Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была сегодня 8:42

Кабардино-Балкария — Россия Июль 2017

В один из дней пятигорского отдыха решили мы проехаться по Чегемскому ущелью, на водопадах-то я была, а вот выше, в Верхнем Чегеме — нет. Тем более, что туда, в Верхний Чегем, экскурсии особо не возят, а у друзей — машина, так что в Верхний Чегем мы точно попадем.

От Пятигорска до Чегемских водопадов — 107 км. Выезжаем из Пятигорска, проезжаем Тамбуканское озеро с его целебнейшей грязью и по трассе М29 «Кавказ» движемся в сторону Нальчика. Буквально через 12 км — граница. Граница, как настоящая, иногда даже заставляют выходить из автобусов, автомобилей и проходить паспортный контроль. На этот раз пронесло. И мы уже в Кабардино-Балкарии. Едем дальше. Проезжаем Баксанский район.

У поселка Чегем-2 сворачиваем направо, по указателю «Чегемские водопады», и движемся строго вперед через Лечинкай, Нижний Чегем к аулу Хушто-Сырт.

От селения Хушто-Сырт до водопадов — около 2 км, экскурсионные автобусы здесь останавливаются, так как дальше автобусы просто не пройдут под скалами. Туристы выходят, и начинается пешеходная прогулка. Хотя наш автомобиль проехал бы спокойно до водопадов, мы тоже решили прогуляться. Ведь вокруг такая красота! А водителю пришлось ехать вперед и любоваться красотами из окон автомобиля.

Самое «ущелистое» ущелье

Вскоре начинается самое узкое место ущелья. Кажется, что ширина ущелья не более 20 метров от скалы до скалы. В то время как стены обеих его сторон уходят ввысь на высоту до 300 метров. И до самих Чегемских водопадов нужно идти по дну ущелья, под вздымающимися ввысь скалами.

Самое «ущелистое» ущелье

С одной стороны дороги расположены, нависающие над головой скалы, а с другой мчится бурная горная река Чегем. Асфальтированная дорога даже огорожена бетонными конструкциями, местами металлическими перилами, но, когда река особенно полноводна, воды ее подбираются к скалам, разрушая ограждения и подмывая почву. Поэтому в некоторых местах ограждения разрушены, так что надо быть осторожным, чтобы ненароком не свалиться в бурный поток.

Лучи солнца проникают на дно теснины лишь на три-четыре часа в день, поэтому в грубине ущелья почти всегда царит полумрак. А когда непогода, представляю, как здесь вообще мрачно и сыро.

Самое «ущелистое» ущелье

Чегемское ущелье называют самым «ущелистым». Оно отличается от других ущелий — Баксанского, Черекского- своей глубокой тесниной, которая образовалась в месте, где река Чегем промыла Скалистый хребет.

Чегем в переводе на русский язык значит «земля сломалась». И, попадая в это ущелье, сразу понимаешь, насколько точно подобрано название, действительно, как будто земля треснула и получился вот такой глубокий разлом.

Самое «ущелистое» ущелье

Скалистые стены чегемской теснины окрашены преимущественно в желтоватые оттенки цветов — от кремового, почти белого, до оранжеватого. Скалы лишь кое-где покрыты растительностью и прямо нависают над дорогой.

Река Чегем, бурная и шумная, на всем пути сопровождает нас. Река бурлит то справа, то слева, огибает скалистые утесы и продолжает дальше свой стремительный бег. Сразу видно — горная река!

Самое «ущелистое» ущелье

Вот такие гроты в скале проделаны рекой, и они встречаются довольно часто.

Переходим мостик, водопады уже близко.

Это кафе отличается от других тем, что находится в скале. Внутри кафе всегда прохладно.

Самое «ущелистое» ущелье
В месте пересечения ущелья и Скалистого хребта располагается знаменитая Чегемская теснина с несколькими водопадами. — Читайте подробнее на SYL.ru: https://www.syl.ru/article/208398/new_chegemskoe-uschele-dostoprimechatelnosti-foto-gde-nahoditsya-chegemskoe-uschel

И вот они — Чегемские водопады — Су-Аузу! В переводе с балкарского водопады Су-Аузу означают «вода из горла». Это воистину незабываемое и неописуемое по красоте зрелище. С отвесных скал, находящихся на правом берегу Чегема, в реку ниспадают шумящие потоки воды.

Самое «ущелистое» ущелье

Тысячи струй спускаются со склона. Это не тяжелый и массивный поток, это легкие, невесомые струи, даже самый легкий ветерок превращает их в мельчайшие брызги, которые разлетаются во все стороны. В жаркий день безумно приятно стоять возле водопадов в облаке водяной пыли. Потрясающее чувство.

Самое «ущелистое» ущелье

Струи воды низвергаются с различной высоты, наверное, метров 50 летит вода вниз. При этом водопады имеют различный вид. Некоторые из них льются узкими струйками из расщелин скал, другие стекают широкими прозрачными лентами.

