Турист Юрий Ким-Серебряков (yurikim)
Юрий Ким-Серебряков
был 22 апреля 9:49

Себу, Негрос — Филиппины Январь 2015

Негрос и Себу, 2015

Предыдущий рассказ: Себу и Негрос, 2014

Филиппины — рай для алкоголика:)
Очень приличный Tanduay rhum, хорошо очищенный, приятно пьющийся, стоит каких-то совершенно смешных денег. Купил только что фляжку 375 ml за… 40 песо, то есть меньше одного доллара ($1=44.75 песо). Сижу на веранде, пишу этот текст, пью чай с булками и бананами, слушаю шум прибоя…

Филиппины: год спустя

На Себу мы прилетели днем, прошли контроль, сели на такси и поехали на Pier One — это порт, откуда ходят паромы к соседним островам. По поискам в сети я знал, что в 7 вечера отходит паром до города Думагете на острове Негрос, который и был целью нашего путешествия. Однако в порту нас ждал облом — вечернего парома не было, а следующий ожидался только утром. Но мы знали и альтернативные пути: с автовокзала должен был идти автобус до западной оконечности острова, а оттуда — еще один паром. Так что мы поймали очередного таксиста, доехали до автовокзала… и там неожиданно обнаружили автобус напрямую до Думагете. Отходить он должен был в четыре, время было уже 16:15, так что стоило нам сесть, мы почти сразу поехали. Четыре часа по побережью, час на пароме, еще час по побережью уже Негроса и мы высаживаемся в центре города, подгадав остановку недалеко от забронированного нам друзьями отеля Harold Mansion. Но филиппинская обязательность и тут нас подвела: про нашу бронь никто не вспомнил, номеров не было. Хорошо, что соседние отельчики не так активно рекламируют себя на букинг.ком:)
Сняли номер по соседству, за 650 песо, вполне комфортный, чтобы переночевать. Наутро, проснувшись, я поймал трициклиста, доехал до супермаркета, поменял денег, поймал следующего трициклиста, доехал до проката байков, арендовал за 5000 песо в месяц табуретку Honda Beat. Хотел привычный XRM 125 на механике, но их не было свободных, так что ездим на автомате, как в Таиланде.
Потом заехал за Ирой и мы отправились искать себе жилье.
Домов свободных тут довольно много. Стоимость — от 9 до 13 тыс в месяц, самому, правда, найти их сложно, поскольку объявлений нигде толком нет, но стоит спросить у любой группы отдыхающих филиппинцев, как немедленно у кого-нибудь из них обнаруживается сосед, друг, сестра или дядя, которые сдают жилье.
Мы в итоге сняли эдакий tropic-style — бамбуковое бунгало на берегу моря, со спальней, кухней, санузлом и верандой за 11 тыс песо в месяц. Видели и более солидно выглядевшие дома, но этот показался симпатичнее, да и близость к морю — приятное дополнение.
У нас тут хорошие соседи, хозяйка притащила нам холодильник, газовую двухконфорочную плиту и кучу посуды, закупились всякими продуктами и хозяйственной утварью… в общем, мы полностью укомплектованы и готовы к следующему этапу зимовки:)

Цены филиппинские.
Недалеко от Думагете накупили сегодня больших красивых манго по 70 песо за кило. Там есть и по 30, но мелкие, тоже купили одну штуку — на пробу. Большая связка бананов — 25 песо. Арбузы по 40 песо килограмм.
Кафешка Sans Rival в Robinsons Mall: вареный кофе — 30 песо, порция спагетти болоньезе — 38 песо, пирожное cheese brownies — 12 песо. Ирины любимые сладости, в соседнем кафе, какие-то там лепешечки с джемом — по 5 песо. Но она их мужественно не ест, потому что углеводы — зло:)
Ну, про булки всякие я уже писал: от 2 песо за штуку в ларьке у дома.
19-литровый баллон воды для кулера — 25 песо, с доставкой до дома.
Пачка сигарет — 40 песо. И они существенно лучше тайских:)
Бензин — 36 песо за литр, залил сегодня полный бак в мотобайк — меньше чем на 100 песо получилось. Бака хватает дня на три.
Курс текущий $1 — 44.75 песо.
А по дороге домой я повстречал местных коллег-фотографов, они какую-то девочку фоткали толпой. Остановился, сделал пару кадров, главный меня заметил, прибежал, мол, чего ты издалека, давай, присоединяйся. Вообще, филиппинцы — народ очень доброжелательный и к туристам относятся по-доброму. Дети машут руками и кричат: «Hello!», взрослые улыбаются и всегда рады поболтать, по-английски все говорят получше моего, в случае каких-то затруднений все объяснят, покажут, доведут и руку пожмут на прощание. Мы, собственно, дом так сняли — филиппинец у ларька, где я остановился воды купить, услышал, что мы ищем жилье, оседлал байк и повез нас за собой по нескольким известным ему точкам. В первом месте было занято, во втором дороговато, а в третьем нас все устроило.

