Наталия Семчина Пользователь — была вчера 15:33
Лауреат конкурса
«Россия 2017»

Калмыкия: осколок близкого и такого далекого

14 августа 2017 г. 19:55 Элиста — Россия Апрель 2017

Странно создан человек, порой не понятны его желания- это я о себе! Родилась на Кубани, но так мало путешествую по окрестностям, по регионам, находящимся вокруг, конечно же, не считая гор- им я предана, давно и навечно отдала свое сердце!

Этот год, 2017-й, я решила сделать безвизовым: любимому Кавказу была отведена шикарнейшая программа, нужно было лишь немножко подождать, но не сидеть же дома, а посему пришлось оглядеться вокруг и что же я увидела — степи,

буддийские храмы и Калмыкию!

А что я знала о той, находящейся совсем рядом, но такой далекой степной стороне? Познания оказались постыдно малы, даже не имеет смысла их озвучивать. Перед поездкой в Калмыкию, в самом конце апреля, я умышленно не стала пользоваться услугами интернета: пусть хоть ближайшие пару дней побуду крошечным слепым котенком, постепенно открывающим глаза и с удивлением и искренней радостью взирающим на такой незнакомый, удивительный мир буддизма и с трудом познающим его.

А ведь я совсем не лукавлю — мне ни разу не довелось побывать в ЮВА, я не видела пагод, ничего не знала о буддизме, а с людьми восточной внешности приходилось сталкиваться лишь в путешествиях. Хотя нет, я 14 лет прожила в Бурятии и, конечно же, экзотическая внешность местного населения не могла не удивлять, особенно первое время! Я много раз бывала в их столице Улан-Удэ, но до буддийских храмов, до иволгинского Дацана так и не добралась. Ну ладно, Бурятия через дорогу от Монголии, на территории которой в XII–XIII веках обитали многие монгольские племена и вполне логично, что и сами буряты с ярко выраженным узким азиатским разрезом глаз. Но откуда на Юге России, как островок, со всех сторон окруженная славянскими народами появилась восточноазиатская монголоидная раса? Вот так вопрос вопросов!

А мы тем временем поздним вечером рассаживаемся в запоздавшем туристическом автобусе, начавшим свой путь в Анапе и едем в ночь, борясь со сном под мелодичный голос нашего гида Ольги.

В общем, пока вы не расслабились - несколько строчек исторических познаний не будут лишними!

Так и есть, ближайшими предками нынешних калмыков были ойраты — западные монголы до XIII века обитавшие в Прибайкалье, в верховьях Енисея.
А что же заставило часть ойратов отделиться от основной массы, покинуть родные кочевья и уйти с насиженных мест на нынешнюю территорию России?

А ничего нового - это междоусобные конфликты, а также дефицит пастбищ, ведь основным и традиционным хозяйством у степных народностей всегда было и до сих пор остается кочевое скотоводство. Но присутствовала и еще одна не маловажная причина - отделившиеся и решившие уйти калмыки были той частью ойратов, которая не приняла ислам.

В жизнь ойратов буддизм прочно вошел еще в XIII веке, а во времена переселения в Россию, калмыки, осевшие на Дону, Урале, Украине принимали христианскую веру, но дошедшие до степей и поныне живущие в Калмыкии, большей частью все же буддисты.

Его святейшество! Как вам такое обращение к Далай Ламе XIV, духовному лидеру буддийских регионов Российской Федерации, куда помимо Бурятии входит и Калмыкия? В этом обращении отражено безоговорочное уважение, преклонение и полное доверие, что я и наблюдала в сегодняшней, современной жизни калмыков.

А тем временем под мерное покачивание был сон или его не было, а случались лишь провалы в забытьи, но за окном уже показались загадочные и долгожданные степи, а наш автобус спешил по пустынной узкой сомнительного качества двух-полосной дороге в столицу Калмыкии город Элисту.

Каждый человек на планете Земля живет так, как он волен жить! Мы не можем изменить мир в глобальном смысле этого слова, но мы можем изменить свою судьбу так, чтобы жить в гармонии с самим собой, с окружающими и с этим миром. Я давно думаю именно так, но, увидев и пообщавшись с калмыками поняла, что этот, возможно и наивный, добродушный, не озлобившийся народ, уже так живет. Достаточно выйти на улицы Элисты и увидеть улыбчивые лица, светящиеся радостью и добром глаза, чтобы понять- они нашли свою гармонию и возможно в этом им помогает их вера.

У парня в руках обычная губка для мытья посуды-импровизированный микрофон, он якобы дает интервью впереди идущему другу, снимающему его на камеру.

Город Элиста в переводе с калмыцкого «Эльста» - песчаный, степной находится в балке реки Элиста и увидев из окна автобуса его окраины, глубокую провинцию, крошечные домики с четырехскатными крышами, цветущие корявые деревья я опешила! А чего же ждала? Заглушив подступившее разочарование, я приказала себе ближайшие пару дней удивляться только по поводу экзотики города!

В эту поездку мы с подругой ездили с тем же туроператором, что и в феврале в Ингушетию-Чечню, но автобус на этот раз был более комфортабельный и организация тура четкая, без накладок и тягомотины:

Наш отель-центральный отель города Элиста.

все конкретно и по существу. Благодаря этому нам удалось увидеть все, что и было запланировано на эти два дня, а более в Элисте особо делать и нечего! Нечего-конечно, но почему-то эта поездка до сих пор не выходит из моей головы, я слишком часто мысленно возвращаюсь в те два насыщенных туристических дня…

Все время в городе нас сопровождала местный гид Ирина, конечно калмычка, рассказывающая об истории своего народа, о всех его перипетиях, радостях и невзгодах, а особенно о своей вере с таким упоением, что наша группа ходила за ней как кролики под взглядом удава, задавая бесконечные вопросы и постоянно что-то выспрашивая и уточняя. И первое место, которое Ирина нам показала-это «жемчужина среди степей», крупнейший буддийский храм-хурул не только в России, но и в Европе-«Золотая обитель Будды Шакьямуни»,

построенный всего за 9 месяцев на месте, освещенном Его Святейшеством Далай Ламой XIV и открытом в декабре 2005 года. Всего же в Калмыкии Далай-лама XIV был 3 раза и последний именно в этот раз, вот как восторженно об этом знаменательном событии писала пресса: «Наконец-то, свершилось! После 12 лет ожиданий и надежд на то, что сможем вновь увидеть у себя на родине нашего духовного Учителя — Его Святейшество Далай-ламу XIV, лотосоподобные стопы земного божества, коснулись калмыцкой земли!» Как вам - лотосоподобные стопы земного божества? Потрясающе, а на ум почему-то вдруг пришла нехорошая мысль - как же замечательно, что Его Святейшество достойный Далай-Дама, отдает всю свою жизнь на служение своей вере и народу, а за ненасильственную борьбу ради освобождения Тибета он даже награжден Нобелевской премией мира!

Хурул огромный, белоснежный с яркими деталями, очень красивый, стоит на насыпном холме и виден со многих точек города.

Ирина предложила обойти храм по часовой стрелке, вращая многочисленные молитвенные барабаны — «кюрде» с заложенными в них молитвами, загадывая при этом самые сокровенные желания и конечно же все, как под гипнозом пошли за ней, прокручивая барабаны и шепча заветное.

Зайдя внутрь, мы все разулись, женщины надели юбки и гуськом прошли в огромный молитвенный зал, совершенно остолбенев от увиденного, как цыплята на насесте, расселись по лавкам, замерев, затихнув, практически открыв рты, озираясь вокруг удивленными глазами.

Внутреннее убранство хурула привело в восхищение не менее его внешнего облика: все стены от пола до потолка искусно и очень ярко расписаны сюжетами из буддийской культуры, такой далекой и совершенно непонятной! Девять художников-танкописцев оформляли внутренний интерьер, и до сих время от времени роспись подновляют.

Когда первые эмоции немного улеглись, вся наша группа неожиданно и одновременно наперебой стала делиться друг с другом впечатлениями, шепот перерос в многоголосый гул, словно в обитель будды залетел огромный пчелиный рой и потом мгновенно все стихло: напротив стояла милая, улыбающаяся женщина-экскурсовод и с укоризной, как малым детям грозя расшумевшимся туристам пальчиком, призывала к тишине. Она с упоением стала рассказывать о хуруле, о мантрах, зеленой таре, о ярких необычных сюжетах на стенах-каждый из которых изображал нечто важное и значимое для буддистской веры.

Периодически прерывая свой тихий рассказ, она с улыбкой смотрела на нас, и прежде чем продолжить его, немного ждала, пока в наших головах переварится информация и, я уверена, видела детские, практически ничего не понимающие лица. Я и сейчас улыбаюсь, вспоминая ее.

Вдруг за спиной экскурсовода стали происходить непонятные движения: люди, входившие в храм, после совершения магических движений руками по очереди падали на пол, поднимались и вновь падали — так по три раза. Видя недоумение в глазах группы, гид шепотом пояснила — это полное простирание, цель совершения которого — обуздание собственного ума, очищение накопившейся негативной кармы и приобретение благих заслуг.

Доска для выполнения обряда "Полное простирание"

Честное слово, есть что-то удивительное и порой даже необходимое, полезное в буддийской вере, что можно почерпнуть при нашей современной, стремительной и безумной жизни.

Далее экскурсовод привлекла наше внимание к центру зала, где находилась святая-святых-огромная 12-метровая золотая статуя Будды Шакьямуни, покрытая сусальным золотом и инкрустированная бриллиантами. Это крупнейшая в стране да и во всей Европе статуя Будды, внутри которой хранятся святые предметы (мантры, благовония, молитвы, калмыцкая земля со всех уголков). Сразу же в воздухе повис вопрос- а почему все будды сделаны из золота? Ответ был прост — да потому что только золото олицетворяет чистоту.

У нас осталось немного времени, чтобы пройти по периметру храма и только молча созерцать ни в коем случае не фотографируя: в калмыцких храмах это категорически запрещено. Стоящая у дверей девушка следила, чтобы при выходе из храма никто из туристов случайно не повернулся к будде спиной, этого делать также нельзя.

Далее была небольшая пешеходная экскурсия по центру Элисты и знакомство с достопримечательностями.

Гид Ирина уговаривала нас потерпеть и еще прогуляться, а потом уже ехать на поздний обед или ранний ужин. Это мы думали, что у нас спрашивают согласия, наивные — так прописано в программе!

А впереди уже виднелись 15-метровые Золотые ворота Алтн Босх,

построенные в 90-х годах, выполненные в традициях буддийской архитектуры: изогнутые кверху крыши построек, воздушные строения, присутствие золотого, красного, белого цветов. Арка олицетворяет священный порог, переступив его и очистившись духовно мы направились к главной площади города имени Ленина, где расположена пагода Семи дней

(количество ярусов в пагоде равно числу дней в неделе), построенная в 2005 году. Возведением 15-ти метровой пагоды занимались тибетские ламы из индийского монастыря Гьюдмед.
Время плавно перевалило за 15 часов дня, приблизилось к 16 часам и сил слушать, двигать ногами и при этом не думать о еде уже просто не было. Когда все увидели наш родной автобус, забыв о гиде резко побежали рассаживаться. Минут через 15, покружив по улочкам города, он подвез нас в кафе,

где на сервированных столах уже были расставлены бёрцики-пышки к чаю. Потом нам принесли и другие традиционные блюда калмыцкой кухни: махан — бульон с бараниной и картошкой, бёрики — типа вареники с мясом, скрепленные узорами и зеленый чай.

Конечно, из группы нашлись и такие, кто не ел баранину, тому принесли что-то из курицы.

Обед-ужин был вкусный и прошел в мирной, непринужденной обстановке, насытившиеся и сразу как-то подозрительно быстро набравшиеся сил, мы с подругой захотели продолжения банкета посетить еще одно знаковое место. На остановке около отеля сели в переполненную маршрутку (кажется № 26) и поехали на окраину города в Родниковый переулок. В маршрутке все пассажиры принимали участие в подсказывании и нам и водителю, где правильней выйти, зря старались — остановка как раз напротив главного православного храма Калмыкии Казанского кафедрального собора, построенного в 1996 году.

Увидев знакомый стиль архитектуры храма, светлые фасады, белоснежные колонны, удивленные, мы сразу же переступил порог и вновь были поражены- небольшое внутреннее помещение оказалось настолько красивым, что, как говорится ни в сказке сказать ни пером описать.

К тому же в храме шла служба, чудесные голоса пели псалмы и немногочисленные прихожане подпевали.

Казанский кафедральный собор был построен по типовому проекту московской церкви XVIII века в византийском стиле с элементами позднего барокко и со всех сторон украшенный колоннами, вот поэтому и он напомнил мне дворцовую архитектуру Петербурга.

Послушав пение, немного полюбовались иконами, поставили свечи, вышли на улицу, обошли собор со всех сторон, любуясь архитектурой, как вдруг разом вздрогнули от мелодичного и не громкого звона колоколов. А затем началось невероятное: колокола звонили так, как будто звонарь бил по ним последний раз в жизни, отдавая им всю свою душу, всего себя без остатка! Мы забыли обо всем, так и стояли по другую сторону улицы зачарованные, украдкой смахивая слезинки — слишком сильны были эмоции. Звонарь все звонил, звонил, и звонил, а мы медленно побрели в сквер имени Сергия Радонежского,

находящийся рядом и постояв у памятника, решили идти к гостинице пешком, через частный сектор одноэтажной сельской застройки,

своими симпатичными яркими домиками напомнившей нам детские поездки в деревни к бабулям.

Минуя стадион Уралан и закрытый уже этнографический музей кибиток ойрат — монгольской кочевой культуры, мы, пройдя по какому-то захолустью, попали в городской парк «Дружба» и здесь особо были заметны пережитки советского прошлого. Ближе к центру и улице Ленина парк был ухоженным, а на окраине он выглядел заброшенным и забытым, небольшие корявые деревья, не кошенные газоны, какие-то допотопные и не работающие аттракционы — мы были в шоке.

Немного отвлек от грустных мыслей вполне достойный мемориальный комплекс, посвященный погибшим в Гражданской и Великой отечественной войнах.

Вечерело и нам быстрее хотелось покинуть этот мрачный парк, тем более что на ближайший лавочке веселилась компания парней, продолжавших накачиваться пивом. Да, да, буддийская вера позволяет калмыкам принимать спиртное, чему мы были свидетелями неоднократно.

Возвращаясь в гостиницу, проходили мимо стенда с газетами, через мгновение мой мозг пронзила мысль и я вернулась к стенду, разглядывая его. На одной его половине газеты держались и висели ровно, на другой плавно падали вниз. Я очень четко увидела во всем этом аллегорию на современную Калмыкию.

Пробыв здесь сутки, я уже поняла, что не все так просто, далеко не все….

История, история, сколько пробелов встречаешь, когда соприкасаешься с ней ближе. Я знала о депортации кавказских народностей в годы Великой Отечественной войны, но чтобы эта участь коснулась и калмыков для меня было полной неожиданностью.

А тем не менее в декабре 1943 года, калмыки были поголовно депортированы в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию и вернуться назад им разрешили только в 1957 году. На весь этот период — долгие 14 лет Калмыцкая АССР была просто ликвидирована, будто ее и не было вовсе, а территория была поделена между Дагестаном, Астраханской областью, Ставропольским и Ростовским краями.

Сам город Элиста был переименован в Степной и включен в состав Ставропольского края. Лишь в 1957 году вновь восстановлен как столица Калмыкии, а самой республике вернули ее земли, но уже в меньшем количестве, часть земель либо просто забыли вернуть, либо нечаянно прихватизировали!

Утро следующего дня было хмурое, ветреное, пасмурное, небо затянуто тучами и мы были готовы к дождю. Позавтракав все в том же кафе, отправились на очередную экскурсию. За окном автобуса мелькали кварталы из далеких 70–80 лет, все какое-то серое, не на чем было даже остановить взгляд.

Гид Ирина по ходу корректировала план действий и минут через пять мы уже выходили на улицу Хрущева. Это была окраина города и прямо перед собой мы увидели огромный холм у подножия которого проложены двадцать метров рельсов. На них стоит старенький деревянный вагон-теплушка, в каких вывозили калмыков во время депортации.

Около рельсов расставлены бетонные плиты, на каждой из которых написан год — с 1943 по 1956. Дальше по спиральной дороге, идущей по склону холма, обдуваемые резкими порывами ветра, мы поднялись на вершину к черной скульптуре, изображающей переплетенные человеческие тела.

Мемориальный комплекс «Исход и Возвращение» разработан скульптором Эрнстом Неизвестным и установлен в 1996 году, а посвящен конечно же страшному и трагическому событию из жизни калмыцкого народа — депортации и последующему возвращению калмыков на родину. Скульптура из бронзы отлита в Нью-Йорке и каждый из элементов несет свою мысль, а в общем монумент олицетворяет единство прошлого и настоящего. Что меня поразило не менее, чем сам мемориал и тема, чему он посвящен, так это то, что курган собран из земли сибирских городов, где жили высланные калмыки.

Оглядевшись вокруг холма, с двух сторон я увидела новые современные районы, красивые многоэтажки

и продолжение строительства, а с двух других вдаль простиралась бескрайняя степь.

Затем с улицы Хрущева, автобус свернул на проспект Остапа Бендера, который уперся в следующую достопримечательность Элисты, необычное место — город Шахмат или Сити-Чесс (City-Chess), специально построенный к 33-й Всемирной шахматной олимпиаде 1998 года.

Когда-то давно на месте городка был Ярморочный пруд, сейчас же это коттеджный поселок с засаженной многочисленными зелеными насаждениями, территорией, имеющий административно-территориальное образование с особым статусом и органами управления.
Главное здание города — это Дворец шахмат,

напоминающий калмыцкую кибитку, в котором проходят турниры между чемпионатами и работает Музей шахмат.

На территории много различных скульптур и одна их них «Рождение пешки» изображает пешку, вылупляющуюся из яйца, покоящегося на лепестках лотоса.

В городе Шахмат часто проводятся соревнования, форумы, симпозиумы, выставки, культурные и научные встречи и городок периодически оживает и заполняется публикой, здесь так же есть разные действующие административные службы, например ЗАГС. Но мне показалось, что городу не хватает внимания, жизни что ли и если отойти от центральной площади, выглядит он немного покинутым, пустынным, даже заброшенным.

Город Шахмат в народе иногда называют Нью-Васюки и теперь стало понятно название проспекта имени Остапа Бендера. На территории города установлена старинная кибитка, купленная 3 года назад у монголов, живших здесь — музей ойрат-монгольской кочевой культуры, где, спрятавшись от непогоды, ветра и начинающегося дождя, рассевшись на лавках и кроватях мы прослушали очень интересную лекцию о быте калмыков, об их культуре и обычаях.

Например: невесте дают новое имя, и если она принадлежит к другой вере, то должна уважать веру мужа и детей воспитывать соответственно, сама же беспрепятственно может посещать храмы своей веры.

У невесты одна коса, после свадьбы происходит обряд разделения волос на 2 половины, которые помещаются в специальные длинные и узкие мешочки.

В каждом калмыцком доме в обязательном порядке есть алтарь, на котором стоит фото Далай Ламы, фигурки будды, Белого старца. Еду, чай в первую очередь кладут на алтарь для поклонения божествам и только потом членам семьи. Отварную пищу, выставленную на алтарь, например утром и пока она не испортилась — к вечеру, съедают члены семьи.

Калмыки говорят в основном на русском языке и гораздо реже на калмыцком. Мне кажется, что за эти два дня я ни разу и не слышала калмыцкой речи.

Еще интересное предположение: русский боевой клич «Ура!» возводят к калмыцкому «уралан», что переводится как «вперед!»

Пока экскурсовод рассказывал, ему несколько раз звонили по телефону и всегда он уважительно выслушивал и только потом отвечал, т.е не было быстро сказано, типа: «Я занят, перезвоню!»

Калмыцкие кибитки разделяются на женскую и мужскую половины, каждая часть наполнена всевозможными необходимыми для жизни вещами, стены увешаны национальными ойрат — монгольскими костюмами, которые можно было примерить и сфотографироваться в них. В общем этот музей внес некоторое оживление в массы!

Следующим пунктом нашей программы был Национальный музей Республики Калмыкия имени историка-калмыковеда Н.Н Пальмова, основанный в 1921 году.

В каждой из экспозиций присутствуют предметы буддийского культа и старокалмыцкого искусства, где можно проследить историю, этнографию, культуру калмыцкого народа.

Есть залы посвященные ВО войне, калмыкам, принимавшим в ней участие и погибшим.

Отдельная экспозиция рассказывает об истории образования Калмыкии, о продвижении предков калмыков- ойратов в степи на новое место проживания. И, конечно же, затронута очень тяжелая тема депортации

и меня в который уже раз (после поездок в Кабардино-Балкарию, Ингушетию, Чечню) не покидала мысль, что если в то тяжелое время было выслано буквально все население этих мест, то люди, которых мы видим, с которыми общаемся и которые наполнили родные земли — это все те, кто вернулся или родился уже здесь после возвращения! Т. е. изгнанные, выброшенные за борт, как прокаженные, оставленные практически на выживание, прожив долгие годы на чужбине, они не озлобились, не очерствели душами, их не покинула мысль о возвращении на Родину и как только их соблаговолили реабилитировать и простить, они вернулись… Просто текст, но у меня и сейчас мурашки от осознания трагизма непоправимости случившегося…

Время поджимало и у нас остался еще один объект, достойный внимания и находящийся в 6 км от Элисты среди степей -старый хурул «Сякюсн-Сюме».

Хотя какой он старый, построен через четыре года после того, как в 1992 году это место было освящено самим Далай-ламой XIV во время его второго визита в Калмыкию.

В 2004 году Далай-лама посетил Калмыкию и Элисту в третий раз, с целью проведения церемонии «раднэ», после которой хурул по праву стал настоящей обителью божеств и символом возвращения народа к своим духовным ценностям, культурным и религиозным истокам.

Планировалось, что старый хурул будет центром духовного образования, частью большого буддийского монастыря и именно по этой причине хурул «Сякюсн-Сюме» расположили там, где много свободной территории, на которой бы поместились учебные корпуса, монастырь, гостиница.

Сейчас хурул является вторым по величине буддийским храмом Калмыкии, но после строительства в Элисте в 2005 году Центрального хурула «Золотой обители Будды Шакьямуни» почти вся религиозная жизнь из «Сякюсн-Сюме» ушла и было принято решение возвести Сякюсн-Сюме в статус монастыря — «Ламин киит» — храм духовного совершенствования священнослужителей, где ничем не нарушается их уединение.

