Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 0:33

Армения Август 2017

Одна из причин, почему мне нравится затянувшееся путешествие по Арцаху — это то что здесь я не езжу на экскурсии. Я здесь езжу в гости. Приглашение в гости от археологов, ведущих раскопки Тигранакерта, проигнорировать было бы просто глупо. Во первых они умные, во вторых веселые, в третьих они меня зовут приехать в совершено уникальное место.

Город, затерявшийся в веках

Тигранакерт — переводится как город Тиграна. Это понятно, какого Тиграна тоже понятно. Речь безусловно идет от Тигране Великом, самом успешном из древних армянских царей, 1 век до н. э. Как нашли, да приблизительно так же как Трою, только еще забавнее.

Рассказы о великом городе Тигранакерте переходили из одного древнего манускрипта в другой. Почитали определились с географическими ориентирами нашли. Но тут сюрприз в следующем манускрипте другие ориентиры. Что удивительно опять нашли и так далее. Долго ругались какой Тигранакерт правильный, а потом вдруг дошло. Тигран Великий не страдал скромностью и называл все вновь основанные города своим именем.

Город, затерявшийся в веках

Первое, что поражает это колоссальные размеры города. Сейчас на раскопе две бригады человек по десять, профессионалов двое. Смотрятся ребята на огромной площади сиротливо. Они и не пытаются откопать город, это было бы смешно. На сегодняшнем этапе археологи хотят понять логику развития. Там все очень не просто. Пространство вроде обычное, трехмерное, но по Z еще идет дискретное время.

Давайте, попробую на примере объяснить. Например, копают пятый метр идет стена церкви, стандартный шестой век, вот фундамент — все? Нет под фундаментом следующий блок, вдруг начинается древний языческий храм, еще метра три. Под ним вообще не понятно что, но при этом из унифицированных камней, свидетельствующих об очень высоком уровне развития цивилизации. Классная у археологов работа, еще бы побыстрее и не так жарко…

Город, затерявшийся в веках

Когда вскрыто метров десять получается как книжка. Может историческая, а может учебник по строительству. Каждому историческому периоду соответствовал свой строительный канон. Церкви, века с пятого — шестого, как не странно строили из монобетона.

Видите идет бетонная стена, с двух сторон она была облицована известняковой плиткой. Плитка с внешней стороны полированная, с внутренней «рванная», так лучше держится.

Город, затерявшийся в веках

Под средневековой стеной, стена античная. На этом этапе инженеры бетон еще не придумали, для строительства использовали известняковый кубик, весом с тонну каждый. А как кубики соединить между собой. Посмотрите на картинку ниже. Видите паз — «ласточкин хвост», в него нужно вбить замок из металла, если с металлом проблема можно использовать какое ни будь не гниющее дерево и все «враг не пройдет».

Город размещался на склоне горы и видимо занимал его полностью. Общая высота холма метров триста. Протяженность склона километра три. На данный момент археологи выделили большой треугольник ограниченный естественными обрывами.

Реконструкция из интернета

Планировка четкая, прямые улицы проходят через весь город, видимо строили по единому плану. По периметру везде, где копали, стена из кубика огромного размера. Масштабное сооружение, таких крепостей я пожалуй не видел.

На фотографии я вынес на небеса сильно увеличенную копию верхней церкви, чтобы показать масштаб события. Настоящая церковь рядом на верхушке, ее почти не видно

Церковь наверху называется Ванкасарская, она конечно поздняя, по отношению к крепости, все тот же пятый — шестой век, период интенсивного развития христианства и вытеснения язычества. Понятно, что церковь стоит на фундаменте языческого храма и построена из его камней, не могло его там не быть, на самой вершине холма строили храм посвященный богу солнца.

Город, затерявшийся в веках

В пятом веке, христианские храмы строились без колонн, поэтому лишнее просто сбросили с горы вниз.

К сожалению, христиане к языческим храмам были не многим добрее, чем язычники к христианам. Из более чем тысячи до христианских храмов Армении цел остался только один Гарни. Григорий Просветитель дал своим сторонникам жесткие указания: «Капища разрушать и на месте их воздвигать соборы славящие Бога истинного." В стенах христианских храмом можно обнаружить множестово камней с языческой символикой и клинописью. Под церкви копать не хорошо, археологи вокруг ходят облизываются, но издалека.

Город, затерявшийся в веках

В нижней части, уже под горой, несколько значительных сооружений: древний храм или дворец (видимо до наша эрский), хорошо сохранившийся фундамент церкви начала шестого века, восстановленная персидская крепость восемнадцатого века.

Парит Орел

Почему во все века строили именно здесь? На этом месте проходит естественный рубеж, заканчиваются долины и начинаются горы. Если по Гумилеву, то при прочих равных, в каждой специфичной климатической зоне должен жить свой народ, наиболее приспособленный к этим условиям. Исторически на границах зон ставились крепости, для того чтобы на пропустить потенциальных захватчиков или грабителей. Кроме этого в районе Тигранакерта есть столь редкая для этих мест вода.

Город, затерявшийся в веках

В книгах разных веков, описывающих Тигранакерт, четко сказано, что из основания горы, на которой стоит город, прямо под Персидскую Крепость бьет источник чистой, прохладной воды. В отличии от многочисленных писателей, я, в лучших традициях туристов, в источник попытался залезть, так вот он оказался горячим и слегка пованивал.