Филиппины: год спустя

Умудрился слегка потянуть свой остеохандроз и простудиться. Поскольку ко всему этому с середины дня добавилось пасмурное небо и регулярно начинающийся дождь — решил, что это сама природа заставляет меня расслабиться и отдохнуть денек от приключений. Однако они меня и сами нашли, так сказать, не отходя от кассы. Лежу себе спокойно с книжкой, чай пью с булками, как вдруг кровать подо мной начинает ходить ходуном. Сначала подумал, что к нам какой-нибудь буйвол залетный заглянул, об сваю почесаться, вышел наружу, огляделся — нет, все чисто, только соседи обеспокоенные повыскакивали. Землетрясение небольшое случилось, 1–2 балла, но вполне ощутимые.
Однако местные собаки ведут себя так, словно ничего не случилось, валяются кверху лапами на тепленьком бетоне и радуются жизни. Из чего я делаю вывод, что цунами и извержения нам пока не грозят и можно расслабляться дальше.

Вчера был насыщенный день, даже до интернета не добрался. С самого утра поехали — на коралловый риф искупаться, по магазинам за едой, к одним друзьям на встречу в ресторан, к другим в гости домой, в общем, вернулись к себе уже часов в 11 вечера. Кино посмотрели, поужинали и уснули:)

— Ну, а как вам землетрясение вчерашнее?
 — В эпицентре пять и одна, а у нас четыре балла было. Я уже с точностью чуть ли не до десятой научился определять. Максимум, что случалось здесь переживать за три года — шесть и девять десятых балла. Я тогда установил рекорд: из спальни, со второго этажа, на улицу — за три с половиной секунды.

— У трициклистов минимальная стоимость поездки была 9.5 песо. Правительство решило сделать 6.5 песо, так они договорились и объявили забастовку. Правда их только на один день хватило…

Девушка-филиппинка смотрит мои фотографии Филиппин с прошлого путешествия. Особо глянцевые пейзажи показывает своему парню, мол, смотри, я тоже туда хочу. Бохол, Камигин, Себу, закаты в Моалбоале, водопады… Натыкается на фотографию озер-близнецов:
 — Ой, посмотри, как красиво! А где это?
 — Да это здесь, в полутора часах езды на байке. Давай через несколько дней съездим.
 — Ой, нет, я же с племянницей, а на одном байке как мы поедем? Не…

— Мы с этим филиппинцем договорились встретиться и выпить. Я купил большую бутылку рома, а он еще принес маленькую. В итоге мы выпили его маленькую и он отрубился, пришлось большую самому пить…

— Зарплата у филиппинцев тут — 5000 песо в месяц, и это еще хорошо, это столица острова. А в деревнях в глубинке они еще двадцать лет назад в одних набедренных повязках ходили, там и сейчас сплошное натуральное хозяйство — кукуруза, куры да козы.

Филиппины: год спустя

Первые дни после приезда было дождливо и ветрено, но вот, наконец-то, уже два дня погода стала филиппинской — чистое небо, солнце и синее море. Мы поселились в деревеньке Дауин, в пяти минутах от самого лучшего местного рифа, где в этом году даже денег почему-то не берут за снорклинг. Море, правда, еще мутновато после непогоды, но рыбы все равно красивые:)

Кончился баллон воды, решил заказать пару новых. Звоню с утра по телефону, указанному на бутылке, делаю заказ. Но в последний момент у меня кончаются деньги и я успеваю сказать только название своих домиков. Ну ладно, думаю, положу денег — перезвоню. Но нет, через 10 минут, я даже кофе допить не успел, приехал дядька на байке с двумя 19-литровыми баллонами. Шустро работают, блин.

Научил Иру пользоваться местной плитой. Ну, не было у человека никогда дачи с газовыми баллонами. Первый блин комом — сожгла рис:)

Удивительное дело: тут нет комаров. То ли не сезон, то ли гекконы хорошо питаются, но даже на свет никто не летит. В прошлом году мы здесь тоже жили у моря, и всякой кровососущей живности хватало. А сейчас красота — сидишь вечером на освещенной веранде и никто тебя не ест.

Решили сегодня поэксплорить окрестности, забрались по боковой дорожке в горы. Асфальт быстро превратился в бетонку, бетонка в проселок, а проселок в каменистую тропу. Но выяснилось, что при должной упертости, обычная табуретка вполне превращается в эндуро, особенно если упираться ногами:)
Правда, ничего особенного я не заснял — от подножия гор виды открывались не то, чтобы сильно красивые, а выше начинались облака и из них уже ничего не было видно.
Но мы потом еще по какой-нибудь дорожке в горы заедем, тут их много. А вот байк надо бы все-таки при случае поменять на механику:)

Дорога на озеро Баланан.
День прошел с кучей приключений, как приятных, так и не очень.
На самом деле мы хотели доехать только до соседнего городка. Прокатиться, пока погода хорошая, посмотреть окрестности и вернуться. Но хайвей вокруг острова здесь качественный, виды по сторонам открываются самые что ни на есть привлекательные, спешить нам было некуда, так что как-то само собой мы укатили километров за пятьдесят от дома с остановками на фотографирование.

Филиппины: год спустя

Не остановило нас даже то, что последние 10 километров до озера дорога пошла в горы, причем дорогой это можно было назвать уже с большой натяжкой. Куски бетонки прерывались участками совершенно внедорожного вида, состоящими из укатанных колесами булыжников, торчащих в разные стороны из разбитой колеи. Правда, мой внедорожный опыт уже позволял ехать там вполне спокойно, но вот неприспособленный байк с этим был уже не очень согласен. Где-то на последнем участке я словил в заднюю шину изрядный кусок железа, сразу этого, причем, не заметив.

Припарковались у озера, погуляли, перекусили, собрались ехать обратно, чтобы успеть до темноты. Ага, щаз. Задняя покрышка просела до обода, байк завихлял, и ехать так, конечно, было невозможно. В ближайшей деревеньке шиномонтажа не нашлось, пришлось грузить байк на местный джипни и ползти на нем до городка те самые десять километров по горам. В общем, пока добрались, пока из покрышки извлекли ржавую железяку, переставили камеру — уже стемнело. Ну и в довершение всего заморосил дождь, что здесь часто случается под вечер.

Филиппины: год спустя

Так что опять пришлось мне ехать ночью в дождь по неосвещенной дороге, ругаясь сквозь зубы на любителей пользоваться дальним светом, либо не пользоваться светом вообще.
Характерный эпизод: иду на обгон группы байкеров. Дорога пустая, только вдалеке мерцают сквозь дождь какие-то слабенькие огоньки. Включаю поворотник, выезжаю на встречку, ускоряюсь. И вдруг понимаю, что эти слабенькие огоньки как-то очень уж шустро приближаются. Оказывается, это навстречу мне едет джипни — местный аналог маршрутки. Фары у него не работают, только под крышей горит пара лампочек от какой-то, блин, елочной гирлянды. Пришлось в спешном порядке сматываться обратно на свою полосу, благо, обгонял я все-таки байкеров, а не грузовик с бамбуковыми стволами поперек кузова, и место там было…
Но вообще, Филиппины, конечно — очень красивая страна. Облака, накрывающие горные вершины, сверкающие под солнцем рисовые поля, безумное количество разнообразных цветов, открывающиеся с высоты просторы, а главное — яркие природные краски, подобных которым я не встречал ни в одной стране Юго-Восточной Азии, хотя, казалось бы, это все один и тот же регион.

Фотоаппаратом это все передать сложно. Так что, никуда не денешься, приходится ехать самостоятельно. Мы вот еще и на озера-близнецы доберемся как-нибудь, тем более, что там, говорят, наконец-то бетонку сделали по всему маршруту, и не надо будет ковылять по горным тропам, поскальзываясь на булыжниках, толкаясь ногами, чертыхаясь и цепляясь за вырывающийся руль:)

Закат рассветной стороны.
Мы тут, к сожалению, живем с неправильной стороны от заката, поэтому особых красот просто не видно за горами и пальмами. Ну, либо надо специально проехать километров 40 до хотя бы южного побережья.
Но даже с нашей стороны во время заката небо раскрашивается в красивые розовые тона.
Надо бы еще как-нибудь побороть лень и рассвет встретить:)

Филиппины: год спустя

Доехали до бухточки под названием Tambobo bay. В самой бухточке ничего особо интересного не оказалось — кучка яхт на приколе, пара кафешек, дорога, обозначенная на гугль-картах как не самая маленькая, а на деле — грунтовая тропинка, проложенная по склонам холмов, заросших пальмами и бамбуком. Но попутно опять наблюдали массу симпатичных пейзажей вдоль шоссе. Это вообще самое интересное развлечение Филиппин — просто ехать куда глаза глядят и смотреть по сторонам. Рано или поздно натыкаешься на красивые пейзажи, интересные места или сценки из деревенской жизни.
А теперь у нас — вечер, жареная рыба с рисом и овощами, бутылочка рома Tanduay, имбирный чай и пара местных собак, лежащих у ног и ожидающих подачки.
Ну, и на десерт — полная луна с серебристой дорожкой через все море. Все-таки жить на самом берегу, слышать шум прибоя и наблюдать приливы — по меньшей мере приятное дополнение ко всем прочим прелестям зимовки:)

Филиппины: год спустя

Погода на Филиппинах — штука переменчивая. Один день может светить яркое солнце, на другой — налететь шторм с проливным дождем. Но в последние дня три-четыре здесь как-то очень все хорошо: небо синее, но с красивыми облачками, солнце яркое, но не удушающе жарко, в общем — самое то, чтобы с утра оседлать байк и уехать на озера-близнецы.
В прошлом году мы добирались туда часа два, если не больше. От нас надо было доехать до города Думагете, пересечь его по пробкам, потом проехать еще километров пятнадцать по шоссе, а потом по жутким горным дорогам без покрытия тащиться вверх часа полтора, спотыкаясь на кручах.
Но, пока нас не было, филиппинцы построили дорогу. Теперь от шоссе до озер ехать всего с полчаса по широкой, ровной бетонке с ограждениями. Всего несколько участков остались грунтовыми, но в общей сложности это метров 200, не больше.
Правда, на самих озерах нам не особо повезло. Во-первых, дул постоянный легкий ветерок, поверхность озера покрылась рябью, и совсем уж сказочного вида с отражениями гор, как в прошлом году — не получилось. Во-вторых, местные деятели доломали все каноэ, которые у них были, так что пришлось не плыть самостоятельно, а брать напрокат большую лодку и местную девушку с веслом в придачу.
Но, в общем, поездка все равно удалась. Все-таки, самые красивые виды там даже не на самих озерах, а по дороге к ним, с горного серпантина. Виды на остров, на море, на соседний Себу, и солнце как раз пошло к закату, и уже никуда не надо спешить, можно останавливаться хоть на каждом повороте, любоваться и фотографировать…

Филиппины: год спустя

Забавная штука — гугль-карты на телефоне. Не знаю, как у вас, а у меня именно с них появилось осознание того, насколько маленький наш мир.
Открываешь — вот она, синяя метка, синяя стрелка, крутится куда повернешься, смотрит в сторону моря поверх золотой звездочки, обозначающей наш нынешний дом. Рядом — отель «Эльдорадо», сетка дорог деревеньки Дауин, в углу экрана — желтая лента хайвея.
Легкое движение пальцами — масштаб уменьшается, появляется еще пара звездочек. Это мои прошлогодние метки: коралловый риф и наша крутая трехкомнатная квартира с тремя балконами в соседнем Баконге.
Еще одно движение — и с одной стороны появляется город Думагете, тоже усыпанный звездочками-метками, обозначающими ресторанчики, дома друзей и какие-то еще заведения и развлечения. С другой стороны — соседние деревни Замбоангита и Сиатон, с одинокой звездочкой на озере Баланан, про которое я вам уже рассказывал.
Дальше, дальше, вот остров Себу, с несколькими метками на Моалбоале и в Ослобе, вот Бохол, который мы вообще целиком объехали в прошлом году, вот маленький Камигин, хотя какой он маленький, размером с Самуи, это тут он теряется на фоне гигантских соседей.

Филиппины: год спустя

А вон открылась Малайзия, с метками на Перхентианах, на Лангкави и Пенанге, снизу показалась Индонезия, там вон, где-то посередине, крохотный треугольник острова Бали. Сверху видна надпись «Гонконг», он почему-то на этом масштабе обозначен, а соседний Макао — нет.
Вот слева открылась целая галактика звезд — это Таиланд, объезженный вдоль и поперек по всему побережью.
Дальше масштаб уменьшается скачкообразно — Индия, до которой мы так и не доехали, Непал, в который мы, возможно, еще когда-нибудь доберемся, наш Дальний Восток, где-то там могли бы поставить свои звездочки мои предки, приехавшие в Россию в середине девятнадцатого века. Казахстан, со странным городом Кзыл-Орда посреди пустыни, где сразу за девятиэтажками начинаются барханы и бродят кочевники, а я отучился как-то целую четверть в тамошней школе.
А вот и московские метки, с такого масштаба и не поймешь, какая что обозначает. Отдельные метки посередине России и Украины, названий городов уже не видно, остается только догадываться, какая что значит. Вот Турция, с побережьем Анталии и Кемера, там я тоже брал байк напрокат, так что меток стоит изрядно — отмечены древнегреческие города, отели, водопады и нужные повороты.
Показалась Европа — Таллин и Прага, Париж и Вена, звездочки вдоль южного побережья Испании и на севере Греции. Атлантика, с крохотными точками островов, Тихий океан с россыпями Полинезии, куда очень хочется доехать, но очень уж далеко. США, с помеченным маршрутом из Денвера в Лас-Вегас — белый кабриолет, красные скалы Аризоны, пустыни Невады, прошлая жизнь…
Помню, мы как-то с юной женой, лет двадцать назад, дарили ее родителям-географам карту мира с набором флажков на цветных бумажках: «Здесь была мама» и «Здесь был папа». Весь вечер они потом радовались, тыкали в карту флажки и вспоминали, где они были вместе, где порознь, с какими экспедициями, и в каком году.
Сейчас же у каждого такая карта все время с собой. Путешествуй, ставь звездочки, заполняй мир воспоминаниями, впечатлениями и фотографиями. Тем более, что мир действительно стал маленьким. Все дороги — у тебя на ладони, билеты покупаются прямо с шезлонга на пляже, а за одну ночь перемещаешься на 10 тысяч километров…
Ну, а мы пока переселились в освободившийся соседний домик. Теперь у нас первая линия и ничем не закрытый вид на море и соседний остров Себу со всей веранды:)

Доехали вчера компанией аж до середины острова, до пещер. В горах их, ясное дело, довольно много, но неподалеку от городка Мибанай — целая сеть, сорок пять штук. Туристов, правда, водят только в несколько из них, разделив на маршруты разной сложности, от «beginner» до «extreme». На экстремальные мы, конечно, не тянули: спускаться 16 метров по веревке в вертикальную шахту, а потом плыть три километра по подземной реке — это нужно иметь некоторый уровень подготовки. Так что пошли в три самые простые, с дорожками, мостиками, ступеньками и гидом.

Филиппины: год спустя

Помимо сталактитов и сталагмитов, надо сказать, там обитает довольно много разной живности. Летучие мыши, мечущиеся по потолку в лучах фонариков, мелкие птицы, сидящие в гнездах по размеру, ящерицы, гроздьями выглядывающие из расщелин, ну и всяких червяков и бабочек несчитано. Даже варана небольшого видели, быстро сбежавшего в кусты с дорожки. После прошлогодних полутораметровых монстров на Перхентианах он нас, правда, не очень впечатлил:)
Фотографировать внутри довольно сложно, ибо темно. Одна пещера вообще никак не освещена, в свете фонариков или со вспышкой снимать, конечно, тоже можно, но ничего хорошего из этого не выходит. В другой — сталактиты подсвечены лампами, но все равно довольно тускло. Так что снимать можно комфортно разве что на входе, в солнечном свете. Но что-то, конечно, получилось и в таких условиях.

Ну и, как и везде на Филиппинах, помимо цели путешествия, всегда есть сопутствующие дорожные красоты. Отель Spring Resort с водой небесного цвета, горный серпантин с открывающимися видами, рыбные и креветочные фермы, заводы по переработке сахарного тростника, крохотная железная дорога и неожиданно стоящий на полянке паровоз. Маленькие местные кафешки, островки в море, колоритный местный транспорт… В общем, в дороге здесь в любом случае не скучно, особенно в хорошей компании.

Филиппины: год спустя

Небольшой городок Думагете на острове Негрос, рядом с которым мы живем — место довольно суматошное. Мельтешение байков, трициклов, автобусов и грузовиков с тростником на улицах, туристы и попрошайки, торговцы и школьники, современные торговые центры и продуктовые рынки, кресты католических храмов, лабазы и рестораны, широкие трассы и раздолбанные грунтовки, заезжаешь за угол и неожиданно видишь море — все это напоминает сразу все города Юго-Восточной Азии, вместе взятые.

Пожилые европейские экспаты прогуливаются за ручку с филиппинками по вечернему бульвару Ризаль. Дети в белых рубашечках возвращаются из школы, сидя по 4–5 человек на одном байке или ловят трицикл, куда набиваются уже совершенно невообразимой толпой. Парковщики расставляют байки на стоянке у Robinsons Malls, сходу запоминая, кому какой принадлежит, стоит показаться с пакетами — бегут, выкатывают твой из ряда, ждут чаевых. Девчонки отплясывают в клубе «Why Not» под оценивающими взглядами приехавших за экзотикой туристов. По вечерам все собираются на набережной — сфоткаться у надписи «I love Dumaguete», посидеть компанией в ресторане, за вынесенными пластиковыми столами на бульваре или просто с бутылкой пива на парапете.

В порту суета и давка, очереди в кассы за билетами, ожидающие с рюкзаками, ряды торговых палаток, полиция, зеваки и трициклисты с ищущими глазами. Аэропорт обычно выглядит пустым — рейсы в Думагете редки, народу немного, ночью он вообще выглядит как совершенно темный пустырь, окруженный зачем-то забором.
Зато на автовокзале такие же толпы, как и в порту. Автобусное сообщение здесь очень развито и недорого, билет через весь остров обойдется в 200 песо. На не очень большие расстояния можно ехать и на джипни — безумном симбиозе американского военного джипа времен вьетнамской войны, тайского сонгтео и ритуального автобуса, раскрашенного съехавшим с катушек Кандинским. Мы живем в 15 км от города, поездка на джипни до нас стоит 20 песо. Трициклисты — вообще непонятно на что живут. Доехать от дома до магазина стоит 10 песо, а на более дальние расстояния на них особо и не ездят.
Торговые центры здесь мало чем отличаются от наших. А вот в маленьких магазинчиках, которых полно по всем дорогам, есть небольшая особенность: из-за бедности жителей здесь очень много товаров продается в крохотных упаковках. Сигареты поштучно, стиральный порошок на две стирки, одно яйцо, пакетик чая и булка за два песо. И подозреваю, что многие филиппинцы так и живут: заработал где-нибудь 10 песо, пошел, купил себе пару булок, стакан кофе и сигарету — вот и позавтракал.
В общем, если не обращать внимание на шум, пробки и вонь от выхлопов, город этот для жизни — довольно удобный. Здесь можно недорого поселиться, есть где пообедать, купить футболку, потанцевать, пофлиртовать и полечиться. Я вот вчера заехал зафиксировать коронку, традиционно расшатавшуюся у меня на зимовке. Знакомая клиника, врач меня узнал и очень обрадовался, 500 песо — все удовольствие. В Москве, правда, это теперь стоит дешевле, но это гримасы нашего кризиса, а не филиппинской жизни.
В жилых кварталах здесь даже довольно тихо, хотя рядом может вполне оказаться какой-нибудь курятник с орущими с раннего утра петухами, ну и от проехавшего под окном байка без глушителя никто не застрахован. Собственно, мы потому и поселились не в самом Думагете, а в деревеньке неподалеку, засыпать под шум прибоя все-таки приятнее, да и воздух не в пример лучше:)

