Турист Milok8050
был 18 февраля 2022 16:15

Туапсе, Сочи — Россия Июль 2017

Уважаемые путешественники!

Сразу оговорюсь, что то, о чем я вам расскажу, не претендует на истину в последней инстанции и является исключительно результатом моих личных впечатлений. Отзыв адресован бюжетному и очень бюджетному туристу, в связи с чем господа-мажоры могут дальше не читать.

Возможно, он пригодится и будет полезен тем, кто хочет отдохнуть на море, не потратив состояние.

Итак...

Материальная возможность и целый ряд других причин привели к тому, что отдохнуть вновь на море удалось по прошествии 12 лет. Была в 2005 г. в Анапе и — больше туда не хочу. Песок и море — вот и все, что можно сказать об этом направлении нашего Юга. При этом, море какого-то коричневого цвета. Долго пробовала на вкус и не могла поверить, что это не моя любимая Волга. До того похоже…

Но не будем отвлекаться. Итак, искала недорогой отдых на нашем отечественном море. Так, чтобы было что посмотреть, искупаться, набраться сил и новых впечателний. Долго не решалась писать этот отзыв, потому что моему сокровенному уголку лишняя популярность ни к чему. А потом подумала: почему бы нет? Всякие там Мармарисы и Кемеры вовсю себя продвигают, и люди, никогда и нигде не бывавшие, кроме турецких «курортов», так и считают, что у нас, в России, смотреть не на что. Дальше извечной песни: цены-сервис-комфорт определенная категория наших соотечественников не видит.

Да Бог с ними. Мы же с вами сели в автобус и поехали к морю. Фуу, скажут снобы. Автобус!!! Да, ребятки! Именно! Да, спать, конечно, в нем не айс, но в остальном — кондиционер, остановки каждые 2–3 часа, полноценные кафе с отличным питанием, хорошие дороги и туалеты — все к вашим (нашим) услугам. В этом году смело приобрела именно автобусный тур, т. к. в прошлом был опыт автобусного путешествия в Питер, которым осталась довольна.

Итак, наша первая остановка в Краснодарском крае. Это наш автобус. А так или примерно так выглядят типичные кафешки, встречавшиеся на пути.

Здесь не торопят время

Вокруг кафешек растут розы.

А припекать стало сразу же неслабо! И это после непрерывных дождей нашей средней полосы России! О том, какое в целом у нас выдалось лето 2017 г., — не мне вам рассказывать.

Путь наш был долгим. Вместо 30 ориентировочных часов в связи с повсеместным ремонтом трассы, добирались целых 36! Ехали в объезд крупных городов. Только успевали читать вывески: Ульяновск, Камышин — родина Героя Советского Союза Алексея Маресьева, какой-то замысловатый герб Саратовской области — с ракетами и чем-то еще таким, космическим. Только когда проехали, вспомнила, что именно на территории Саратовской области недалеко от Энгельса приземлился после своего первого полета в космос в 1961 году Юрий Гагарин. Легендарная земля, что и говорить.

За окном проплывали равнины и степи. Весь день смотрели наши отечественные фильмы. Так что скучно не было.

Здесь не торопят время

Проехали по окраинам Волгоград. Увидеть монумент «Родина-мать зовет!» Вучетича на Мамаевом кургане хотя бы издали удалось только на обратном пути. Город разросся, и новые девятиэтажки как-то закрывают его от путешествующих автолюбителей.

Итак, пейзаж за окном по мере приближения к Туапсинскому району стал меняться. Автобус ахнул: вау! Куда мы едем! Действительно, это было очень неожиданнно. Раз — и выросли горы! Как говорила в начале их появления за окном моя приятельница — возвышенности. Горы!!! Самые настоящие! А не какие-то абстрактные возвышенности!

Наш трудяга-автобус развез отдыхающих по отелям. В итоге выяснилось, что в пос. Дедеркой, что в 7 километрах от Туапсе, нас едет всего четверо из 48 местного автобуса. Люди остались в Лермонтово, Новомихайловском, Ольгинке, самом Туапсе. Тем интереснее была наша встреча и обмен впечатлениями на обратном пути.

Вот мы и на месте! Хозяин нашего пансионата встретил нас у автобуса, помог разместиться. Я долго рыскала в интернете в поисках оптимального варинта для отдыха и остановилась на Приморской, 30. Это никакая не реклама отеля, но все, что нашла самостоятельно, подтвердилось. Хочу призвать всех, кто едет к морю и ищет нормальных условий проживания. Не ленитесь, читайте отзывы, смотрите фото. Сейчас не конец 20в., чтобы приехать на место и сообщить: фу, как здесь ужасно. И место и все остальное. Я, например, прочла практически все об отеле, посмотрела массу видео. Я знала, куда я еду, что за отель, что из себя представляет поселок Дедеркой. И никакого разочарования у меня и в помине не было. Я выбрала для себя наилучший вариант!

Это наш пансионат на Приморской, 30.

А это — столовая:

Здесь не торопят время

Есть внутренний двор, с верандой, бассейном, спуском к реке с одноименным названием — Дедеркой. Но о ней — чуть позже.

Ну, собственно и все! Мы у цели нашего путешествия! На море! Пообедав, направились знакомиться с поселком и морем! Поскольку я заранее посмотрела видео, то знала, что путь наш займет всего-ничего — 5–6 минут неспешным шагом. Несмотря на близость железной дороги, никакого шума от нее нет. Ее присутствия просто не замечаешь. Абсолютно. В связи с подготовкой к Олимпиаде, ж/д полотно заменил на современное. Какое-то супер звукопоглощающее. Чтобы пройти на море, надо пройти туннелем под ним. Никаких виадуков и мостов. Все очень удобно.

Вот оно и море! Фото первого дня и вечера. Поэтому считаю, что они — самые точные. По свежести восприятия.

Здесь не торопят время

А это та самая железная дорога, о которой рассказала выше:

Пляж достаточно широкий, галечный. Везде, буквально на каждом углу по пути на море предлагается огромный ассортимент специальной обуви, существенно облегчающий вход в море. Вообще, честно вам скажу. Вы можете приехать в какой-то одной вещи и, имея даже не очень большие деньги, полностью экипироваться непосредственно в самом Дедеркое. Я об этом не знала, по крайней мере, не думала, что здесь настолько разнообразный выбор пляжной одежды. Поэтому и привезла шляпку с собой.

Здесь не торопят время

Море… ну что сказать о море?

Можно повторить слова Ван Гога: "Вечером гулял по безлюдному берегу моря. Это было не весело и не грустно - это было прекрасно".

Да, безусловно! Прекрасное, великолепное и просто суперское! Во-первых, не слушайте снобов и скептиков. Море, несмотря на близость порта Туапсе, кристальной чистоты. И утром, и днем, и на закате. Спуск в море — пологий. Вода успевает очень быстро прогреться и уже в 6.30 утра — время, когда мы появлялись на пляже, — температура воды была комфортной.

А это — на закате:

Поселок Дедеркой — небольшой, здесь проживает около 1000 человек в течение всех трех сезонов. Кроме летнего)) И… даже боюсь предположить, сколько в пик сезона. С самого утра мимо нашего отеля шли семьи, парочки, детишки с бабушками и дедушками на море. Судя по номерам припаркованных машин, здесь отдыхает вся Россия — от Среднего Поволжья до наших столиц и далее, на восток. Самой экзотической парой, с которой довелось пообщаться на пляже, была пара из Якутии. Вот девушки приехали из Тюмени. После шторма на берегу сидел мужчина, как выяснилось позже, — из столицы Северной Осетии-Алании — Владикавказа.

А это наш поселок:

Здесь не торопят время

Это именно то, о чем вы подумали. Киви!

Чистый, ухоженный и очень аккуратный. Говорят, он разросся и стал именно курортным поселком только в последнее десятилетие. До этого Дедеркой был не более, чем деревушкой. Само название поселка — это не просто набор букв, как может показаться. Существует легенда, что здесь жил легенарный сыровар — адыг Дэдэр. Сейчас, конечно, сыр уже не варят, но пекут просто потрясающие хачапури, которые здесь так никто не называет. «А что это?», — спросила я у продавца. Чтобы сразу внести ясность, она ответила: «Лепешки с сыром».

Вообще, надо сказать, что голодным здесь никто не останется. Несмотря на то, что в поселке всего три больших улицы — центральная — Приморская и на другом берегу Дедеркоя Черешневая и Заречная, в поселке масса недорогих кафешек и столовых. Прямо напротив нашего отеля на Приморской, 30 находилась столовая, в которой комплексный обед стоил всего 150 руб. На выбор предлагалось несколько видов супа, второго, салат и компот. Вечером же можно было отведать шашлыка. Не знаю, как на вкус, но запахи стояли просто — обалденные!

На каждом углу продаются овощи-фрукты по вполне нормальным, не курортным ценам. Таким же, как у нас, в Казани.

Но что-то я увлеклась гастрономической темой. На второй день, выспавшись, побывав на море, позагорав, решили, что пора бы поближе познакомиться с окрестностями. На пляже находится экскурсионное бюро, ежедневно предлагающее туры на 1–2 часа (конные, например), экскурсии к дольменам, либо капитальные обзорные поездки в Сочи или Абхазию практически на весь день. К сожалению, спланировать наши экскурсии на неделю не получилось, мы как надумывали, подходили к бюро, и всегда для нас что-то находилось.

В этот день мы купили конную прогулку по устью реки Дедеркой до водопада. Да, вот такое волшебное место маленький поселок Дедеркой! Тут вам и горы, и водопады, и горная река! Стоимость 1200 руб. за два часа. Вполне по-божески, решили мы, и к 17.00 за нами заехал микроавтобус «Мерседес» с кондиционером, чтобы отвезти на конюшню. Она находилась на другом берегу реки, но идти при +30 пешком не хотелось. Вот мы и на месте. Не знаю, кто как, а я лошадь вблизи видела впервые. Инструктор объяснил, как ей управлять. Было ли страшно? Ну, когда стояли рядом — нет. А вот когда сели… Под тобой живое существо, которое смотрит по сторонам, боится встречных людей и вообще рассматривает своих сородичей как потенциальных конкурентов. У каждой лошадки свой характер. Инструктор безошибочно подобрал нам лошадь. Мне достался лидер по натуре по кличке Рыжий:

Здесь не торопят время

На пути к водопаду красот природы я практически не видела — думала, как бы не упасть, мучила свою бедную лошадь неправильными командами и т. д. Потом уже, в спокойной обстановке, посмотрела вокруг себя. Красота! Предгорья Кавказа. Нетронутая, девственная природа. Только листочки да травинки плавают в воде, никаких следов так называемой цивилизации!

На обратном пути с лошадкой у нас установилось абсолютное взаимопонимание. Запев неожиданно для себя «По долинам и по взгорьям, шла дивизия вперед!», стала для нее своей. Генная память сработала! Почти интуитивная связь с лошадью, когда ты думаешь — налево, она и идет налево, прямо — прямо и т. д. была налажена! Феноменально. То же было и у моих приятельниц. С инструктором добрались на конюшню, путь обратно показался быстрее и страшно уже не было. Совсем!

Начав следущий день с купания в море, решили: а не пора ли нам познакомиться с Туапсе? Благо, что город-порт от нас в каких-то 7 километрах. Сказано — сделано! К Олимпиаде Сочи-2014 была пущена высокоскоростная электричка «Ласточка». Я вам скажу, это нечто! Идет безшумно, оснащена кондиционерами, на табло высвечивается информация… Европа, одним словом!

Здесь не торопят время

Минут через 14 мы — в Туапсе! Прямо напротив железнодорожного вокзала установлен памятный знак «Туапсе — город воинской славы». Звание было присвоено городу в 2008 г. за кровопролитную Туапсинскую оборонительную операцию 1942 г., не позволившую фашистам пробиться к нашим нефтеносным районам Кавказа.

Сам город показался мне небольшим, уютным, каким-то очень курортным.

Хотя на самом деле Туапсе сегодня — крупный морской порт. Он был открыт в конце 19в. Так как море в районе порта Туапсе никогда не замерзает, то навигация здесь ведется 24 часа в сутки все 365 дней в году! На сегодняшний день это один из самых крупных морских портов нашей страны на Черноморском побережье с ежегодным грузооборотом 20 миллионов тонн.

Здесь не торопят время

Вспомнив об этом, поспешили туда и не ошиблись. Успели-таки на прогулочный катер к Скале Киселева. Я не очень знаю, кто такой писатель Киселев, но зато отлично знаю, что именно у ее подножия снимали сцену рыбалки в фильме «Бриллиантовая рука». Красота там, конечно, неописуемая. Изумрудного цвета вода, покрытые лесом берега, вдали видели дельфинов… Экскурсовод рассказала о том, что максимальная глубина Черного моря всего чуть более 2 км, а жизнь заканчивается на уровне 150–200 метров из-за насыщенности воды сероводородом, что свое название — Черное море получило от турок, которых били на его берегах древние адыги (хорошая версия, почему бы нет?). В общем, совместили приятное с полезным:

Вечером в Туапсе работает музыкальный фонтан, публика фланирует по набережной, ест мороженое и запускает светящиеся спиннеры в небо.

Но на этом наш экскурсионный голод не был утолен и мы приобрели еще один тур — «33 водопада». Он подразумевает посещение тюльпанового дерева в поселке Головинка, полежав на корнях которого по поверьям можно исцелиться от всех болезней, несколько дегустаций: адыгейского сыра, где вам расскажут о технологии его изготовления, меда, вина, чая. Что интересно, дегустация вина предшествует основному этапу экскурсии — посещению водопадов. Если бы мне сказали заранее, что мы поедем к ним по реке Шахе 10 км на армейском вездеходе ГАЗ-66 — я бы еще подумала, нужно ли мне это.

Здесь не торопят время

Но, к моему удивлению, — это было весело и временами экстремально! ГАЗ заезжал на полном ходу в воду под визги экскурсантов, петлял и т. д. Прибыв на место, я поняла, что водопад всего один, но в нем — 33 ступени. Поднявшись на 5 уровень решила, что все уже и так ОК и дальше идти не стоит. По крайней мере — мне:

Дегустации и водопады:

Здесь не торопят время

Этой экскурсии, как и другой, — в Олимпийский Сочи, можно посвятить отдельный отзыв. Но об этом уже как-нибудь в другой раз!

Я очень рада, что у нас в стране есть такие чудесные уголки с первозданной природой и не нужен он нам, берег турецкий, да не в обиду будет сказано. Лучше вы к нам, как говорится…