Турист Vladimir Danilov (Volodimire)
Vladimir Danilov
был 30 мая 2021 9:35

Архыз — Россия Июнь 2016

В июне 2016 года, в самом начале сезона, мы приехали в Архыз с «грандиозной» (в кавычках, да, именно в кавычках) целью: совершить 5-дневный поход через два хребта, из долины р. Софии через ущ.р. Псыш и ущ.р. Белой в ущ. р. Большая Дукка. Из-за большого количества снега (мы, как и коммунальщики 1 декабря, были к нему не готовы) маршрут пришлось корректировать прямо по ходу. И, стоит признать, получилось даже не хуже.

Снежный поход по ущельям Архыза

Красным — запланированный маршрут, синим — то, что получилось на деле.

Смутные сомнения закрались в наши непутевые головы ещё на подходе к оз. Верхняя Запятая, от которого предстояло набрать ещё 200–300 метров по вертикали. Вместо цветущих альпийских лугов нас ждали бесчисленные ручьи из-под таявших снежников.

Снежный поход по ущельям Архыза

В результате вместо запланированной ночевки на Кратерном озере пришлось ставить палатки значительно ближе и ниже.

Ночью шел дождь, а переполненный кислородом мозг придумывал галлюцинации: в полудреме казалось, что рядом с нами располагается небольшая туристическая группа из 40 человек, с болтливыми женщинами и детьми. Вот они гремят кастрюлями, разжигают огонь, спорят, кто будет мыть посуду… Видение прерывается окриком моего товарища Вадима из соседней палатки:
 — Смотри, смотри, люди!
И правда: в сумерках, по противоположному берегу замерзшего ручья, шли двое. С рюкзаками и в кошках. Это было столь удивительно, потому что ни до, ни после в этот день мы не видели ни одной живой души. Даже обесцвеченных пергидролем женщин и их детей.

Снежный поход по ущельям Архыза

Наутро решили отказаться от штурма крутого и заснеженного перевала Кара-Джаш и повернули в сторону дома: через перевал Кёль-Ауш и Софийские озера к ручью Гаммеш-Чат и вниз. А Кара-Джаш и притаившееся за ним Кратерное остались мечтой ещё на месяц.

К вечеру мы были на поляне Таулу. Приготовили царский ужин, — гречка, консервы из цыпленка и по огурцу на брата, — и заснули богатырским сном. Говорят, ночью поблизости выли волки и шакалы, возбужденные близостью овец и коров.
Наутро прогулялись к озерам в истоке Малой Дукки. Справедливо рассудив, что на высоте 2450 м.н.у.м. снега быть уже не должно. Расчет оказался верным, и из прогулки получился один из самых красивых дней того года.

Снежный поход по ущельям Архыза

Хотелось сходить ещё на одно озеро — Семицветное, в истоке р. Большая Дукка. Грунтовая дорога вселяла надежду, что идти с рюкзаком придется не 11 км, а хотя бы 7 или 5, но всё испортил брод в самом начале пути. Идти пешком было уже не кайф, топить машину не хотелось совсем, потому путешествие было быстро и решительно свёрнуто. Выехав из ущелья Большой Дукки на асфальтированную дорогу, мы придавили газ и направились в Ростов-на-Дону.

Снежный поход по ущельям Архыза

32 километра с суммарным набором и сбросом высоты 1800 метров за 3 пешеходных дня, из них больше половины — с тяжелыми рюкзаками за спиной. В общем-то, это был наш первый большой выход в дикую природу и, стоит признать, он вполне удался. Даже несмотря на то, что побывали мы совсем не там, где планировали.
В сухом остатке — опыт, несколько неплохих фотографий, красивые цифры в трекере и, конечно, новые мечты. Это ведь только на карте и в тексте выглядит плоско и серо: Речепста, Пятиозерье, перевал Айюлю… А стоит задуматься, представить, зажмуриться — и снова хочется туда. Взвалить на плечи тяжелый рюкзак, подставить лицо беспощадному солнцу и сделать первый за сегодня шаг вверх.

Ещё о моих походах и турах выходного дня по Архызу:

Поход по озёрам Архыза в июле 2016 (Софийские, Кратерное, пер. Кара-Джаш)

Поход по озёрам Архыза в июле 2017 (Софийские, Кратерное, Айматлы-Джагалы-Кёль)

Тур выходного дня на Софийские озёра в июле 2017

Одиночный поход на озёра хребта Абишира-Ахуба