Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Переславль-Залесский — Россия Июль 2017

В переславле-Залесском мы были уже не первый раз, но этот, казалось бы, небольшой городок так богат всякой всячиной, что мы практически не повторили маршрут прошлых лет.

Город название получил в честь более древнего города — Переяславля, находящегося сейчас на территории Украины. Основанный Юрием Долгоруким город находился за лесами в Залесье — области полей и земледелия; поэтому к названию города стали добавлять дополнительное определение: Переяславль-Залесский. С 15го века произношение изменилось на Переславль-Залесский. На протяжении ряда лет Переславль был столицей обширного княжества. Здесь родился, жил и княжил выдающийся государственный деятель и полководец Александр Невский. Поэтому посещениегорода мы начали с музея Александра Невского.

На родину Александра Невского

Музей этот достаточно новый, основан в 2012 году, очень небольшой — всего одна комната. В начале каждого часа проходит экскурсия. Ах, какой же там чудесный экскурсовод! Давайте сначала войдем в музей. Прежде всего экскурсовод рассказала про биографию Александра Невского, его родословную и происхождение.

А так же показала карту того времени и макет города Переславля.

На родину Александра Невского

А вы знаете, как решалась в семье судьба мальчика в те времена? В 6 лет мальчик проходил постриг (на голову надевали горшок подходящего размера, а все лишнее состригали), давали в руки деревянный меч, сажали на коня — и ребенок должен был пройти три круга, сидя на коне. Если мальчик этот «экзамен» прошел — усидел, не выронил меч, не капризничал — значит его воспитывали как воина, а если экзамен был провален — то отдавали в монастырь на воспитание монахам. Так вот юный Александр Невский этот экзамен выдержал с честью!

Следующий стенд — Макет «Три воина»: рыцарь Тевтонского ордена, татаро-монгол, русский ратник.

На родину Александра Невского

Он развенчивает миф о том, что причина победу русских в Ледовом побоище — это тонкий лед и тяжелое снаряжение противника. У наших снаряжение было ничуть не меньше весом, а то и больше! Одна кольчуга чего стоила!

Кстати, в музее достатчно много старинного оружия и монет.

Кроме этого в музее хранятся иконы с ликом Александра Невского

На родину Александра Невского

и большая коллекция орденов и медалей его имени.

На родину Александра Невского

Последняя экспозиция — та самая Невская битва, за победу в которой Александр Ярославович и получил своё «прозвище» — Невский.

Как подумаю, что в эту пору ему было всего 20 лет?!

Прямо напротив музея — Музей-Заповедник Переславль-Залесский. Он расположен в зданиях упразднённого в 1744 году Горицкого монастыря. Первоначальная история Успенского монастыря известна мало. Основан он был, вероятно, в начале XIV столетия при Иване Калите. В 1382 году монастырь был разорен отрядами татарского хана Тохтамыша, а затем восстановлен при содействии жены Дмитрия Донского великой княгини Евдокии. В 1744 году Успенский-Горицкий монастырь начал именоваться кафедральным и должен был стать местом пребывания архиепископа — архиерейским домом. Задумав создать роскошную резиденцию, первые руководители епархии начали разрушать древнейшие сооружения для того, чтобы на их месте или рядом возвести более высокие и более пышные здания, которые соответствовали бы изменившимся вкусам века. В 1788 году Высочайшим указом Переславскую епархию упраздняют. Прекращаются строительные работы, разъезжаются из Гориц церковные сановники, пустеют палаты и храмы, часть колоколов увозят в Петербург на колокольню Петропавловской крепости, а богатую ризницу отправляют в Москву. Постепенно нчалось опустение и разрушение юылой роскоши. Но в мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей — один из первых музеев, созданных в молодом Советском государстве. Что же там сейчас?

Восточные, или Проездные, ворота — сохранены с 17-го века

Палата привратника

Внутри кассы музея и памятник Юрию Долгорукому.

На родину Александра Невского

Богоявленская церковь с колокольней 18го века.

На родину Александра Невского

В настоящее время верхний ярус колокольни служит смотровой площадкой для посетителей. Отсюда открывается великолепный вид на город и его окрестности.

Успенский Собор, 18й век сейчас полностью в лесах.

На родину Александра Невского

Хорошо сохранились стены, окружающие монастырь

На родину Александра Невского

и возведена свежая башенка, с которой открываются потрясающие виды.

На родину Александра Невского

Всехсвятская церковь, 17й век.

