Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 21:13
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Гюмри — Армения Август 2015

В Гюмри мы приехали накануне ночью из Грузии. Нас встретил Александр, хозяин дома, где у нас был забронирован ночлег. Мы рассказали ему, что собираемся провести несколько дней в Армении, а потом планируем съездить в Нагорный Карабах, вот только не знаем, пустят нас туда без визы или нет. Неожиданно оказалось, что Александр работает кем-то типа почетного консула Германии, а потому, имея некоторые связи в дипломатических кругах, он пообещал нам посодействовать в получении такой визы. С утра мы поехали к нему в офис, где он перефотографировал наши документы своим телефоном и отослал снимки в посольство Карабаха в Ереван. Там обещали сделать нам визы, которые мы сможем забрать, когда приедем. Да, вот надо же было так удачно забронировать жилье :)

Черная крепость, Мать Армения и великолепный Сурб Аменапркич

А потом Александр устроил нам небольшую экскурсию по городу. И первым делом повез нас на Холм Чести — так называется военный мемориал в Гюмри, построенный в честь русских войск.

Вот так он выглядит. Небольшой памятник, кладбище, у входа — часовня Св. Архистратига Михаила.

Черная крепость, Мать Армения и великолепный Сурб Аменапркич

Мемориал был построен в 1856 году, здесь хоронили русских офицеров, погибших в боях с турками в Крымскую (1853–56) и Русско-Турецкую (1877–78) войну. В советское время царские офицеры стали не в почете — кладбище срыли и построили на его месте детский санаторий. И лишь недавно мемориал был восстановлен на прежнем месте, в 2010 году его заново открыли президенты России и Армении Дмитрий Медведев и Серж Саргсян.

Были восстановлены и надгробные плиты с именами погибших офицеров

А дальше мы разделились. Я за год до этого уже успел побывать в Гюмри —

Армения. День 3/2. Гюмри и Аричаванк

— а потому на этот раз не хотел гулять вокруг центральной площади, а собирался сходить в сторону крепости и мемориала Мать Армения, что виднелись на холме неподалеку.

Мемориал Мать Армения был построен в 1975 году, к 30-летию Победы

Как я уже отмечал, в советское время памятники в честь героев Великой Отечественной в республиках Закавказья строили несколько в другом стиле, нежели у нас — без излишнего милитаризма и на более высоком художественном уровне. Впрочем, на аллее, ведущей к памятнику, установлены также и традиционные тумбы с именами городов-героев.

Черная крепость, Мать Армения и великолепный Сурб Аменапркич

Сейчас видно, что мемориал несколько подзаброшен

Неработающие фонтаны расписаны граффити

Мать Армения крупным планом. В одной руке у нее колос, в другой — капитель колонны.

Черная крепость, Мать Армения и великолепный Сурб Аменапркич

С площадки позади памятника открывается вид на сельскую местность

Где-то там вдали — граница с Турцией

А на соседнем холме возвышается круглая Черная крепость. Она была воздвигнута здесь русскими войсками в 1837 году вскоре после того, как окрестности Гюмри были отбиты у Персии и присоединены к Российской Империи. Долгое время крепость являлась форпостом против Турции.

Я попытался пройти к крепости, но увидел, что дорога перегорожена воротами, и внутрь не пускают. Уже потом я прочитал, что крепость первоначально занимали российские войска, но потом она была продана некоему бизнесмену, который собирается ее отреставрировать и открыть для посещения.

Черная крепость, Мать Армения и великолепный Сурб Аменапркич

Кстати, если посмотреть на Google Maps, с северной стороны от крепости и правда будет видна недавно разбитая там аллея. Возможно, что скоро здесь и правда будет музей, однако пока, судя по записям на TripAdvisor, объект для публики закрыт. Ну и заодно гляньте — если пройти оттуда еще немного на север, то там будет военный городок российской 102-й военной базы. Как известно, именно в Гюмри стоят российские войска, страхуя Армению от угроз со стороны Турции и Азербайджана.

Вид на город от подножия памятника. Раз в крепость не попасть, пора возвращаться обратно.

Черная крепость, Мать Армения и великолепный Сурб Аменапркич

Неожиданная встреча на улицах Гюмри :)

Типичная городская застройка

Черная крепость, Мать Армения и великолепный Сурб Аменапркич

Торговля идет прямо на улице

Магазин «Модница» :)

Учитывая, что в городе живет много российских военных и членов их семей, магазины озаботились вывесками на русском языке. Иногда получается забавно :)

Черная крепость, Мать Армения и великолепный Сурб Аменапркич

И так же, как до этого в Ахалкалаки, очень много русскоязычных вывесок автомастерских с загадочным словом — ХОДОВИК :)

Родник, посвященный роду Чадрянов, сооружен по инициативе и на средства одного из представителей этого рода — мэра Гюмри Вардана Гукасяна

Черная крепость, Мать Армения и великолепный Сурб Аменапркич

Богатый, видать, мэр, раз на свои средства памятники строит :)

Фонтаны, увы, не работают

И тут мы подходим к главной достопримечательности Гюмри, собору Сурб Аменапркич — Христа Всеспасителя.

Черная крепость, Мать Армения и великолепный Сурб Аменапркич

У этого храма сложная судьба. Построен он был в 1860–1873 годах, но в 1930 году его закрыли, а в 1937 году снесли колокольню. В 1964 году архитектору Рафаэлю Егояну удалось восстановить колокольню, а сам собор далее использовался в качестве концертного зала. Но в 1988 разразилось страшное землетрясение, разрушившее весь север Армении. Погибло 25 тысяч человек.

Ленинакан, так тогда назывался Гюмри, тоже пострадал очень сильно. Сурб Аменапркич обрушился почти полностью, так что многие даже сомневались, стоит ли его восстанавливать. Фото найдено в Интернете.

Памятник жертвам землетрясения 1988 года

Черная крепость, Мать Армения и великолепный Сурб Аменапркич

Но все тому же Рафаэлю Егояну удалось совершить почти невозможное. Были собраны деньги на восстановление собора. Работы длились более 20 лет. В прошлом году, когда я в первый раз был в Гюмри, главный купол еще был в лесах, но вот сейчас Сурб Аменапркич уже сияет во всем своем великолепии.

Как бы отмечая этот факт, мимо с реактивным грохотом прошла пара Су-25. Грачи прилетели :)

Черная крепость, Мать Армения и великолепный Сурб Аменапркич

Здесь же рядом выставлены три традиционных армянских хачкара, как обычно поражающие тонкостью резьбы

А за собором, на центральной площади Гюмри стоит памятник в честь народного восстания Вардананк. Для армянского народа это примерно такое же важное событие, как для русских — Куликовская битва. В 448 году персидский шах Йездигерд II попытался заставить армян перейти в зороастризм. Армяне отказались и выступили против персидской армии. В 451 году в Аварайрской битве армянское ополчение было разбито, но и персы понесли тяжелые потери, в результате чего шах отказался от притязаний на веру армян.

Дома в старом городе Гюмри довольно интересны. В прошлый раз я несколько часов ходил по этому району —

Армения. День 3/2. Гюмри и Аричаванк

Сейчас же мне надо было торопиться на встречу с другими участниками экспедиции, так что сделал на ходу всего несколько кадров.

Черная крепость, Мать Армения и великолепный Сурб Аменапркич

Встретившись в доме у Александра с Сергеем Сергеичем и тетей Таней, мы продолжили наше путешествие по Армении.

Сегодня день будет очень длинный — нам надо будет еще заехать в Эчмиадзин, а потом, пока не стемнело, успеть ознакомиться с Ереваном. Впрочем, мне на этот раз проще — я год назад по Еревану уже нагулялся, а потому сейчас могу не нервничать :)

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬНАЧАЛОПо Армении от Гюмри до Еревана

Все опубликованные рассказы по проекту Закавказье-2015

1. Таллин-Киев-Баку — наша дорога на Кавказ

2. Ушли от моря горы, жажду утолив, и лег на берег город, охватив залив || Огонь, вода и нефтяные трубы

3. От Пламенных башен до Муслима Магомаева || Из Баку в Тбилиси через Гянджу и Рустави

4. Тбилиси — от горы Мтацминда до моста Мира || Картлис Деда и Инжировое ущелье

5. На машине по Грузии — Мцхета, Джвари и Уплисцихе || Там помянут кремлёвского горца

6. Под дождем из Боржоми в Бакуриани

7. Батуми — визитная карточка грузинской демократии || По «дороге смерти» через Хуло и Ахалцихе

8. Черная крепость и Мать Армения || По Армении от Гюмри до Еревана

9. По святым местам Армении — Гарни, Хор Вирап и Нораванк

10. Чертов мост и Крылья Татева || Лачинский коридор || Свадьба в горах и священный Казанчецоц

11. Папик, Татик и Степан Шаумян || Штурмуем Зодский перевал || Вокруг озера Севан

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия