Турист Светлана Апполонова (ASvetlanka)
Светлана Апполонова
была 15 января 19:14

Ярославль — Россия Август 2017

Многие стремятся повидать то, что за морями,

а тем, что у них перед глазами, пренебрегают.

Плиний Младший

«Изучайте историю России путешествуя по стране и начните с его жемчужины, столицы Золотого кольца — Ярославля», — таким призывом я начинала свой пост о родном городе на страницах соцсетей и внезапно задалась вопросом: «А насколько хорошо я сама знаю его историю и знакома с его достопримечательностями и легендами?» Конечно же я знаю историю своего города и основные его вехи, ко мне часто приезжают друзья как российские, так и зарубежные и я с удовольствием им показываю город, но чаще всего — это традиционный маршрут по центральной части старого города, которая находится под охраной ЮНЕСКО, но ведь это далеко не весь Ярославль, а только несколько страниц его истории, пусть и очень важных, но не все. И вот пошла я с фотоаппаратом по городу гулять.

Этот мой рассказ я хочу посвятить другому Ярославлю. Здесь я хочу рассказать о тех достопримечательностях тысячелетнего города, которые, даже если и есть в путеводителе, чаще остаются в тени по тем или иным причинам. Уверена, даже если вы уже бывали в нашем чудном городе, вам будет что посмотреть и в следующий приезд.

Ярославль — не просто один из древнейших русских городов России, это первый христианский город, красиво и величественно возвышающийся на берегах великой русской реки Волга. Городу уже перевалило за тысячу лет, официальной датой основания считается 1010 год, хотя некоторые ученые оспаривают эту дату.

Ярославская земля дала России Александра Невского и Сергия Радонежского.

В Смутное время город стал временной столицей государства российского, здесь заседало Общерусское правительство — Совет всея земли. Отсюда, от стен Спасо-Преображенского монастыря в 1612 году двинулось народное ополчение на Москву во главе с Мининым и Пожарским для освобождения Русского государства от польско-литовских захватчиков.

Здесь на Плещеевом озере, Петр I заложил начало российского флота.

В 1784 г. начала свою работу первая в русской провинции типография и здесь же в XVIII веке начал издаваться первый в провинции журнал «Уединенный пошехонец» (1786), была открыта первая книжная лавка. В Ярославле был найден единственный рукописный список поэмы, сохранившийся несмотря на пожары Золотоордынского ига и Смутного времени, известный памятник литературы Древней Руси — «Слово о полку Игореве», предположительно написанный в конце 12 века. Сегодня с ним можно ознакомиться на экспозиции «Слово о полку Игореве» в Музее-заповеднике.

Вообще, Ярославль — первооткрыватель во многом. Город с гордостью может заявлять, о первом в мире заводе синтетического каучука, о первом в стране выпуске большегрузного автомобиля, дизельного мотора, троллейбуса, первом паточном заводе.

В XVII веке наш город становится третьим после Москвы и Казани торговым городом Русского государства, и вторым после Москвы по количеству жителей, чему не мало способствовало удачное расположение на пересечении многих торговых путей. Собственно, 17 век это период наибольшего расцвета города. Ярославские купцы были одними из самых богатых в Русском государстве. Они жертвовали деньги на строительство великолепных каменных храмов, многие из которых дошли до наших дней. Наши храмы отличает свой особенный архитектурный стиль, который называют ярославской школой зодчества, в том числе, отличающаяся уникальной техникой изготовления изразцов и прекрасной школой живописи.

Начать мне хотелось бы с великолепного ансамбля церквей Николы Мокрого, состоящего из двух храмов: летнего, богато украшенного великолепными изразцами, пятиглавого с колокольней Никольского и зимнего — скромного без излишеств, приземистого храма иконы Тихвинской Богоматери. Это типичный образец посадского храма, коими так богат Ярославль.