Ну вот и все, мое желание прикоснуться к незнакомой и такой поразительной, удивительной, порой даже трагической культуре исполнилось, далее был обед и выезд в обратном направлении-домой!

Степь и солёное озеро Маныч-Гудило. (Из окна автобуса)

Калмыкия: окончание.

в Элисте

15 августа 2017 г. 11:06
Давно мне хотелось в те края.... Но очень неудобно от нас до Элисты добираться, конечно.. .Сейчас посмотрел, и... наверное, не доберусь... Золотая обитель, конечно, хороша, но ради нее туда ехать...
А архитектура чисто тибетская, очень похоже на то, что мы видели в Бутане и Непале, с разницей, что там все историческое, а тут, как ни крути, новоделы...

Но вообще, интересно, конечно!
15 августа 2017 г. 11:23
После Непала Вам, конечно, там будет скучновато.
15 августа 2017 г. 11:49
Вполне вероятно... Но вот Маныч... птички... мечта!!!
15 августа 2017 г. 11:52
Мы там на Маныче день убили... а толку... Ближе 150 метров не подпускают, очень пугливые. Видно их только или при очень большом приближении, или когда едешь, а она вспорхнет из-за бугра или травы. Зато - много!!!))
15 августа 2017 г. 11:53
Вот как? Интересно... Но как-то же их там снимают... Или только на неделю в засидку?
15 августа 2017 г. 12:07
Как я понимаю, только в засидку и не на один день. А вообще я просто фанарею когда смотрю Nat Geo Wild. Как? как можно такое снять? сколько терпения, времени на такие съемки затрачено?
15 августа 2017 г. 12:31
Да, натгео да и ВВС - они просто творят чудеса!!!! У меня тоже в голове не укладывается.... Тут одну из первых ролей играют время и деньги - как раз то, что у них есть, а у нас нет....
15 августа 2017 г. 12:37
У нас с женой строгое разделение по телевизорам - я в своей комнате смотрю спорт, она в своей - всякие фильмы, ужастики и прочее. Она спорт не переносит, а я - ее фильмы. А когда ложимся вместе спать, примиренческий, нейтральный канал как раз Nat Geo Wild. Обоим подходит))
К тому там рекламы нет.
15 августа 2017 г. 12:39
Хорошее, а главное - грамотное разделение!
15 августа 2017 г. 13:36
Nomad писал 15 августа 2017 г. 11:06
Давно мне хотелось в те края..
-вот и я вдруг подумала. Ты хоть бывал в буддийских странах, прикоснулся так сказать, а для меня это было реальным шоком. Увидеть такие яркие цветные храмы внутри!
вообще, интересно, конечно!
-конечно! А потом-степь, тоже интересно. Помню когда в Норвегии на перевале впервые увидела лесотундру, ковер мха-так хотелось и там погулять!
15 августа 2017 г. 14:01
NataliaC писала 15 августа 2017 г. 13:36
было реальным шоком
да, внутри, да и снаружи они весьма себе... .)))
Степь да степь кругом.... Степь - это хорошо... но далеко...
15 августа 2017 г. 11:38
Ездил в Калмыкию 5 лет подряд. Все там верблюдов искали по степям, оказывается, нет у них уже верблюдов.
Позволю себе совсем небольшие дополнения к Вашему рассказу...

не все так просто, далеко не все…

Да, далеко не все благополучно в Калмыкии. Это самая бедная республика из всех входящих в состав Российской Федерации. Зато каждый 10-й баран в РФ имеет калмыцкое гражданство.)

калмыки были поголовно депортированы в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию

Наверняка немногие знают такой факт. Какой у нас в стране самый героический народ?
Оказывается, калмыки. У них самый большой процент Героев Советского Союза участников Великой Отечественной войны к общему числу калмыков - участников войны.
Однако это не помешало Сталину выгнать весь народ.

Последняя фотография, как я понимаю, сделана на Маныче. Там бы вам специально остановится - это рай для всяких пернатых птах, кого только нет. И еще где-то там гуляет табун настоящих диких лошадей. Правда, мне его видеть не довелось.
15 августа 2017 г. 12:55
И еще один интересный факт - организовали первое поселение, на том месте где сейчас Элиста ни калмыки, а русский крестьянин в 19 веке, Степан Кейков. О нем калмыки почему-то скромно умалчивают.))
15 августа 2017 г. 13:38
Позволю себе совсем небольшие дополнения к Вашему рассказу...
-и это вы называете небольшими?
Однако это не помешало Сталину выгнать весь народ.
-нам пытались объяснять-некогда было разбираться, кто прав, кто виноват, лучше и легче было избавиться сразу от всех. Главное было-победа! Вот и рассуди здесь!
15 августа 2017 г. 16:27
Я застал еще ветеранов той войны, которые защищали подступы к нашей Астрахани. В тех же Калмыцких степях. Так вот все, как один говорили про зверства именно калмыцких бандитских отрядов. Они могли зайти в любое селение и просто вырезать всех поголовно. А если к ним попадали военнослужащие, то это значило верную и мучительную смерть. Немцев там почти не было. Как не было и ровного фронта. Только шайки кочевников резвились.
Понятно, что весь народ ни при чем. Но после депортации вернулись тишина и спокойствие.
15 августа 2017 г. 17:44
Dimitry писал 15 августа 2017 г. 16:27
Я застал еще ветеранов той войны, которые защищали подступы к нашей Астрахани.
-да, ты там рядом и конечно слышал всю правду из первых уст! Когда война, всегда все жестокое выходит наружу и у людей нет границы вседозволенности!
15 августа 2017 г. 11:45
Натали, умница! Такие красивые уголки нашей необъятной страны нам показываешь, что начинаешь задумываться, а не пора ли уделить внимание и родной стороне? Я твою Ингушетию-Чечню никак забыть не могу, а ты уже новый материал подкидываешь.))
15 августа 2017 г. 13:41
а не пора ли уделить внимание и родной стороне?
-можно чередовать, Наташа, такие непродолжительные поездки скрашивают время между далекими, заграничными.
Я твою Ингушетию-Чечню никак забыть не могу,
-я тоже не могу забыть те края, уверена, что еще наведаюсь в те края!
15 августа 2017 г. 12:50
Натусь, ну респект. Не останавливаешься и путешествуешь, и новое смотришь. Калмыкия совершенно не ассоциирующаяся ни с чем республика. Разве что с Илюмджиновым!
Элиста звучит как-то очень по инопланетному, а город совсем себе такой земной. За исключением хурулов.
15 августа 2017 г. 13:52
Калмыкия совершенно не ассоциирующаяся ни с чем республика.
-так же было и у меня, поэтому и поехала разведать на месте-что и как! Ни разу не пожалела!
город совсем себе такой земной.
-очень даже земной, без прибамбасов, к которым нас приучают!
За исключением хурулов.
-все новое, только только стали строить! Я была в шоке, что нет ни одного старого сооружения, хотя бы начала прошлого века, все было разрушено, уничтожено!
15 августа 2017 г. 15:27
NataliaC писала 15 августа 2017 г. 13:52
все было разрушено, уничтожено!
Ироды!
15 августа 2017 г. 18:17
NataliaC писала 15 августа 2017 г. 13:52
нет ни одного старого сооружения, хотя бы начала прошлого века
Только не то, чтобы что-то разрушили. Там ничего просто не было... Были степи, ковыли, тюльпаны и ирисы по весне. Шатры кочевников и отары овец. А вот строений в нашем понимании просто не было.
16 августа 2017 г. 15:57
Ага. Вот от древних римлян осталась масса построек, хотя прошло уже две тысячи лет. А от татаро-монгол не осталось вообще ничего. Куда ездили русские князья за ярлыками?
17 августа 2017 г. 11:42
Юрты, это не капитальное строение. Сложил ее и вывез обратно в монгольские степи.
aprel2011
15 августа 2017 г. 13:30
Какая же огромная наша Россия, знакомиться с ней еще и знакомиться... Спасибо за интересный материал.
15 августа 2017 г. 17:45
aprel2011 писала 15 августа 2017 г. 13:30
знакомиться с ней еще и знакомиться...
-да, а мы стремимся уехать за ее пределы и ищем интересное там. Я и сама такая, но родные края и окрестности стараюсь не забывать.
15 августа 2017 г. 14:02
прожив долгие годы на чужбине, они не озлобились, не очерствели душами,
- И меня, Наташа, этот вопрос всегда волнует! То ли Победа в 1945 г. все сгладила и расставила на свои места! Надо спросить папу и тетю...
15 августа 2017 г. 17:46
marysar писала 15 августа 2017 г. 14:02
Надо спросить папу и тетю...
-поспрашивай, пока есть у кого и пока они помнят. Это же очень интересно!.
15 августа 2017 г. 17:59
Попробую. Но никогда эти темы не поднимались...
Selena56
15 августа 2017 г. 15:50
Вот такая наша страна Россия - калейдоскоп культур, народностей, языков и диалектов. Когда мы жили на Крайнем Севере в ЯНАО, познакомились с жизнью хантов и манси. В Ноябрьске,где мы жили , часто встречались приезжающие туда на оленях местные жители из стойбищ, были ситуации выезда на вертолете для оказания медпомощи. Для нас это была экзотика. Удивлялись многому, к примеру: если мужчина не их национальности женится на местной девушке , получит денежное вознаграждение( по типу приданого получается ). Мы были четыре раза в Таиланде, так-что понимаю,Наташа, твои эмоции,впервые столкнувшись наяву с буддистскими традициями и храмамии .Спасибо за отчет о таком интересном путешествии.
15 августа 2017 г. 17:47
Россия - калейдоскоп культур, народностей, языков и диалектов.
-это удивительно, Лена, огромная и многонациональная!!
-эмоции перехлестывали, все было в диковинку! Спасибо, Лена!
15 августа 2017 г. 16:34
Ну как же так, что мы "по заграницам" ездим и мечтаем, а свои родные края и на 10% не освоены! Блин, билет из Москвы до Элисты (посмотрена сейчас) - 17 тыс на одного(((
15 августа 2017 г. 17:49
мы "по заграницам" ездим и мечтаем,
-дороги открыта, поэтому и хочется охватить побольше!
свои родные края и на 10% не освоены!
-это вызывает сожаление, но думаю многие стали уже больше ездить по стране, по другому смотреть на нее!
билет из Москвы до Элисты (посмотрена сейчас) - 17 тыс на одного(((
-а из Краснодара в Москву я купила последний раз почти за 14!! Это нормально??А потом мне еще далее лететь!
15 августа 2017 г. 18:17
Не нормально, только сегодня на почту рассылка пришла - в Прагу 5 с копейками
15 августа 2017 г. 19:28
в Прагу 5 с копейками
-это от вас, а от меня прибавь еще два или три раза по столько!!
15 августа 2017 г. 19:51
15 августа 2017 г. 16:41
Странное ощущение от города, даже не могу понять, хочу я сюда или не очень....Ты что посоветуешь?
15 августа 2017 г. 17:51
даже не могу понять, хочу я сюда или не очень....
-ты же прочла, что я специально не стала ничего читать, видимо чувствовала, что могу дать заднюю. А так получился сюрприз, вполне нормальный! Двое суток поездка, все организовано-можно и съездить.
15 августа 2017 г. 17:32
Удивительно! В Калмыкии можно подумать, что это самая настоящая Азия!
15 августа 2017 г. 19:27
YaroslavGlukhov писал 15 августа 2017 г. 17:32
