Турист Denis Tarabarov (denis111)
Denis Tarabarov
был 7 апреля 15:31

Армения Май 2017

Посетить храм Гарни и монастырь Гегард — это первое, что приходит в голову, когда интересные места в Ереване уже осмотрены. Они находятся к востоку от столицы, и путешествие сюда как раз займет полдня-день.

Как добраться?

Доехать до храма Гарни можно на маршрутке № 266, которая правда отправляется с маленькой автостанции.

Ориентир для поиска этой автостанции — автоцентр Mercedes, она как раз напротив него расположена. В летний сезон маршрутка отходит как минимум каждый час, начиная с 10.00

До этой автостанции можно доехать на такси, такси в Ереване не дорогое, мне она стоила около 1000 драм, это примерно 120 руб. Хотя ехали через пол города.

Для посещения античного храма в Гарни нужно сойти в поселке Гарни, имеются указатели. Водителю можно сказать, чтобы остановился у поворота на храм. Цена проезда 250 AMD, ехать минут 30–40.

До храма пешком около 400 метров. На входе кассы, работают с 10 утра, цена входа 1000 AMD.

Можно правда не платить за вход, если обойти комплекс Гарни слева и зайти на территорию как бы с тыла)

Я кстати так и сделал. Охраны никакой нет, если не считать того, что на тропинке попалась змея, которая быстро уползла, подозреваю, что это был уж

Кто знает, так делает. Если у Вас есть желание сохранить 1000 драм, то можете воспользоваться этим советом, только смотрите под ноги, в окрестностях Гарни не мало змей и желтопузиков (безногих ящериц), которых так сразу не отличишь от змей. Последних не бойтесь, они совершенно безвредны, хотя все равно внушают страх.

Теперь настала пора рассказать о самом храме.

На краю красивого горного ущелья, на дне которого многие тысячи лет прокладывает себе дорогу быстрая река Азат, стоит необыкновенный памятник армянской истории — настоящий эллинистический храм. Строгие ионические колонны, удивительно точные пропорции, симметричность, богатый орнамент на камне… Храм в Гарни — отличный пример греко-римского периптера, этакий упрощенный Парфенон. Удивительным кажется тот факт, что стоит этот языческий храм на территории Армении — страны, которая первой в мире официально приняла христианство в качестве государственной религии.

Армения. Храм Гарни и Симфония камней

Возведение храма историки приписывают царю Трдату I (царствовал во второй половине I века), который в свое время посетил с дружественным визитом Рим. В еще более давние времена Гарни служила крепостью для урартского царя Аргишти I. А с III  в. до н. э. по IV век здесь располагалась летняя резиденция армянских царей (Ервандидов, Арташесидов и Аршакидов). Крепость затронули и опустошительные походы римских легионов по Армении в I в. Какое-то время даже бытовало мнение, что французское слово «гарнизон» родилось именно здесь: якобы Марк Антоний написал Клеопатре письмо, о том, что он соорудил военный лагерь у Гарни — гарнизон. Но это всего лишь красивая «этимологическая иллюзия».

Крепость Гарни упоминается Тацитом в связи с событиями в Армении ещё в первой половине I  в. н. э. Была построена армянским царём Трдатом I в. 76 г., о чём свидетельствует обнаруженная там же его надпись на греческом языке:

«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…»

Об этой надписи имеются упоминания у Мовсеса Хоренаци, который приписывал её, как и перестройку крепости, Трдату III Великому. Крепость Гарни одно из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. Крепость Гарни начали строить еще во II веке до нашей эры и продолжали застраивать в течение античной эпохи и частично в средние века. В конечном итоге армянские правители сделали ее неприступной. Цитадель защищала жителей от иноземных нашествий более 1000 лет.

Армянские цари очень любили это место — и не только из-за ее неприступности, но и по причине потрясающего климата — и превратили его в свою летнюю резиденцию. Крепость Гарни находится в 28 км от столицы Армении — Еревана. В стратегическом отношении местоположение Гарни было выбрано чрезвычайно удачно. Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи крепость эта была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине VIII века до нашей эры, после чего он собрал население Гарни в качестве рабочей силы и направился в сторону современного Еревана, где построил крепость Эребуни, впоследствии ставшей Ереваном.

Храм был построен во второй половине I века н. э. и посвящен языческому божеству, возможно, богу солнца Митре, фигура которого стояла в глубине святилища — наоса. После провозглашения в Армении в 301 году государственной религии — христианства, вероятно, храм использовался как летнее помещение для царей, именуемое в летописи «домом прохлады».

По стилю храм, представляющий собой шестиколонный периптер, близок к аналогичным памятникам Малой Азии (Термес, Сагала, Пергам), Ливан (Баальбек) и Рима. В основном он выполнен в эллинистических архитектурных формах, однако в нем нашли отражение и местные традиции. Следует отметить, что тип прямоугольного в плане культового здания с колоннами и фронтоном был известен на территории Армянского нагорья еще в эпоху урартийцев.

Храм господствует над остальными постройками. Он далеко виден со всех сторон, поражая своей пропорциональностью и гармонией своих частей. Храм возведен на высокой платформе, размеры которой 15×11 метров. С северной стороны к зданию поднимается широкая лестница, состоящая из 9 мощных ступеней. Крыша постройки покоится на 24-х величественных колоннах. Храм имеет богатую архитектурную отделку. Выступающие по сторонам лестницы массивы украшены барельефами коленопреклоненных атлантов с воздетыми руками. Капители колонн украшены ажурным лиственным орнаментом с невысоким рельефом. Карнизы боковых фасадов увенчаны львиными головами. Дверной проем украшал резной наличник. Внутри храма был установлен идол, олицетворяющий Солнце, являющийся предметом поклонения древних армян.

Армения. Храм Гарни и Симфония камней

В непосредственной близости от храма Гарни есть очень интересное место, которое также стоит посетить. Называется оно «Симфония камней»! Что же такое это «Симфония камней»?

«Симфония камней», это уникальная природная достопримечательность в ущелье реки Азат.

Наружный слой скал ущелья состоит из множества шестиугольных базальтовых вертикальных столбов, напоминающих тысячи труб гигантского церковного органа.

Столбы нависают над землей на уровне почти 50 метров. Считается, что они имеют вулканическое происхождение.

Действительно, если смотреть на ущелье издалека, то многие скалы кажутся похожими на гигантский орган. Удивительная странность правильных форм базальтовых колонн приковывает взгляд и вызывает восторг. Практически совершенные столбы выглядят так, будто они специально выточены человеческой рукой, а не самой природой.

Спускаться, чтобы увидеть эти красоты на мой взгляд стоит. В интернете дана разная информация по поводу того, как долго идти до «красивых скал» от храма Гарни. Лично у меня дорога на спуск до ближайших «уникальных скал» заняла минут 15–20 всего то, хотя спуск местами достаточно крутой, но не критично, всем по силам.

Внизу тропы имеется несколько оборудованных для пикника беседок у реки. Есть вообще возможность пройти вдоль реки дальше, огибая скалы «Симфония камней». Я так и сделал, но не стал уходить слишком далеко, ведь еще надо возвращаться и подниматься обратно вверх к храму. В общем место действительно уникальное, красивое! В общем смотрите сами!