Турист Анастасия Петровна (1dg2dg)
Анастасия Петровна
была 29 октября 2022 23:27

Нарочь — Беларусь Июнь 2017

Каждый раз, путешествуя по разным уголкам нашей прекрасной планеты, я не перестаю поражаться тому многообразию, которое дарит нам матушка-природа… И каждый раз я с удивлением обнаруживаю, что именно родные пейзажи действуют на меня наиболее умиротворяюще), наполняют энергией и спокойствием.

Я люблю лес. И не просто лес, а аккуратный большой лес своей Беларуси. Мне тяжело было бы жить в стране, в которой нет леса). Это «чувство леса» передается каждому белорусу «с молоком матери» из поколения в поколение. Лес для нас — это и дом, и убежище, и кормилец.

С давних времен Беларусь называют краем озер («синявокая прыгажуня»). Их в республике насчитывается около 11000. Голубые, синие, черные… Одни скрыты в лесах, другие разливаются по зеленым лугам.

В этом рассказе я хочу показать вам одно из таких мест. Маленькую «жемчужинку» моей страны — Нарочанский парк «Голубые озера». Это группа озер на территории Мядельского района Минской области. Они относятся к бассейну реки Страча, притока реки Вилии.

Беларусь. Голубые озера

Вход в парк находится сразу за деревней Ольшево. Вдоль дороги Р95 (это место легко находится на карте www.google.ru) имеется небольшая парковка для автомобилей и приезжающих туда экскурсионных автобусов.

За вход придется заплатить символическую плату в 2р. (около 1 $). Далее нужно будет идти по хорошо оборудованной тропе, ориентируясь по указателям. Есть два маршрута: короткий в 4 км. и длинный в 7 км. Короткий проведет вас по всем трем озерам (Мертвое, Голубля и Голубелька) с заходом на обзорную площадку на «Лысой горе». Ну, а длинный предложит еще и обогнуть все озеро Голубля.

Синенькой линией обозначен короткий маршрут. Красной — длинный. На каждом этапе пути будет такая карта с указанием вашего места расположения в данный момент.

Обладая изрядной долей «топографического кретинизма» я сразу на входе спросила о том, можно ли там заблудиться и уйти куда-нибуть «лесными тропами» в сторону Мяделя.) На что, получив категорично-отрицательный ответ от взимавшего плату «рейнджера», мы смело потопали вниз всем семейством по дороге «из желтого кирпича»).

Беларусь. Голубые озера

Как оказалось в последствии, опасения мои были не такими уж и напрасными))

Сразу же всех предупрежу, что в лесу (при всей его красоте и изящности) обитают «звери лютые» кровососущие… комары и мошки, которые изрядно могут подпортить вам впечатления, если вы забудете взять с собой репелленты.

Муж в схватке с насекомыми):

Беларусь. Голубые озера

Решив на «семейном совете», что нам вполне хватит и 4-ох километрового маршрута, мы, захватив с собой только воду и фотоаппарат, весело шли по лесной тропе, наслаждаясь прекрасными пейзажами и красотой реки Страча.

Беларусь. Голубые озера

Повсюду вдоль маршрута есь симпатичные деревянные беседки и лавочки, в которых можно передохнуть и перекусить (если есть конечно чем)).

Беларусь. Голубые озера

Постепенно тропа переходит в гребень озовой гряды. 10–12 тыс. лет назад при таянии ледника (коим наша земля была изрядно покрыта) образовывались внутренние протоки, которые и вырыли такие глубокие «канавы» глубиной до 50 м и длинной до 1 км. По верхнему гребню (оза) идет наша тропа, а река уходит вниз на дно «канавы».

Беларусь. Голубые озера

Через одну из таких расщелин перекинут легкий деревянный мостик. Можно постоять на нем и посмотреть на протекающую внизу речку в окружении хвойного леса. Кадр «я и обрыв» сделать было невозможно. Ввиду узости мостика и отсутствия какого-либо парапета над обрывом с обратной стороны.) Так что вышло только фото «я и мостик»), но внизу очень высоко!

Двигаясь дальше по гряде, подходим вот к этому указателю.

Беларусь. Голубые озера

И вот тут то мы и совершили свою первую ошибку! Поддавшись на «уговоры» указателя и соблазнившись виднеющимся справа сквозь деревья озером Мертвым, мы рванули вниз со склона… А надо было идти прямо! дальше по гряде. Тогда бы мы пришли «поверху» на «Лысую гору», увидели бы два озера со смотровой площадки, затем спустились бы вниз сначала к озеру Голубелька, а потом прошлись бы вдоль озера Голубля и подошли бы к озеру Мертвому! Вернувшись практически в исходную точку. Что и составило бы ровно 4 км!

Но мы сделали все ровно наоборот)). Заблудившись при этом, уйдя вдоль озера Голубля в другую сторону, как оказалось, по другой тропе)). Затем, найдя-таки правильную дорогу, нам пришлось вместо спуска… карабкаться вверх на смотровую площадку… Что и говорить, маршрут наш составил далеко не 4 км. и даже не 7 км))…

Итак, озеро Мертвое:

Беларусь. Голубые озера

Это замкнутый водоем, окруженный полосой верхового болота. Вода в нем почти черная. Так как минерализация воды очень низкая, то рыбы там практически нет. Берега зыбкие, подойти к ним вплотную нельзя. Для этого сделана небольшая деревянная набережная.

