Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 7:38

Ираклион, Элунда, Агиос-Николаос, Ретимно — Греция Май 2013

Самый большой греческий остров и один из крупнейших в Средиземноморье. Гористый, живописный и жаркий. Настоящая колыбель европейской цивилизации — 5000 лет, не шутки, Аристотель, Платон и Гомер о нем писали. Остров оливок, «Метаксы», легендарных героев, лазурного моря и белого песка, и солнца, которое светит 300 дней в году!

Навстречу солнцу… Крит!

Остров на слиянии трех морей и встрече трех частей света. Мифический и сказочный. И даже чуть-чуть божественный! Официально он в Европе, восточного колорита хоть отбавляй, ну, а летом, которое тут длится месяцев этак 9 в году, дуют почти по-африкански жаркие ветры…

Навстречу солнцу… Крит!

Кажется, Крит на карте мира, в античных мифах и преданиях, и как место регулярного проживания всего Пантеона греческих богов был всегда. Великие титаны и герои, коварные демоны и сладкоголосые сирены, Бог богов, блистательный Зевс-громовержец. Тесей, Дедал, прекрасная Европа и ужасный Минотавр. Это всё — предания старины глубокой, из легендарной Эллады. А у нас на всё-про всё было 10 дней и 9 ночей. 7 городов, 4 острова и 3 моря. 2 озера, реки и горы, и сотни километров серпантинов. Дворцы, монастыри, тысячи разноцветных очаровательных домиков… И примерно полтонны греческого салата! Его нужно заправить неповторимым, пахучим, южным греческим колоритом и шармом, и кушать — непременно наслаждаясь. Ну что, калимера, мой любимый Крит!

Я всё думала, что мне навеяло написать этот рассказ, по прошествии 4 лет-то. И поняла — это же наша заглавная «Туристеровская» картинка! На ней гипнотической красоты место, критская бухта Балос, и я ее наблюдаю уже 2 года и 4 месяца… Догнало, видимо, вдохновение!

Навстречу солнцу… Крит!

Буду вам рассказывать о наших приключениях по порядку, а так как сезон на Крите длинный, возможно, мой опус кому-то и пригодится. Знакомство наше случилось в мае. Я люблю этот месяц очень трепетно по многим причинам — начало сезона, не людно и не слишком жарко, достаточно солнечно для красивого загара и красивых фото, уже можно купаться, но еще не нужно отвоевывать место на пляже под циновочку. Нет столпотворения туристов и природных катаклизмов, связанных с экстремальной жарой, тьфу-тьфу. Да и ценник пока невысок — учитывая, что мне кормить друзей день-рожденческим обедом, это радует!

Даже странно, что уже 4 года прошло, настолько свежи у меня воспоминания об этом отпуске. И тем более удивительно, что я так и не сподобилась Грецию повторить, учитывая, как она мне понравилась. А влюбиться было во что… Наше основное место дислокации, крошечный курортный городок Бали, на берегу Эгейского моря, посмотрите — чем не идиллия?!

Навстречу солнцу… Крит!

Бали — рыбацкий поселок и курорт, расположенный крайне удачно, в центре острова. Если вас тянет сбежать от шума и гама большого города, вам сюда. Склоны, покрытые сплошным зеленым ковром, уединенные бухты с чистейшей прозрачной водой, именно тут я отдала своё сердце Эгейскому морю…

Навстречу солнцу… Крит!

Беленые домики прилепились тут тесно-тесно, и подъемы достаточно крутые. Но мы выбрали отель в первой линии, и каждый рассвет и закат наслаждались шумом прибоя…

И в плане вылазок по острову Бали — вариант на пять баллов! Мы испробовали все варианты передвижения — с экскурсией, на арендованном авто, на автобусе и своих двоих, разумеется. Хочу сказать, забегая вперед, несмотря на 10 дней насыщенного графика, не увидели мы, наверное, и четверти красот!

Навстречу солнцу… Крит!

Хотя, если милейший Бали кажется вам чересчур медитативным, можете поселиться по-соседству, в городке Ретимно.

Добраться до него очень просто, всего 30 км. — и вы на месте. Мы в этот раз взяли в компанию еще одну блондинку, и вперед, за приключениями.

Навстречу солнцу… Крит!

Ретимно — административный центр одноименного региона, богатого на природные и исторические достопримечательности. Минойская культура, Византия, правление венецианцев и османское владычество, такие крутые «корни» не проходят даром.

Навстречу солнцу… Крит!

И сейчас Ретимно — находка для любителей изучать новые города неспешно прогуливаясь, тут переплетение узких улочек старого города, где карта, как всегда, не спасает. Христианские церквушки и мечети, фонтаны, уютные дворики, цветы…

Навстречу солнцу… Крит!

И над всем этим парит древняя крепость. 16 век, тоже часть венецианского наследия, и она на Крите самая впечатляющая.

Морской порт, пара музеев, набережная. Да, как вы уже поняли, Ретимно не хвастается шедеврами архитектуры — ну не у всех есть в закромах Сан-Марко и Лувр! Сюда надо ехать за другим, неспешно гулять узкими улочками, радуя себя греческим шоппингом, таким гуманным по цене и милым каждому девичьему сердцу.

Навстречу солнцу… Крит!

Просто наслаждаться покоем и тишиной, они почти стопроцентно гарантированны вам в майский полдень…

Навстречу солнцу… Крит!

Дегустировать многочисленные вина и непременно найти своё, то самое! Я, к примеру, влюбилась в Рецину — греческий специалитет, очень необычное смоляное белое вино. Такие «смоляные» вина известны, как минимум, 3000 лет! В древности амфоры с вином запечатывались сосновой смолой, а сейчас смола специально добавляется на стадии брожения, для придания вину аромата, затем удаляется. Причем, такая технология называется «рецинирование» и она разрешена только в Греции. Рецину называют «Любовью с третьего глотка», первый — ощущаешь аромат смолы, на второй появляется винная терпкость, а на третий-либо полюбишь её, и вкус запомнится навсегда, либо больше пить никогда не станешь.

Навстречу солнцу… Крит!

И кстати, что еще надо делать в Ретимно, да и во всей остальной Греции, я уверена, тоже, так это Есть. Наверное, даже если бы в Греции не было ни единой стоящей достопримечательности, сюда стоило бы приехать только ради их знаменитого салата!

Греческая кухня моя самая любимая. Пусть итальянцы, французы и китайцы соревнуются в гастро-изысках, я знаю, где меня кормили вкуснее всего. Огромные порции, всё первой свежести (она же и единственная!), вкуснейшие овощи и морепродукты, сочные фрукты, под аккомпанемент прибоя и легких столовых вин — и жизнь наша, определенно, удалась!

Навстречу солнцу… Крит!

Кстати, такого лестного мнения о греческой кухне придерживаюсь не я одна. В 2010 году видные ученые из ЮНЕСКО признали «Средиземноморскую диету» нематериальным достоянием человечества, и на сегодняшний день это единственная система питания, удостоившаяся такой высокой награды.

Навстречу солнцу… Крит!

А всё потому, что это не столько рацион питания, это скорее стиль жизни жителей Средиземноморья. Этот удивительный регион, перекресток дорог между Европой и Азией, дал нам массу прекрасных примеров для подражания. Неспешные ужины всей семьей в милых греческих тавернах, воскресные обеды у итальянцев, сиеста в Испании. Может, тот, кто понял жизнь, он больше не спешит… Рыба на гриле и морепродукты из свеженького улова, овощи — только местные, оливковое масло с собственных угодий. Фета, конечно, тоже родная, греческая. Специи, много зелени — для аромата, мёд, домашний хлеб без добавок и ГМО. Пишу — и даже слюнки текут, ммм… Инжир, гранаты, финики, какие-то невероятно ароматные апельсины, и пара бокалов легкого вина в день, как средство почти от всех болезней. А кто мы такие, чтобы с учеными спорить?!

Навстречу солнцу… Крит!

Но что-то я чересчур увлеклась. Так, с чего там принято начинать рассказы о Греции — правильно, с мифов и легенд. Давным-давно, примерно 5000 лет назад на Крите зародилась одна из первых европейских цивилизаций — минойская. Даже сейчас, по обломкам былого величия, можно представить себе весь размах этой роскоши. Шикарные дворцы, города-государства, флот, самый мощный в Средиземноморье, памятники архитектуры, драгоценная керамика и живопись, эти города были образцами прогресса для своего времени. Культура названа в честь мифического царя Миноса, владельца легендарного лабиринта Минотавра…

Самый растиражированный, узнаваемый и замыленный бренд, поглядывающий на нас с обложек путеводителей, фресок, постеров, маек и магнитов, и так на протяжении последних 5000 лет — знаменитый Кносский дворец, тот самый запутанный и устрашающий Лабиринт из «Мифов Древней Греции».

Навстречу солнцу… Крит!

Кносский дворец сейчас лишь памятник истории, а во времена минойцев тут был главный город Средиземноморья. Кстати, от современной столицы Крита, города Ираклион, до него рукой подать. Величественное, грандиозное творение, в те времена Кносский дворец представлял собой сложнейшее многоэтажное здание, примерно 1400 комнат, представьте?! Причем, дворец был еще и высокотехнологичным — система вентиляции, водоснабжения и канализации, и всё это функционировало исправно.

Навстречу солнцу… Крит!

