Турист Наталия (natchen)
Наталия
была 23 апреля 17:32

Пейдж, Моаб — США Май 2017

"Место между скалами, где нет деревьев" - так на языке индейцев Навахо называется, пожалуй, один из самых ярчайших символов Америки, который ежегодно притягивает к себе миллионы туристов со всего мира.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Долина Монументов — это легенда. И в первую очередь, конечно, легенда американского кинематографа. Я даже не берусь здесь перечислять фильмы, снятые на фоне этих аскетичных пейзажей, т. к. список будет таким внушительным и огромным, что сразу понимаешь абсурдность данной затеи. Мог ли предполагать и мечтать о таком феерическом успехе Гарри Гаулдинг, бегая по кабинетам Голливуда с пачкой фотографий Долины в надежде убедить режиссеров и продюсеров в исключительности и колоритности этого места. Но его не слышали, не видели и не замечали. Однако все-таки удача улыбнулась Гаулдингу, а может быть Голивуду или нам простым смертным, с таким упоением и наслаждением получающим удовольствие от просмотра американских фильмов. В 1938 году в Долину Монументов со своей съемочной группой приезжает режиссер Джон Форд, и вскоре после этого в прокат выходит один из классических вестернов Америки «Дилижанс». Но все это история. Хотя, нет, это только история славы равнины, которая является частью плато Колорадо, и на которой так эффектно смотрятся одинокие скалы-останцы.

Не могу сказать, что я мечтала увидеть Долину Монументов и ждала встречи с ней. Конечно, было интересно посмотреть на эти раскрученные и известные в широких кругах пейзажи, но фотографии почему-то оставляли меня абсолютно спокойной, не предвещая сильных и бурных эмоций. Тем неожиданнее оказались мои внутренние волнения, как только эти истуканы появились на горизонте.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Мы уже третий день колесили по резервации индейцев Навахо, сталкиваясь с ними постоянно в повседневной жизни, но за все это время я ни разу не испытала того интереса, который вызывают во мне их южноамериканские собратья и места их обитания. Даже такие красоты как озеро Пауэлл и каньон Антилопы, виденные накануне, воспринимались мной исключительно как природные шедевры, никоим образом не завязанные на народы, веками обитающие на этих землях. Здесь же все было пропитано индейским духом. Ощущения, испытываемые мною в тот момент, были сродни замешательству, любопытству и благоговейному трепету. И этот коктейль интриговал и обескураживал.

Глядя на эти монументальные образы, очень сложно было поверить в то, что они сотворены природой. Казалось, что без руки человека здесь не обошлось никак. А учитывая огромные размеры и масштаб этих изваяний, складывалось ощущение, что эти памятники были установлены не иначе как богами и для богов. И то, что американским властям пришлось быть достаточно убедительными, чтобы уговорить индейцев пускать на эти земли туристов, причем по строго определенным тропам и маршрутам, говорит, в том числе и о том, насколько эти места священны для навахо.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Долина Монументов расположена на перепутье дорог между городами Пейдж и Моаб и южной частью Гранд-Каньона, так что как бы вы не хотели, мимо нее проехать у вас не получится никак. Площадь парка огромная 37 000 га, но для осмотра туристам доступна незначительная часть, ознакомиться с которой можно либо пешком, либо на собственном автомобиле или в составе группы на джипе.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Причем, поездка на личном авто вам обойдется гораздо дешевле групповой. Хотя, все относительно, и именно здесь можно проверить на практике как работает поговорка «скупой платит дважды», т. к. дороги в парке местами настолько убитые, что попасть на дополнительные расходы по ремонту машины не составит никакого труда. В нашем случае была ситуация, когда легче было дойти до обзорной площадки пешком, чем пытаться маневрировать между ямами и колдобинами.

Каждому монолиту в Долине уже навязан свой визуальный шаблон. Причем, судя по названиям, имена камням придумывали явно не индейцы. Ни один нормальный навахо не будет называть останцы именами капитанов, воевавших в 1864 году в отряде Д.Кастера, изгнавших индейцев с их исконных земель. Например, Merrick Butte.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Надо сказать, что с чьей-то легкой руки в интернете из рассказа в рассказ кочует информация, что Меррик (Merrick Butte) и Митчелл (Mitchell Mesa) были старателями, убитыми своими же «соплеменниками». Не будем углубляться в дискуссию и выяснять, кем же на самом деле были эти мужчины, в любом случае идея назвать так монолиты вряд ли принадлежала представителям племени Навахо.

