Турист Арсен Белик (ArsenBielik)
Арсен Белик
был 25 января 18:22

Ивано-Франковск, Яремче — Украина Август 2017

Поход на наивысшую вершину Украинских Карпат г. Говерла.

Давно был обещан поход в Карпаты моему сыну Ивану, которому в июле стукнуло 8, а значит пора искать возможность обещанное выполнить. Да и самому повторить незабываемые мгновенности восхождений на украинские 2-хтысячники в сердце прекрасных, завораживающих, где-то чарующих, а где-то даже мистических и таких родных гор.

Итак, с чего начать? Конечно с понимания, куда можно пойти с ребёнком, какой маршрут по времени, сложности и крутости подъёма выбрать. Маршрутов, кстати, невероятное множество, можно бродить от нескольких часов до недели… Остановились, как подобает начинающим походным туристам из наиболее «проторенного» и известного массового маршрута — однодневный подъём на наивысшую точку Украины — г. Говерлу. Если вкратце, г. Говерла — это 2061 м. над уровнем моря, находится на границе Ивано-Франковской и Закарпатской областей, тут же рядом и Румыния — около 17 км. Говерла — это часть горного хребта, именуемого Черногора, куда входят ещё 5 вершин, выше 2-х тысяч метров и множество интереснейших озёр, прекрасной чистой природы. Места, куда хочется возвращаться. Места силы. Те места, откуда приезжаешь перезагруженным от рабочих и бытовых стрессов.

Изначально планы были на июль, но как водиться, практически на выезде не порадовала погода — затяжные дожди по всей Западной Украине не дали возможности реализовать задуманное. Настал август и последний месяц лета пришёл с ужасной жарой, которая стояла больше 2-х недель. Прекрасный шанс убежать из пыльного Луцка и переждать несколько выходных дней в прохладе гор. Итак, 4-е августа, пятница. Отпрашиваюсь с работы, забираю жену — штурмана Оксану, Ивана и своего друга и по совместительству кума Романа, для которого подобное путешествие будет впервые, так же, как и малому. Выезжаем из Луцка ближе к обеду и направляемся по Н — 17 в сторону Львова (около 150 км.) Отдельно буду делать ремарки по состоянию дорог — возможно автолюбителям пригодится. Дорогу из Луцк — Львов капитально отремонтировали в прошлом году — сегодня эта трасса ничем не уступает по качеству европейским двухполоскам. Выглядит она приблизительно так (фото стырил из интернета, как раз из церемонии открытия новой трассы)

Поход на наивысшую вершину Украинских Карпат — г. Говерла с ребёнком 8-ми лет

Далее, уходим на объездную дорогу вокруг Львова и сворачиваем на Ивано — Франковск. Объездная Львова тоже в отличном состоянии, но могут быть заторы из-за наплыва транспорта на выходные дни. Эту дорогу сделали ещё к чемпионату Европы по футболу в 2012 году. С окружной дороги уходим на Н — 09 и около 130 км. продолжаем путь к столице Прикарпатья — городу Ивано-Франковск. Эта дорога на 4-ку, но в основном ехать было достаточно комфортно. Для тех, кто путешествует по Галичине впервые — дорога эта идёт через древний, княжий ещё город Галич — там можно заехать посмотреть замок и другие исторические достопримечательности. Итак, мы продолжаем движение на Яремчу через Надвирну дальше по Н — 09. Дорога опять таки неплохая, но субъективно хуже, чем с Волыни и до Франковска. По крайней мере, все ужасные участки сделали качественно, не в пример 2013 году. Далее по Карпатам непосредственно к Вашему жилью, где решили остановиться. В нашем случае это было село Татаров, которое находиться в сердце Гуцульского края недалеко от знаменитого Яремче в долине горной реки Прут. Итак, приятное путешествие длинною в 380 км.

Отдельно не могу не отметить прекрасные дороги, которые сделали непосредственно по Карпатам. Нам есть с чем сравнивать — ещё каких-то пару лет тому, я зарекался больше не ездить в горы в Украине — каждый раз выкатывал колёса и ездил на шиномонтаж. Это был сущий ужас. Сейчас же от Яремче и дальше в горы Микуличин, Татаров, Ворохта — всё закатано в нормальный асфальт, ничем не отличающиеся от тех же региональных польских дорог (а где-то даже показались получше — в Украине они шире).

Итак, в качестве «базового лагеря» мы выбрали частный пансионат Usadba Tatarchik. Рейтинг на букинге подкупал — было 9,8 (сегодня увидел — 9,3), и мы клюнули J. И букинг не соврал. В качестве обязательных удобств, согласно требований отдыхающих, должен был быть бассейн (так как температура днём зашкаливала за плюс 32 градуса), нормальная цена, чистота и порядок. Усадьба оправдала ожидания с лихвой.

Поход на наивысшую вершину Украинских Карпат — г. Говерла с ребёнком 8-ми лет

Очень приветливая хозяйка встретила нас, отвела в наши комнаты — трёхместный номер на двое суток обошёлся в 1000 гривен, что по курсу на август 2017 составляло примерно 40 долларов. В усадьбе есть большая общая кухня, бассейн, альтанка, мангал, волейбольная площадка.