Развалины зоны, на которые так щедра была советская земля, на дальнем плане торнадо, которые встречаются значительно реже

Персидская крепость наиболее восстановленный объект. Сейчас в ней находится музей Тигранакерта, в музее хранятся найденные на прилегающей территории артефакты. Крепость заложил в 1751 Панах-Хан, вождь одного из приграничных персидских племен. Вся его жизнь была тесно связана с историей Арцаха.

Город, затерявшийся в веках

В отличии от многих своих предшественников и потомков, Панах-Хан не ставил перед собой задачу примитивного грабежа. Он хотел полностью захватить Арцах и создать на этой территории свою независимую или относительно не зависимую вотчину. Хан был терпелив, хитер и последователен. Внедрившись на территорию арцахских меликов (князей) от построил в районе древнего Тигранакерта первую свою крепость Шахбулаг. Строительство велось из материала церкви и античного дворца.

Сделал следующий бросок, построил Аскеранскую крепость. Мелики наконец собрались вместе, отогнали назад в Шахбулаг.

Аскеран

А дальше случилось то что ни кто не предполагал. Толкований этого события очень много. Не будучи специалистом, я новых создавать не буду. Просто процитирую человека которому доверяю, а точнее, которого почитаю. Из архива генерала-поручика Суворова: «Мелик Шах-Назар может собрать войска близ 1000 человек; сей предатель своего отечества призвал Панахана, бывшего прежде начальником не знатной части кочующих магометан близ границ карабагских, отдал ему в руки свой крепкий замок Шушикала и учинился ему с его сигнагом покорным.»

Крепостная стена Шуши

Суворов перед каждой своей кампанией проводил детальную аналитическую разборку ситуации и моделировал различные схемы ее развития. Не отсюда ли победы при 30 тыс. против полумиллиона с нулевыми потерями. Итак по его мнению Мелик Шах-Назар (один из семи арцахских князей) ударил в спину своим единоверцам и отдал Панах-Хану самую мощную Арцахскую крепость — Шуши. Прорвавшись в сердце Арцаха, Панах-Хан утвердил свою власть в двух арцахских княжествах. Через образовавшуюся брешь в Арцах хлынули кочевники. Панах-Хан гарантировал им свою защиту и поддержку.

Древние каменные саркофаги

Но вернемся к крепости Шахбулаг (Тигранакерт). С ней связана одна из самых героических страниц в истории русской армии. Может тема не совсем туристическая, но мне не приятна политика наших идеологов в области военной истории и по мере сил я хочу рассказать о том что знаю. В 1805 году отряд полковника Карягина в составе пятисот человек и двух орудий столкнулся с двадцатитысячной армией персидского принца Аббас-Мирзы. Заняв выгодную позицию на вершине холма Карягин два дня отражал нападения персов. Силы были на исходе. Неожиданная помощь пришла в лице армянского пацана ВанИ (Ованес), видимо бойскаута. Ночью, скрытными тропиками он провел полк к крепости Шахбулаг.

Город, затерявшийся в веках

Неожиданным штурмом русские захватили крепость. Отсидевшись более недели в крепости, полк повторил маневр и ночным броском, технически обеспеченным армянским краеведом переместился в крепость Мухрат, прихватив по дороге воды и продовольствия.

В течении почти месяца огромная армия персов была скована действиями полка егерей. За это время к Аскерану подошел российский наместник князь Цицианов с основными силами и персы были обращены в бегство. Полк Карягина был встречен русской армией с высшими воинскими почестями. Все военнослужащие получили награды Российской Империи соответствующие чину. В имперской российской истории егерей полковника Карягина сравнивали с трехстами спартанцами и это справедливо.

Город, затерявшийся в веках

Удивительное это место Тигранакерт, вот уже 20 веков здесь происходят важные и яркие события, но вернемся к раскопкам. Второй объект, который уже на столько откопали, его вполне можно понять и осмыслить — это христианская церковь в нижней части города. Судя по фундаменту сооружение очень большое. Присутствуют интересные элементы. Посмотрите на фотографию снизу, это основание под крест видимо прообраз алтаря.

Здорово, интересно, но для меня самое важное здесь система строительства. В Арцахе много известняков, как следствие армяне достаточно рано открыли цемент. На начальном этапе, где то в первом, втором веке, цемент стали использовать для крепления камней между собой. Это обычно, к этому времени до этого доросли во многих странах. Веке в пятом произошел прорыв, строители додумались до признанной на сегодняшний день наиболее эффективной технологии — монобетона. Это уже конечно фантастика.

Город, затерявшийся в веках

Интересны раскопки языческого храма, но сейчас не профессионалам сложно понять смысл картины. Откопали небольшую часть, пока нет денег на продолжение работ. Кроме этого мы очень далеки от событий тех дней и часто трудно понять логику. Огромный кувшин (карас) вдруг оказывается гробом.

Да и вообще, скажите мне пожалуйста, зачем им стена пятиметровой толщины, пушек в. до н. э. не было?

Город, затерявшийся в веках

А можете не говорить, сам разберусь. Я здесь не в первый и не в последний раз. Ребята каждый день откапывают новый кусочек пазла. Картинка понемногу становится понятнее.