Открывая родной город — славный Ярославль

Ансамбль возник на месте деревянных церквей на топком месте между двух ручьев Ершова и Паутова, впадающих в реку Которосль, отсюда и пошло его название — Мокрый. Но место выбрано не просто так, ранее там располагалось языческое капище. Холодный храм Николы Мокрого был выстроен в 1660—1670 гг. Тихвинская церковь сооружена в 1686 г. на средства купцов Лузиных. В 1690-х гг. к западным фасадам обеих церквей были сооружены удивительно красивые притворы с шатровым верхом, пышно декорированные цветной керамикой. Честно говоря, я больше нигде не видела подобных восьмигранных башенок. До нашего времени лучше сохранился притвор Тихвинской церкви.

К сожалению храм уникален не только своей великолепной росписью и изумительными изразцами, но еще и тем, что около 100 лет здесь не было комплексной научной реставрации. Отсюда и его недоступность для экскурсионного осмотра. Тем не менее, в храм можно попасть во время проводимых там богослужений. Богослужения совершаются в период с Пасхи до Покрова Пресвятой Богородицы. Есть в храме «запрещенная» фреска — это святой Христофор с пёсьей головой. Комбинировать лики святых с животными Церковь запретила, и в XVIII веке в храме Николы Мокрого даже работала целая комиссия: искали образ Христофора, но… так и не нашли. Святой долго находился на «нелегальном» положении, его культурная ценность сегодня возросла многократно: отец Василий, настоятель храма, говорит, что только в трех российских храмах есть такие образы — в Свияжске, в Спасо-Преображенском соборе Ярославля (правда, фреска закрашена) и в храме Николы Мокрого.

Открывая родной город — славный Ярославль

Поскольку сама туда не смогла попасть, взяла фотографию фрески отсюда.

Сегодня храм Николы Мокрого частый герой городских новостей, за сохранность храма и его облика вот уже несколько лет бьются наши градозащитники. Туристу легко добраться до ансамбля, прогуливаясь пешком, либо на велосипеде вдоль Которосльной набережной, адрес: ул. Чайковского, 1. Прокат велосипедов. Тому, кто поселился в Ринг Премьер отеле вообще здесь 2 шага.

Храмовый ансамбль окружен с одной стороны Парком Тысячелетия, где можно прогуляться с детьми, с другой стороны расположился новый Культурно-просветительский центр им. В. В. Терешковой, его планетарий вошел в десятку красивейших в мире согласно рейтингу известного журнала «Популярная механика».

Как я уже писала Ярославская земля и ее люди часто достигают наивысших результатов и конечно же одним из наиболее ярких и знаменательных событий не только города и страны, но и всего мира стал полет в космос 16 июня 1963 года первой женщины-космонавта, уроженки здешних мест Валентины Терешковой. Перед тем, как попасть в отряд космонавтов, Валентина Терешкова работала ткачихой на старинной Ярославской Большой мануфактуре, основанной аж в 1722 году по указу Петра 1, в советское время — Ярославский Государственный Всесоюзный ордена Ленина «Ярославский комбинат технических тканей „Красный Перекоп“». Мы там тоже побываем, но чуть позже, а сейчас послушайте что вспоминают жители района Красный Перекоп о полете Терешковой.

Валентина Терешкова

в музее фабрики «Красный Перекоп» Ярославль, рассказывает о Валентине Терешковой Людмила Булатнова

Ну, а сейчас давайте вернемся к Центру.

Центр включает в себя:

1. Современный планетарий с трёхмерной компьютерной визуализацией;

2. Обсерваторию;

3. Экспозиционно-выставочный зал «История космонавтики»;

4. Познавательно-развлекательный комплекс «Транс-Форс» с:

· интерактивным классом,

· медиа-кафе,

· 5-D аттракцион шаттл.

Уверена здесь будет интересно как взрослым, так и детям.

Если пройти чуть дальше по улице Чайковского, то в одноэтажном деревянном домике под номером 21 можно найти уголок белорусской культуры, бережно сохраняемый дом-музей им. Максима Богдановича. Как и везде в Белоруссии, здесь очень уютно и по-домашнему тепло и гостеприимно. С 1912 по 1914 гг. в доме жил классик белорусской литературы Максим Богданович и его отец, известный ученый, Адам Егорович Богданович. В этом доме поэт подготовил к изданию единственный прижизненный сборник стихов «Вянок», который принес поэту славу, и это единственный сохранившийся до наших дней дом, который снимала в Ярославле семья Богдановичей. В честь поэта одна из улиц нашего города названа его именем.

