборудован лестницами с перилами, которые разделены на «Подъем» и «Спуск», специально, чтобы не было толкотни. Подъем довольно крутой, но у каждого каскада можно перевести дух и пофотографироваться.

Водопады Шапсуг и Псыдах

С самого верха открывается отличный вид вниз, а вдалеке проглядывается тот самый мост через реку.

При спуске вниз вы оказываетесь на специальной смотровой площадке, с которой открывается отличный вид на 3 каскада водопада. Так же здесь можно в ямке ножками походить, но учтите, что даже в самый жаркий день, возле водопада свежо и вода довольно прохладная.

Водопады Шапсуг и Псыдах

Мы же посидели на площадке, наслаждаясь красотой природы под шум водопада, а потом спустились вниз. Прошлись по мостику через реку, и решили возвращаться назад — к водопаду Псыдах и к машине.

На обратном пути нам начали попадаться навстречу люди, которые шли на водопад. Кроме них мимо проехала компания на гидроциклах, которые поехали куда-то дальше вдоль речки по ущелью.

Пока шли, внутри всё же теплилась надежда, что расчистку завала закончили и проход открыли. Но, еще на подходе были слышны звуки падения и треска камней, и оказалось, что работы так и не закончили. В итоге всё, что мы смогли увидеть от этого водопада так это те два каскадика внизу. Было обидно и досадно, тем более водопад красивый и высокий. Мы решили, что раз сейчас не получилось увидеть, то значит у нас повился повод вернуться сюда и посмотреть на всю эту красоту в другой раз.

Сели в машину и поехали дальше по маршруту нашего путешествия. По пути сделали остановку только на выезде, где шлагбаум, для того чтобы спуститься к речке и зайти на мост подвесной через нее. Виды красивые очень, поэтому если будете отдыхать на нашем побережье Черного моря, то обязательно съездите, посмотрите на красоты нашей южной природы!

Водопады Шапсуг и Псыдах

Впереди нас ждало Свирское ущелье, про которое я обязательно напишу!

Благодарю за внимание и до встречи в следующих рассказах!

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия, Автобусные туры