Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 19:28

Новый Афон — Абхазия Июль 2017

Целые аллеи олеандров вдоль дороги, пальмы до горизонта, свечки моих любимых кипарисов, мандариновые рощи. От изумрудности пейзажа немножко режет глаза. Лебеди скользят по пруду, картина идиллическая, где-то даже тосканская. Прогулочные дорожки, выложенные брусчаткой — те самые, по которым гуляли Их Императорские Величества. Золотые купола бесподобного монастыря, а над этим великолепием парит Она… Анакопийская крепость. Это всё — прекрасный Новый Афон!

Новый Афон. Горы, храмы, кипарисы...

Этот крошечный курортный городок лежит в равнине между двумя горами — Афонской и Анакопийской. Ему, кстати, 2000 лет, и именно отсюда пошла вся история Абхазии!

Новый Афон. Горы, храмы, кипарисы...

Давным-давно, в начале нашей эры, тут проживало племя древних абазгов, а земли, коими они владели, так и звались — Абазгия. В летописях греческих историков их превозносят как «мощные и неприступные для врагов». Римляне, персы, арабы, турки — к сожалению, захватчиков в истории Абхазии было много! И именно тут, за толстыми стенами древней крепости, образовалось первое абхазское княжество.

Анакопийская крепость — одно из самых серьезных защитных сооружений на Черном море, и самое впечатляющее в Абхазии!

Новый Афон. Горы, храмы, кипарисы...

Его история насчитывает без малого полторы тысячи лет — сражений, побед, головокружительных успехов. Ее можно назвать «неприступной» без всяких прикрас, удачное расположение и храбрость защитников доказали это неоднократно!

Это место — одно из моих любимейших в Абхазии, и об Анакопийской цитадели я вам уже подробно рассказывала. Славен Новый Афон и другими именами и событиями — абхазский князь Леон, а затем и его последователь Леон Второй, первый царь независимого Абхазского царства. Посмотрите, какой импозантный!

Новый Афон. Горы, храмы, кипарисы...

Леон Второй был личностью значительной. Он добился полной независимости своей страны от Византии и арабов, расширил земли Абхазского царства, построил города, дороги, крепости и храмы. Население вовсю торговало с соседними государствами, Ближним Востоком и Средиземноморьем. Царь Леон первым в истории Абхазии принял титул «Апсха», что означает «Владыка абхазов»… И столицей всего этого великолепия он провозглашает Новый Афон.

Эта земля полна историй о битвах. Сражениях, войнах, захватчиках и смельчаках, и великих свершениях. Но еще это земля святых — монахов, проповедников, апостолов. Для христиан это места священного паломничества, потому что они связаны с великими именами — Симона Кананита и Андрея Первозванного.

Новый Афон. Горы, храмы, кипарисы...

Апостола Симона называют Кананит по месту рождения, он из Каны Галилейской. Именно на его свадьбе Иисус превратил воду в вино, помните?! После распятия Христа апостол проповедовал на Ближнем Востоке, в Египте и на Кавказе. Пока, в один прекрасный день, не прибыл вместе с Андреем Первозванным в Иверские земли, современный Новый Афон, чтобы нести в народ христианство. Абхазские предания рассказывают о святом Симоне, лечившем молитвой и освящавшем воду. Симон выбрал местом уединения пещеру в ущелье бурной горной реки Псырцха.

Новый Афон. Горы, храмы, кипарисы...

Сейчас это место почитается как святое, а сама келья вырублена высоко в скалах, добраться туда непросто. В наше время, конечно, проложены удобные дорожки, и снабжены перилами, но представьте, что было 2000 лет назад?! Как бы то ни было, места вокруг живописнейшие!

Пещерный грот — келью апостола Симона, можно посетить и сейчас. 15-минутная прогулка по парку — и вы у цели!

Новый Афон. Горы, храмы, кипарисы...

Храмовая пещера эта, в самом деле, чудесная! Говорят, это место активного паломничества верующих, но нам повезло — мы добирались сами, без экскурсий и трансферов, поэтому оказались тут совсем одни. Представьте, только вы — и магическая тысячелетняя аура. Постояли, поставили свечи, попросили каждая о своём. Вообще, в православной традиции апостол Симон почитается как покровитель брака, любви и семейного благополучия. Надеюсь, все загаданные желания сбудутся!)

Новый Афон. Горы, храмы, кипарисы...

А если выйти из заповедника, пройти мимо симпатичного водопада…

Мы увидим небольшой храм, очень красивый, с идеальными, «византийскими» пропорциями. Такая архитектура называется крестово-купольной — вписанный крест, и характерна для раннего средневековья на Кавказе.

Новый Афон. Горы, храмы, кипарисы...