Беларусь. Голубые озера

А вот и красочное болото. Как картина Ивана Ивановича Шишкина… только мишек не хватает).

Держим путь дальше…

И выходим с озеру Голубля:

Беларусь. Голубые озера

Это озеро также находится как бы в «котловине». Берега довольно крутые, кое-где могут достигать и 20-30 м. Глубина озера более 20 м. Оно слабо проточное. Полный обмен воды осуществляется за 8–9 лет! А необычный зелено-голубой цвет воды этому озеру придают донные отложения — карбонатные сапропели. На фото это сложно передать. Но цвет воды на солнце действительно необычен. Тут можно искупаться. Оборудовано место где можно переодеться и беседки. Здесь разрешена рыбалка.

Беларусь. Голубые озера

Огибая озего Голубля, идем по направлению к озеру Голубеллька. Наблюдаем за фауной заповедника:

УЖик!:

Выходим к озеру Голубелька:

Беларусь. Голубые озера

Озеро так же находится в котловине с крутыми песчаными берегами. Оно слабо проточное. Питается в основном жесткими грунтовыми водами. Прозрачность озера 5,9 м.

Озеро имеет сердцевидную форму, а в центре его находится длинный островок…

Существует старая легенда, по которой некогда, в давние времена, в этих краях в поместье Олешево жила молодая паненка Галя, которая про договору родителей, должна была выйти замуж за пана Винцэнта, когда ей исполнится 17лет… Но Галя полюбила другого молодого человека, управляющего их фольварком — Данилу. Молодые часто встречались на берегах озера… И пообещали друг другу никогда не расставаться. Но пришел день 17-тия Гали. По этому поводу был организован бал. На этот бал был приглашен и жених Гали — Винцент. Винценту сразу же понравилась красивая девушка… Но он увидел, что сердце ее было уже отдано другому. Она танцевала только с Данилой… Винцент вызвал Данилу на дуэль. Узнав про поединок, Галя побежала их догонять. Но не успела. На берегу озера послышались выстрелы… Увидев падающего Винцента, девушка бросилась на помощь раненому. Но умирающий молодой человек ударил ножом в сердце девушки с фразой: — ни мне, — ни ему. Галя умерла на руках у Данилы. Юноша кричал в отчаянии:- Галя! Голубочка! Голубелька! Голубэээлька… несколько раз повторило эхо… И на всегда спокойном озере задул ветер, поднялись волны… Когда все утихло, стал виден остров — шрам на сердце девушки. А среди холмов часто стало слышаться ее имя — Голубелька. Вот такая красивая легенда возникновения названия озер и всего этого озерного края.

Ну, а мы идем дальше… В лесу весело щебетали птицы, сквозь ветви деревьев проглядывало летнее солнышко… настроение у нас было отличное… Но дорога стала приобретать какой то весьма дремучий характер… краски стали сгущаться… Таблички с нашим точным местом расположения встречаться реже… заброшенные беседки стали больше похожи на «избушки на курьих ножках»)…Да и времени уже прошло предостаточно, что бы выйти по нашим подсчетам на «Лысую гору»…

Беларусь. Голубые озера

Тут в наше необремененное мирскими заботами сознание закралась крамольная мысль — мы идем не туда!

Быстро развернувшись на 180 град. наше семейство бравым шагом потопало назад… Нашли место где мы «свернули не туда» и начали путь с новой отправной точки. Уткнувшись в лесенку «на подъем», мы поняли, что пришли к «Лысой горе» с обратной стороны.

Беларусь. Голубые озера

Ну что поделать… полезли наверх.) На горе есть смотровая вышка. Как мне показалось, конструкция весьма хлипкая… Но наша дочка смело рванула на верх, ну, а родители, чтобы так сказать «не ударить в грязь лицом», так же вскарабкались вслед за ней).

С вышки видно два озера. Голубля и Голубелька. Сразу одновременно заснять эту картину очень тяжело. Мешают кроны деревьев. Но вид открывается очень красивый.

Беларусь. Голубые озера

Достигнув четвертой цели нашего похода, мы спустились вниз и пошли назад по тропе, с которой должны были прийти сюда). Воздух в заповеднике просто великолепный.

Ну вот и завершение нашего пути. Деревянная лестнница на этот раз уже ведет нас к выходу.

Беларусь. Голубые озера

Как итог. Прошли мы не четыре, а целых 11 км! Очень устали и проголодались))

Но нам все равно очень понравилось. Красивая природа. В лесу тишина и пахнет хвоей. По этой тропе легко пройти даже с маленькими детьми. Можно организовать поход на весь день с пикником и купанием в озере Голубля. А в Беларуси вас порадуют не только заказники и заповедники, но и красивые дороги к ним.

Беларусь. Голубые озера

Так что «Добро пожаловать в Беларусь»!