Турист Борис (borisnov)
Борис — был сегодня 9:27

Лион — Франция Июль 2017

Cреди самых крупных городов Франции Лион, на мой взгляд, наименее посещаемый. Это так, если сравнить количество людей, проезжающих через Лион, и останавливающихся в Лионе. Через город проходит одна из ключевых дорожных артерий Франции с севера на юг, сотни тысяч машин из практически всей Европы севернее и восточнее Франции пролетают по ней, доставляя своих владельцев к курортам на побережье Прованса, Руссильона, к пляжам Коста-Брава и Коста-Бланка, к историческим маршрутам по Испании, Португалии и юго-западной Франции. Через крупнейший Лионский аэропорт любители горнолыжного спорта спешат скорее попасть на свои любимые места во Французских Альпах. Многие проскакивают через Лион, почти не замечая этого города, и я не исключение. Посчитал — 11 раз оставил Лион за кормой, не сбавляя скорости, во время путешествий к морю, или в Испанию, и обратно. Последнее наше Рона-Альпийское кольцо было призвано исправить и эту несправедливость, и наконец-то на Лион мы отвели целых два дня. Кто-нибудь может и рассмеётся, в Лионе можно провести и в два раза больше времени, но и этих двух дней было достаточно, что составить впечатление о этом чудесном городе.

Сердце Лиона

А впечатление самое приятное. Химическое эсо французской промышленности внутри чист и опрятен. При населении 1,2 миллиона человек город не давит своими размерами, даже в узких улицах средневекового центра нет давления толпы на стены. Гармонично и соразмерно — девиз архитектуры Лиона. Не терзают глаз небоскребы — непременный атрибут любого мегаполиса, часто в ущерб старой архитектуре, автобаны ныряют в туннели под городом, не уродуя его районы вокруг центра.

Лион — город, где на окнах нет ставен, а парусиновых полосатых козырьков больше, чем окон, где дух буржуазности соседствует с ярким постмодернизмом, где балконы и жителей рисуют на пустых стенах, где качество жизни очень связано с качеством пищи, а ритм жизни зависит от приема этой пищи. Лион город чинный, размеренный, зажиточный, заставляет жить по его правилам и распорядку дня.

Сердце Лиона

Некоторые говорят о том, что Лион стремился быть похожим на Париж — широкие бульвары, фонтаны, набережные, подобие Эйфелевой башни. Я думаю, это не так, город наполнен каким-то превосходством. Ему не требуется быть «похожим» .а башня — ну так у нас тоже есть свой ресторан в небесах, не больше, ни меньше.

Не по всем европейким городам одинаково удобно гулять пешком. В Риме пересечь улицу, даже при наличии «зебры» часто процесс экстремальный, в Венеции, чтобы оторваться от толпы, надо свернуть в боковые переулки, в Амстердаме на ограниченном пространстве вдоль канала одновременно могут двигаться трамваи, пешеходы, машины, велосипеды… Столпотворения в Лионе нет, а ведь были мы на рубеже июня и июля, много широких улиц — пешеходных зон.

Сердце Лиона

Довольно спокойно и в метро. Кстати, о метро. Одна линия работает автоматически. Когда поезд подошёл к платформе, я, увидев людей, смотрящих на меня из-за лобового стекла, лениво подумал — а где же кабина машиниста? но автоматически вошёл в вагон.

Сердце Лиона

Когда поезд тронулся, торкнуло уже посильнее — не, а где же всё-таки пилот?.. но поезд благополучно привёз к станции назначения, оказывается природный интеллект и не оказался нужен. Может, в мире есть ещё такие линии метро, я видел в Европе впервые.

Река украшает любой город, каждый гордится своими мостами и набережными. А в Лионе их даже две, и обе замечательные. За Роной — Новый Лион, современный, спальный, деловой. За Соной — Старый Лион, сплошной средневековый квартал, один из самых больших и красивых в Европе. А посередине, между ними, Прескиль — одновременно и полуостров, и парадный центр. Именно здесь бьётся сердце Лиона.

Сердце Лиона

Старый центр, средневековый, отдан туристам. Сами лионцы проводят время здесь, в Прескиле. Здесь множество замечательных ресторанов и кафе на любой вкус, магазинов и бутиков, музеев. Здесь самые просторные и роскошные площади, оригинальные фонтаны, широкие проспекты для машин и бульвары для людей.

