Турист Дарья Сергеева (ladydolly)
Дарья Сергеева
была 14 марта 13:27

Панама — Панама Июль 2017
Василиск обыкновенный

Я осталась тут совсем одна: один коллега уехал, другой еще не приехал. Значит, можно составить безумный график, все, как я люблю! :)

У меня был запланирован как пляжный отдых, так и познавательная прогулка в наблюдении за птицами в парке Pipeline road.

Birdwatching

Не получив удовлетворения от наблюдения за животными в чересчур развлекательной поездке в Jungle Land, я обратилась к опыту моей подруги, которая год назад здесь ходила по пешему маршруту с профессиональным гидом-орнитологом, будучи в аналогичной командировке.

Вообще говоря, этот тур ориентирован на модное нынче увлечение — birdwatching, то есть просто-напросто наблюдение за птицами. Я даже раньше и не знала такого слова, думала, что это словосочетание, ан нет. Оказывается, люди ездят по миру с биноклем и определителем птиц, ведут списки, где и кого удалось повстречать, меряются количеством и редкостью своих экземпляров. Многие из них также увлекаются фотографией птиц и животных, тогда меряются уже фотографическими доказательствами. В отдаленных местах строят гостевые дома специально для… подожди-подожди… бёрдвотчеров. Если раньше туда забредали только ученые, которым не слишком важен бытовой комфорт, то вот бёрдвотчингом занимаются даже простые обыватели, которых можно привлечь нормальной кроватью и заработать на этом.

Но Оля отзывалась о туре с большим восторгом, хотя она не принадлежит к числу этих вот людей с биноклем.

Итак, я договорилась на шестичасовую прогулку с тем же гидом, которого зовут Хусто (Justo). Старт из отеля был назначен на 5.30 утра!

К моему удивлению, тур оказался персональным, хотя на сайте значился размер группы в 2–5 человек. Низкий сезон, однако. На сайте заявлена стоимость от $115 с человека, мне с учетом трансфера вышло 180. Не знаю, какова была бы за двоих, например, не спросила. Дорого, конечно, но очень было надо.

Хусто хорошо говорит по-английски. Иногда приходилось переспрашивать из-за особенностей акцента, но кто бы говорил про акцент. Пока мы ехали (минут 40), он уже немного рассказал мне про возникновение перешейка, которым является Панама, и про последовавшее переселение животных между Северной и Южной Америками. Я, к своему стыду, не знала или напрочь забыла, что еще относительно недавно, по меркам истории Земли, Южная Америка была самостоятельным материком и далеко не сразу «приплыла» к Северной. А перешеек и вовсе образовался отдельно: путем нескольких извержений вулканов. Все это произошло примерно 3 миллиона лет назад. То есть это уже кайнозой, и никаких тебе следов динозавров на территории Панамы!

Наверное, я просто покажу после рассказа фотографии, которые получились, без попытки восстановить названия видов. У меня оказался все-таки совершенно несостоятельный объектив, хотя я покупала его как раз перед поездкой с целью съемки животных… Камера sony a6000, объектив 55–210. Нужен гораааааздо больший зум, чтобы преуспеть в условиях панамских джунглей! Ну и руки тоже нужны, да.

Мои последние панамские выходные: снова в лес и снова на море

Хусто же был экипирован на совесть. Самое крутое — это такой вот «телескоп».

Я не знаю правильного именования этого класса приборов. Подзорная труба, наверное. Она обладает более чем пятидесятикратным увеличением. Гид умело и молниеносно наводил ее на временно спокойно сидящих на ветвях птиц, чтобы я могла посмотреть на них вблизи. Качество отменное! Даже просто возможность посмотреть на десятки красивых разных птиц на воле стоила этого похода.

Гид различает позывные всех видов птиц, которые обитают в этом месте. Более того, у него на телефоне записаны все эти трели, и несколько раз он вешал на дерево беспроводную колонку и запускал голос птицы, чтобы приманить такую же. И иногда это срабатывало! Оказывается, есть база данных, куда любители и профессионалы закачивают записанные треки, и сообщество пользуется результатами, даже бесплатно.

Мои последние панамские выходные: снова в лес и снова на море

Ну и просто фантастика, как же Хусто умудряется заметить всех этих крошечных птичек и издали определить вид, даже если они молчат!

Из млекопитающих нам повстречались капибара с детенышем, агути, несколько обезьян-ревунов и ленивец. Никого не получилось сфотографировать, к сожалению. Ленивец не убежал (ха-ха), но сидел на самой верхушке высокой пальмы вдалеке. Обезьяны тоже вели себя спокойно: спали на дереве, но тоже высоко.

Прогулка продолжалась больше 6 часов. Вместе с дорогой обратно получилось 7.5. Мне очень понравилось, но все-таки это специфичный тур, рассчитанный на гораздо более подготовленного участника. В тот же день я получила по почте перечень встреченных животных: 55 (!) видов птиц, 4 млекопитающих и 1 рептилия. Видимо, я теперь бёрдвотчер! :) С погодой повезло: всего пару раз начинался небольшой дождь, но быстро прекращался.

Вот мои птицы и ящеры:

И растения:

Biomuseo

Многие панамцы нахваливали свой «Biomuseo» — музей естественной истории Панамы. Начать с того, насколько безумно он выглядит! Еще с холма Ancon я была поражена этим разноцветным архитектурным творением:

Мои последние панамские выходные: снова в лес и снова на море

Его построил тот же архитектор Фрэнк Гери, что и «танцующий дом» в Праге, а также много других объектов, которые я никогда не видела.

Хусто тоже советовал посетить музей для лучшего понимания, как возникла Панама и как происходило переселение животных. В 16.30 отходил мой паром на остров Табога, а музей находится всего в паре километров от причала, так что я решила попробовать совместить.

На музей у меня получилось отвести всего час с небольшим. Билет стоит 18 долларов для взрослого иностранца, принимают карты. В билет входит аудиогид. В музее все говорят по-английски, все надписи дублированы, красота.

Музей рассчитан скорее на школьников, но когда меня это останавливало. В Нью-Йорке меня было за уши не вытащить из знаменитого музея с оживающим по ночам скелетом тираннозавра.

Маловат оказался музей, если честно, как раз на мой час. Особенно за такую цену. Правда, если честно слушать аудиогида, то можно ходить долго. Представлены инсталляции, показывающие возникновение перешейка, образцы вулканической породы, которые можно трогать.

Мои последние панамские выходные: снова в лес и снова на море

Окаменевший панцирь предка броненосца!

Но самый классный зал, конечно, показывает переселение животных между Америками. Сам зал заполнен скульптурами как современных, так и исчезнувших животных, которые группами идут навстречу друг другу: переселяются. Есть интерактивные экраны, где можно детально рассмотреть все представленные виды и прочитать о них.

Меня поразил огромный наземный ленивец. Конечно, бедолагу быстро истребили люди:(У него просто не было шансов.

Мои последние панамские выходные: снова в лес и снова на море

Почти в самом начале музея есть кинозал, где демонстрируют пятиминутный фильм о биологическом разнообразии Панамы. Приятно было осознать, что я уже очень многих животных и растения успела увидеть лично! Экраны расположены оригинально, и на каждый направлен свой проектор. Можно лечь на пол, т. к. на потолке тоже есть экраны.

Интересен зал о человеке в Панаме: история появления Homo sapience, испанских завоеваний, как испанцы повлияли на растительный мир, привезя с собой новые сельскохозяйственные культуры. Разумеется, про канал написано. И про экологические проблемы.

Ну и классный небольшой зал про гигантскую акулу — мегалодона —, некогда плававшую между двух океанов. Помимо демонстрации челюстей акулы (почему-то не сняла их), в зале со стороны Атлантического океана представлен огромный аквариум с водой из Карибского моря, а со стороны Тихого — из Панамского залива. Хорошо придумали.

Мои последние панамские выходные: снова в лес и снова на море

Музей совсем новый, и видно, с какой любовью к стране и ее природе он составлен. Я бы порекомендовала заглянуть, особенно со школьниками. Их там было немало, что мне, конечно, затруднило доступ к экспонатам.

Табога — остров, но не райский

После музея я едва успевала к времени, назначенному на регистрацию на паром. Велено было явиться за час до отправления, иначе они не гарантируют, что мое зарезервированное в интернете место на конкретный рейс мне достанется. Вот вроде понимаю, что не может такого быть, что и за полчаса они меня примут, но не могу не прийти, если мне точно обозначили время. Ох уж этот мой демон пунктуальности…

Хотела ехать на автобусе, но он не приехал сразу, поэтому пришлось первый раз ловить такси руками. Не сразу остановилась машина (вот когда не надо — десятки мне бибикают). Там уже сидел пассажир, ехавший в тот же порт. Ух, вот он, контраст с сервисом Убера! Машина была настолько убитая в хлам, я в таких уже лет десять не сидела, а может, и никогда. 10 лет назад у меня еще не было опыта езды в такси:)

Немного о пароме. На маршруте Панама — Табога работают две компании. Taboga Express идет 30 минут, стоит 20 долларов в обе стороны. Calypso идет 45 минут, стоит 14 долларов. Экспресс значительно меньше по размеру, поновее. Расписание у них плюс-минус похожее. Но на экспресс можно купить билеты на сайте заранее, и это всегда определяет мой выбор. Вот ссылка на покупку билетов: https://tabogaexpress.com/tickets/

При покупке билета был обозначен причал Balboa Yacht Club, но затем пришло уведомление о переносе места посадки. Правда, гугл об этом, похоже, знал давно: на карте отмечено все актуально. Итак, до следующего уведомления паромы отходят от Isla Perico. Письма, кстати, попали в спам на gmail, я могла запросто их пропустить. Так что проверяйте спам, это важно!

Для посадки на паром необходим паспорт. Его проверяют серьезные люди в форме и с оружием, которых вообще много крутится в районе причала.

Это уже Табога

На остров нельзя привозить алкоголь, но можно притащить целый мини-холодильник прохладительных напитков, но не в стеклянной посуде. Многие пассажиры тащили эти кулеры, набитые льдом и бутылками, не завидую я им.

На кораблике есть места на улице, а есть внутри. Продают воду, соки, пиво и слабоалкогольные коктейли в банках. Цены нормальные, не кусаются.

По пути, конечно, много судов, ожидающих в очереди на шлюзы.

Мои последние панамские выходные: снова в лес и снова на море

Примерно половину пути нас сопровождала крупная чайка. Корабль тревожит рыбу, и чайке проще охотиться. Можно было рассмотреть птицу во всех подробностях.

На причале меня встретили представители отеля B&B Inn Cerrito Tropical.

Мои последние панамские выходные: снова в лес и снова на море

Они не говорили по-английски, но я сумела им объяснить, что знаю точку на карте и отлично хожу пешком. Так что я оставила их сопровождать других гостей и потопала одна. Идти примерно километр, в конце — резко в гору. Недолго, но круто, пульс успевает подняться. Зато на горе меня ожидали чистый воздух, много зелени, терраса с видом на море. Я уже устала комментировать, что где-то не говорили по-английски, честно говоря. Ну и черт с ними, заселили — и хорошо. Познакомилась с парой молодых поляков, которые приехали на стажировку и, как и я, располагают только свободными выходными. Вот у них-то прекрасный английский, а вот русскому их поколение уже не учат в школе в обязательном порядке.

Было уже за 6 вечера, когда я отправилась на ужин в ресторан у пирса, принадлежащий тем же хозяевам, что отель: Calaloo. Мои новые знакомые хорошо отозвались о еде, и 10% скидка постояльцам тоже помогла сделать выбор в пользу этого места. Действительно, весьма достойно, и вид на море и улицу. Карты принимают, но с комиссией 7%! Хорошо, что я запаслась наличными, подозревая, что на острове возникнут вопросы с оплатой.

Купаться в темноте я уже не стала, отложила на завтра. На острове был какой-то религиозный праздник, в честь чего они непрерывно запускали фейерверки, очень громко было. На завтра пообещали красивый парад украшенных лодок.

Утром я встала рано, около 5.30, чтобы встретить рассвет на море. Не зря старалась: цвета были невероятно красивые!

Мои последние панамские выходные: снова в лес и снова на море

Удивило, что местные стали выползать только к 6.30, и то только рыбаки. Мне всегда казалось, что в местах, где так рано темнеет, жизнь начинается еще незадолго до рассвета!

После фотоохоты я наконец искупалась на стороне Тихого океана. Кстати, я посещала его уже дважды, но купаюсь впервые! Вода столь же теплая, как и в Атлантике.

Не устаю удивляться, почему же они не могут обустроить свои прекрасные побережья! Вот тут у нас прикольный оранжевый домик на продажу, а слева какая-то разруха недостроенная, где уже все замусорено…

Мои последние панамские выходные: снова в лес и снова на море

Ну и оранжика никто не покупает, как следствие…

Или вот еще. Вроде вилла с бассейном, а подойдешь ближе — и вместо бассейна болото…

Завтрак в отеле был тоже поздно: с 7.30 (наверное, мои близкие читатели на этом заволновались, не клюнул ли меня жаворонок в панамских джунглях), так что с рассветной прогулки я вернулась особенно голодной.

После завтрака я предалась лени и зависла в гамаке в саду отеля, читая книжку и любуясь прилетающими бабочками и колибри.

Вышла на берег поискать обещанный парад лодок, т. к. доносились звуки оркестра, но была, мягко говоря, разочарована: обычные прогулочные лодки были скромно отделаны воздушными шариками или бумажными флажками. И ни о каком параде речи не шло. Даже снимать не стала.

Выселившись в 11 часов из отеля, я собиралась провести остаток дня на пляже. Городской пляж меня не порадовал, как любое скопление людей и громкой музыки, если это не рок-фестиваль.

Пошла дальше вдоль берега, а там какой-то сюр.

Мои последние панамские выходные: снова в лес и снова на море

Вероятно, раньше тут было какое-то подобие веревочного парка.

На холм ведет лесная дорога, я было пошла туда, но сразу же дорогу мне грациозно переползла змея, и я ретировалась, осознав, что я в босоножках.

Вид на городской пляж с песчаной косой из-за зелени весьма прекрасен.

Мои последние панамские выходные: снова в лес и снова на море

Уйдя снова мимо всех городских пляжей в противоположный конец дороги, идущей вдоль моря, я обнаружила ничем не загороженный спуск! Он привел меня на небольшой чистый песчаный пляж, где не было ни души… Разумеется, там я и расположилась на оставшееся до отправления парома время.

Вооон там, на зеленом полотенчике.

Мои последние панамские выходные: снова в лес и снова на море

Я так думаю: если бы они не хотели никого пускать, то поставили бы калитку. А так мне даже не было стыдно. Ну да и что со мной могли сделать, кроме как попросить удалиться? А это я вполне способна пережить.

У меня с собой были маска и трубка, поэтому я немного посноркала. Вода не очень прозрачная, но я видела черепаху, ската и довольно много рыб! Кораллы есть, но их мало и они неяркие.

Табога — совсем не райский остров. Засчет своей близости к городу на нем много народу. Правда, большая часть не остается ночевать, поэтому после 5 вечера и до 9 утра довольно пустынно. Тем не менее, я совсем не жалею, что отправилась туда. Во-первых, мне удалось совместить поездку и тур по джунглям, чего не удалось бы сделать, выбери я более далекие и красивые Жемчужные острова. Во-вторых, я действительно хорошо провела время: накупалась и назагоралась, подышала свежим морским воздухом, отдохнула и провела ночь в отличном зеленом саду. И наконец, это значительно дешевле.

С погодой мне сказочно повезло! Большую часть времени было ясно, а дождя не было вовсе.

Подплывающий к городу паром позволил насладиться городским пейзажем. Люблю я виды небоскребов с воды!

Мои последние панамские выходные: снова в лес и снова на море

Высадили меня на том же причале, и часть пути я решила пройти пешком: когда это меня смущали 3–4 км по отличной погоде и в удобной обуви? А дамба Амадор как нельзя лучше подходит для прогулки: широченная пешеходная зона, вид на воду и небоскребы, ветер с двух сторон обдувает, очень чисто… Стоит также отметить, что на два километра встретились три бесплатных общественных туалета, где установлены питьевые фонтанчики.

Я уже была тут в темное время суток, а в светлое и на закате еще более замечательно! Замечательность заканчивается чуть-чуть после Biomuseo. Там лучше уже сесть на транспорт в районе Conventional Center. В самом центре расположена ярмарка местных мастеров, но, увы, я прошла там слишком поздно: в воскресенье она закрывается в 5 вечера, а по будням работает до 6, так что тоже не попасть. Читала хвалебные отзывы и рекомендации покупать сувениры именно там.

Заключение

На самом деле, на этом практически все. У меня осталось 1.5 рабочих дня — и я лечу домой!

Я очень рада, что вписалась в это приключение. Еще бы я не вписалась, конечно, это была бы точно не я. Я провела в Панаме очень классные 4 недели! Это не место писать про работу, но и с этой точки зрения у меня много нового опыта.

Поехала бы я еще раз на таких же условиях? Несомненно! Только мужа бы еще захватить:)

Поехала бы я сюда в отпуск? Вряд ли:) Все то, что я хотела бы здесь сделать, но не смогла впихнуть в выходные, можно с успехом запланировать, если выходных будет просто больше.

Вообще, мне очень нравится Латинская Америка. У меня есть одна большая претензия к ней: тут никто не говорит на знакомых мне языках! Так что, видимо, надо исправлять этот недостаток с другой стороны и учить испанский.

Спасибо за внимание! На этом живое вещание заканчивается.