А сейчас я предлагаю свернуть с ул. Чайковского на ул. Большая Октябрьская и направиться в сторону центра города. Как я уже говорила, Ярославль был богатейшим купеческим городом и сохранил многие жилые дома и постройки своих хозяев. Здесь вы найдете великолепные образчики архитектуры ушедших столетий, среди которых много памятников архитектуры федерального и регионального значения.

Вот лишь некоторые из них: Дом Ивановых, одно из самых древних из сохранившихся жилых зданий — 17 век (ул. Чайковского, 4), Дом Кузнецовых, кон. 18 в. (Мукомольный пер., 4) Дом Донцовых, 19 в. (Большая Октябрьская ул., 44/60), Ансамбль духовной консистории, кон. 19 в., (флигель северный, флигель восточный, главный дом, Собинова ул., 49, 51, 53/42), Склады Пастуховых, перв. треть 18 в. (Большая Октябрьская ул., 39/2), Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, 1748 г. и Церковь Дмитрия Солунского, 1671 г. (Большая Октябрьская ул., 41). «Главное достоинство этой претерпевшей многие изменения церкви — внутри. Это удивительные по красоте росписи, сделанные в 1686 году ярославскими художниками под руководством одного из лучших мастеров, Севастьяна Дмитриева. Фрески поновлялись в XIX веке, поэтому изначальные цвета утрачены, но сами фигуры, лица, расположение, динамика − необыкновенны. Искусствоведы признают их одними из лучших образцов ярославской живописной школы.»

Кстати сказать этот же мастер на 45 лет раньше расписал еще один замечательный храм Николы Надеина, который находится в зоне ЮНЕСКО по адресу: Народный переулок, 2а, его часто проходят мимо, т. к. храм стоит во дворе домов, действует как музей. Вход — 80 руб., выходные дни — понедельник, вторник.

Ну, а мы с вами добрались до улицы Собинова, названной в честь знаменитого оперного певца Леонида Собинова, родившегося в Ярославле в семье купца Виталия Собинова. Подробную историю его жизни и творчества можно узнать заглянув в Дом-Музей им. Собинова (ул. Собинова, 25). Экскурсии проводятся для взрослых и детей любого возраста. Для младших детей (6 — 10 лет) предлагается экскурсия «В доме необыкновенного мальчика». Каждая экскурсия заканчивается прослушиванием музыкальных записей Л. В. Собинова 1901 — 1911 г. Здесь собрана полная информация об одном из блестящих представителей русского музыкального искусства конца XIX — начала XX вв.

В концертном зале музея проводит свои музыкальные собрания Ярославское отделение Московского Шаляпинского центра. Музей — это еще и сценическая площадка, открытая для всех любителей музыки.

Если вы путешествуете с детьми, то вас непременно порадует еще один музей, расположившийся на ул. Собинова, 47 — Музей занимательных наук Эйнштейна. Здесь ваши дети точно не заскучают. Уникальный научно-развлекательный центр создан для того, чтобы показать детям и их родителям, как интересно и весело учиться. Более ста экспонатов могут в игровой форме красочно показать физические и химические процессы — механика, маятники, иллюзии, электричество и многое другое! Все экспонаты в музее интерактивные, а это значит, что их можно и даже нужно трогать руками, уверена ваши дети будут в восторге. В городе также много и других развлечений для семей с детьми: цирк, дельфинарий, зоопарк, новый аквапарк и только что открывшийся Динопарк — парк динозавров.

Прогуливаясь от музея к музею не забывайте смотреть по сторонам, т. к. улица Собинова усыпана архитектурными памятниками. Кстати, здесь расположена гордость не только города, но и страны — одна из сильнейших математических школ России, школа № 33. Все последние годы ежегодно выпускники математических школ Рыбинска, Переславля и Ярославля привозят награды высшего достоинства с международных Олимпиад по математике, так что и сегодня ярославцы стремятся быть первыми, прославляя Ярославию.

