Турист Оксана Иванова (Oksana_Bocharova)
Оксана Иванова
была 27 сентября 2021 19:40

Итальянские картинки: Рим, Неаполь, Помпеи, Пиза, Сиена, Флоренция, Венеция, Сан-Марино

Венеция, Римини + 6 городов — Италия, Сан-Марино Март 2011

Недавно просмотрела альбом Натальи Семчиной «Гигантский музей античности» про «Рим, чудесный Рим, таинственный Рим, Древний Рим!», а так же последующие ее альбомы, и прочитала рассказ Елены Итенберг «Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим».

Гулять с этими чудесными авторами по Риму — большое удовольствие! Они ведут вас по городу, как давнишние знакомые ведут вновь прибывших гостей по большому старинному дому, демонстрируя одну комнату за другой, поднимаясь по скрипучим лестницам и пропуская вперед по узким коридорам, которые вы сами вряд ли бы заметили. Они делятся с вами не только интересными историями, поражая глубокими энциклопедическими знаниями, но и чувствами, настоянием, своей любовью к этому древнему исполину. Они открывают своими ключами потайные двери в такие сокровищницы, о существовании которых вы даже не догадывались, и шепотом спрашивают: «Ну как, здорово?!»

Да, это очень здорово! Благодаря этим двум «прогулкам» я иначе взглянула на город, по которому пронеслась много лет назад, не сумев его понять. И благодаря им же, вспомнила «свою» Италию, по которой путешествовала галопом весной 2011 г. Это была моя последняя групповая автобусная тур-поездка, в которой свободного времени было мало, а переездов много, в которой нас, как желторотиков, водили на веревочке, закладывая в наши клювики «вкусную» информацию обо всем увиденном, не забывая так же закладывать туда завтраки и ужины:))) Не знаю, есть ли сейчас такие туры. В них были свои минусы, но и плюсы присутствовали. Один из них — это быстрый проход туда, куда самостоятельный турист тратит часы (!), отстаивая огромные очереди (помню, как мы с гордо поднятыми головами протопали мимо длиннющего хвоста из страждущих попасть в Ватикан, жалея их, бедненьких). Второй плюс в получении интересной информации, которая просто вливается в уши, без необходимости изучать все самим. Но это в том случае, если повезет с экскурсоводами. Нам обычно везло. Поскольку я еще не имела достаточного опыта, на тот момент такой формат поездок в целом меня устраивал. Это были веселые и бесшабашные денечки, наполненные ярким весенним солнцем. С удовольствием пережила бы их снова! За столько лет фотографии, скинутые когда-то на флешку, уже затерялись. Повезло, что в ВК есть альбом и сохранилась заметка. Примечательно, что это первая моя заметка о путешествии. До Италии были другие страны и интереснейшие города, но именно эта страна произвела такое сильное впечатление, наполнила такими позитивными эмоциями, что я решила поделиться своим настроением с друзьями. И вот сейчас, спустя 6 лет, мне захотелось показать вам, как я примеряла тогда этот чрезвычайно симпатичный итальянский сапожок:)). Итак…

«Итак, неделю назад я вернулась из Италии. Летала туда на недельку с подругой. Так как хотелось объять необъятное и увидеть все и сразу:))), то мы выбрали тур «Классическая Италия»: Рим, Неаполь, Помпеи, Сиена, Флоренция, Венеция, Монтекатини, Римини, Сан-Марино.

Если описать одним предложением, то Италия — это солнце, свобода, много вкусного вина и мутантски-обалденных оливок; улыбчивые и лохматые (в точности как я, если после мытья голову не укладывать:))) итальянцы; сплошные пиццы, пасты и всяческие булки; яркие, прямо-таки неприлично огромные с целлюлитной кожурой мандарины на деревьях на каждом шагу, также как и культурные и исторические красоты; сохнущие за окошком портки и другое бельишко; заснеженные горы и пальмы, моря и каналы; без повода свистящие, поющие и пританцовывающие люди; мусорные баки не во дворах, а вдоль улиц, перемежающиеся с маленькими припаркованными машинками (так, что их с этими машинками перепутать можно — баки большие, а/м малепусенькие); мусор (например, занятно было наблюдать жизнь пары полосатых носков в фонтане Наяд в Риме по соседству с рулоном туал. бумаги:))) и чистота тротуаров (можно спокойно садиться на мостовую, не боясь испачкаться, что мы, как и большинство народу, и делали, чтобы отдохнуть, насладиться очередным зашибенским видом и выпить вина)… и еще много всякого прикольного и чертовски милого:)))) — это если вкратце. Такой показалась мне Италия… понимаю, у каждого, кто там побывал, она своя.

В Риме мы провели в целом 4 дня: три вначале и один в конце пути. Вне всякого сомнения, это великий город, впечатляющий своим великолепием и красотой! Но я все ждала, что у меня сердце зайдется от восторга или дыхание остановится,… но не случилось. Несмотря на расчудесную солнечную погоду город давил на меня своим мрачным величием, массивной архитектурой, обилием камня и бронзы, отовсюду скалящихся на нас «морд», «пастей», львов, химер и драконов.

Размеры античных форумов, бань, Колизея потрясли!

Если учесть, что в среднем рост человека был 1,40 м, то непостижимым остаются вопросы: как? и зачем?

При воспоминании о Ватикане я скромно умолкаю — все-таки это сакральное пространство, территория Папы — «верховного понтифика вселенской церкви»,… хотя и исхоженная вдоль и поперек туристами:)))

Дальше были Неаполь и Помпеи. Неаполь был уж как-то совсем пролетом: небольшая обзорная экскурсия и прогулка по набережной вдоль залива, откуда открывался восхитительный вид на лазурное море и Везувий.

Этот спящий до поры вулкан своими очертаниями сильно похож на удава, проглотившего слона, с рисунка Сент-Экзюпери.

Неаполь показался мне городом шумным, суетливым, с домами, сидящими друг на друге.

Это, кстати, единственное место, где нас повсюду преследовали негры-продавцы. Они были столь навязчивы, что приходилось думать о безопасности своих сумок, что сильно отвлекало от основного занятия туристов — глазеть по сторонам, разинув рот.

В каждом городе у нас был свой гид. В Помпеи нас сопровождал молодой итальянский красавец с выразительной внешностью. Он много хохмил и умничал, доставляя нам удовольствие наблюдать за ним. Но, к сожалению, его ироничный тон испортил ощущение от прикосновения к этому древнему, но прекрасно сохранившемуся городу.

Мы довольно долго бродили по улочкам,

изучали стены домов,

захаживали и на форум,

и в публичный дом,

в закусочную и в бани.

Но, то ли настроя у меня подобающего не было, то ли воображение ленилось, только переместиться на машине времени, чтобы погрузиться в атмосферу античного города перед его гибелью, я так и не смогла. Хотя, знаю по отзывам и рассказам, многим это удавалось.

Зато потом начались ежедневные (порою ежечасные) удивительные открытия и приятные потрясения. Таким открытием стала для меня Пизанская башня. Эта гениальная ошибка архитекторов XII в. (стороительство началось в 1173 г.) покорила меня не только своим наклоном в 5 метров (это при высоте 59 м!!!), но и своей неземной красотой.

Такое ощущение, что она создана не из мрамора, а из белоснежного кружева. Легкая, воздушная, парящая вместе с облаками. Ни одно изображение этой «падающей красавицы», увиденное мной прежде, не отражает ее истинной красоты.

не смогла удержаться от стандартного развлечения туристов в Пизе

Следующим таким потрясением стала Сиена. Это небольшой средневековый город вблизи Флоренции. Сиена — уникальный исторический памятник, целиком находящийся под эгидой ЮНЕСКО.

А теперь главное: попав в Сиену, мы с Катей оказались… в средневековой СКАЗКЕ!

Горожане живут в домах XI—XII вв. Они, конечно, вполне современные люди (город, кстати, не бедный, основной бизнес — банковский). Но они не просто чтут традиции своих далеких предков, они живут ими!

Весь город поделен на контрады (районы). Всего их 17, и каждая имеет свое название (PR, Улитка, Носорог, Пантера, Слон, Гусь), герб, гимн, казну, правление и т. д.

Символ контрады можно встретить на каждом шагу.

Принадлежность к контраде накладывает отпечаток на всю жизнь. Внутри такого сообщества люди живут и общаются как одна большая семья: общие праздники, ужины, клубы по интересам. Какой Каддафи? Какая Япония? Думаю, что и Берлускони им не сильно интересен. У них есть дела поважнее. Все жители Сиены круглый год готовятся к двум великим дням лета: 2 июля и 16 августа, когда устраиваются их знаменитые конные состязания — Палио. Забег длится не более 2 минут, а страсти такие, что футбольные фанаты отдыхают!!! Мы видели, как все это происходит, на видео. Этот праздник, подготовка к нему, выступления контрад, сам забег — все безумно красиво. Впечатляющее и захватывающее зрелище!

А еще нам очень повезло с гидом. Это русская женщина Катя, которая больше 10 лет живет в Сиене, в районе Носорог. Этот район считается самым удачливым, т. к. чаще других выигрывает в Палио. Она восхитительно провела экскурсию, сумев передать нам свое восторженное отношение к этому городу. Но я о другом: меня поразило (не без зависти:))) в ней то, что по ее миловидному лицу, по жестам и мимике, по горящим глазам, по постоянному «Да-да-да!» было видно, что перед нами ОЧЕНЬ СЧАСТЛИВАЯ женщина. Мы в нее буквально влюбились… и отвампирили у нее:))) себе кусочек счастья!

После чего я уже со своей Катей купили по стаканчику Кьянти и огромному бутерброду с кабанятиной, сели, а потом и легли:))) на залитую солнцем брусчатку на центральной площади, где проходят Палио,

и мечтали только о том, чтобы наша группа про нас забыла и уехала,… а мы бы остались!!!

Потом была Флоренция — два дня.

Много замечательного удалось увидеть, много, увы, не успели. Носились по ней, как савраски, пытаясь побывать в самых красивых и значимых местах.

Но, если честно, сложилось впечатление, что наступило «притупление к прекрасному».

А еще я берегла эмоциональные силы для встречи с Венецией — городом моей мечты. И она меня не обманула!!!

Очень хочется описать этот город, но даже не знаю, как…

как подобрать нужные слова, передать возникшие чувства… в общем, без слез, хоть и никому, надеюсь, незаметных, не обошлось:)) Не верьте тому, кто говорит, что Венеция обшарпанная, старая, вся в плесени и дурно пахнет. Все это в ней, конечно, есть, и ее дворцы не имеют такого блеска, как здания, отражающиеся в Неве. И при этом Венеция восхитительна! Она прекрасна глубокой внутренней красотой, величественна и горда в своей медленной гибели.

Это город — фантом. Абсолютно невозможно себе представить, что в домах, утопающих в воде, живут люди, хотя, конечно, это не так (те же цветочные горшки, флаги из окон и сохнущее белье, как и по всей Италии). И все же здания воспринимаются как живые, дышащие и впитывающие в себя солнце и воду. (Такого я не встречала раньше нигде, разве что в некоторых районах Питера, когда была молода, и глаза были не замутнены обыденностью.)

Сумасшедшую мощь и энергетику этого города можно почувствовать, когда плывешь на гондоле по узким каналам или сидишь на скамье в храме Св. Марка. Этот храм сразил меня своей масштабностью и намоленностью (если можно так выразиться). В нем за готической преградой покоятся мощи Святого Марка и стоит необычайной красоты золотой алтарь, насчитывающий три тысячи драгоценных камней. Когда выдалась свободная минутка, я зашла в собор одна, уже без экскурсии, походила, посмотрела, проникла к алтарю (он отвернут от людского глаза и попасть туда можно только…за два евро — увы, и здесь коммерция), посидела, подумала (не о Италии, Венеции… о себе), что-то в голове прочистила, что-то для себя поняла…

Уплывала я из Венеции с чувством благости, счастья и грусти.

Из Венеции мы отправились обратно в центр Италии, в «вечный город» Рим. На ночевку заехали в курортный город Римини. На сколько я понимаю, это излюбленное место русских туристов.

Город спал и не потому, что заезд наш был вечером, а просто не сезон. Были закрыты почти все 2800 (!!!) отелей. Пустынный Римини все равно показался захламленным обилием натыканных впритирку зданий и пляжей. Мы от души порадовались, что не сезон. Поужинав и побросав вещи в отеле, мы ринулись (скорее душой, ноги поплелись:))) мочить руки, а некоторые даже и ноги в Адриатическом море. Прогулка по городу не доставила особого удовольствия, зато море — есть МОРЕ…

Как хорошо ты, о море ночное, —

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

(простите, не удержалась, чтобы не процитировать моего любимого Тютчева:)))

На следующее утро заезжали в Сан-Марино. Это самое древнее из маленьких государств. Население — 30 тыс. чел. Мы провели там всего пару часов, чем остались крайне недовольны и возмущены:(((, т. к. с одной стороны, с древних стен крепости открывается живописнейший вид.

А с другой, это место, где прямо-таки хочется оставлять деньги!:))) Множество магазинчиков, в которых продаются местные высокого качества, но низкой цены кожаные изделия. Почти все продавцы говорят по-русски. Расплачиваться можно не только карточкой, но и рублями. В супермаркете цены на продукты тоже ниже, чем, например, в Риме, и там продаются некоторые продукты и вина, которых вы больше нигде не встретите. Кстати, для тургрупп проводится очень достойная дегустация местных вин и ликеров. Так что всем рекомендую! Жаль, что на покупки у нас с подругой времени не хватило, все ушло на фотосессию с изучением пейзажа.

Что касается шоппинга в целом, то мы все просвистели, т. к. все финансы были потрачены на доп. экскурсии. А у нас так вышло, что любое движение в сторону прекрасного — это и есть дополнительные экскурсии. В тур входили только три обзорника: по Риму, Флоренции, Венеции, остальное — по желанию. У нас такое желание было, но стоило оно недешево! Вследствие чего произошла с нами занятная история. По приезду в Рим в последний день после ужина мы отправились гулять,

и захотелось нам еще раз увидеть и пл. Венеции, и Пантеон, и фонтан Наяд, и Треви, и Испанскую лестницу и еще много всего. Бродили мы долго, время было позднее, а в кошельках… в общем у Пантеона мы купили самое вкусное в Риме мороженое (как нам советовали наши друзья), потратив последние 6 евро.

И осталось у нас всего 50 центов на двоих!!! И пришлось нам топать до отеля пешком, проезд в общ. транспорте стоил 1 евро. Прикольное и слегка нервительное ощущение: ночь, чужая страна и город, ориентируемся только по карте, а в кошельке пусто.

Так налегке (без особых покупок и с 50 центами на двоих), в отличном настроении (потому что когда мы с Катериной вдвоем, то всегда очень позитивные:)) мы отправились на следующий день в аэропорт, в самолет, в Санкт-Петербург…

Хочу заметить, что эта заметка не носит информативный характер. Это мои эмоции, мои впечатления. Мой ответ на вопрос: ну как тебе Италия?

P. S. Я совсем ничего не упомянула о посещении музеев Ватикана, об Уффици, о Сикстинской капелле, о художественной итальянской школе. Это очень интересная, но серьезная и отдельная тема для разговора.»