Турист Евгения Кузнецова (jane_ka)
Евгения Кузнецова
была 4 ноября 2023 20:44

Дул — Бельгия Март 2017

Где впервые я услышала удивительную историю города-призрака Дойл я уже и не могу вспомнить! Возможно, это была какая-то телепередача или ролик на you tube… Но сразу же я решила — посетить однозначно и при первой же возможности. К тому моменту неувиденного в Бельгии у меня уже накопилось достаточно много, а загадочный Дойл стал «последней каплей» — все, время пришло. Бельгия нас ждет!!!

Дом, который когда-то был шикарным, встречает вас на въезде в Дойл. Его состояние и внешний вид меняются год от года: все меньше окон и больше граффити на стенах
Город, которого нет

Свою историю город-ныне — призрак Дойл, расположенный на берегу реки Шельда, недалеко от Антверпена, ведет с 1267 года (в те времена он назывался Доолен) Большую часть своей долгой истории город наслаждался мирным, культурным и богатым существованием, но ХХ век внес свои коррективы в его размеренную жизнь: сначала к северу от него была построена атомная станция, а затем вплотную к нему с юга подступил порт. В 1970-х годах властями Бельгии было принято решение о сносе Дойла, чтобы на его месте мог разместиться второй терминал грузового порта. Население сопротивлялось выселению порядка нескольких десятилетий, но в 2008 году, когда оно стало буквально насильственным и в город были введены отряды полиции, многим жителям пришлось покинуть свои дома навсегда.

Остается только гадать и удивляться, как такая история могла произойти в цивилизованной Бельгии, стране-квинтэссенции европейского образцового уклада. Почему отношение к истории, а, самое главное, к судьбам людей оказались вне гуманистических целей, декларируемых повсюду в Европе? Будучи архитектурным памятником, Дойл был фактически приговорен к уничтожению. В нем сохранилось множество исторических уникальных зданий, сельских домов, самая старая каменная ветряная мельница страны, датированная 1611 годом — единственная сохранившаяся сегодня ветряная мельница на волнорезе, дом, в котором жил знаменитый фламандский художник Рубенс, а также старинная церковь. Все эти здания были опустошены и заброшены. Также достопримечательности и целенаправленно уничтожались — например, монумент памяти Второй Мировой войны демонтирован властями в 2011 году.

Наш бельгийский друг Фиат 500
Заброшенный гараж получился весьма концептуальным

Казалось, город должен исчезнуть с лица земли, но история маленького Дойла оказалась поистине необычной. Фактически прекратив свое существование как город, Дойл заново воскрес как уникальный музей стрит-арта. Уличные художники со всех уголков планеты в знак поддержки сделали его улицы галереей своего искусства под открытым небом. Сегодня фасады и стены зданий находятся во власти огромных рисунков и различных надписей — гигантская черно-белая крыса, розовый орангутанг, огромная креветка, печальный серый глаз, устремленный в небо…

Уличный стрит-арт в деревне Дойл стал чем-то гораздо большим, чем просто рисунки на асфальте и кирпичных стенах. Граффити Дойла — это настоящее живое искусство, отображающее чувства человека, попадающего в это необычное место.

Удивителен контраст между яркими рисунками и напряженной атмосферой города
Город, которого нет

После депортации населения в 2008, согласно некоторым данным, в деревне оставались жить не более 200 человек. Сейчас их насчитывается не более 20. Последнее объявление о мероприятии, проводившемся в местном «доме культуры», датируется 2015 годом… На балконах некоторых домов мы видели транспаранты с надписями. Большинство же зданий брошены и заколочены.

По виду на жилые похожи лишь несколько домов. Где-то горит свет, где-то посажены цветы у дома, где-то припаркована машина. Городское кладбище ухожено и захоронения тоже есть недавние. На полуразрушенных зданиях постоянно появляются новые граффити, которые видимо меняют облик маленького заброшенного Дойла. То есть город-призрак все-таки живет, правда, своей особой жизнью. Хочется как будто бы заглянуть за кулисы, представить себе, каким процветающим, красивым и благополучным когда-то он был. Вообразить людей, которые ходили по этим улицам на работу, домой, в кафе и по магазинам. Детей, которые играли на разломанной теперь детской площадке, милую бельгийскую бабушку с авоськой, которая ждет автобус на проржавевшей ныне остановке.

На наших глазах группа байкеров, видимо, ехавших издалека и порядком уставших, пытались найти в этом кафе кров и пищу. Увы, как бы симпатично оно не выглядело, внутри нет ни души

Город-призрак Дойл, по которому можно бродить часами, оставляет незабываемое впечатление. С одной стороны, похожее на путешествие на машине времени, а с другой — сродни прогулке по кладбищу.

Церковь и кладбище рядом, возможно, самые оживленные места города
Центральная торговая улица

Атмосфера и притягивает и пугает одновременно. Но с визитом стоит поторопиться, потому как планы по сносу остаются неизменными, и никто не знает, сколько еще просуществует этот уникальный заброшенный уголок, памятник истории, современного искусства и свидетель прогресса, разрушающего все на своем пути.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия