В плацкартном вагоне допотопного поезда Адлер-Калининград наши внушительного объёма и не менее внушительной массы рюкзаки вызвали живой интерес у литовских пограничников.
— Это вы куда с такими едете?
— В Рейкьявик.
— Э-э-э…но поезд не идёт в Рейкьявик.
— Да? Жаль. Тогда мы до Вильнюса, оттуда — в Рейкьявик.
Маршрут
После внимательного ознакомления с исландским ценником на прокатные авто и общественный транспорт, решили проходить маршрут полностью автостопом. Дорога № 1 по длине менее полутора тысяч километров, и пройти такое расстояние за две недели даже с учётом капризов погоды абсолютно реально.
Без небольших отклонений от трассы маршрут выглядит так.
Кольцо проходили против часовой стрелки, преимущественно из-за того, что одной участнице нашего мероприятия нужно было вернуться домой ровно через неделю. Юг острова сконцентрировал максимум топовых достопримечательностей, и расчёт добраться без суеты за 5 дней до ледниковой лагуны Jökulsárlón оказался верным.
Посещённые интересности:
Национальный парк Þingvellir
Долина гейзеров
Водопад Gullfoss
Фюзеляж DC-3
Вик и окрестности
Каньон Fjadrargljufur
Национальный парк Skaftafell
Ледниковая лагуна Jökulsárlón
Хёбн
Восточные фьорды, Дьюпивогур, водопады на шоссе 939
Эгильсстадир
Озеро Mývatn и окрестности
Хусавик, сафари киты + тупики
Акюрейри
Рейкьявик
На полное колечко ушло ровно 11 дней, осталась пара деньков на прогулки по Рейкьявику.
Автостоп
Исландия, пожалуй, лучшая в Европе страна для автостопа. В популярных местах ночёвок поутру на трассе мы насчитывали до десятка коллег — это не считая нашей четвёрки. И все разъезжались в течение часа-полутора!
Стоп по кольцу крайне неоднороден. Двойки идут заметно медленнее одиночек, за вторую неделю Саша существенно обошёл нашу пару и успел заехать на западные фьорды.
В целом можно сказать, что автостоп тем быстрее, чем больше на дороге прокатных машин. Поэтому юг проходится несравненно шустрее севера. Исключением стало лишь озеро Миватн, где единственный раз, простояв под ливнями 4 часа, мы вернулись в кемпинг и не продвинулись за день ни на километр.
По югу перемещались с коллегами-туристами, по северу от Эгильсстадира до Рейкьявика, — исключительно с местными.
В моей автостопной практике случилась пара неожиданных новых моментов — впервые проехали стопом в одной машине сразу вчетвером, впервые застопили глухонемую пару — невероятно весёлых ребят, с которыми общались перепиской в блокноте.
Проблем у хитчхайкеров не много — погода, ледяной ветер и частые ливни, да птицы. С погодой повезло невероятно, существенный дневной дождь был всего одиножды. На птиц нарывались пару раз, агрессивные полярные крачки — отдельная достопримечательность страны.
Добрая половина подвозивших — американцы, далее по частоте встреч следуют немцы. Костяк автостопщиков также составляют американцы и канадцы.
Пешком с большими рюкзаками проходили не более пяти километров в день, чаще — меньше, пару раз намотали с десяток. Однозначно рекомендую осваивать исландское кольцо именно стопом, масса позитива от общения и отличная скорость передвижения.
Снаряжение
Даже при наших запасах снаряги, именно под Исландию неплохо подзакупились. Практически всё взятое пригодилось.
Рюкзаки: Deuter 45+15, 75+15, два рюкзачка по 18 литров. Стартовая масса рюкзаков 17 и 25кг соответственно.
Старая добрая палатка Hannah, разменявшая четырнадцатый активный сезон.
Любимые коврики Therm-a-Rest.
Спальники Husky Enjoy на -26С экстрима. Очень подошли к погоде, особенно в ледяном воздухе Скафтафелля.
Горнолыжные куртки.
Среднежёсткие треки Lowa Renegade. С этой фирмой я тоже больше десяти лет, и новинки себя зарекомендовали с лучшей стороны. На первом фото рассказа я стою в реке совсем не босиком, ботинки высохли за час лежания на солнышке.
Трекинговые и горнолыжные носки, даже в жаркие дни в них было комфортно.
На Али были закуплены плащи и внешние акб. Слава погодному богу Исландии, плащи пригодились лишь однажды.
Горелка Kovea с переходником под цанговый баллон (не пригодился). Газ купили один раз, один баллон — в любом кемпинге с утра можно набрать полупустых баллонов с запасом. Обязательно — защитный экран для горелки.
Очень нужный девайс — мини-электрочайник. Не помню марку, но это отечественный шедевр типа стакана с крышкой и встроенным кипятильником.
Термокружки. Титановый котелок на 2,5л. Пластиковая посуда.
Удлинитель на 3 розетки.
Шорты для жарких дней. Кислотного цвета куртка для стопа.
Не пригодилось: фонарик, ибо ночей просто нет. Мне не пригодились перчатки, но остальные участники пользовали их регулярно. Термобельё также покаталось без пользы.
Проживание
Разумеется, только палатки. И здесь есть способы сэкономить.
Известно, что в Исландии запрещено ставить палатки вне организованных кемпингов без согласия собственника. Первые пару ночей мы весьма неплохо заночевали по-дикому. В полукилометре от Гейзера, на тупиковом участке строящейся дороги, и в паре сотен метров от фюзеляжа DC-3, на месте впадения ледниковой речки в океан.
«Дикий» лагерь на берегу океана.
Место в кемпинге по стране стоит от 1 000 до 1 700 крон (10–17 евро). В Рейкьявике 2 200. Оплата взимается за человека, и тут можно сэкономить. Всегда, за исключением одного случайного маленького кемпинга, платил за одного. В половине кемпингов на специальной наклейке, которую необходимо повесить на палатку, даже не пишут количество проживающих.
Как правило, за душ и пользование розетками требуют дополнительную плату, но мы всегда обходились без излишних затрат.
В каждом кемпинге есть уверенный вайфай и место складирования ненужной еды и вещей. В Рейкьявике так вообще вся кухня заставлена бесплатными продуктами, а оставленные вещи занимают два стеллажа. Утром очень полезно найти молоко к кофе и хлеб для тостов.
Условия в кемпинге не имеют прямой зависимости от ценника. Наши места ночёвок:
Вик. 1 500 крон, душ 200, электричество бесплатно. Очень неплохая кухня, рассчитанная на явно меньшее количество гостей. Один электрочайник. Душ, в котором горячая вода — большая редкость, и сама по себе душевая ужасна.
Скафтафелль. 1 700 крон. Душ 500, зарядка 200 за 1 девайс за 1 раз. Бесплатные розетки можно найти в прачечной. Помыться по-походному можно в роскошном туалете. На уличной кухне возле прачечной есть оставленные баллоны, сочетая которые с походным чайником можно быстро готовить горячее на четверых.
Хёбн. 1 500 крон. Хотели было заночевать по-дикому у ледниковой лагуны, но решили попробовать добрать 80 км до Хёбна и смогли. Кемпинг огромный, по сути это 3 кемпинга сразу. Маленькая супер-кухня с двумя большими чайниками, тостером, микроволновкой и кучей оставленной еды.
Эгильсстадир. Кемпинг Skipalækur на выходе из города. Из-за пятничного потока местных машин, следующих в пригороды с детьми и вещами, простояв пару часов у Бонуса, решили остановиться поближе к выходу из города и наутро начать стоп. Маленький аккуратный кемпинг, в котором пришлось платить за двоих. 1 500, весь сервис бесплатно. Восхитительный душ на уровне многозвёздочного отеля.
Reykjahlíð (озеро Миватн). Кемпинг Bjarg. 1 400 крон, электричества нет, неплохой душ бесплатно. Кухня без оборудования, оставленного газа не обнаружили. Противный дедок, разгоняющий кухню после 11 вечера. Единственный увиденный кемпинг с чек-аутом в 12.00, который, впрочем, никто из палаточников не соблюдает.
Главный кайф кемпинга Bjarg — не сильно пуганные утиные выводки, щиплющие травку среди палаточного городка.
Хусавик. Кемпинг без постоянного персонала, оплата возможна в бассейне в 300 метрах от входа. 1 300 крон. Душ и электричество бесплатно. Кухня с микроволновкой и чайником, розетки можно пользовать там же благодаря удлинителю.
Акюрейри. Lónsá. Небольшой кемп на выходе из города. 1 000 (за палатку!). Хозяину вообще пофиг на автостопщиков, честно признался, что доход имеет с кемперов, мы заплатили — и на том спасибо. Неплохая кухня под навесом, чайник и электроплитка (!). Душ 200. Вайфай на ресепшене одноимённого гестхауса.
Рейкьявик. Reykjavik Campsite. Город в городе, живущий своей жизнью. Здесь по лицу человека можно понять, стартует он по маршруту или уже завершил. Здесь можно не ходить в магазины из-за колоссального ежедневного притока свежих продуктов на кухню. 2 200, душ очень средненький. Сервис бесплатно.
Питание
Бюджет в 30 евро на человека в день включал расходы на проживание и питание. Ценник на любые продукты в стране за гранью разумного, и для утряски бюджета были закуплены отечественные сублиматы. Единственный адекватный магазин на всю страну находится в Питере, великолепная быстрая доставка экспресс-почтой.
Купили супы, второе, каши и батончики мюсли. Супы откровенно бедноваты на вкус, поэтому докупили простых пакетированных и смешивали их в различных пропорциях. В Исландии есть и свои пакетированные супы, дорогие (3 евро пакетик), но очень вкусные.
Закупка свежей еды по дороге была спланирована заранее. В карту закачаны все магазины бюджетной сети Bonus. В Бонусах мы закупались сразу на 2–3 дня вперёд. Для хранения продуктов взяли с собой фольгу, пакетики для бутербродов, пищевую плёнку.
Бонусов в стране не так уж много, на кольце посещали в Рейкьявике, Сельфоссе, Эгильсстадире и Акюрейри.
Закупки были достаточно однотипными: скир, овощи (мерзкие пластиковые как в России), роскошные итальянские травки (руккола, шпинат), лепёшки, мясо, рыба, соусы.
Важно: в любом супермаркете каждый товар необходимо проверить на сканере штрих-кодов, обнаружить на кассе цену в 2 раза выше, чем на ценнике в зале — запросто. В первые дни эта особенность невероятно злила, потом привыкли доверять только сканерам.
Понавтыкавшись, получили схему разнообразного и вкусного питания за умеренную плату. Покупается одноразовый гриль, котлетки для бургеров, булочки, овощи, соусы (очень крутой с чёрным перцем, Pipar sosa) и пара кусков замаринованной баранины. Вечером делаем бургеры на текущий ужин, а мясо или рыбку грилим на будущее. Гриля хватает на 2–3 закладки приличных кусков, можно пожарить мяса впрок и не тратить время на ежедневную готовку.
Для гриля очень пригодились строительные перчатки, ими идеально работать с котлетами и при помощи ножа — со стейками.
Работа одноразового гриля на примере стейков из китятины.
Мясо любого вида предпочитали брать на фирменных стендах исландских компаний. Особенно приятен ценник у Islandlamb.
Не обязательно сразу распечатывать одноразовый гриль по приезду в кемпинг — часов с 6 вечера в гриль-зону подтянутся товарищи из кемперов с большими грилями, и через часок у них останется масса ненужных горячих углей. Примерно через раз мне предлагали воспользоваться ненужным жаром.
Но не Бонусом единым жив бюджетный турист. Стоит обратить внимание на сетевой дискаунтер Netto. Во-первых, у них есть хорошо спрятанные холодильнички с мясом, уценённым на 20–30%. Во-вторых, ближе к закрытию в рыбной витрине выставляется свежезамаринованная продукция, хранить которую до завтра нельзя. И тут скидка уже 50%. На гриле такая рыба разваливается, а вот в котелке получается божественное блюдо. Такие же маринашки, но подороже, есть и в Бонусах.
Жидкое золото.
В тридцатиевровый бюджет мы втиснулись со скрипом исключительно из-за наличия вкусного и дорогущего разливного пива. Алкоголь в стране стоит как жидкое золото, продаётся несколько часов в день в спецмагазинах (которые тоже отметили на карте, разумеется).
Выход из ситуации прост — с собой в заблаговременно собранных пластиковых бутылочках из-под бюджетных дьютифришных напитков было взято 4 литра спирта, настоянного на вкусняшках. В Исландию направились кедровочка, перцовочка с лимоном и мёдом, вишенка с орехами кола, ежевичка. Плюс в сверхдешёвом дьютике Рейкьявика к их компании просоединились ещё 2 литра разнообразия, включая знаменитый исландский шнапс Brennivin.
Так что по маршруту мы покупали исключительно пиво, на которое в том же Рейкьявике днём действуют приятные скидки — если ценник на бокал по стране варьируется от 1 100 до 1 600 крон, в пабах столицы в счастливые часы все заведения предлагают пенное по 750–850 крон.
Кафе и ресторанчики посещали только в Рейкьяхлиде (единственное «бистро» Gamli Bærinn с конским ценником и кухней ниже среднего) и Рейкьявике. В столице конкуренция в ресторанном бизнесе высока, и есть шансы выловить вкусный обед по приятной цене.
Конечно, не прошли мимо легендарных хот-догов Bæjarins Вeztu Pylsur. Иногда можно попасть на очередь в несколько десятков человек. Хот-дог 450 крон, с колой 700. А на соседней улице есть их же филиал, где тот же хот-дог с напитком будет уже 550 крон.
В припортовой зоне бьются за клиентов рыбные рестораны. Блюдо-завлекашка fish and chips, на него почти всегда спецпредложение. Мы предпочли посидеть на открытом воздухе, вагончик Fish and Chips Vagninn
В последний вечер распечатал Brennivin под легендарный Хаукарль. На кухне столичного кемпинга у вас каждый поинтересуется, пробовали ли вы тухлую акулу.
В принципе, ничего сверх-ужасного. Если вы пробовали сильно перележавшие в тепле голландские/французские сыры с плесенью, запах аммиака вас скорее расстроит своей слабиной. А вот то, что акула жирная и очень жёсткая, неприятно удивило. Пожевал десять кусочков и надоело.
Общие впечатления
От путешествия по Исландии хотелось получить симбиоз похода и приключения. Ожидания более чем оправдались. Две недели роскошной северной природы и редкие игрушечные городки. Воздух, насыщенный кислородом настолько, что у любого входящего в помещение лицо за минуты багровеет от перепада температур.
Даже с учётом нашего везения в части дождей, своенравная исландская погода давала о себе знать. На южном побережье — постоянный ледяной ветрище, уносящий палатки у невнимательных туристов и высушивающий кожу до состояния пергамента.
На тёплом и мягком северном берегу Атлантики — жестокое солнце. Несмотря на использование кремов от загара, лица облезли неоднократно.
Устроить себе приключение — проще некуда, нужно отойти на небольшое расстояние от трассы в любом направлении. В планах был двухдневный пеший поход по океаническому побережью от фюзеляжа до Вика — как хорошо, что мы его не пошли! Как минимум, встряли бы у очередного быстротечного брода. Как максимум — убегали бы от разъярённых птиц.
Очень важное правило — не стоит идти пешком там, где пешеходы редкость. В течение получаса окрестности оживают, дорога заполняется жирными бекасами, а над головой сгущаются стайки омерзительно визгливых крачек. Если проход пешком неизбежен, необходимо найти каждому по внушительной палке — крачки тупы и атакуют высшую точку объекта. Но обосрать капюшон вашей куртки при этом сумеют.
Не стоит рваться доехать до запланированного кемпинга, если стоп не идёт. В части качества стопа есть закономерность — идеально быстро и далеко едется до 11 утра. В обед — как повезёт, но рано или поздно уедете. После 17.00 — критический порог. В пятницу и субботу вблизи крупных городов — бесполезно. В будни стоит рассчитывать на туристов, едущих в дальние кемпинги.
Для вечернего стопа мы выбирали позиции вблизи кемпингов, чтобы в случае неудачи в заранее оговорённое время сворачиваться и идти ставить лагерь, а поутру без потерь драгоценных минут легко выйти на трассу.
Дикую стоянку проще организовать в северной части острова, где меньше туристов и встречаются уверенные хвойные перелески. В южной части трасса проходит вдоль берега океана, и ради спокойной ночёвки стоит приблизиться к пляжам.
В любом случае, разбивать несанкционированный лагерь нужно на источнике чистой воды. Далеко не все ледниковые реки имеют питьевую прозрачность, а таскать с собой что-то кроме дежурной поллитровки на текущее утоление жажды тяжело.
Вся пресная вода в стране — питьевая. В том случае, если она холодная. Горячая будет отдавать сероводородом, и этот запах преследовал нас с неделю по возвращении.
Бутылку минералки вы купите один раз — ради пустой бутылки. Мы так вообще таскали воду в бутылке из-под джина, чем немало удивляли водителей.
Ощущение, что английский в стране знают абсолютно все. А вот туристы, не владеющие английским, попадались, и не раз. В принципе, это не проблема, порой хочется прокатиться в тишине, не повторяя в десятый на дню раз короткий рассказ о себе и своей поездке.
Очень и очень часто именно туристы на прокатных авто довезут вас до желаемого места, даже если место находится в нескольких километрах от трассы. Как-то раз нас подвозили две американки, и вернулись в наш кемпинг через полчаса, чтобы отдать мне забытую в машине шапку! А немцы, заинтересовавшиеся каньоном Fjadrargljufur, горячо благодарили за открытие шикарного места, мимо которого они собирались со свистом проехать.
Очень неплохо показали себя и взятые настоечки. Исландцы известные любители горячительного, но угощаются аккуратно, стопочкой. То же — туристы, ибо без спиртного в Исландии туго. Однажды отпаивал русскоговорящую немку, до синевы промёрзшую в брызгах водопада и на родине, в принципе, не пьющую. А доехать до спасительного горячего источника не всегда позволяет низкая посадка прокатных машинок.
Самое крутое — подружиться с водителем и кататься сообща по его маршруту, ведь в итоге все вернутся на Ring road. Именно так мы незапланированно объехали восточные фьорды, а Саша- западные. При наличии запаса времени импровизация позволит погрузиться в страну по-максимуму.
И напоследок, совет. Не покупайте сувениры по ходу путешествия. В Рейкьявике настолько роскошный дьютик, что на его осмотр требуется с час времени, а ценники после городских магазинов нужно рассматривать, подобрав челюсть. Выбор сувениров, продуктов и алкоголя сумасшедший, стоит всё на 30–80% дешевле, чем в городах. И речь идёт не только о локально произведённых вкусняшках, но и о знаменитых сортах виски-коньяка-вина.
И отсюда совет номер два. Поскольку беспересадочных рейсов в Россию из Рейкьявика нет, зарегистрируйте один большой лёгкий рюкзак только до пункта пересадки. И все приятные покупки без проблем доберутся до места употребления.
Теги:
Самостоятельные путешествия