Турист Юрий Ким-Серебряков (yurikim)
Юрий Ким-Серебряков
был сегодня 11:57

Мамбаджао — Филиппины Февраль 2014

Дисклаймер: прошу прощения за качество картинок. Зеркалка сломалась, подводная мыльница утонула, фотографии сняты на мобильный телефон Fly IQ 440 Energie, 5 МПикс без автофокуса.

Паромы на Камигин ходят с острова Бохол из города Jagna, который на самом деле Хагна, ибо транскрипция на Филиппинах испанская. Ходит только один паром в день, в 13:30, мы приехали на пристань к полудню… и обнаружили, что парома сегодня нет, отменен, будет только завтра. Поматерились в душе, но делать нечего — купили билеты на завтра, сели на очередной трицикл и поехали селиться в какой-нибудь «cheap hotel» поблизости. Отельчик нашли быстро, оказался действительно недорогим, 400 песо за ночь, с очень маленьким номером, но с большой верандой и хорошим видом на море. На следующее утро мы подъехали к пристани и обнаружили, что паром отменен и в этот день. Тут уж мы не выдержали, насобирали группу из таких же разочарованных туристов как мы, нашли в местной конторке частную рыбацкую лодку и поехали на Камигин на ней.

Филиппины: Камигин

Вышло очень дорого — по 1500 песо с носа, удобств, конечно, там не было никаких — бамбуковая палуба, деревянные бортики, по нужде в Тихий океан. Истошно орущий дизельный движок тащил нас до острова со скоростью 15 кмч примерно часа четыре. Ткнулись носом в отмель уже в темноте, полуоглушенные, голодные, с рюкзаками в руках, по колено в воде выбрались на берег, выкарабкались на дорогу, поймали проезжавшего трициклиста…
Дальше все было значительно приятнее — первый же дом, в который он нас привез, нам понравился, и мы сняли его на две недели. Сегодня вышли погулять — нас тут же поймал местный с предложением снять у него байк, что мы и сделали немедленно. Море у нас в двух шагах, на острове есть места для снорклинга, водопады, вулканы, горячие источники, в общем, будем кататься, изучать и расслабляться — наш длинный четырехмесячный отпуск постепенно подходит к концу…

Сегодня чуть ли не весь день расслаблялись и отдыхали. Как-то очень приятно наконец-то опять спокойно жить на постоянном месте, не считая дни до отъезда и не стараясь сильно не разбирать рюкзак. Покупаем свежую рыбку и фрукты, катаемся в спокойном режиме по местным достопримечательностям, спим сколько влезет, читаем книжки… Сегодня съездили на снорклинговый спот — затопленное кладбище. Кладбища правда не видели, но риф, вроде бы большой и красивый. Завтра уедем куда-нибудь в горы — дороги здесь отличные, виды красивые, и вообще, приятное место.

Филиппины: Камигин

Вчера у нас тут было все по прогнозу погоды: пасмурно, относительно прохладно и дождливо. Дождь то начинал, то прекращался, то лил как из ведра, то моросил, и так продолжалось до самой ночи. Поскольку дождевые облака формируются здесь непосредственно над горой Хибок-Хибок в центре острова, они не успевают особо растянуться по площади, и ливень по ночам выглядит так: сидишь себе спокойно на крылечке, тишина, только море пенится неподалеку. Вдруг слышишь: откуда-то со стороны гор начинает нарастать ровный шум, постепенно становится громче, переходит в грохот, ближайшие деревья и пальмы начинают дрожать, и вдруг все вокруг накрывает дождем — вода льется с неба струями как из душа, лупит по черепице, оставляет пузыри в лужах, выбивает воронки в песке… А через минуту все прекращается, шум дождя начинает удаляться в сторону моря и постепенно тает в темноте. Выглядит так, словно кто-то, мерно водя раструбом лейки над островом, поливает насаждения кокосовых пальм и рисовые поля.

Филиппины: Камигин

Невзирая на все эти причуды природы, мы вчера успели съездить на горячие источники — очень приятно искупаться в теплой воде, когда вокруг прохладно. Покатались по ответвлениям с главной дороги, поехали на восток острова, были застигнуты ливнем в пути, пережидали его в местной арт-галерее кустарного искусства, потом двинули по магазинам, были опять основательно вымочены дождем, и вернулись домой, когда тучи наконец рассеялись и выглянуло солнце. Штаны до сих пор сохнут, ветровка тоже насквозь, шлем, на одной из стоянок опрометчиво повешенный на руль, набрал в себя пару литров воды и теперь тоже просыхает на солнышке.
Зато сегодня — только легкие облачка, солнышко светит, море спокойное. Поедем изучать местные красоты при хорошем освещении.

Филиппины: Камигин

Ведем расслабленный образ жизни: просыпаемся, завтракаем, едем куда-нибудь исследовать остров. На обратном пути покупаем свежую рыбину, овощей и фруктов, готовим-едим, смотрим кино, читаем книжки, вылезаем в интернет, ложимся спать. Расслабуха.

Совершили круг по кольцевой дороге вчера, с заездом на питомник гигантских ракушек. Даже экскурсию нам провели, как они размножаются, чем питаются, почему меняют пол.

Сегодня доехали до высоченного водопада — аж 80 метров. Вот где мне явственно не хватало мобильника: в 35 мм фокусного расстояния этой китайской недокамеры вместить 80-метровую струю воды оказалось очень сложно. Вообще с фототехникой мне не судьба — уже даже в мобильнике разбилось стеклышко в крышке, прикрывающей объектив. Проковырял ключом дырочку, герметичность теперь вообще отсутствует, будем надеяться, что на оставшиеся пару недель его хватит. Хотя с такой влажностью как здесь, и с перманентными дождями, есть риск, что и мобильник до Москвы не доживет. Надо в следующий раз как-то ответственнее подходить к вопросу выбора техники с собой.

Филиппины: Камигин

На Камигине — отличные дороги. Где-то асфальт, где-то бетон, но все ровненько, повороты профилированы, трасса ограничена отбойниками, есть полосы безопасности. Только там, где прошел тайфун, или в горах, где нередки оползни — дорога может быть завалена или обрушена. Но в таких местах либо уже идет ремонт, либо ясно, что он скоро будет.
Кольцевая же вокруг острова — вся в прекрасном состоянии по всей протяженности. Еще на ней получаешь искреннее удовольствие от вождения мотобайка: поскольку проходит она во многих местах по горному побережью, поворотов здесь куча, и все разные. Медленные и скоростные, пологие и крутые, повороты с подъемом и повороты на спуске — при наличии хорошего байка на такой дороге не заскучаешь. Не секрет, что для многих туристов возможность устроить себе мотосезон посреди зимы — одно из несомненных преимуществ отдыха в Юго-Восточной Азии. Так вот, здесь это особенно хорошо чувствуется. Конечно, жаль, что Honda PCX тут недоступна, но и мой XRM 125 — тоже ничего, вполне справляется. С другой стороны, на PCX-е я бы на многие козлиные горные тропы побоялся соваться, а XRM — почти эндуро, где пешком пройти можно — там и он проедет. Хорошая машинка.

Филиппины: Камигин

Помнится, читал я один правильный трэвел-блог про отдых на Самуи, так там человек с точностью до одного бата расписывал, сколько и на что он потратил за время отпуска. Причем помесячно и по разделам: столько-то на жилье, столько-то на питание, на билеты, на бензин, на массаж, на сувениры, на одежду, и т. д. Героический труд, на который я никогда не буду способен. Все-таки надо обладать определенным складом ума, чтобы на отдыхе вести столь скрупулезный подсчет расходов, учитывая и записывая каждую бутылочку воды и литр бензина.
У меня учет строится значительно проще: зная, сколько примерно денег было у меня в кармане на момент отлета, я могу сравнить это с оставшейся суммой. Тем более, что до конца отпуска осталось чуть более недели, и спрогнозировать оставшиеся траты несложно. Итого: за четыре месяца путешествий мы потратили на все про все примерно 8300 долларов на двоих. Никогда не считал, сколько у меня уходит на жизнь в Москве, но что-то мне подсказывает, что суммы как минимум сопоставимы.
Конечно, надо учитывать то, что мы уже достаточно опытные зимовщики, и примерно представляем, где можно сэкономить, где можно кутнуть, как искать недорогие билеты, не переплачивать таксистам и торговаться с продавцами. С другой стороны, если бы мы просто сидели в Таиланде, а не мотались по разным странам и островам — могли бы обойтись и куда меньшей суммой.
Еще надо учесть, что довольно существенную долю расходов составляют авиабилеты. Если ехать на 4 месяца, как мы, то эта сумма становится менее существенной в процентном отношении к общим затратам, но если ехать, скажем, на месяц — может получиться, что это половина всех трат за время отпуска. Это я к тому, чтобы вы не считали радостно: «8300 на 4 месяца, это 2000 в месяц, круто, отложу тысячу, слетаю на пару недель!» — так не получится, причем не только из-за авиабилетов. Как я уже писал, аренда дома в том же Таиланде вполне может быть 1000 бат в день, но при этом 10000 в месяц. На тех же Филиппинах мы снимали недорогое жилье подневно за 500–600 песо в день, при том, что хороший дом у моря на месяц стоит 8–10 тыс.
Но в общем и целом, если все подобные нюансы учитывать — легко можно устроить себе зиму в тропиках по цене обычной жизни в Москве.

Филиппины: Камигин

Спросили меня, как тут с кражами и грабежами.
Честно признаться, за несколько лет ежегодных путешествий я с преступностью не сталкивался ни разу. Друзья одни утверждали, что у них из домика на Пангане как-то раз сперли 2000 рублей, но есть у меня подозрение, что они сами что-то неверно подсчитали, поскольку странно для тайцев воровать рубли, когда рядом в том же бумажнике лежат доллары…
Байк я бросаю везде как попало, иногда даже с ключами в замке зажигания, а уж шлем на руль тут вешают все поголовно.
Пару раз забывали рюкзак со всеми деньгами и документами где-нибудь в кафе, спохватывались часа через три, возвращались, персонал нам его возвращал с улыбками. В целости и сохранности, разумеется.
В общем, конечно, нарваться на мелкого воришку тут наверняка можно, но у меня просто не получалось ни разу. Это, конечно, не дает гарантий безопасности в каждом конкретном случае, но некую тенденцию описывает. Если почитать форумы — можно найти массу свидетельств случавшихся в ЮВА ограблений и краж, поэтому расслабляться не стоит. Но у меня такое ощущение, что гораздо легче стать ограбленным в Москве, чем, скажем, на Филиппинах.
Как-то лень здесь обрабатывать картинки. Но мы почти каждый день путешествуем, осматриваем остров, побывали почти на всех природных достопримечательностях — на водопадах, горячих и холодных источниках, прогулялись по горной тропе с забавными скульптурами на религиозную тему, съездили на соседний маленький островок Мантиг с белым песком и коралловым рифом, в общем объездили практически весь остров.

Странно, номинально он размером с Самуи, даже длина кольцевой дороги совпадает — 65 км. Но по ощущениям кажется, что меньше. Вот, например, от нас до столицы, городка Мумбахао — примерно 15 минут на байке. Это как на Самуи от Липа Ной до Ламая. Но там это — долгая дорога через пол-острова, а здесь — сгонять на рынок за рыбой и фруктами.
Есть, правда, мнение, что за четыре месяца путешествий я уже настолько привык к перемещениям, что расстояния сократились не номинально, но психологически.
Ну, а картинки… я их еще обработаю, потом, ностальгируя в Москве по тропикам…

Филиппины: Камигин

С утра сегодня сели на байк и уехали в горы. Никаких достопримечательностей там не ожидалось — просто увидели на карте дорогу, ведущую в сторону самой высокой вершины острова, вулкана Хибок-Хибок.
Добрались до высоты 800 с лишним метров, въехали в тучи, полазили по скалам, нашли по дороге обсерваторию, несколько деревень, виллу какого-то богатого филиппинца с шикарным видом на остров, всяческие сельскохозяйственные угодья, отель Camiguin Highland Resort, в который заглянули поесть, потом спустились с гор, поехали на рынок за продуктами, попали в тропический ливень… Насыщенно провели день, в общем.

Филиппины: Камигин

White Island — маленький островок в полутора километрах от северного побережья Камигина, скорее даже отмель — там нет ничего, кроме песка, пары зонтиков и четырех зеленых росточков, которые заботливо окружены деревянными решеточками, но пока настолько крохотны, что их толком и не видно.
Место популярное: на самом Камигине пляжей как таковых нет, песок только черный, вулканический, а народ тянется к баунти.
Вот и мы добрались, поплавали, попытались посноркать и посмотрели на Камигин со стороны. Рифа и рыб там нет, но море прозрачное, а вулкан Хибок-Хибок смотрится внушительно и красиво. Шапка облака, накрывающая остров, отбрасываемые клубящимися тучами тени и идущий над частью острова дождь — чтобы передать впечатление от этого зрелища, нужно что-то большее, чем фотоаппарат…

Филиппины: Камигин

На следующий день пошел ливень, а мне как раз надо было ехать за билетами на паром обратно, на остров Бохол.
Ну, что сказать… Хорошо, что тепло:)
Вернулся мокрый с ног до головы, билеты как тряпочки, но зато паром ходит как часы.
Странно все у филиппинцев: когда было солнечно и тихо — паромы отменялись три дня подряд, а как дождь и ветер — пожалуйста, сэр, вот билет, вот паром, что вы, какие отмены, у нас все по расписанию! :)

Филиппины: Камигин

А в этой футболке меня потом в Москве, в метро, распознала пожилая филиппинка. Очень обрадовалась, махала руками, расспрашивала, где я был, и не верила, что я русский.
Вообще, филиппинцев в Москве полно, даже у меня в подъезде целая семья живет парой этажей выше. Работают нянями, продавщицами, домработницами — это у них целый государственный бизнес. Да и пиар вполне развит, няню-филиппинку в Москве теперь иметь модно, хоть и дорого. А для них это просто золотое дно: хозяйка нашего домика на Камигине, отработав 20 лет няней в США, построила себе немыслимые совершенно хоромы, целый дворец. Ну и, плюс к нему, несколько бунгал для сдачи туристам:)