В Калмыкии можно подумать, что это самая настоящая Азия!
-да, Ярослав, мне было очень интересно узнать, откуда же в тех местах живут буддисты.
15 августа 2017 г. 18:35
Все-таки "осколок" - это фрагмент, а здесь очень целостное повествование
15 августа 2017 г. 19:27
Ой, Леночка, спасибо тебе!!
elenarossi писала 15 августа 2017 г. 18:35
"осколок" - это фрагмент,
-прочла и давай перечитывать текст и не нашла вот это:
"Сами калмыки и сейчас называют себя «хальмг»-калмак, что означает по-тюркски «остаток», «осколок» или «отколовшийся», «отделившийся».
Ведь написано гораздо больше, но пришлось урезать, поэтому и эта фраза была беспощадно вырезана!! Но я ее добавила в текст, потом как она важна!! Спасибо!!
15 августа 2017 г. 20:22
Очень важный ответ (как сказали бы на научной конференции: "по существу вопроса")
15 августа 2017 г. 20:24
Да, да и как я могла его вырезать? Иначе теряется смысл названия! Еще раз спасибо тебе!!
15 августа 2017 г. 19:20
Да, об этом крае известно немного.... какая у нас огромная и разная страна. Познакомиться с новой культурой, религией всегда интересно! Расширяет границы представления о жизни .
16 августа 2017 г. 11:59
Svet-lanka писала 15 августа 2017 г. 19:20
Познакомиться с новой культурой, религией всегда интересно!
-вот и мне было именно очень интересно увидеть другую культуру своими глазами, Света!
Расширяет границы представления о жизни
-несомненно!
15 августа 2017 г. 20:03
Наташа, все написала подробно, интересно, фотографии красивые. Но, чувствую, что не поеду, хотя одноклассница там живет и давно зовет в гости. Добираться сложно, и что мне там смотреть, уже всё теперь знаю! Хоть в ЮВА не была (и тоже вряд ли поеду, жарко мне там, как и в Калмыкии), но на будд насмотрелась в Китае и Корее.
16 августа 2017 г. 12:02
Anna_08 писала 15 августа 2017 г. 20:03
одноклассница там живет и давно зовет в гости.
-у тебя так много по стране живут друзья, знакомые, можно садиться на поезд и ездить из пункта А в пункт Я, заезжая во все остальные!
на будд насмотрелась в Китае и Корее.
-а я и там не была, выбрала для себя самое легкодоступное место!
15 августа 2017 г. 21:19
Ну Наташа молодчина! Надо же и до Элисты добралась!Не поверишь-мы тоже собирались в Элисту именно в апреле,гостиницу забронировали,но поездка по семейным обстоятельствам в последний момент сорвалась Надо наверстывать упущенное
16 августа 2017 г. 12:03
мы тоже собирались в Элисту именно в апреле,гостиницу забронировали,
-даже так, жалко что не получилось! Уж вы точно могли бы остановиться в степи у озера и погулять там!
Надо наверстывать упущенное
-может и получится в будущем, вы же легкие на подъем!!
16 августа 2017 г. 18:17
NataliaC писала 16 августа 2017 г. 12:03
может и получится в будущем,
-думаю да!
15 августа 2017 г. 21:52
Спасибо! Очень интересно про культуру и традиции незнакомого многим народа. Нью-Васюки - респект Илюмжинову! Кстати, интересно - чем он сейчас занимается после ухода с должности президента республики?
15 августа 2017 г. 22:04
Кирсан Илюмжинов большой начальник, с 1995 года и по сей день президент Международной шахматной федерации, недавно его опять переизбрали
16 августа 2017 г. 12:05
Очень интересно про культуру и традиции незнакомого многим народа.
-и оказалось, что для этого не надо ехать в Монголию!
Нью-Васюки - респект Илюмжинову!
-и не только они, он расшевелил этот народ, немного украсил город.
15 августа 2017 г. 22:00
Насыщенная программа! Мне бы в Калмыкию, после Монголии и Бурятии было бы интересно опять попасть в монгольский мир
16 августа 2017 г. 12:06
после Монголии и Бурятии было бы интересно опять попасть в монгольский мир
-и правда интересно, сравнить родные народности, волей судьбы разъединенные.
15 августа 2017 г. 22:08
Спасибо за интересный рассказ. Республика могла бы быть очень богатой, там большие запасы нефти, но местные власти, мягко говоря довольно специфичны. Меня пригласили провести экспертизу, заплатили деньги, но не дали материалы. Я прождал в Элисте неделю, причем за это время мне обещали все и все, но ... Потом они на меня обиделись... А я не стал на них обижаться)))
Там к сожалению многое так делают, кроме Чес Сити ведь еще и всякие волшебные острова были... Фантазия не меренная.
16 августа 2017 г. 19:36
Интересный у тебя вышел контакт или скорее не коннект, с Калмыцкими руководителями!
Chedty писал 15 августа 2017 г. 22:08
Республика могла бы быть очень богатой,
-почему-то не хотят богатеть?
Фантазия не меренная.
-в Грозном она воплощается в жизнь.
16 августа 2017 г. 21:30
Чеченцев со перепугу неограниченно финансируют, но на всех такой лафы не хватит
17 августа 2017 г. 11:53
Дааа...
denis111
15 августа 2017 г. 22:39
Да, Элиста удивительный город!
16 августа 2017 г. 19:37
Глубока провинция, как сейчас говорят, но кое-что начинает пробиваться!
ttttasha
16 августа 2017 г. 0:10
Интересная поездка, не избитое направление! Спасибо за знакомство с этим краем!
16 августа 2017 г. 19:38
ttttasha писала 16 августа 2017 г. 0:10
не избитое направление!
-совсем не избитое, уж вы вряд ли поедите в такую даль. Тем более это не Кавказ, надоел город-а, поехали в горы!
olgazav59
16 августа 2017 г. 8:38
Наташа, очень интересное место. И от нас совсем недалеко. Я как-то хотела поехать, а потом что-то помешало. Теперь думаю, надо съездить. Спасибо за интересный и подробный рассказ
16 августа 2017 г. 19:39
olgazav59 писала 16 августа 2017 г. 8:38
Теперь думаю, надо съездить.
-правильно, думаете, для общего восприятия региона вполне нормальная поездка, не продолжительная.
Спасибо за интересный и подробный рассказ
-очень долго писала, все как-то не шло.
16 августа 2017 г. 9:40
Натуськин, неутомимая путешественница ты наша! Классная поездка! Действительно, ну очень колоритные места))
16 августа 2017 г. 19:40
неутомимая путешественница ты наша!
-старость меня дома уж точно не застанет!!
ну очень колоритные места))
-очень, Юль, а если сталкиваешься с буддийской культурой впервые, то вообще здорово!!
16 августа 2017 г. 15:11
Наташенька, наконец-то дождалась твою Калмыкию! Удивительный край, улыбчивые люди. Много интересного узнала из твоего рассказа
16 августа 2017 г. 19:42
наконец-то дождалась твою Калмыкию!
-да, Леночка, очень долго ваяла, музу буквально пристегивала-привязывала к себе, туго шло, сложное направление! Пришлось много читать и перечитывать, сложно у них все! Но в итоге поняла-все во благо!
17 августа 2017 г. 16:53
NataliaC писала 16 августа 2017 г. 19:42
в итоге поняла-все во благо!
это самое главное!
17 августа 2017 г. 16:54
16 августа 2017 г. 16:10
Вот такой загадочный регион, в котором редко кто бывает!
Хорошо хоть сейчас построили эти буддийские дворцы, может со временем там это все укоренится.
Но все же в этих степях не чувствуется той намоленности, что можно видеть в горах Тибета, Бутана или Непала. Все же все эти крутящиеся буддийские барабаны всегда ассоциировались с неприступными горными кручами. А тут скромненько так все выглядит.