Самое «ущелистое» ущелье

Красотой Чегемских водопадов можно восхищаться до бесконечности! Просто не оторваться от самых разных струй, сбегащих вниз. Водопады, как в сказке! Но…это только водопады, а вот то, что их окружает, никак на сказку не похоже. Огромное количество машин, стоящих почему-то рядом с водопадами и безусловно мешающих насладиться природной красотой. То же самое можно сказать и о стихийных рынках — здесь продают и вязаную одежду, и сувениры, и спиртное, пожалуйста, пусть местные жители реализуют товары собственного производства, но можно это организовать так, чтобы торговля не мешала любоваться действительно достойным внимания природным чудом? Ну и, конечно, огромное количество людей, к сожалению, это никак не исправить, люди хотят увидеть водопады и за этим сюда приехали, конечно, хотелось бы, чтобы поменьше было шума и суеты, но приходится с этим мириться, а вот с машинами и стихийными рынками мириться не хочется, думаю, местным властям не мешало бы подумать над этим вопросом. И тогда уж непременно захочется вернуться сюда вновь.

А мы едем дальше, куда обычно туристы не доезжают, многие полюбуются на водопады и назад. А за водопадами теснина кончается, Чегемское ущелье расширяется и начинается другой мир. Дорога выходит на южный склон Скалистого хребта, в зону так называемой Северной депрессии — в сухую, бедную растительностью продольную долину.

Самое «ущелистое» ущелье

Асфальтовая дорога тоже заканчивается. И дальше 23 километра высоких скал, шумных рек, изумрудных трав, голубого неба и чистейшего воздуха!

Самое «ущелистое» ущелье

Но вместе с тем, вот тут-то и начинаются испытания нашему автомобилю да и нам тоже. Асфальт закончился сразу за Чегемскими водопадами, дальше идет каменистая грунтовка, довольно узкая, а в некоторых местах очень узкая — для проезда лишь одного автомобиля. Ну потому что машин мало, нас это не напрягало. А вот ямы, ухабы — это да! Потрясло нас хорошо! Хотя и ехали мы с небольшой скоростью, все равно трясло от души. Кое-где видны следы камнепада, интересно, когда это было? Давно? Или вчера? А в некоторых местах даже и не дорога, а так, условно накатанная коллея. Часто дорога проходит прямо по краю ущелья, где внизу, метрах в стах, беснуется горная речка, честно сказать, не очень приятно смотреть вниз. И по такой вот дороге в Верхний Чегем ходит рейсовый автобус из Нальчика, днем — туда, а на другой день — обратно. Такой вот ежедневный экстрим.

Но несмотря на такие препятствия, дорога живописная и грех не остановиться и не полюбоваться на окружающее великолепие. Вокруг красивейшие луга и, естественно, этим пользуются пчеловоды. Вот возле такой пасеки мы и остановились. Здесь можно купить действительно настоящий кавказский мёд, а не то, что продают на рынках.

Самое «ущелистое» ущелье

Со всех сторон просто завораживающие виды.

Вокруг цветущее разнотравье. Воздух здесь кристально-чистый и наполнен чарующим ароматом цветущих растений.

Самое «ущелистое» ущелье

И наконец-то село Эль-Тюбю или Верхний Чегем, которое находится на левом берегу реки Чегем, рассекающей ущелье на две части. Его название дословно переводится как «основание села» — это говорит о том, что современное село было основано на месте другого, гораздо более древнего. Действительно, здесь сохранились дома, которым по несколько сотен лет.

Здесь в 1917 году родился известный балкарский поэт Кайсын Кулиев, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, лауреат Ленинской премии.

«Блистают звезды, цвет меняют горы,

Снега сползают, розы опадают,

Мне очень жалко тех людей, которых

На свете ничего не удивляет.»

Так написал великий Кайсын Кулиев. Но это точно не про нас, Эль-Тюбю нас и удивил, и восхитил, и очаровал!

Самое «ущелистое» ущелье

Справа от дороги журчит чистейшая горная речка Джилги-Су. По дорогам разгуливают овцы. Тихо, спокойно… А вокруг — горы! В селе живет около 300 человек. Интересно, как живется людям в таком месте?! В смысле удобств — здесь скорей всего все нормально, по крайней мере газ есть, это точно, на протяжении всего пути сюда мы видели газовые трубы и в селе они есть, а вот в смысле удаленности от цивилизации — это вопрос…

Чем еще знаменито село, так это тем, что занесено в одну из аномальных зон России. Как и многие другие аулы, поселение Эль-Тюбю славится своими долгожителями. Но это далеко не единственная особенность данной местности.

Самое «ущелистое» ущелье

В своё время газета «Московский комсомолец» опубликовала сенсационную статью под названием «Гнездо вечной молодости», в которой говорилось: «Высокогорное балкарское село Эль-Тюбю-село-загадка. Стоит заехать в аул-и ходики начинают или сильно отставать, или вовсе останавливаються. Вопреки законам физики минеральная вода, выставленная на ночь на мороз, не замерзает, пока бутылку не встряхнёшь. Молоко и мясо даже в летний зной долго остаются свежими. Сакли, возведённые несколько веков назад, не нуждаются в ремонте.»

Верить этому — не верить, не знаю. Мы, по крайней мере, ничего такого сверхестественного не заметили.

В селе находится боевая и родовая башня Балкаруковых, более известной под названием «Башня любви». По легенде, ее возвели по приказу Ахтугана Балкарукова в конце 17 века. Князь использовал это строение, чтобы отбиваться от разгневанных родичей девушки по имени Кериме, которую он похитил в Дагестане. Что интересно, башня построена грузинскими мастерами. И именно эту башню можно увидеть в фильме «Война».

Самое «ущелистое» ущелье

На заднем фоне гора Джулу (2528 м.), она же гора Пирамида.

Самое «ущелистое» ущелье

А на окраине села еще одно уникальное место, там располагается так называемый «Город мертвых» — комплекс древних балкарских усыпальниц, датированных 10–17 веками. Причем четырехугольные самые древние, а восьмиугольные более поздние.

Здесь можно увидеть несколько видов могил: земляная насыпь, обложенная камнями, просто каменная насыпь, каменный ящик, сложенный из камней и засыпанный внутри камнями, такой же каменный ящик, но с крышей, еще один каменный ящик, но внутри пустой и с маленьким квадратным окошечком ну и большие склепы: четырехугольный склеп (кешене) с высокой двускатной крышей и окном с восточной стороны и восьмиугольный склеп с пирамидальной высокой крышей, переходящей вверху в конус. Непохожие друг на друга могильники свидетельствуют о том, что они были сооружены в разное время.

Самое «ущелистое» ущелье

Это четырехугольный склеп — кешене. Можно заглянуть в ничем не прикрытое небольшое окошко и…внутри пусто, стены оштукатурены, не понятно, было ли там что-нибудь? Окошки-то маленькие, а дверей вообще нет, проблематично поместить что-то внутрь… И хотя археологи, которые проводили здесь раскопки, нашли останки людей, вроде бы все очевидно, но загадки есть…

Самое «ущелистое» ущелье

Считается, что гробницы и прочие строения Города мертвых были возведены в период с 13-го по 18-е столетие.

Здешний некрополь похож на знаменитый «Город мертвых» в североосетинском Даргавсе, только там в каменных склепах человеческие останки, а здесь в склепах — пусто. Но от этого некрополь Эль-Тюбю кажется еще более загадочным.

аналог знаменитого «города мертвых» в североосетинском Даргавсе.

Подробно на сайте Это Кавказ:

ht/etoavkaz.ru/kbr

Самое «ущелистое» ущелье

Происхождение могильника объясняют по-разному. По одной версии, склепы и усыпальницы жителям села приходилось возводить из-за того, что хоронить в земле было затрудительно — камни, горы, вот и приходилось строить такие вот могильники. А по другой версии, такие строения — наследие раннего средневековья, в то время среди алан появились последователи зороастризма. Эта религия исключала оскверение священных стихий земли и огня, поэтому покойников нельзя было ни закапывать, ни сжигать. Зороастризм на Кавказе был достаточно быстро вытеснен другими верованиями, но обычай помещать умерших в склепы остался.

А это восьмиугольные склепы. Все постройки из грубого камня, сохранились совсем неплохо.

Самое «ущелистое» ущелье

Совершенно фантастический пейзаж: бескрайние просторы долины, скалы с пещерами, разбросанные домики горного селения…

Удивительная природа, прекрасная экология и еще, как говорят, это место силы. Но это говорят, а мы увидели сказочно красивые места, которыми можно любоваться бесконечно.

Самое «ущелистое» ущелье

Перед нами верховья ущелья, внизу аул Булунгу. Над аулом затянута облаками вершина Коргашиклитау. Особенно она прекрасна на закате. Вот видите, там вдали вроде бы видны башни… Но нет, это не творения рук человеческих, это природа сотворила такое чудо, это горные вершины так смотрятся на закате!

На обратном пути заехали в кафе на Чегемских водопадах. Лагман, хычины ну и, конечно, шашлык из баранины! Вкусно и не дорого. А после, сытые, полные впечатлений от увиденных красот, направились в Пятигорск.

Самое «ущелистое» ущелье

Вот и завершилось наше путешествие по Чегемскому ущелью. Каньоны, пропиленные Чегемом в Скалистом хребте, солнечные долины, горные массивы, сбежавшее от суеты горное селение — все это невозможно отделить друг от друга, все это — Чегемское ущелье — место, где радуется сердце и отдыхает душа.