Филиппины: год спустя

В большом супермаркете Robinsons Malls практически каждое воскресенье проходят какие-то крупные детские мероприятия. Соревнования, собрания, награждения и т. д. И школам хорошо — места достаточно, все родители помещаются, и супермаркету — народу приходит очень много, кто-нибудь что-нибудь да купит в процессе.
Вчера наблюдали там выступления местных школ по случаю китайского Нового года. Школ здесь очень много, поскольку детей в каждой семье не меньше трех-четырех человек. Так что начался этот праздник в десять утра, а закончился в районе четырех. Драконов мы, правда, не застали, с них все начиналось, но на всякие пляски, песни и прочее ушу с карате насмотрелись.

Филиппины: год спустя

У нас тут новые соседи — поселились в том домике, который мы изначально занимали. Ребята из Омска, путешествуют, занимаются единоборствами… А у меня же жена 4 года отходила на ушу. Разговорились — оказалось, они в одной школе тренировались, одних и тех же людей лично знают…

Ну, а мы уже летим дальше, через Себу в Гонконг:)

А на Себу же было совсем солнечно. Вот когда я в очередной раз порадовался, что все вещи у нас помещаются в два маленьких рюкзачка: аэропорт Себу находится на примыкающем острове Мактан, и мы прямо с рейса отправились на юг, в городок Лапу-Лапу, где засели на небольшом пляже Pado Beach. Город этот назван по имени местного вождя, которой успешно противостоял в свое время Магеллану и в итоге его таки убил. Теперь тут есть город Лапу-Лапу, памятник Лапу-Лапу, даже рыба лапу-лапу — самая дорогая и вкусная на Филиппинах. Впрочем, памятник Магеллану и магелланов крест тут тоже есть — бывшие противники прекрасно уживаются в современном туристическом бизнесе.

Филиппины: год спустя

А все южное побережье оккупировано корейцами. Здесь корейские рестораны, дайв-центры, магазины, огромное количество отдыхающих корейцев, в общем я там вообще не выделялся. Даже корейское блюдо «кимбаб» заказал себе в ресторане. Оказалось, правда, что это никакие не бабы, а наши обычные японские роллы:)

Переночевали у знакомого по каучсерфингу — веселого испанца Рафаэля, в три часа утра проснулись, доехали до аэропорта и в шесть утра стартовали в Гонконг. Кстати! Будьте внимательны: на Филиппинах есть такая штука, необычная для других стран, называется «terminal fee». Это значит, что за проход в аэропорт с вас возьмут плату. Причем во всех аэропортах она разная: на Шиаргао это всего 100 песо, в Маниле 550, а вот на Себу почему-то аж 750. Так что если вы планируете потратить перед отъездом все местные деньги, чтобы не тащить их домой — лучше поостеречься. Есть шанс, что вам не хватит на fee и придется платить долларами или евро по дикому курсу — пункт сбора fee находится уже за таможней и в обменник сбегать не выйдет. Хитрые они, филиппинцы:)