Сердце Лиона

В этом рассказе воздержусь от исторической части, многовековую историю Лиона и его отдельных частей подробно написали уже несколько блоггеров, сконцентрируюсь на описании нашего пешего маршрута по Прескилю, а история… она и так проявится в описании обьектов, которые попадались по пути.
Ещё на эскалаторе, мягко вывозившего нас на поверхность из метро на станции Белькур, первое, что попало в поле зрения — эта башня. То ли церковь, то ли часть укреплений. Ни то и ни другое, оказалось потом.

Сердце Лиона

Одинокая колокольня — всё, что осталось от больницы Шарите, находившейся здесь с XVII века. Больница из нескольких зданий с внутренними дворами и крытыми двух-трёхъярусными галереями была построена в 1630 году, и наряду с уже существовавшим Отелем-Дьё была предназначена для оказания помощи неимущих. В начале XX века больницу снесли, официально из-за несоответствия новым медицинским и гигиеническим требованиям, оставив одну колокольню. Ответа на вопрос, а не было бы целесообразнее реконструировать больницу, или представляли ли остальные здания, кроме колокольни, хоть какую-нибудь ценность, не нашёл.

А вышли из метро мы прямо на площадь Белькур — крупнейшую площадь Лиона и четвёртую по величине во Франции.

Вторая особенность Белькура — самая большая площадь Европы без автомобилей — они двигаются только по периметру.

Хорошо с площади Белькур видна базилика на холме, на другом берегу, туда мы пойдём завтра.

Сердце Лиона

Площадь возникла согласно указу Людовика XIV в. 1658 году на пустом месте, и была позднее застроена зданиями по проекту Робера де Кота, который отличился, кстати, строительством дворца Рогана в Страсбурге и проектом капеллы в Версале. Незадолго до смерти Людовика XIV, в 1713 году, на площади появилась его статуя работы Мартена Дежардена, который создал ещё двух Людовиков — на площади Побед в Париже и в Версале. Естественно, статуя была сдёрнута безумцами-революционерами, и на сей раз, переплавлена на «революционные пушки». Уважения достойно, что Лион практически единственный город, который открыто выступил против бандитов из «революционного Конвента», за что был потоплен в крови, наполовину разрушен. Были снесены и дома вокруг площади Белькур, а посередине стояла гильотина. Но как только появилась возможность, лионцы отстроили дома вновь, а в 1825 году появился новый конный памятник Людовику, на сей раз работы Франсуа-Фредерика Лемо.

От площади Белькур идём к югу по улице Виктора Гюго, главной улице Южного Прескиля. Улице почти 200 лет — была застроена красивыми домами в первой половине XIX века.

Сердце Лиона

Говорят, что если убрать с улицы людей, тумбы, фонари, то из середины можно увидеть на севере конную статую Людовика XIV на площади Белькур, а на юге — площадь Карно и вокзал Перраш, но каждому понятно, что такую идеальную визуальную линию никогда не построить. В 1976 году улица Виктора Гюго стала первой полностью пешеходной улицей во Франции.

Построенная строго по линейке улица Виктора Гюго прерывается лишь в одном месте — на площади Ампер. Хотя и в этом случае площадь как бы примыкает к улице с запада.

Сердце Лиона

Площадь Ампер небольшая, главная её достопримечательность — памятник Андре-Мари Амперу, великому учёному, уроженцу Лиона. Я бы сказал, что и памятник Амперу довольно скромный, учитывая его роль в науке и судьбе всего человечества. Ведь он ввёл в обиход термин, без которого бы жизнь на планете сейчас просто остановилась бы, именно он первый сказал «электрический ток»

Ещё не доходя до площади Ампер мы свернули к углу улиц Сала и Огюст Конт, где находится церковь Святого Франциска Сальского, построенная в стиле неоклассицизма в 1807–1847 годах на том месте, где раньше стояла часовня Святой Марии Магдалины с XVII века.

Сердце Лиона

Среди других католических памятников Лиона церковь не замечают, хотя внутри она довольно красиво оформлена.

Идём на запад от площади Ампер, чтобы посмотреть базилику Святого Мартина в Эне, одну из старейших лионских церквей и единственную в Лионе церковь в романском стиле.