Он построен в 9–10 веках, в период расцвета Абхазского царства, по преданию — на месте гибели апостола. В настоящее время храм принадлежит Абхазской церкви и является действующим, при нас, правда, был закрыт — не повезло.

Православная церковь празднует день памяти Святого 23 мая, в этот день в храме проводится божественная литургия с крестным ходом. Тысячи верующих и паломников из Абхазии и России идут сюда поклониться памяти святого заступника, и попросить счастья в супружестве, любви и благополучия.

Новый Афон. Горы, храмы, кипарисы...

Но это я вам рассказывала о событиях древних, а более молодая история города — это история монашества, и строительства крупнейшего на Кавказе религиозного центра. Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь — мужской монастырь, расположенный у подножия Афонской горы, он основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеймона из Афона греческого.

У этой греческой обители сложная судьба. Невзгоды и бедствия, и постоянные угрозы нападения от ближайших соседей — из исламского мира, а в 1874 году они оказались на грани переселения.… Куда — неизвестно, вот и обратились монахи за помощью к русскому царю, они просили даровать им земли, у моря, для строительства нового дома. И судя по роскоши природы вокруг, царь отнесся к их прошению более чем благосклонно!

Новый Афон. Горы, храмы, кипарисы...

На изумрудном фоне Афонской горы солнце роскошно золотит кресты и купола храмов. Вид, конечно, потрясающий! С одной стороны сосновая роща и пирамидки кипарисов, с другой дивный тропический сад.

Новый Афон. Горы, храмы, кипарисы...

Монахам было выделено 327 десятин на территории Абхазии, полуразрушенный храм Симона Кананита и разрешение рыбачить в реке Псырцха. К тому же, для строительства была назначена приличная сумма денег! Так и начала зарождаться новая прекрасная обитель — Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь.

Новый Афон. Горы, храмы, кипарисы...

Место для строительства монастыря было выбрано под руководством афонских священников. Вскоре монахи монастыря святого Пантелеймона начали строительство грандиозного монастырского комплекса. Объём работ был колоссальным — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Да и место для будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей. Но видимо, они легкости и не ждали, потому как уже в 1896 году тут вовсю звонили колокола…

Вообще, весь комплекс монастыря очень масштабный — шесть храмов, колокольня, трапезные и кельи монахов. Собор потрясающе красив и снаружи…

И изнутри.

Новый Афон. Горы, храмы, кипарисы...

А мощеную дорожку, ведущую паломников и туристов от моря к храму, называют Царской аллеей. В сентябре 1888 года эти места посетил Император Александр Третий, с домочадцами, в том числе будущим наследником престола, царевичем Николаем.

По легенде, на месте встречи царя-батюшки и настоятеля монастыря была построена эта часовня.

Новый Афон. Горы, храмы, кипарисы...

Кстати, Приморский парк с роскошными прудами тоже вполне себе великосветский — он был создан усилиями монахов, а торжественное открытие состоялось с приездом императорской семьи.

Новый Афон. Горы, храмы, кипарисы...

В Афоне еще масса интересного! Пещера, например — одна из крупнейших в мире…

Новый Афон. Горы, храмы, кипарисы...

Музей абхазского царства — археология, история, древние артефакты…

Новый Афон. Горы, храмы, кипарисы...

Заброшенная железнодорожная станция — безумно красивая и удручающая своей запущенностью одновременно!

Новый Афон. Горы, храмы, кипарисы...

Госдача Сталина, по совместительству и музей. Мы не пошли, побывали до этого в рицинской резиденции, так что фото из интернета, уж простите)

Новый Афон. Горы, храмы, кипарисы...

Но самое красивое в Афоне, это, конечно, природа. Восхитительные пейзажи — горы, морские бухты, сумасшедшая тропическая растительность, реки и озера, оливковые и лимонные рощи, пихты и кипарисы… Надышаться и запастись эндорфинами можно на год вперед!

Новый Афон. Горы, храмы, кипарисы...

И если вас соблазнило моё лирическое повествование, расскажу немного о практике. Добраться в Новый Афон просто — маршрутки ходят как из любого города Абхазии, так и с границы с Россией. Стоят недорого, мы из Сухума домчали за 70р и 30–40 минут. Можно и в отпуск приехать, и на пару дней заглянуть, отелей на любой вкус масса. Если вы решите съездить сюда самостоятельно прогуляться, закладывайте на Афон целый день — при его скромных размерах с достопримечательностями здесь порядок! В самом городке все близко и рядом, туристическая инфраструктура развита отлично, много магазинчиков, уютных кафе, всевозможные сувениры, развлечения, конечно дегустации — куда без них. В общем, обеды, ужины и танцы — заскучать не получится!)

Новый Афон. Горы, храмы, кипарисы...

П. С. Ооо, совсем забыла! Там же еще и море есть!)