Вид из территории усадьбы на горы ниже:

Поход на наивысшую вершину Украинских Карпат — г. Говерла с ребёнком 8-ми лет

Поужинали и вечером сделали прогулку в очень живописное место на берегу Прута вниз по течению от усадьбы — место идеальное для кемпинга в горах с потрясающими видами и чистейшим воздухом.

С утра команда, которая планировала восхождение проснулась рано утром, чтобы избежать подъёма по изнурительной жаре. Плотно позавтракали, взяли необходимые вещи: воду, перекус, головные уборы, удобную обувь и дождевики и двинулись в стороны Ворохты на территорию Карпатского заповедника. Последний кусочек дороги — километров 5 — 6 до КПП въезда на заповедную территорию (кстати, проводится оплата за въезд — 20 гривен со взрослого, 10 гривен — с ребёнка) оставлял желать лучшего — там дорога плохая, в ямах. Но мы не теряем надежды, что дорожники доберутся и туда J. Итак, на КПП стоим в очереди, регистрируем транспорт, платим за туристов — и дальше 8 км. грунтовой горной дороги до туристической базы «Заросляк» — это последний оплот цивилизации — далее только горы и природа.

Поход на наивысшую вершину Украинских Карпат — г. Говерла с ребёнком 8-ми лет

На фото справа — домик, где проходит регистрация перед заповедной территорией.

Дорога поднимается в гору, дорога достаточно сложная, поэтому поберегите машину, будьте аккуратны.

На саму базу мы не заезжали, а вдоль дороги развернулись и «носом» вниз на спуск припарковали авто вдоль дороги. Когда выходил = услышал шипение — переднее правое колесо сдувалось от небольшого пореза. Настроение сразу упало, но решили не вешать нос и бортировать колесо после похода (вы бы знали, какой это «фитнес», когда не чувствуешь ног…).

Итак, возле базы многочисленные лотки с сувенирами, объявления о возможных походных маршрутах и толпятся туристы, готовясь идти на самый верх. Можно перекусить, выпить холодного кваса, водички или скушать мороженое.

Поход на наивысшую вершину Украинских Карпат — г. Говерла с ребёнком 8-ми лет

Спортивная база «Заросляк» — начало пути на Говерлу.

Времени мы тратить не стали — сразу начали возхождение. На Говерлу с Заросляка начинаются 2 маршрута: зелёная маркировка — он подлиннее — 4,3 км., но без очень резкого набора высоты. Для восхождения мы выбрали именно его. Ещё синяя маркировка — маршрут короче по дистанции — 3,5 км., но на порядок круче — этим маршрутом мы возвращались. Кроме того, можно подняться на высокогорное озеро укр. — Нэсамовытэ (по-русски Неистовое) — этот вариант проработаем обязательно в следующую поездку.

Поднимаемся лесной гущей наверх. С нами по пути идут многочисленные группы туристов — заблудиться нереально J. Река Прут остаётся по левую сторону где-то внизу, мы стремительно набираем высоту. Через минут 40 делаем привал.

Немного отдышались, попили водички и снова в путь. Я был удивлён — по дороге много туристов с детьми, пожилые люди. Всё-таки походный туризм — это то, что объединяет семьи, разные поколения и даже незнакомых прежде людей. И это прекрасно!

Поход на наивысшую вершину Украинских Карпат — г. Говерла с ребёнком 8-ми лет

Итак, продолжаем движение круто вверх и зона леса остаётся позади. Это 1500 метров высоты над уровнем моря. Мы выходим на просторы, где царствуют кустарники, которые ещё называют субальпийскими лугами или криволесьем. Густая поросль сопровождает нас ещё где-то час.

Мы набираем высоту, но отдыхать приседаем всё чаще. Чем выше в горы — тем красивее виды. Сквозь горы пробивается синева и чистейший воздух наполняет невообразимой радостью.

Поход на наивысшую вершину Украинских Карпат — г. Говерла с ребёнком 8-ми лет

Выходим на так называемые «плечи Говерлы», делаем ещё рывок — и мы на так называемой Малой Говерле. Опять привал, переводим дыхание, и наблюдаем сокола, который охотится ниже, чем находимся мы! Очень необычно находиться над птицами. Пока фотографируемся, замечаем стадо коров… Ух ты! Как эти альпинистки сюда забрели!

Там вдали пасутся коровки.

Поход на наивысшую вершину Украинских Карпат — г. Говерла с ребёнком 8-ми лет

Вид на Карпаты с Малой Говерлы.

Нам очень повезло с погодой. Отличная видимость, никаких туч, приятное утреннее солнышко. Нам и не жарко, и не холодно. Просто прекрасная идеальная погода! На Малой Говерле замечаем надгробие — здесь погибла молодая пара, которая 1 января 2009 года решили подняться на Говерлу (что запрещено с ноября по апрель!!!) и сорвались со скалы. Это памятка всем тем, кто относится к походам даже не в самые высокие и опасные горы, как Карпаты, без должной серьёзности.

Поход на наивысшую вершину Украинских Карпат — г. Говерла с ребёнком 8-ми лет

Итак, нам осталось совсем немного! Иван держится молодцом, видно, что красота и мощь природы впечатляют ребёнка — такое путешествие заменяет 10 уроков географии, биологии и истории вместе взятых! Итак, последний отрезок пути — и мы на месте! Вершина Карпат! Вершина Украины! Ура!

Справа могучий Петрос (2020 м.):

Поход на наивысшую вершину Украинских Карпат — г. Говерла с ребёнком 8-ми лет

Слева - Чёрногорский хребет и в конце видно вершину Пип Иван (2028 м.) и развалины старой обсерватории, построенной ещё поляками:

Впереди — Румынская граница. Сильный ветер и солнце, которое не ощущается, но может обжечь кожу не хуже, чем на берегу моря. Здесь хочется дышать, кричать и радоваться! База «Заросляк», откуда мы поднимались кажется крошечной.

Поход на наивысшую вершину Украинских Карпат — г. Говерла с ребёнком 8-ми лет

На горе крест, много туристов, и… местные гуцулы продают медальки «мы покорили Говерлу»…. Как они добираются на работу каждый день — загадка:)

Фотографируемся, отдыхаем и пришло время возвращатьтся.

Старт похода у нас с Заросляка начался в 9 утра и в 11:30 мы были на вершине. Опережая график, мы вышли на вершину, теперь осталось благополучно вернуться. Выбрали короткий, но крутой по спуску маршрут с синей маркировкой…и вот тут было тяжело. Крутизну склона недооценили, и пришлось контролировать и себя и сына, чтобы благополучно спуститься. Времени и сил это забрало много, очень хорошо, что был Роман он помог мне с ребёнком. По дороге назад нашли ещё одну мемориальную доску — у какого — то профессора с Днепропетровской области не выдержало сердце. Горы — это всегда испытание — пусть даже это не Кавказ или Альпы.

Дошли до зоны, где начинается лес как раз, когда начался очень сильный солнцепёк. Температура к обеду взлетела до 34 градусов, жарило ужасно и мне было откровенно жаль людей, которые не испугались подъёма по крутому маршруту в такую жару. Это не для слабаков. Но всё же, для таких событий надо вставать рано утром, чем раньше — тем лучше.

Мы спустились вниз в божественной лесной прохладе и пошли мыться — купаться в ледяную воду реки Прут, которая, кстати, начинается из подножия Говерлы, набирает силу и мощь в горах и впадает в Днестр аж в Одесской области в районе Рени. Большая и красивая Украина!

Поход на наивысшую вершину Украинских Карпат — г. Говерла с ребёнком 8-ми лет

Мост через р. Прут недалеко от «Заросляка»

Спустились к базе мы уставшие, но счастливые, съели по хот догу и мороженому, выпили водички и пошли менять пробитое колесо. Народ, который возвращался откровенно сочувствовал нам, но мы всё равно были счастливы, словно дети, что сделали это! Далее нас ждал сытный обед, долгожданный отдых у бассейна и здоровый крепкий сон:).

Итак, коротко, что ещё понравилось в Карпатах:

Вкуснейшие блюда в ресторане «У Якова» в Яремче. Автентичные блюда Карпатской и Венгерской кухни — бограч, банош, мясные блюда — выше всяких похвал. Ресторан в Яремче возле базарчика с терассой с видом на ту же реку Прут. О-о-очень обильный и вкусный обед на 4-х голодных людей сдесь обошёлся в 600 грн. — 25 доларов на всех…

Поход на наивысшую вершину Украинских Карпат — г. Говерла с ребёнком 8-ми лет

Отличное свежее пиво «Гуцульское» прямо с пивоварни в с. Микуличине (кстати, самое длинное село в Украине — протяженность 44 км!). Рекомендую «Медовое» и «Тёмное». Но туда туристы прямо автобусами едут, нужно отстоять большую очередь!

Водоспад «Гук» в Татарове и живописная дорога к нему — мы поехали на следующий день — восхитительная природа гор.

Поход на наивысшую вершину Украинских Карпат — г. Говерла с ребёнком 8-ми лет

Ивано — Франковск — милый город. Гуляли, вкусно ели, фотографировались — всё понравилось.

Нормальное дорожное покрытие — наконец — то не надо ехать в Польшу, чтобы отдохнуть в горах.

Как ни странно сервис и цены. По немногу всё улучшается! Цены особенно на фоне одесских — просто приятно удивили. Но это, конечно, не на элитных курортах, типа Буковеля — но для восхождения на Говерлу ведь Буковель и не надо!

И последнее, не смотря на общую глобализацию, в Карпатах ещё можна встретить автентичных жителей, природу, блюда, даже говор. Пастухов и коров на самых высоких и диких горах. Мы получили огромное удовольствие от поездки — всем рекомендую, не пожалеете!

Миниканикулы получились на славу! Обязательно приедем ещё! И всем советуем — Карпаты — замечательное место, чтобы провести каникулы с детьми! Приезжайте — не пожалеете!