Еще не въезжая на территорию парка, из туристического центра уже открываются потрясающие виды на Долину Монументов.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Эти фантастические пейзажи образуют камни-останцы разнообразные как по своей форме, так и по высоте.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Эти каменные столбы поистине гигантские и поднимаются на высоту до 300 метров. От них исходит такая сила и мощь, что попав в их поле действия, чувствуешь сильнейший магнетизм, не в силах оторвать от них своего взгляда.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Последний кадр сделан со смотровой площадки John Ford’s Point, названной в честь того самого режиссера, который первым рискнул снять фильм в Долине Монументов. Очень эффектные виды открываются с этой обзорной площадки, где помимо панорамы на Долину, можно увидеть Camel Butte — скалу напоминающую верблюда. Признаюсь, верблюда я не увидела, но вот стадо слонов моему взору предстало.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Грунтовая дорога неспешно петляет по территории парка между безмолвными силуэтами из красного песчаника, и даже из окна автомобиля открываются эффектные виды на Долину.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Кому-то будет достаточно часа, чтобы познакомиться с Долиной Монументов, кому-то хватит трех часов…

Мне же этого времени явно было недостаточно, чтобы впитать в себя красоту и энергетику этого места.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

В таких местах время останавливается. И не мудрено, что индейцы мало говорили о начале. Еще Эйнштейн в свое время заметил, что из всех людей лучше всего подготовленными к пониманию теории относительности, оказались дети из индейских племен. У них нет выражения обозначающего «время», тем более «прошлое» и «будущее». Время — это не линейное, а циклическое пространство, в котором прошлое, настоящее и будущее всегда вместе

Глядя на эти земли, имеющие ярко выраженный красный оттенок, не перестаешь восхищаться Создателем, наградившим коренных американцев таким же цветом кожи. Красный человек всегда предпочитал веру в Божественный Дух, который присутствует не только в человеке, но и в окружающих его явлениях и объектах природы. И находясь рядом с этими молчаливыми гигантами, взирая на них снизу, невольно приобщаешься к религии народа, для которого каждая пядь этой земли священна.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Религия индейца неотделима от природного мира: Природа — это «Великая Тайна», «религия» до религии, а человек — это часть природы. Поклонение «Великой Тайне» было молчаливо и уединенно. Оно было молчаливо, потому что все необходимые для этого слова несовершенны и ничтожны. Оно было уединённо, потому что индейцы полагали, что Он ближе к ним в одиночестве. Никто не мог увещевать или исповедовать, или как-то иначе вмешиваться в религиозный опыт другого. Все люди были созданы сыновьями Бога и стояли прямо, осознавая свою божественность.

Стоит ли упоминать, что у североамериканских индейцев не было храмов, кроме священных мест, созданных природой. Они считали святотатством строить «дом Тому, кого можно встретить наедине в таинственных тенистых пределах первобытного леса, или на освещённой солнцем груди девственных прерий, на головокружительных шпилях и башенках голой скалы, и — вон там! — в сверкающем драгоценностями своде ночного неба!»

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

К вероисповеданию индейцев можно относиться по-разному. Довольно часто при описании различных церквей и соборов можно услышать определение «намоленное место», что подразумевает место, где молитва имеет особую силу, и где люди веками придаются духовному общению с Высшей Силой. Так вот, находясь в Долине Монументов, эта намоленность чувствуется не понаслышке. Здесь все пропитано ею и духом тех, кто эти молитвы воздавал.

И наверное неслучайно в непосредственной близости от Долины Монументов распласталась Долина Богов, в которую мы заехали уже на обратном пути из города Моаб по дороге в Гранд-каньон. Сейчас же, распрощавшись с Долиной Монументов, мы поспешили в тот самый Моаб, т. к. начался сильный дождь, и небо над прериями то и дело озаряли молнии, иногда доставая своими светящимися щупальцами до земли. Но я никак не могла проститься с Монументами, постоянно оборачиваясь и пытаясь запечатлеть их в своей памяти.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

О Долине Богов я практически ничего не знала и не имела никакого представления, как она выглядит. Перед тем как заглянуть в эту долину, мы посетили парк Гусиные шеи (Goosenecks State Park), расположенный между Монументами и Долиной Богов.

Парк небольшой и представляет собой каньон, по дну которого протекает река Сан-Хуан — труженица, ставшая виновницей образования данной формации.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Въезд на территорию парка абсолютно бесплатный, и основная цель его посещения — это местная Подкова, вернее две Подковы, расположенные по соседству друг с другом.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Погуляв по парку полчаса и лицезрея окрестности,

мы поспешили к горной гряде, маячившей вдалеке, в надежде найти серпантин, спрятанный на ее склоне. Погода была неоднозначная, и низкая облачность скрывала от нас солнце, порываясь то и дело излить на нас дождь.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Но даже при такой видимости виды сверху впечатляли и завораживали своей неординарностью

и живописностью.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Если будете в этих краях, не поленитесь и заскачите обязательно сюда. Много времени у вас данный экскурс не займет, максимум час.

Спустившись вниз, мы, в общем-то, сразу оказались, как я думала, в Долине Богов, которая протянулась вдоль горной гряды.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Долина уступает по своим размерам Долине Монументов, и больше, конечно, является ее придатком и продолжением.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Это абсолютно дикие места, мало посещаемые нашим братом туристом. Посмотрите, как надо путешествовать по Америке, и берите с этих ребят пример.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Где-то на горизонте мелькали малоразличимые силуэты Монументов, которые я не видела уже целых два дня, и которые мне так хотелось увидеть снова.

Равнина и степь… кругом, куда не кинь взгляд …Американские прерии, безусловно, интересное место. Мы здесь мельком видели даже кайота. Разбросанные в прериях останцы имеют в основном пирамидальную форму и мало чем похожи на своих сородичей из Долины Монументов.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Однако картина резко изменилась, как только мы въехали в скрытую от посторонних глаз небольших размеров долину.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Я думаю, что именно это место индейцы и называют Долиной Богов. Глядя на эти постаменты, так и кажется, что с них на тебя взирают ну если не боги, то люди уж точно.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Официальная версия гласит, что индейцы считали, что природа не может создать сама по себе ничего подобного. Они полагали, что это боги спустились с небес на какое-то время и оставили после себя эту долину как знак, как памятник, как напоминание о своей силе.

По мнению психологов, потребность в вере в сверхъестественное является одной из духовных потребностей каждого человека, т. к. именно вера помогает людям найти смысл жизни и справиться с жизненными трудностями. Религия всегда была неотъемлемой частью жизни человеческого общества, еще с тех времен, когда первобытные люди только начали жить общинами. В верованиях североамериканских индейцев сравнительно слабо была выражена персонификация. В основном преобладали представления о безличных силах, в связи с чем, почти не существовало изображений богов и духов в графической и пластической форме.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Долина является достаточно закрытым местом и со всех сторон окружена горами. Такой тайник, невидимый случайному путнику. И где как не здесь можно было выражать свои сакральные мысли и напрямую без посторонних свидетелей общаться с Создателем.

Бытует мнение, что путешествия расширяют наш кругозор. Не только кругозор, но и сознание. Знакомясь с бытом, традициями и вероисповеданием других народов, непроизвольно каждый раз, сами того не замечая, мы ломаем свои стереотипы и приходим к пониманию и принятию более расширенного мира, который находится за пределами нашего собственного поведения и мировоззрения.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Одна индейская легенда гласит: однажды Создатель собрал свои создания и сказал им:

— Я хочу кое-что спрятать от людей, так как они не готовы для принятия этого. Это — осознание того, что они сами создают свою реальность.

— Дай это мне, я отнесу на луну — сказал орел.

— Нет, однажды они отправятся туда и найдут это — ответил Создатель.

— Тогда я спрячу это на дне океана — сказал лосось.

— Нет, они отправятся и туда.

— Тогда я захороню это на великих равнинах — сказал бизон.

— Они разрежут кожу земли и найдут это — ответил Создатель.

Крот, который жил в груди Матери-Земли, и у которого не было глаз, но он видел духовными глазами, сказал:

— Вложи это в них самих.

Создатель подумал и ответил:

— Так я и сделаю.

Место между скалами, где нет деревьев. Долина Монументов

Не иди позади меня, возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня, возможно, я не последую за тобой. Иди рядом, и мы будем одним целым. (Индейская народная мудрость)

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия