Турист Vladimir Danilov (Volodimire)
Vladimir Danilov
был 30 мая 2021 9:35

Архыз — Россия Июль 2017

10—11 июля Я отправился в свой первый одиночный поход. За 4 дня, что имелись у меня между отъездом одной группы и приездом другой, рассчитывал пройти от пер. Федосеева до пер. Чилик и рассмотреть без малого десяток горных озёр, разбросанных под хребтом Абишира-Ахуба. Забегая вперёд скажу, что поход удался, но с изрядными, важными оговорками.

Одиночный поход на Абишира-Ахуба, который закончился не так, как планировалось

Лето в этом году приходит в горы не слишком торопливо. В начале июля на «народной тропе» к Софийским озёрам всё ещё лежал снег, что вселяло опасения — проходим ли вообще маршрут по Абишире-Ахубе, или без кошек, ледоруба, веревок и надежного напарника там делать нечего? Я всё же решил рискнуть и, как минимум, подняться на перевал Федосеева, чтобы своими глазами оценить дальнейшие перспективы.

Увиденное обрадовало: даже на северной стороне перевала, под самым гребнем, осталось не так много снега, а дальнейший маршрут, — вниз метров на 500 по вертикали, — представился и вовсе летним, цветущим и сухим. Заключительный сеанс связи с друзьями, несколько фото с перевала — и я пошёл на «тёмную сторону Луны».

Одиночный поход на Абишира-Ахуба, который закончился не так, как планировалось

Самое ценное и восторгающее в маршруте по озёрам Абиширы-Ахубы — это виды, которые открываются сразу с нужной стороны. После длинного, тягучего, изматывающего подъема на перевал начинается кайф: одна долина сменяет другую, при этом каждая следующая не похожа на предыдущую. И обязательно, непременно, справа или слева покажется чаша со сверкающим озером.
Лунный пейзаж Турьего плато сменяется ещё более серым, безжизненно-космическим цирком. От этой удивительной картины захватывает дух, особенно когда задумываешься, что во всей этой огромной долине ты совершенно один. От края до края, от хребта до хребта — никого, только осыпь шуршит под ногами и снежники слепят глаза.

Одиночный поход на Абишира-Ахуба, который закончился не так, как планировалось

Стоит перебраться через пер. Мылгвал, как под ногами появляется иссиня-чёрное Подскальное озеро. А за ним — мягкие, сглаженные, поросшие лугами отроги хребта, спускающиеся в долину р. Кяфар. Где ещё вот так, за пару часов прогулки, сменишь лунные кратеры на декорации рекламы шоколада «Милка»?

Возможно, эта призрачная лёгкость маршрута и сменяющиеся картинки и сыграли со мной злую шутку. От изначального плана, — добраться до оз. Перевального, или хотя бы Лазурного и там устроиться на ночлег, — Я и не думал отказываться, несмотря на потяжелевшие ноги и потихоньку отключающийся разум. Хотя ещё утром сам себя мысленно покалывал: «ты один, будь вдвойне осторожен и втройне аккуратен; здесь ты сам за себя, и что бы ни случилось, помощи ждать неоткуда».

Одиночный поход на Абишира-Ахуба, который закончился не так, как планировалось

В нескольких сотнях метров от Лазурного, когда оставалось преодолеть короткий подъем и пройти небольшим плато, я поленился обойти снежник снизу и решил пересечь его напрямую. Казалось бы, какие-то тридцать метров — но, как оказалось, фатальным может оказаться каждый из них. На уклоне соскользнула нога, треккинговая палка, которой я пытался остановить себя, переломилась пополам. На спине, головой вперед я поехал вниз.

Подумать ни о чем не успел. Все пришло позже, когда уже вылез из проталины между небольшим скальным выступом и злополучным снежником. Щель остановила мое скольжение вниз, где начинается осыпь, но могла и закончить моё пребывание на Земле, приземлись я не на рюкзак, а на ноги или голову. Или окажись щель чуть глубже, или пролети я до следующего уступа на полтора метра ниже… Мне повезло. Невероятно повезло. Повезло отделаться глубокой царапиной на руке и улетевшими в небытие очками.

Одиночный поход на Абишира-Ахуба, который закончился не так, как планировалось

Я добрел до озера, поставил палатку. Не хотелось ни есть, ни пить, ни фотографировать. Хотелось домой и к семье. Которую я так неразумно, из-за собственной беспечности, усталости и лени мог потерять. Залез в спальник и принялся ждать утра, чтобы поскорее вернуться вниз — туда, где ловит телефон, где ты не один. Разумеется, в таком состоянии не могло быть и речи о том, чтобы продолжать путь к неизвестным озерам и перевалам. Я решил возвращаться тем же, уже изученным и казавшимся надежным и знакомым путём.

На рассвете сделал несколько фотографий, позавтракал и внимательно и аккуратно, но всё же слегка торопливо двинулся в обратный путь. Ещё до полудня добрался до перевала Федосеева, в обед был в Архызе, а вечером рейсовым автобусом поехал домой, к жене и дочке. Увидеть их было единственным желанием после падения в проталину.