По историческим летописям, дворец был настолько запутанным и сложным, с хитросплетениями лестниц, закоулков и переходов, коридоров и тайных комнат, что потеряться в нем — пара пустяков. Видимо, им и вдохновлялась Джоан Роулинг, придумывая меняющие направление лестницы и выручай-комнаты в своем волшебном Хогвартсе!)

Территория дворца огромная, 24000 кв.метров, тут был и театр, и залы для приемов, святилища, мастерские, подсобные помещения, и разумеется покои царей. Последние, конечно, украшены особенно богато — картинами и разноцветными фресками.

Навстречу солнцу… Крит!

Правда, если вы ожидаете увидеть тут огромный, роскошный «дворец» в современном понимании этого слова, вам стоило прийти тысячи этак 4000 назад! Потому что то, каким мы наблюдаем Кносс сейчас — результат реконструкции 1900 года. Тогда к разбору руин подключился английский археолог Артур Эванс, и сделал, это, пожалуй, чересчур вольно. Сейчас среди колонн и статуй обычному туристу трудно определить, что присутствовало в виде «исторических руин», а что «дорисовано» воображением англичанина. И наверное Кносский дворец — одна из самых неоднозначных достопримечательностей Греции, но если вы хотите моё мнение, побывать там интересно… Хотя бы потому, что не так много осталось на нашей земле мест, о которых написаны сказки!)

Из Ираклиона можно поехать на восток — там вас ждет Херсониссос, Малья, шикарная фешенебельная Элунда, самый дорогой курорт Крита.

Навстречу солнцу… Крит!

Мы, помнится, чудненько там пообедали, в красивом ресторанчике, пирсом, уходящем в море.

Навстречу солнцу… Крит!

Кстати, именно из Элунды отходит кораблик к самой мистической критской достопримечательности, острову-призраку Спиналонга. Вы тоже можете сплавать — если, конечно, не боитесь привидений!

Уже подплывая к острову, понимаешь, прогулка не получится обычной. При том, что этот уголок один из живописнейших на Крите, тут лазурные воды залива Мирабелло соперничают с яркостью неба, подчеркивая песчаное золото старинной крепости.

Навстречу солнцу… Крит!

Спиналонга не всегда была островом. Когда-то давно, часть ее ушла под воду после землетрясения. Этим решили воспользоваться венецианцы, владевшие тогда Критом, и в 1579 году на острове начали строить неприступную крепость, для защиты берега от пиратских набегов. Мощные сооружения были созданы на вершине холма, что и делало крепость практически неприступной. Позже, в 17 веке Крит был захвачен Османской империей, и они начали активно заселять свои новые земли. Даже после провозглашения Грецией независимости остров долго находился под контролем турок. Тогда греки решились на отчаянный шаг, чтобы прогнать турок с острова, они собрали прокажённых со всей Греции, и отправили их к острову. Турки, испугавшись заразы, сбежали.

Лепрозорий просуществовал на острове до 1955 года, лекарства и продукты подвозились на лодках — карантин соблюдался очень строго. Так они и жили тут десятилетиями, забытые богом и людьми, пока не было изобретено лекарство от проказы. Выздоравливающие отправлялись домой, тяжелобольные в инфекционные больницы Греции, и в 1957 году последний житель лепрозория покинул остров.

Навстречу солнцу… Крит!

И сейчас Спиналонга популярный туристический объект. Сюда возят на прогулочном катере, и от желающих пройтись по загадочному острову отбоя нет… Но что это я о грустном-то?! Вот неправда, что в Греции — всё есть! Там многого нет — скуки, хандры, невкусной еды, плохой погоды. Зато есть прекрасные городки, с изумительной панорамой, и яркий пример Агиос-Николаос.

Навстречу солнцу… Крит!

Расположение у Агиос-Николаос козырное — на берегу залива Мирабелло, а в центре города пресноводное озеро. И даже если вы в городе проездом, поднимитесь на смотровую площадку, виды с нее восхитительные…

Правда, красиво? Если честно, когда начинаешь рассказывать о Греции, не знаешь, за что первым делом хвататься. О мифах, героях и великой истории Эллады можно. О пляжах, длина которым 13 500 метров — круче в Европе нет ни у кого. О монастырях, религиозных традициях и невероятной архитектуре. О роскошных диких пейзажах и море всех оттенков аквамарина. Про гостеприимство и особый, «греческий» дух можно рассказать. Танцы-обниманцы, неунывающий оптимизм и всякие там сиртаки. Но лучше не рассказывать и не слушать, а полететь на Крит, такой теплый, вкусный, манящий. Есть, смотреть, загорать, танцевать, впитывать впечатления…

Навстречу солнцу… Крит!

Потому что это Крит. Море удовольствий!

П. С. Продолжение, кстати, последует и будет интересным. Про пляжи с розовым песком, райские пейзажи, пиратов и кусочек Венеции на Крите.