Сердце Лиона

В 1905 году Ватикан присвоил церкви ранг малой базилики. Считается, что о ней в своих записках упомянул ещё святой Григорий Турский в VI веке. Сейчас немногие в это верят, но чрезвычайная древность базилики в любом случае безусловна. Самая старая часть — капелла Святой Бландины с захоронениями эпохи Меровингов X-го или даже IX-го века.

Базилика интересна и тем, что — единственная сохранившаяся часть аббатства Эне, которое в XIII веке владело 169 церквями и являлось одним из самых влиятельных во Франции. Помнят эти стены и Генриха IV, приехавшего в Лион сочетаться браком с Марией Медичи. Генрих, впрочем, в последний момент передумал, и венчался в Лионском кафедральном соборе, но жил в аббатстве Эне.

Сердце Лиона

Возвращаемся обратно к площади Белькур, на северной стороне которой находим улицу Эмиля Золя, по которой дойдём до следущей красивейшей площади Прескиля, которая называется площадь Якобинцев.

Посередине площади в 1877 году на месте старого колодца, обеспечивавшего город водой, был установлен фонтан «Лион — прославившим его». Под куполом храма-ротонды расположились фигуры мастеров различных эпох — людей, прославивших город, среди которых архитектор эпохи Возрождения Филибер Делорм, художник Жан Ипполит Фландрен, скульптор XVIII века Гийом Кусту.

Сердце Лиона

На северной стороне площади Якобинцев начинается старинная лионская улица, известная ещё с галло-римских времён, улица Мерсьер, которая сравнительно недавно пережила второе рождение. В XVI веке на этой улице напечатал свою первую книгу Бартелеми Бюйе. Количество печатников стало увеличиваться, и на целые 100 лет Лион стал одним из центров европейского книгоиздания, уступая только Венеции и Парижу. Появляются лавки и иных ремесленников, но постепенно узость улицы стала мешать, и в XIX веке коммерсанты переехали на более просторные улицы, в основном на улицу Республики. К 60-м годам прошлого века репутация улицы Мерсьер окончательно испортилась — здесь сохранились только публичные дома и притоны для наркоманов. Решено было улицу снести, но вмешались жители Лиона, а вскоре был готов и план перестройки. Сейчас улица Мерсьер снова респектабельна, полна ресторанами и кафе, многие из которых высокого класса, благодаря чему улица в путеводителях называется одним из центров лионской гастрономии

Сердце Лиона

Наконец мы вышли к одной из самых известных церквей Лиона — церкви Сен-Низье. Это средневековое здание в готическом стиле, считается, было построено на месте раннехристианского святилища. В фундаменте церкви действительно были обнаружены могилы VI–VII веков, так что, возможно, именно здесь была церковь Святых апостолов и 48 мучеников, основанная святым Евхерием Лионским.

Готическое здание было построено в конце XIV века. Церковь периодически частично разрушали, то протестанты, то якобинцы… так что многое было вновь отстроено в XIX веке. О церкви будет отдельный отзыв.

Сердце Лиона

А от церкви Сен-Низье уже совсем недалеко до площади Терро. Название хранит память о земляных укреплениях, которые ограничивали когда-то город на этом месте. В эпоху Возрождения укрепления перенесли, рвы засыпали и сделали площадку для учений городской стражи. Официально площадь Терро, как административный центр, возникла в XVII веке. На площади при королях совершали публичные казни, например отрубили голову маркизу Сен-Мару за заговор против Ришелье, что вероятно не понравилось бы мушкетёрам, но Дюма об этом не написал.

А направо видите — молодой человек смотрит в дырку на заборе? смотрел туда и я… К сожалению, от фонтана Бартольди осталось лежать на земле две оторванные лошадиные головы. Остальное, вероятно, на реставрации. А выглядел он так — похоже на то, что ещё несколько лет его можно будет увидеть только в интернете.

Сердце Лиона

Фонтан — аллегорическая группа, женщина, правящая четырьмя лошадьми. Что означало реку Гаронну с её четырьмя притоками, проект был предназначен для Бордо под названием «Триумфальная карета Гаронны» . Но в 1886 году скульптор создал Статую Свободы, символ Нью-Йорка, заболел звёздной болезнью, и после выставки 1889 года запросил за фонтан гораздо большую сумму от города. Бордо купить отказался, а Лион сказал — везите. Аллегорическую группу повысили в звании — теперь Фонтан означал Францию и четыре реки (Рона, Сона, Сена, Луара), стремящиеся к океану.