Кстати, я как-то в Россию ездил и мне там на сдачу дали калмыцкую монету в 10 рублей! Я потом ее скан выкладывал, но никто не угадал :)

А улица Хрущева - тоже ведь уникальное явление. Как-то в России не принято называть улицы именами вождей, за исключением Ленина. Только он один считался безгрешным :)
16 августа 2017 г. 19:47
Хорошо хоть сейчас построили эти буддийские дворцы,
-конечно, хорошо, людям есть где открыть душу, но все-таки у меня была надежда увидеть что-то древнее-ничего нет!!
не чувствуется той намоленности,
-маловато времени прошло...Но связь с Далай-ламами Тибета Калмыкия держала всегда.
А тут скромненько так все выглядит.
-более чем скромненько. Даже внутри все ярко, броско, но как-то....очень сложно для моего восприятия.
мне там на сдачу дали калмыцкую монету в 10 рублей!
-ничего не знаю про их деньги, в ходу рубли.
А улица Хрущева
-тоже были удивлены, как и улицей Бендера!
16 августа 2017 г. 18:50
Наташ, столько интересных фактов, здорово! А как я люблю буддизм во всех его проявления, ты знаешь Думаю, мне бы в Калмыкии понравилось) А если ещё и на тюльпаны попасть, ммм....
16 августа 2017 г. 19:49
А как я люблю буддизм во всех его проявления, ты знаешь
-да, да, тебе бы там понравилось! Мне их эта вера тоже пришлась по душе, много странного и заумного, но в итоге-все на пользу человеку, а ведь это главное.
А если ещё и на тюльпаны попасть, ммм....
-в апреле они, у нас есть тур, но надо ехать далеко в степь и не факт...
Aleksandr_Selifanov
16 августа 2017 г. 20:47
Наташ, спасибо за отчет о практически незнакомом мне кусочке России. Ну разве, что глава Иллюмжинов знаменит на весь мир. Красивые пагоды. Их бы и на фоне гор. А про депортацию это та же примерно песня, как и о чеченцах. За фашистов в процентном соотношении воевала просто уйма народа. Есть просто тьма официальных данных из архивов. Кто, сколько, какие аулы были замешаны. Но все ли доклады были правдой? Неизвестно. Была война. Кто-то конечно хотел выслужиться. Наверняка были завышения статистики. Сама должна понимать. И представь Сталина, у которого после войны на юге возможная пятая колонна. Конечно не все. У калмыков и правда очень много героев. Я не могу назвать эти события справедливыми или нет. Тяжело рассуждать об этом в мирное время. С одной стороны Сталин прав, но с другой можно было и помягче. Жалко именно героев, которые вернулись домой, а их в вагоны и в Сибирь. Разве ради этого они воевали? Но это было тяжелейшее время для нашей страны. Победителей не судят. Звучит горько и топорно, но это правда.
17 августа 2017 г. 11:42
Aleksandr_Selifanov писал 16 августа 2017 г. 20:47
Их бы и на фоне гор.
-Саш, ты не исправим!!
это было тяжелейшее время для нашей страны.
-очень тяжелое и не переживший вряд ли поймет цену, которую многим пришлось заплатить. Но сейчас мир и пусть так будет дольше или даже всегда!! Спасибо!
16 августа 2017 г. 22:28
Совсем другой мир, Наташ.
Надо же, какое сочетание буддистских храмов и православных!
17 августа 2017 г. 11:44
evgeniaczech писала 16 августа 2017 г. 22:28
Надо же, какое сочетание буддистских храмов и православных!
-да, Женя, удивительный мир, в котором в гармонии сочетается казалось бы не сочитаемое!
17 августа 2017 г. 0:16
Наташа, день такой выдался суматошный, пробежала утром твой рассказ на бегу, и как засела у меня в голове пушкинская фраза "...и друг степей калмык", так я с ней и прожила целый день, Что бы не делала- а этот друг степей неотвязно в голове крутится... Ты, конечно, непоседа такая- поискать и не найти другой! Маршрут интересен своей новизной и непохожестью на другие- действительно, не за достопримечательностями ты туда приехала, а для знакомства с историей своей страны и ее народностей. Очень многое мы позабыли после развала СССР. Помнишь может тоже, в детстве у меня были фигурки куколок всех национальностей нашей страны в костюмах и ведь легко каждый знал назубок все народности и республики, проживающие в стране. А сейчас читаю- сплошные открытия- и про то, что вера у калмыков- буддизм, неожиданно оказалось. Ты молодец! Очень интересный рассказ , А "Рождение пешки" из яйца да на лепестках лотоса- это ж такое придумать то как?... Ну вот, написала отзыв, пошла спать и пусть друг степей из головы уходит
17 августа 2017 г. 11:48
FMarina писала 17 августа 2017 г. 0:16
-а я вот не включила ее в отзыв, хотя мысль была...
-конечно, Марина, очень хотелось прикоснуться к незнакомому миру, людям, волей судьбы занесенных в эти края и прижившихся!
-да, да, я тоже была очень удивлена, увидев фото храма, когда искала тур.
Ты молодец!
-спасибо, Марина, я очень старалась, ведь впервые я писала о поездке почти три месяца-убирая, добавляя, исправляя.
17 августа 2017 г. 11:56
NataliaC писала 17 августа 2017 г. 11:48
а я вот не включила ее в отзыв, хотя мысль была...