Я люблю прогуляться тихими и порой даже несколько сонными улочками центральной части города, в них есть свой уют, тепло и очарование. Здесь отдыхается, особенно это чувствуется на контрасте с шумной, энергичной, деловой Москвой, когда я приезжала оттуда на выходные, мне казалось, что время замедлилось. Вообще, побродите по центру: улицы Республиканская, Ушинского, Кооперативная, Советская, проспект Октября, улица Свободы, Терешковой, Пушкина, Свердлова, Трефолева, Комсомольская, Первомайская, Флотский спуск, Некрасова.

Кстати сказать, Ярославская земля еще и родина великого русского поэта Николая Некрасова, памятник которому установлен на Волжской набережной.

Открывая родной город — славный Ярославль

А если вас интересует его биография, вы можете заглянуть в Музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха», правда находится он не в городе, а за его чертой, но добраться до него достаточно легко.

Ярославль — родина первого русского общедоступного театра, основоположником которого был Федор Волков. Труппа Волковского театра радует зрителя интересными спектаклями, многие из которых являются постоянными участниками театрального фестиваля «Золотая маска», театр уже имеет 4 премии фестиваля. Вообще, коль речь зашла о культуре и фестивалях, то не лишним будет сказать, что ежегодно в августе на яблочный спас над городом плывет колокольный звон фестиваля «Преображение». Знаменитый музыкант с мировым именем Юрий Башмет проводит в Ярославле ежегодный Международный музыкальный фестиваль, концерты могут проходить на открытой площадке в саду Губернаторского сада, это чарующе прекрасное очарование музыки, природы и архитектуры. Любителям театра я так же рекомендовала бы обратить свой взор на афишу Камерного театра, находящегося так же в центре на улица Свердлова, 9.

А сейчас я хочу вас отвезти в район города, где сама, несмотря на то, что родилась в здешнем роддоме на ул. Семашко, если честно гуляла впервые. Объясняется это просто — долгое время район считался неблагополучным, маргинально криминальным, особенно в 90-е годы, и хотя ситуация изменилась, негативный шлейф по инерции тянется за районом, но реальность продолжает меняться в лучшую сторону и сама того не подозревая, я оказалась на гребне волны этих изменений. Все, что я сейчас расскажу, сама узнала только что. Речь пойдет о рабочем, фабричном районе Красный Перекоп.

Это район, где жили династии ткачей и кожевников, так называемые заречные слободы, центром которых являлась Ярославская Большая Мануфактура (ЯБМ), помните, я говорила что на ней работла Терешкова.

В начале XX века население на фабрике составляло треть всего Ярославля. Рабочих было 7277, что составляло половину рабочих всего города. Но обо всем по порядку.

Мне реально очень повезло, и я с удовольствием делюсь с вами крупицами моего везения. Во время сбора материала, мне удалось попасть в группу музейных сотрудников из российских городов, для которых проводилась лекция по району Красный Перекоп и территории ЯБМ и тут мне открылся огромный, безумно интересный и неизвестный для меня пласт истории города.

вид на Ярославскую Большую Мануфактуру

вид на ЯБМ с противоположного берега Которосли, снято с двух мостов — железнодорожного и автомобильного. Район Красный Перекоп

Открывая родной город — славный Ярославль

Сегодня все это сохраняется благодаря самоотверженности и преданности отдельных жителей города. Как водится на Руси, несколько женщин, взвалив на свои хрупкие плечи тяжелейшую ношу вот уже несколько лет несут это бремя, борясь не просто за сохранность исторической ценности района, но и за его развитие культурное и социальное. Для начала я попала на лекцию Юлии Кривцовой, одной из создательниц проекта «Текстиль», активисты которого превратили пустующие хлопоковые склады ЯБМ 18–19 веков в интересное и увлекательное общественное пространство. Эта площадка регулярно собирает жителей района различных возрастов и занятий, а также и всех его гостей на так называемые «городские выходные» в рамках которых проводятся всевозможные мероприятия: это и организация блошиного рынка, проведение мастер-классов по столярному делу. Подробнее о расписании мероприятий читайте здесь.