В южной части площади находится Музей изящных искусств, шедевры которого заняли Дворец святого Петра. В музей позже совершим отдельную экскурсию.

Здание мэрии на самом деле целый комплекс из нескольких зданий в стиле дворцов Людовика XIII, занимающий целый квартал, здесь есть и внутренние дворики, и даже собственная часовня. Всё это хозяйство строилось 28 лет по распоряжению Людовика XIV и было закончено в 1672 году.

Сердце Лиона

Самый красивый фасад, понятно, смотрит на площадь Терро.

В 1687 году в Париже была построена первая опера во Франции. Лионцы решили не отставать. Свой театр они вскоре основали, но почти столетие театр не имел своего помещения. Первое овальное здание оперы появилось только в 1756 год. Зрительный трёх-ярусный зал на 2000 мест тоже был овальным и повторял форму здания. Фасад, как пишут, был в итальянском стиле. В 1826 году здание снесли и уже к 1831 году возвели новое здание в стиле классицизма с галереей, на здании в 1863 году нашли место скульптуры восьми муз.

Сердце Лиона

Планировали зал на 2 400, а в итоге театр вместил только 1 800 зрителей. Поэтому решено был увеличить высоту оперы почти вдвое, надстроив в 1993 году дополнительный полуцилиндрический стеклянный купол.

С севера к зданию Оперы примыкает площадь Луи Прадель, особо ничем не примечательная, разве что просторная, здесь любят собираться студенты.

Сердце Лиона

Площадь была создана только во второй половине 70-х годов после сноса пары кварталов в ходе строительства метрополитена. На площади установили несколько современных скульптур и назвали в честь мэра Лиона, сидевшего на посту с 1957 по 1976 годы, чем он отличился, так и не узнал.

От оперы мы снова завернули на юг, в сторону площади Белькур, по знаковой пешеходной улице Республики.
Улица Республики — главная улица северного Прескиля, была построена во времена Второй империи, с 1854 по 1865 годы, хотя проектировали её раньше — в 1841–1853 годах. Необходимо было в ходе строительства снести 289 старых здания, переселить 12 000 человек, в результате появилась широкая прямая улица с богато украшенными 5-6-этажными домами с мансардами, заполненная магазинами. Пешеходной улица стала только в 70-х годах.

Сердце Лиона

Улица Республики — рай шопинга. Вместе с улицей Гюго она образовала коммерческий район под названием «Тенданс Прескиль» со 170 брендовыми бутиками и несколькими крупными универмагами.

Сердце Лиона

Шли мы по ней очень долго. В моменты ожидания дамской части нашего коллектива я прохаживался вдоль и поперёк, фотографируя некоторые интересные обьекты.

Например, Дворец торговли, который был возведён в 1856–1861 годах.

Сердце Лиона

В это огромное, богато украшенное здание вместили все важнейшие организации, связанные с коммерцией, включая Торговую палату, Арбитражный суд, Трудовой суд, Обменную компанию, Компанию производителей шёлка, нашлось место и для Художественно-промышленного музея. Вплоть до 1934 года в здании находился и Лионский банк.

Или церковь святого Бонавентуры, естественно готическая, так как была построена в 1327 году монахами-францисканцами. Церковь пострадала в 1562 году во время религиозных войн, и в 1796 году во Французской революции, а поэтому многократно перестраивалась, последний раз в 1848 году.

Сердце Лиона

Или просторные площади, которые пересекает пешеходная улица Республики, застроенные более поздними домами

Сердце Лиона

К лионскому Отелю-Дьё, основанному в 1184 году, получившему монументальный фасад в 1748–1778 годах я уже не пошёл. Но если есть время, прогуляйтесь до набережной, откуда открывается величественный вид на это здание. В боковой улице, не сходя с улицы Республики, разве что сфотографировал часовню богадельни.

Всё, день к концу. Погода в этот день менялась несколько раз, пришлось неоднократно прятаться от дождя и грозы, то только что пробившуюся голубизну летнего неба затягивало тяжёлыми тучами, то вновь пробивался одинокий солнечный луч… На завтра обещали хорошую погоду, нас ждёт Старый Лион, а пока выходим снова на площадь Белькур к метро…

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия