Турист Андрей (kokashinsky)
Андрей
был 29 марта 2023 17:20

Копенгаген — Дания Май 2014

«Он лишён самомнения, в нём нет памятников имперскому прошлому, и никогда не подумаешь, что эта столица когда-то правила всей Скандинавией. В других городах ставят статуи генералов и монархов, а в Копенгагене вам показывают Русалочку. Без сомнения, это замечательно. « Билл Брайсон. «Путешествия по Европе»

Какие ассоциации возникают у обычного человека, который никак не связан с туризмом и путешествиями при упоминании Дании и Копенгагена? Наверное, это Скандинавия, великий сказочник Андерсен, Русалочка. Возможно, кто-то вспомнит про яркую набережную Ньюхавн

3 года назад мы попали в Копенгаген в рамках автобусно-паромного тура по маршруту Питер-Хельсинки-Стокгольм-Осло-Копенгаген-Стокгольм-Таллин-Питер. Времени на ознакомление с городом у нас было около двух часов автобусной экскурсии с остановками в интересных местах, а потом около 6 часов на самостоятельное знакомство.

Фотографии сделаны на простейший слабенький цифровик, поэтому будет не очень хорошее качество снимков. Прошу понять… и простить.

Всё начинается с лайнера DFDS, на котором мы приплываем из Осло. Поэтому, естественно, начинаем с пассажирского порта Копенгагена. Он состоит из трёх терминалов. Нужный для нас находится в районе площади Америки (Amerika Plads). Сюда ежедневно приплывают паромы из Осло и иногда захаживают суда из Польши.

Мы не фотографировали порт, уж очень спешили покинуть это место ради осмотра города. Поэтому первые впечатления от города — глазеем на него от порта в ожидании отправки автобуса.

Копенгаген. Город счастливых людей

Копенгаген — велогород. По ощущениям, велосипедов здесь ничуть не меньше, чем в Амстердаме.

Из окна автобуса наблюдаем за архитектурой датской столицы

Копенгаген. Город счастливых людей

Останавливаемся на ратушной площади. Отсюда прекрасно виден дом с барометром, расположенный на углу бульвара Ганса Кристиана Андерсена и Вестерброгаде. Ориентир — известный многим логотип «Тайских авиалиний». Примерно 80 лет назад скульптор Эйнар Утзон-Франк установил в башне две скульптуры высотой 3,5 м. Когда барометр предсказывал солнечную погоду — появлялась девушка на велосипеде. Если же прогнозировался дождь — появлялась девушка (вероятно, та же), но уже с раскрытым над головой зонтиком. Спустя 60 лет с момента установки этого барометра механизм сломался. Собственно, к моему визиту (2014 год) механизм так и не починили и как я понимаю, он и сейчас в неработающем состоянии. А жаль.

На Ратушной площади видим фонтан дракона — скульптуру, изображающую бой быка с драконом. Бык доминирует в этой борьбе, хотя понять это можно не сразу. Скульптура воспроизводит старинные скандинавские легенды о борьбе быка (символизирует силы земли) и дракона (силы потустороннего мира). Проявлениями борьбы быка и дракона по верованиям древних скандинавов считались землетрясения, громы и молнии

Копенгаген. Город счастливых людей

В нескольких метрах от фонтана находится и датский нулевой километр.

Прямо на площади можно и перекусить

Копенгаген. Город счастливых людей

Вообще, Ратушная площадь — это, пожалуй, самое сердце Копенгагена. Раньше на площади располагались западные ворота старого города. Сейчас об этом напоминает лишь расположенная тут же в двух минутах ходьбы станция метро Vesterport. В середине XIX века ворота и городские стены снесли, чтобы позволить городу быстрее расти. Естественно, в западном направлении. На месте снесённых ворот и стен появилась ратуша. Хотя ратуша существовала в Копенгагене и раньше, только находилась она на площади Гаммел-Торв. Можно сказать, переехала

Внутри ратуши мы не были, хотя попасть туда можно. Причём бесплатно. Внутри ратуши большой зал со статуями известных датчан — Нильса Бора, Ганса Христиана Андерсена, скульптора Торвальдсена. В этом зале довелось бывать и известным людям. Ленину, например.

Также можно попасть и на башенку. Наверх. Подняться можно только с июня по октябрь. На момент нашего пребывания стоимость подъема составляла 20 датских крон. Подъем, кстати, без лифта. Около 300 ступенек. Награда — отличный вид со смотровой площадки.

На Ратушной площади постоянно происходит какая-то движуха. Здесь вечно что-то происходит и постоянно много народу. Многие туристы начинают своё полноценное знакомство с Копенгагеном именно с площади. Здесь же легко встретить уличных музыкантов. Вполне логично, что именно Ратушная площадь — излюбленное место встречи нового года как датчанами, так и гостями столицы. Эдакий датский ответ нашей Красной площади.

Частью комплекса Ратушной площади является и Palace hotel. Узнаваемости ему придаёт высокая башня. Мне кажется, что отель очень гармонично сочетается с соседствующей с ним ратушей

Копенгаген. Город счастливых людей

Но для меня, пожалуй. самое яркое на площади — это даже не ратуша, а памятник вероятно самому известному датчанину в истории — Гансу Христиану Андерсену. Голова его направлена в сторону парка «Тиволи». Многие туристы для удачной фотографии забираются на колени великому сказочнику.

Собственно, смотрит Андерсен сюда

Копенгаген. Город счастливых людей

Едем на автобусе в сторону Королевского дворца — по пути из окна смотрим на уютные местные домики

Королевский дворец Копенгагена (он же Кристиансборг) расположен на королевском острове Слотсхольмен. Раньше на этом месте был замок. Его сжигали несколько раз, потом восстанавливали. Сейчас здесь расположен датский парламент. Королевские семьи не особо жаждали здесь жить, предпочитая Амалиенборг. Фредерик VII был единственным датским монархом, жившим именно в Кристиансборге.

Для большей наглядности — часть скрина с панорам Гугла

Копенгаген. Город счастливых людей

Памятник перед дворцом, что логично, посвящён как раз монарху Фредерику VII. На дальнем плане видна башенка — это здание копенгагенской биржи Nasdaq OMX Copenhagen.

Башенка дворца украшена датскими флагами

Копенгаген. Город счастливых людей

И обратная сторона. Двор.

Совсем близко весьма приятный глазу парк

Копенгаген. Город счастливых людей

Там же памятники графу Гриффенфельду…

… и философу Кьеркегору

Копенгаген. Город счастливых людей

Дальше автобус везёт нас к небольшому парку Amaliehaven, расположенном неподалёку от дворца Амалиенборг. Парк совсем молод, ему нет и 40 лет. Раньше на этом месте была судостроительная верфь, затем порт, соединявший Копенгаген и Америку. Парк показался очень уютным, ухоженным. Здесь действительно приятно находиться.

Рядом сувенирные магазины, в которых вас встречают забавные существа.

Если посмотреть через реку, то можно увидеть Оперный театр Копенгагена — необычное по своей форме здание, построенное совсем недавно (в 2005 году) в стиле хай-тек. Расписание постановок и цены можно увидеть на сайте оперы.

Копенгаген. Город счастливых людей

Рядом с парком — дворец Амалиенборг. Это зимняя резиденция датской королевской семьи. По названию всё просто. Амалия — это супруга короля Фредерика III. В полдень на площади перед дворцом можно наблюдать за процессом смены караула.

А в центре площади — конная статуя Фредерика V

Копенгаген. Город счастливых людей

Следующая наша остановка — мраморная церковь она же церковь Фредерика, находящаяся в шаговой доступности от Амалиенборга. Церковь не очень похожа на скандинавскую. В ней скорее больше от римских церквей, сравнение с собором святого Петра в Ватикане так и напрашивается. Собор оказался долгостроем из-за дороговизны проекта, строившегося из норвежского мрамора (отсюда название). Открыли собор спустя 145 лет после начала строительства, так что у барселонской Саграды Фамилии есть с кого брать пример.

Собор красивый, высота купола 31 метр, красивый интерьер из мрамора. Я не знал про этот собор до посещения Копенгагена, от этого ещё приятнее было открыть для себя такое красивое здание. Вход, разумеется, бесплатный.

Затем выдвигаемся к фонтану Гефион — вероятно, самому известному и совершенно точно самому большому фонтану Копенгагена. Гефион — это, как ни странно, женское имя. Скандинавская богиня. Вся композиция изображает Гефион в момент отделения острова Зеландия (на нём расположен Копенгаген) от Швеции. Король Швеции Гюльви позволил Гефион взять себе столько земли, сколько она вспашет за одну ночь. Та решила призвать на помощь своих сыновей, коих у Гефион было четверо. Превратила их в быков и тем самым оттяпала от Швеции довольно большой кусок земли, который и стал островом Зеландия. Дальше у легенд версии разнятся. По одной пролив, отделяющий Зеландию от Швеции и есть работа сыновей, а по другой версии Гефион вырезала кусок из Швеции, на месте которого сейчас расположено озеро Венерн, которое по форме как раз похоже на Зеландию. Сам же фонтан был подарен Копенгагену пивзаводом Carlsberg на 50-летие пивоварни.

Копенгаген. Город счастливых людей

Рядом с Гефионом очень красивая церковь святого Албана. Единственная в стране англиканская церковь. Спонсировал её строительство британский король Эдуард VII, для которого Дания была не чужой по одной простой причине — он был женат на дочери датского короля Кристиана IX Александре.

От Гефиона и церкви святого Албана совсем недалеко до самой известной достопримечательности Копенгагена и всей Дании — Русалочки. Русалочке уже больше 100 лет, памятник был открыт 23 августа 1913 года. Датчане каждый год празднуют день рождения Русалочки. Статуя расположена в порту. Русалочка располагается на камнях, отделённых водой от набережной Лангелиние.

Каки в случае с Гефионом, к созданию скульптуры непосредственно причастны пивовары, очарованные балетом по одноименному произведению Андерсена.

Русалка очень популярна, на набережной возле скульптуры какое-то невероятное количество народу (большинство, конечно, туристы), которые мешают друг в поисках лучшего кадра на фоне Русалочки. Рядом и многочисленные сувенирные киоски, в которых продаётся абсолютно всё с символикой этой хрупкой 175-килограммовой девушки.

В силу своей популярности, на Русалочку многократно покушались. То руку отпилят, то голову, то краской обольют, то хиджаб оденут, то фаллоимитатор в руку дадут.

Русалки расплодились по всему миру. Пишут, что даже в Саратове есть.

Лично на меня датская Русалка никакого особого впечатления не произвела. Просто отметился на фоне раскрученной достопримечательности, не более того.

Копенгаген. Город счастливых людей

Совсем близко к Русалочке, но уже на набережной расположен миша с медвежатами. Миша символизирует Гренландию. Если честно, то связь я не очень уловил. Любопытно, что в голове у медведя ещё и пулевое отверстие, которое досталось от солдата гитлеровской армии во время оккупации Дании.

К Копенгагену я особо не готовился, но при этом у меня был с собой путеводитель, утверждавший, что в 100 метрах в сторону пирса от настоящей Русалочки есть и ещё одна — постарше. Наш гид туда группу не вела и про неё ничего не рассказывала, но когда мы спросили, она долго уточняла у местных и направила в нужном направлении. Мы нашли не сразу, поэтому подходили к местным. Сначала спрашиваем «Агли» (страшная) — якобы именно так называют её местные, считая её ужасной внешне. Никто не понимает. Затем спрашиваем «Mermaid» — тоже ноль реакции. И лишь показав характерным движением полукругом в области груди — местные начинают смеяться, понимать и направлять в сторону небольшой кафешки, перед которой как замануха и стоит эта не совсем одетая мадемуазель — Русалочка для взрослых.

Копенгаген. Город счастливых людей

На этом заканчивается автобусная часть экскурсии и остается время на самостоятельную прогулку. От Ратушной площади мы выдвигаемся по бульвару Андерсена в восточном направлении. И сразу как только заканчивается территория парка Тиволи, про правую руку мы видим Глиптотеку Нью-Карлсберга — здесь хранится собрание полотен французским импрессионистов (Ван Гог, Моне, Мане, Дега, Гоген). Для Гогена, кстати, Клопенгаген не чужой город. Он и женат был на датчанке, и пожить здесь успел. Ещё в глиптотеке хранятся античные, древнееегипетские и древнегреческие скульптуры. Более подробно с выставками можно ознакомиться на сайте Глиптотеки.

Но одно из самых интересных и необычных мест Копенгагена ждало нас дальше. Для этого проходим до конца бульвар Андерсена, переходим через мост… по пути случайно нам попадается памятник лётчику…

…и двигаемся левее. Там нас ждёт Христиания — небольшое пространство, мини-райончик, в котором официально разрешены торговля и потребление лёгких наркотиков. И опять же, как и в случае с велосипедами, возникают ассоциации с Амстердамом.

Раньше на месте Христиании были армейские казармы, но со временем они опустели и в 1971 году опустевшее пространство заселили хиппи и сквоттеры. Постепенно этих людей на территории Христиании стало всё больше и больше. На данный момент в Христиании на постоянной основе проживает около 1000 человек. В Христиании стали открыто продавать каннабис, галлюциногенные грибы и прочие «удовольствия». Ну как открыто. в день нашего прихода продавцы скрывали платками свои лица и разумеется, категорически была запрещена любая съемка. Если кто-то попытается начать фотографировать — это может зщакончиться очень плохо. Как для фотографа, так и для камеры. Запросто могут сломать. Мы видели как что-то продавали на свежем воздухе на столиках рядом с небольшими палатками (в палатки уединялись для «приготовления»), что-то в самих казармах, завлекавших интересующихся людей яркими вывесками. Надо понимать, что Христиания — это не только наркотики. Это и кафе, и сувениры с символикой Христиании, и йога.

В Христиании множество ярких граффити и постоянно проходят какие-то мероприятия. Более подробно можно ознакомиться на сайте.

Ясное дело, что Христиания не могла оставить без внимания местные власти. Поэтому выгнать местных обитателей пыталимсь многократно. В итоге постепенно приходили к общему знаменателю. С 1994 года жители коммуны платят налоги за воду и электричество. С 2011 года Христиания получила статус легальной

На выходе из Христиании расположены ворота с надписью «Вы входите в Европейский союз». Напоследок скажу, что я не пробовал ничего из местных «удовольствий», поэтому по ценнику для интересующихся не подскажу.

Копенгаген. Город счастливых людей

Дальнейшая прогулка идёт через мосты и каналы

И эта дорога приводит к улице Ньюхавн, которая по сути является набережной. Ньюхавн, очевидно самая известная улица Копенгагена благодаря своему удачному расположению, корабликам, разноцветным домикам, многочисленным кафе и домам, где жил сам Андерсен (дом 20, 67 и 18). Хотя раньше здесь были в основном бордели, где жрицы любви утоляли «голод» моряков, причаливших к пристани. К счастью, это время прошло и теперь Ньюхавн — очень популярное место у туристов. Отсюда же отправляются и кораблики в экскурсии по каналам. Вполне можно успеть даже если у вас только один длень на ознакомление с городом.

Рядом с Ньюхавн была Королевская площадь, на которой было табло (очевидно, временное) с чёрными дощечками. Можно было переворачивать их в произвольном порядке и что-то написать

Копенгаген. Город счастливых людей

И совсем рядом французское посольство. Что тут скажешь, очень удачное расположение

Возвращаясь в сторону Ратушной площади, смотрим на здания. Крыши интересные.

Копенгаген. Город счастливых людей

От площади обходим парк Тиволи с другой стороны, по пути заскочив в старейший в стране Макдоналдс. В итоге внутрь парка так и не пошли. И времени оставалось очень мало до отъезда, и вход был платный. На момент посещения вход стоил 95 датских крон. Более подробную информацию о графике работы парке, мероприятиях, стоимости входа и абонементов на аттракционы можно узнать на сайте парка.

Вообще, парк Тиволи — место массового посещения туристов и датчан с детьми. Для детей вообще это лучшее место во всём городе. (За пределами есть ещё Леголэнд) Назван в честь итальянского городка Тиволи, который под Римом. Таких Тиволи в XIX веке в Европе появилось много, но почти все они позакрывались. А датский Тиволи остался и стал одним из главных символов Копенгагена. Причём когда парк открыли, он ещё находился за пределами города. Но затем Копенгаген разросся и захватил парк в свои объятья. Из ныне действующих парков аттракционов Тиволи является оним из старейших в мире. Ему уже более 170 лет.

Копенгаген. Город счастливых людей

Напоследок перед отправлением дошли до вокзала, который буквально напротив входа в Тиволи. Я люблю вокзалы и стараюсь почти в каждом большом городе хотя бы одним глазком на вокзал взглянуть. Вокзал произвёл приятное впечатление.

Ну в общем-то на этом и всё. Дальнейшая дорога ведёт на автобус, а на нём на паром, который перенаправляет нас в Швецию.

Если вкратце подводить итоги, то Копенгаген показался очень красивым, ярким, праздничным городом, на который одного дня хватает лишь на беглое знакомство. По такому городу хочется бродить неспеша, разглядывать необычные яркие домики, любоваться городом с воды, заходить в не самые туристические места города, сидеть в кафешке, со стороны наблюдая за туристами. Не так давно Копенгаген признавали самым счастливым городом мира и самым комфортным для жизни. Думается, вполне заслуженно.