На родину Александра Невского

судя по сохранившимся деталям убранства и конструкциям, сооружалась во второй половине XVII века, по-видимому, в его последние десятилетия. На фасадах церкви сохранились нарядные белокаменные оконные наличники, полуколонки по углам, декоративные полукружия, расположенные в верхней части стен. Здесь расположены две выставки музея: Серебряная кладовая (сокровища монастырских ризниц XVI—XIX вв.) и Венок усадьбам (предметы интерьера из дворянских усадеб).

Дальше вход на основную экспозицию музея.

На родину Александра Невского

Там можно посмотреть несколько выставок: Древнерусское искусство XV—XVIII вв.(иконы), Русская живопись XVIII—XX вв., Деревянная скульптура и резьба XVI—XIX вв., Искусство русской деревни.

Дальше крошечная уерковь Георгия Победоносца и симпатичный прудик.

На родину Александра Невского

Времени в этом музее заповеднике можно провести очень много, особенно если все экспозиции посещать с чувством, толком и обстоятельно. Но у нас в этот раз была другая цель, к нам приехали гости из Израиля, и 15-тилетнему подростку нужно было показать что-то интересное, например частные дома, природу и т. д. Поэтому мы в этот раз ограничились лишь внешним осмотром бывшего Горицкого монастыря и поехали дальше.

Следующим пунктом программы был Музей радио — я рассказывала о нем в прошлой публикации. От музея, кстати, отлично виден Горичкий монастырь.

На родину Александра Невского

После музея радио все подумали, «а не пора ли нам подкрепиться?» — и мы поехали в уже известное нам кафе «Ботик».

Очень рекомендую — внутри стилизовано всё на морскую тематику, готовят очень вкусно 9особенно судака), цены просто смешные, а вид из окна на Плещеево озеро дополняет прелести этому заведению.

На родину Александра Невского

Подкрепившись мы отправились в Музей-усадьбу «Ботик Петра Первого». один из первых музеев России, был основан в 1803 году, хотя история его началась более чем за век до того, когда в 1688 году в Переславль приехал юный царь Петр.

Вид просторного Плещеева озера подал ему идею устроить здесь свою «потешную» флотилию.

На родину Александра Невского

Строительство началось безотлагательно, в июле—августе 1688 года, под руководством голландского корабельного мастера Карштена Брандта, в устье Трубежа. К 1689 году почти вся флотилия, за исключением главного судна, была готова. Петр лично принимал участие в строительстве яхт и ботов. За несколько месяцев близ села Веськова был выстроен целый городок: деревянный дворец, хозяйственные постройки и даже походная церковь. Возобновилось строительство судов — на этот раз уже крупных, в том числе был выстроен 30-пушечный фрегат «Марс», названный в честь античного бога войны. Первая флотилия Петра была, конечно, главным образом учебной — как для русских кораблестроителей, так и для будущих моряков. В 1693 году Петр I уехал в Архангельск — строить новую флотилию, уже не «потешную». Флотилия простояла до 1783 года под некоторым присмотром, однако, видимо, недостаточным: она практически полностью была уничтожена пожаром. Уцелел лишь один бот «Фортуна», который, как утверждает предание, строил сам Петр I.

В 1803 году за одно лето был выстроен музей, в котором центральное место занял бот «Фортуна».

На родину Александра Невского

Вся усадьба находится в очень красивом месте,

и состоит из Ботного дома 1803 года

, Памятника Петру Великому 1852 года,

Ротонды 1852 года — это здание было для приемов и танцев,

На родину Александра Невского

и Белого дворца 1852 года.

Дальше мы поехали во многими любимый музей чайников.

На родину Александра Невского

Самая большая ценность этого музея- это экскурсоводы — такого задора и энтузиазма ядавно не встречала. Искрометный юмор, загадки, игры — в этот музей нужно всем!

На родину Александра Невского

Ну и последним пунктом программы в этот день стал Музей истории денег.

Я обязательно расскажу о нем в следующей публикации, ведь про деньги же всем интересно)

Конечно, это далеко не всё, что можно было посетить в Перславле Залесском. За кадром остались монастыри и церкви (которые были не интересны нашим гостям), чисто физически по времени (учитывая, что поехали мы одним днем, да еще и с малышом) мы не успели в музей паровозов, самоваров, смекалки, масок, карет — представляете, сколько тематических музеев собрано в одном небольшом городке? А ведь там еще есть вотчина царя Берендея, «Русский парк», дендропарк… Прийдется ехать в этот город третий раз!)