вот ты мне свою мысль и телепортировала и ведь правда- написала тебе и навязчивое повторение этой фразы из головы ушло, то ли лечиться пора... Или нет- просто пора в отпуск
впервые я писала о поездке почти три месяца-убирая, добавляя, исправляя.

Это того стоило, Наташа. Понимаю, как сложно было написать не об архитектуре или пейзажах, тут ведь совершенно другая специфика поездки. А главное- рассказ сложился и увлек
17 августа 2017 г. 12:33
FMarina писала 17 августа 2017 г. 11:56
А главное- рассказ сложился и увл
-это и было для меня главным, чтоб не спотыкались на первых же фразах и не закрывали страничку! Спасибо, Марина!
просто пора в отпуск
-пора!!
17 августа 2017 г. 12:48
NataliaC писала 17 августа 2017 г. 12:33
пора!!

17 августа 2017 г. 7:11
Удивительно. На площади Ленина - главный буддийский храм, улица Хрущева, молчу про проспект Остапа Бендера!
Интресный народ, город, спасибо, с удовольствием прочитал!
17 августа 2017 г. 11:53
На площади Ленина - главный буддийский храм,
-скульптура Ленина стояла в центре, где сейчас пагода, а потом ее просто переставили в сторонку.
спасибо, с удовольствием прочитал!
-спасибо, Альберт, мне очень хотелось приоткрыть завесу.
17 августа 2017 г. 7:17
Как точно!
Наташа, спасибо за рассказ! Тоже давно хочу в Калмыкию! Но рейсы в Элисту очень неудобные.
Хурулы замечательные!
И еда, и степи, и вообще всё!
Спасибо, что открываешь такую Россию! После твоей Чечни-Ингушетии мы очень туда захотели!
sany4
17 августа 2017 г. 7:50
Один из абсолютно неизвестных мне уголков России.... Спасибо, Наташа, за такой полноценный рассказ!
17 августа 2017 г. 16:35
sany4 писал 17 августа 2017 г. 7:50
Один из абсолютно неизвестных мне уголков России..
-до этого апреля и я ничего о нем не знала, Валера, вот и отправилась в экспедицию!!
serhio-serhio
17 августа 2017 г. 10:22
Даже не подозревал, что Калмыкия может быть туристическим направлением.. Таки да!
17 августа 2017 г. 16:36
Вот-вот, многие так, пришлось открывать тайные шкатулки одного из наших регионов!
serhio-serhio
17 августа 2017 г. 18:35
Получилось. раньше я о существовании Калмыкии знал по двум калмыкам, с которыми когда-то в армии служил
18 августа 2017 г. 12:06
17 августа 2017 г. 10:35
Очередное открытие сделала, Наташ! Очень хороший информативный рассказ. Я про Калмыкию ничего не знала толком. Степные просторы хороши, и вся буддийская атрибутика тоже. В общем, поздравляю тебе с первым прикосновением к буддизму. Лиха беда начало!
17 августа 2017 г. 16:37
tinka61 писала 17 августа 2017 г. 10:35
Очень хороший информативный рассказ.
-спасибо, Ира!!
Степные просторы хороши, и вся буддийская атрибутика тоже.
-да, все, что не известно, все очень привлекательно!!
tinka61 писала 17 августа 2017 г. 10:35
поздравляю тебе с первым прикосновением к буддизму.
-Спасибо!!
20 августа 2017 г. 3:17
Интересный рассказ, Наташа, спасибо!
Действительно, сочетание красоты, оригинальности и ухоженности с разрухой и заброшенностью... И буддийский храм на площади Ленина.
А люди очень приятные, но с трагической историей, как и многие в нашей стране. Одни народы прошли через репрессии и депортации, другие - через сильнейший голод (в семье моей бабушки умерло несколько человек от голодомора на Украине в 1937 году, а она чудом осталась жива - пытались убежать, но их ссаживали с поездов, не давая покинуть территорию).
20 августа 2017 г. 11:51
innabulgakova писала 20 августа 2017 г. 3:17
сочетание красоты, оригинальности и ухоженности с разрухой и заброшенностью..
-видно, что город пытается идти в ногу с современностью, но прошлое, хотя и не такое уж далекоее, как будто тянет назад.
люди с трагической историей, как и многие в нашей стране.
-да, Инна, трагедий в нашей стране было очень много!
20 августа 2017 г. 16:06
NataliaC писала 20 августа 2017 г. 11:51
видно, что город пытается идти в ногу с современностью, но прошлое, хотя и не такое уж далекое, как будто тянет назад
Я думаю, что у нас очень не хватает цельного подхода - нельзя, например, строить новые дома, но не продумывать и не обустраивать инфраструктуру рядом, с нужным количеством дорог, скверов и т. д., нельзя приводить в порядок только часть парка, которая ближе к центру, оставив заброшенными его окраины. Или восстановить дома на нескольких центральных улицах, не убрав разруху в пяти минутах ходьбы в сторону. Лично мне очень важно эстетическое восприятие - я специально гуляю по самым разным улицам и дворам, и если красиво отреставрирована только центральная часть, для туристов, а в остальные кварталы лучше не заходить, то не возникает ощущения, что город понравился. Такие контрасты очень сбивают положительный настрой.
Вчера, по необходимости, оказалась в Петроградском районе, у метро Чкаловская. Был час свободного времени, и решили с мужем прогуляться. Поразило, что там есть шикарные дома в стиле модерн - целая улица, которая очень похожа на улицы Хельсинки - те же розовые и абрикосовые цвета. Однако, только два дома приведены в порядок, а с остальных осыпается штукатурка, отваливаются барельефы, балконы покрыты зелёной сеткой, и вид возмутительный. В этих домах очень дорогие квартиры, но сами здания, со множеством барельефов и башенок, в грустном состоянии. А рядом - "Рюмочная" и сквер, в котором скамейки заняты компаниями маргиналов. Мимо проходит много людей пожилого возраста (вероятно, в районе ещё осталось немало коммунальных квартир), очень плохо одетых, с печальными лицами. И как воспринимать эту картину? И ведь можно было уже давно сделать шикарный квартал - отреставрировать эти здания, убрать рюмочную, расселить людей из оставшихся коммуналок в достойное жильё, благоустроить всё вокруг, чтобы в сквере не бутылки водки валялись, а детские игрушки, например...
20 августа 2017 г. 16:16
innabulgakova писала 20 августа 2017 г. 16:06
-так во многих городах и на вопросы всегда есть причины!
И ведь можно было уже давно сделать шикарный квартал
-много сил сейчас и средств идет на возведение новых объектов, смотри сколько нового настроили в вашем городе! А то что еще как-то держится, думают пусть и стоит, может когда-то руки дойдут.
20 августа 2017 г. 22:36
NataliaC писала 20 августа 2017 г. 16:16
сколько нового настроили в вашем городе
Не совсем поняла, что ты имеешь в виду, Наташа. Из нового я вижу только огромное количество 25-этажных новостроек на окраинах (кстати, без соответствующей инфраструктуры, поэтому люди жалуются) и церкви буквально в каждом квартале (хотя в таком количестве они не нужны). А я имею в виду дома с историей в Центральном, Петроградском районах, где очень дорогое жильё, и районы считаются престижными, но, при этом, сами дома и территория вокруг в очень плохом состоянии.
21 августа 2017 г. 15:34
innabulgakova писала 20 августа 2017 г. 22:36
Из нового я вижу только огромное количество 25-этажных новостроек на окраинах
-я именно об этом! Некогда следить за стариной!!
21 августа 2017 г. 16:28
NataliaC писала 21 августа 2017 г. 15:34
Некогда следить за стариной!!
Вот-вот...
23 августа 2017 г. 20:57
Края для меня совсем не изведанные и покрытые дымкой неизведанности!
Любопытно,Наташ!
24 августа 2017 г. 15:23
milochka писала 23 августа 2017 г. 20:57
Края для меня совсем не изведанные и покрытые дымкой неизведанности!
-так и было для меня, Лена, все ново и интересно!
24 августа 2017 г. 13:08
Да,интересно,необычно и,вроде,рядом..
Мой первый прочтенный материал про регион
24 августа 2017 г. 15:24
vadimbryansk333 писал 24 августа 2017 г. 13:08
,необычно и,вроде,рядом..
-да, именно-совсем рядом, надо было только собраться!!
Мой первый прочтенный материал про регион
pervuhinsergey1961
24 августа 2017 г. 14:45
Замечательный материал. Прочел на одном придыхании - глаза Наташа открыла на Калмыкию! Не природа, Элиста поразила! Замечательно! Заодно вопрос, но не по Калмыкии. На фото в русском храме подставочка фиолетово-вишневая, для службы на которую проводящий встает. Почему там орел витает над куполами, Наташ, а что это обозначает, ты случайно не ведаешь?
24 августа 2017 г. 15:26
pervuhinsergey1961 писал 24 августа 2017 г. 14:45
глаза Наташа открыла на Калмыкию!
-да и сама себе открыла тоже, хоть немного но прониклась в их быт, колорит и веру.
Почему там орел витает над куполами,
-увидела, нет, Сереж, не знаю. Мы там чуть-чуть были, шла служба, не хотелось стеснять.
pervuhinsergey1961
24 августа 2017 г. 15:28
У нас в храме точно такой-же, там тоже не знают, а спросить у главного попа постеснялся...
24 августа 2017 г. 15:29
И у вас такой? Очень интересно, тогда тебе задание-спроси и потом расскажи.
1 октября 2017 г. 20:47
Давно мечтаю об Элисте. Очень уж необычные места, и так недалеко от нас. Кстати, Наташ, а у них же в апреле фестиваль цветения тюльпанов! Ты не попала на него?
2 октября 2017 г. 20:56
Юленька, привет!!
julykum писала 1 октября 2017 г. 20:47
а у них же в апреле фестиваль цветения тюльпанов!
-я знаю и когда выбирала тур, был и специальный с завозом на тюльпаны. Но мы все же выбрали перед майскими.
Очень уж необычные места,
-да, места необычные!
LenaTula
5 октября 2017 г. 12:39
Наташ, удивила! Очень не типичное направление для большинства! Читать-смотреть интересно!
5 октября 2017 г. 14:03
LenaTula писала 5 октября 2017 г. 12:39
удивила!
-да вот, пара дней всего, а впечатлений надолго!
Очень не типичное направление для большинства!
-все зависит от интереса, я хотела увидеть, Лена!!
16IrinaAnaneva
27 октября 2017 г. 13:08
Наташенька, поздравляю тебя с наградой и победой в конкурсе. Спасибо тебе за увлекательный и интересный рассказ.
28 октября 2017 г. 11:57
Ой, как приятно, Ира!!! Спасибо огромное за поздравление!!!
16IrinaAnaneva
28 октября 2017 г. 12:18
Хочешь счастье искать, - найди,
Хочешь радость узнать, - узнай,
Смотришь дерзко вперёд, - иди, Ну а сможешь сама, - дерзай,
Наплевать на всё, - веселись,
Одолела скука, - мечтай. Эти строки вселяют в душу надежду и стремление преодолевать все трудности. Пусть у тебя все складывается по твоему желанию.
28 октября 2017 г. 12:53
Красивые и верные слова!! У тебя тоже пусть все будет так, как задумала и захотела, Ира!! Еща раз-огромное спасибо!!
28 октября 2017 г. 17:13
Красиво как и неожиданно! буддийские храмы в Калмыкии!
Наташа, поздравляю с победой!! Заслуженно абсолютно! Столько красоты, информации и грации! ))
28 октября 2017 г. 20:18
Galina_Gorshenina писала 28 октября 2017 г. 17:13
буддийские храмы в Калмыкии!
-именно такова была и мысль перед поездкой, как, откуда, почему?
поздравляю с победой!! Заслуженно абсолютно!
-спасибо, Галя!
Galina_Gorshenina писала 28 октября 2017 г. 17:13
Столько красоты, информации и грации! ))
-для меня буквально все было полной неожиданностью. Хочу еще один материал выложить, не рассказала кое-что.
28 октября 2017 г. 20:43
Давай- давай, делись своими эмоциями! )))
Tatiana_Dudarenko
2 ноября 2017 г. 23:01
С большим интересом прочитала. Сказать, что я ничего не знала о Калмыкии, будет неправда. Читала биографию Илюмжинова, которая неразрывно сязана и с республикой, и с людьми, и с буддизмом, и, конечно, с шахматами. но вот о таких простых на первых взгляд вещах, как улица им. Хрущева и Остапа Бендера - неожиданно, не знала! И о многом другом, что цепляет в рассказах, из уст очевидца. Молодец! Очень достойно.
3 ноября 2017 г. 11:50
Tatiana_Dudarenko писала 2 ноября 2017 г. 23:01
-спасибо, Таня, мне сложно далось написание впечатлений об этой поездке. Много читала, чтобы выделить здесь немного основного и чтобы было понятно не сведущим, каковой была и я.
Tatiana_Dudarenko
3 ноября 2017 г. 19:06
NataliaC писала 3 ноября 2017 г. 11:50
мне сложно далось написание впечатлений об этой поездке.

Тем более радует, что труд достойно оценили.
3 ноября 2017 г. 19:25
Спасибо всем!!
Galina_eremina-1
13 декабря 2017 г. 8:43
Прочитала с большим интересом . Надеюсь, что, если соберусь в Астрахань, заеду в Элисту.
16 декабря 2017 г. 15:33
Galina_eremina-1 писала 13 декабря 2017 г. 8:43
Надеюсь, что, если соберусь в Астрахань, заеду в Элисту.
-они рядом, конечно, можно и заехать!