Здесь у горожан есть возможность общения и знакомства со всем новым, что происходит в городе, а также с его историей. Пока еще редкие туристы активно вовлекаются в происходящие процессы. Работает интересный проект «Человек красит место», цель которого — улучшение заброшенных мест в городе силами самих жителей, волонтеров и художников. Отдельные результаты этой деятельности можно увидеть уже и сегодня.

ЯБМ основана одним из богатейших русских купцов гостиной сотни Иваном Максимовичем Затрапезновым и была одной из самых первых и крупных в то время в стране. Посмотрите на торговую марку, это же целое произведение искусства, обратите внимание на девиз Затрапезнова «СЛАВА ТРУДОМ РОЖДЕННА».

Открывая родной город — славный Ярославль

Я где-то читала, что качество производимого сукна было настолько высоким, что некоторые скупали его и потом перепродавали по более дорогой цене под видом английского сукна. Вам это ничего не напоминает? Разве сегодня не происходит тоже самое, когда товары, произведенные в России продаюьтся под видом иностранных, т. к. лучше раскупаются и к ним больше доверия. Странно… Странно как мы сами себя не умеем ценить.

Если честно, для меня было открытием эта купеческая фамилия, как справедливо заметила Надежда Николаевна мы чаще вспоминаем имена купцов Вахрамеевых, Демидовых, Пастуховых и ни разу я не слышала о Затрапезновых и Карзинкиных.

Основатели ЯБМ Затрапезновы и их последователи Карзинкины

Надежда Николаевна Балуева рассказывает об основателях ЯБМ Затрапезновых и их последователях Карзинкиных, история основания ЯБМ, откуда пошло слово «затрапезный» и что оно изначально значило. Вообще конечно Надежда Николаевна редкой души человек, сегодня таких мало, она беззаветно влюблена в свой край, гляда на нее, понимаешь что земля наша держится вот на таких энтузиастах, бережно сохраняющих для всех нас наши корни, традиции, историю.

Сегодня музей на базе комбината во главе с Людмилой Булатновой (к сожалению, поскольку музей находится на территории комбината просто с улицы в него не попасть), общественная организация «Петропавловская слобода» во главе с Надеждой Николаевной Балуевой и проект «Текстиль» совместно борются за создание и открытие нового «Музея фабрик» и их можно поздравить с получение гранта. Очень надеюсь, что в скором времени нам предстанет один из самых интереснейших музеев города. А пока смотрите короткий экскурс по музею фабрики настоящему.

в музее фабрики

короткая экскурсия по музею фабрики «Красный Перекоп», ранее Ярославская Большая Мануфактура

Главным идеологом и вдохновителем фабричного района, как я уже писала, является изумительнейший человек, историк Надежда Балуева, два с половиной часа ее экскурсии и прогулки по району пролетели как один миг и реально ошеломили меня. Я предлагаю Вам посмотреть некоторые эпизоды этой увлекательнейшей экскурсии.

Институт технических тканей

про Научно-исследовательский институт технических тканей (НИИТТ) Департамента текстильной промышленности РФ

Вот здесь, проходя мимо жилых корпусов ЯБМ Надежда Николаевна приводит сравнение с Чикаго.

Наш Чикаго

Корпуса домов для фабричных

Кстати, сравнение с Чикаго не ново. В 1811 году в Рыбинске была построена первая в провинции и третья в России товарная биржа. Вскоре она стала третьей по товарообороту в мире после Одессы и Чикаго. Ярославская губерния в очередной раз оказывается впереди.

Во время экскурсии мы не просто слушали удивительный рассказ, но еще и с удовольствием слушали пение Надежды Николаевны народных песен и играли в веселые старорусские игры.

фольклор

Надежда Николаевна Балуева поет русские песни, играем в старинные русские игры

К сожалению, сегодня не просто попасть на подобную экскурсию, но возможно, если вы в составе группы и заранее созвонитесь и спишетесь с Надеждой Николаевной. Кстати, в своем жилом доме эта уникальная женщина открыла народный музей «Дом фабричных Волковых». Подробнее об их деятельности читайте здесь. Кому интересно, обращайтесь за контактами.

церкви на ул Стачек

о церкви Николы на Меленках и церкви Андрея Критского, улица Стачек

Тем не менее, здесь много чего любопытного и для самостоятельного осмотра: Комплекс жилых зданий Ярославской Большой мануфактуры: дом для служащих, казармы для рабочих, конец 19 века (г. Ярославль, ул. Семашко, 13, ул. Калмыковых, 3, 4, 6, 7, 8, ул. Стачек, 63в, литеры Г, И), Церковь Андрея Критского, Иоанна Сопостника, и Гавриила Архангела, нач. 20 в. (Стачек ул., 58), Церковь Николы Меленки, кон. 17 в. (Стачек ул., 58а), здание школы, 1924 г. (Будкина ул., 9), кстати сказать это первое каменное здание, построенное после событий белогвардейского мятежа 1918 года, здание клуба, где когда-то выступал и Шаляпин и проводились митинги рабочих ЯБМ (Стачек ул., 53), великолепный ландшафт Петропавловского парка и его построек 17–19 веков, памятник федерального значения.

Церковь Петра и Павла, пруды

Конечно я перечислила далеко не все, уверена эта прогулка однозначно не оставит вас равнодушными. Кстати сказать, совсем скоро Ярославская Большая Мануфактура будет праздновать свое 300-летие, срок не малый, надеюсь к этому времени еще многое успеет измениться в лучшую сторону.

Следующий объект района Красный Перекоп, с которым мне хотелось бы вас познакомить поближе ошеломляет своей красотой, величественностью, искусным мастерством его создателей, я говорю о храме, изображение которого вы видите на тысячной купюре — Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, другое ее название — церковь в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи. К стыду своему, я впервые за свою жизнь побывала здесь, хотя конечно знала о нем, читала, но не думала, что там музей и он открыт для регулярного посещения. Дело в том, что церковь находится в промышленной зоне, закрыта деревьями и производит впечатление закрытого места. Вот так, сама того не подозревая, я в поисках интересного материала совершила увлекательнейшее путешествие по родному городу. Я замечаю, так часто случается, мы порой объедем полмира в поисках уникального, а оно здесь рядом, под боком. Так что, если вы не можете себе позволить куда-то поехать, не грустите, берите ноги в руки, фотоаппарат и узнавайте свой город. Уверена, найдется много любопытных страниц его истории.

«Церковь Иоанна Предтечи знаменует собой вершину ярославской школы зодчества XVII века. Ансамбль состоит из основного здания храма, колокольни и Святых ворот. Самая красивая, самая живописная, самая художественная ярославская церковь. Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле находится под охраной ЮНЕСКО.» Я полностью поддерживаю сию оценку, это действительно завораживающе прекрасный образец исконно русской архитектуры, творчества, фантазии ярославских, русских мастеров. У церкви Иоанна Предтечи нет ни одной детали, несвойственной русскому зодчеству, и не использованной ранее. Эта церковь реально самая-самая в нашем городе. Кстати сказать, до недавнего времени, она еще была и самой высокой церковью в Ярославле пока не построили Успенский собор на Стрелке. Удивительно как она смогла сохраниться, иконостас церкви сегодня находится в Спасо-Преображенском монастыре.

Церковь Иоанна Предтечи

Храм Иоанна Предтечи — одухотворенное творение рук человеческих и наглядное подтверждение пика расцвета Ярославля в 17 веке. Жители слободы, а здесь проживали кожевники, хотели иметь в своем приходе наиболее грандиозное. Они решили построить храм, какого еще не было в Ярославле и им это удалось. «Строили храм на собранные „всем миром“ деньги. В строительстве принимали участие все жители Толчковской слободы. А „воздвигла Божий храм сума торговая“ и труды и усердие горожан. Усердие было так велико, что жертвовали не только деньгами и драгоценностями, отдавали и торговые лавки, и дома. Кто не мог пожертвовать деньги, предлагал свои руки для выполнения работ на строительстве храма. Средства собирались не в одном Ярославле, а и далеко за его пределами, например, в Казани, с которой Толчково вело торговлю кожами и сафьяном. Строительство длилось 16 лет, с 1671 по 1687 года. Результат всех усилий был просто великолепен. Храм удался на славу».

Церковь уникальна своими 15 главами и росписью. «здесь столпообразные приделы уравнены по высоте с основным храмом и, вместо шатров, завершаются изящными пятиглавиями. Именно эти завершения и придают храму такой живописный и необычный вид. Такое пятиглавое завершение приделов впервые встречается в ярославском зодчестве. Казалось бы, незначительное новшество, но оно поразительно изменило традиционный облик храма. Создается впечатление, что у храма пятнадцать глав!»

Открывая родной город — славный Ярославль

«К сожалению, автор проекта и руководители возведения этого замечательного храма нам не известны. Но сохранились имена тех мастеров, которые занимались внутренней росписью церкви. Известно, что над фресками работало 16 изографов, которыми руководили потомственный иконописец Дмитрий Григорьевич Плеханов и молодой мастер Федор Игнатьев.

Всего же в церкви насчитывают более 500 сюжетных картин. Такой объемной и качественной стенописи нет более нигде в мире. Примечательно, что иконописцы, чтобы сделать библейские сюжеты понятнее простым людям, добавляли много характерных русских деталей — принятые в те времена фасоны одежды и повседневные орудия труда. Сама роспись заняла всего один год. Это говорит о высочайшей квалификации работавших в церкви мастеров.»

Если честно, мне кажется, я могу долго петь ей дифирамбы, так же как не могла остановится, фотографируя все больше и больше, здесь каждая мелочь, каждая деталь обращают на себя пристальное внимание. Но сколько бы я ни говорила, это все равно не передаст всего того впечатления, которое она производит, не передаваема та неповторимая аура, которой обладает храм. Так что приезжайте и любуйтесь, впечатляйтесь. Сегодня реставрационные и исследовательские работы в церкви продолжаются. Богослужения в этом храме не проводятся. Осмотреть его внутри можно с 10.00 до 17.00, кроме понедельника и вторника, стоимость входа 80 рублей.

Ну и завершающим объектом, куда мне хотелось бы вас привести будет восхитительный храмовый ансамбль в Коровниках, включающий в себя Церковь Иоанна Златоуста 1649—1654 гг., старообрядческую церковь Владимирской иконы Божьей Матери, колокольню — Ярославская свеча и Святые ворота.

Вот интересно, в тот день, когда мы ездили в храмы стояла солнечная погода и именно тогда, когда я приезжала на место начиналась гроза, а как уезжала, появлялось солнце, это так совпало или что-то за этим есть?

Обычно, силуэт этого ансамбля гости города видят, прогуливаясь по Стрелке, но его нужно рассматривать детально. Наибольший интерес и внимание конечно же привлекает шикарный храм Иоанна Златоуста, строился он на деньги богатых посадских людей Федора и Ивана Неждановских. Не сложно заметить его архитектурного сходства с Церковью Иоанна Предтечи и в тоже время это совершенно разные храмы и каждый по своему интересен и уникален.

Дело в том, что ансамбль в Коровниках появился раньше и следующий строился по образу и подобию, но с запросом на более грандиозное и впечатляющее. Строители стремились превзойти совершенство храма в Коровниках. К слову сказать, это не единственный случай, когда Церковь Ионнаа Златоуста служила примером ярославским зодчим. Она стала «своеобразным образцом дальнейшего развития ярославского зодчества. Ее удачное объемно-пространственное решение и совершенные пропорции вдохновляли строителей других ярославских храмов. В церкви Спаса на Городу повторены формы ее приделов, а в церкви Николы Мокрого — почти полностью вся композиционная схема храма Иоанна Златоуста в Ярославле.»

Церковь в Коровниках — это еще одна крупная жемчужина в ожерелье церквей Ярославля, где самое почетное место занимают три церкви: Церковь Иоанна Златоуста, Церковь Ильи Пророка (в зоне ЮНЕСКО, площадь Советская) и Церковь Иоанна Предтечи. Все они находятся под патронажем ЮНЕСКО. Заметьте, все были построены на деньги местных купцов, ремесленников, город был реально очень богат, что подтверждают роскошные изразцы, настенная живопись, фигурный кирпич, которыми украшены церкви, да и габариты их впечатляют.

В декоре церкви особенно выделяется изразцовый наличник на окне центральной апсиды алтаря. Он был создан примерно через сорок лет после постройки храма. Высота наличника 8 м, ширина около 5 м. Признан непревзойденным шедевром изразцового искусства Ярославля.

Открывая родной город — славный Ярославль

Рассматривая в объектив камеры церковь Иоанна Златоуста я обратила внимание на одну ее особенность, которых не наблюдала ранее в других церквях, а именно на его западных углах — пучки полуколонок с белокаменными капителями и изразцовые вставки, оказывается, этот декор был внесен следующим поколением зодчих в 1680-х. Для лучшего освещения в четверике прорубили широкие окна, окаймленные нарядными наличниками и вместо плоских лопаток появились эти изящные решения в оформлении.

Обратите внимание на великолепие крылец, фронтоны которых украшены чудесными орнаментальными композициями из изразцов, а «входные арки с белокаменными гирьками тончайшей резьбы являются самыми высокими образцами этого очень распространенного в Ярославле декоративного приема».

Открывая родной город — славный Ярославль

Красочную палитру храма так же обогащают цветные витражи, выдержанные в красно-сине-зелёных тонах. Нельзя пройти мимо изразцового наличника на окне центральной апсиды алтаря. Он так же был создан позже, примерно через сорок лет после постройки храма.

Сегодня храм закрыт для посещения, его можно осмотреть лишь снаружи, но это того стоит. Добраться сюда удобнее всего на машине, а спустившись к реке вы сможете созерцать великолепие панорамы Ярославской Стрелки.

Открывая родной город — славный Ярославль

Не могу не сказать еще об одном знаковом историческом месте — Тугова гора. Коль скоро мы приехали на Малый остров в Коровники, то и сюда нужно заглянуть, тем более что это совсем близко. На Туговой горе находится смотровая площадка, которая позволяет полюбоваться с высоты на панорамы центра города. Кроме того, здесь вы найдете церковь Параскевы Пятницы, 17 век, и одно из старинных кладбищ города, где захоронено немало знаменитых ярославцев — купцы и мещане, чиновники, церковные иерархи, деятели культуры, так же стоит памятник жертвам блокады Ленинграда. Тугова гора — это древняя легенда, здесь состоялась битва с ордынцами в 1257 году, и на кладбище при входе вы увидите крест погибшим воинам, здесь особое по своей энергетике место, покойное. Подробнее о Туговой горе читайте здесь.

В Ярославле каждый найдет себе развлечение и занятие по душе, здесь легко дышится и отлично отдыхается. На улицах города легко можно увидеть съемочную группу, снимающую кино и посмотреть как это делается. Кстати, коль скоро я вспомнила о кино, рекомендую внимательно пересмотреть такие фильмы как «Большая перемена» и «Женщины», в них отлично отображен город советского послевоенного периода в 50-е и 70-е годы. Ярославль всегда был и остается популярной площадкой для съемок. Говоря о кино, нельзя не вспомнить еще об одном достойном сыне ярославской земли — Алекса́ндре Петро́ве, русском художнике-мультипликаторе, ставшем обладателем премии «Оскар» в 2000 году за потрясающий анимационный фильм «Старик и море», если вы его еще не смотрели, то обязательно сделайте это, у Петрова своя уникальная техника изображения, кстати художник и сейчас живет и творит в нашем городе.

Ну вот и все на сегодня, надеюсь вам понравилась наша экскурсия, так что Ярославль ждет вас в гости. А я буду готовить следующие материалы о нашем городе, ибо их очень много и начав писать этот рассказ, я поняла, что он не умещает все, что я хочу показать и рассказать.

В городе много отелей на любой вкус и кошелек, их легко найти на www.booking.com Приезжайте с друзьями, семьями на машинах, велосипедах, самолетах (у нас есть аэропорт), на поездах, здесь вам всегда рады.