Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 18:28

Пицунда, Сухум — Абхазия Июль 2017

Знаете, такое настроение, что хочется петь. Танцевать. И повторять вслед за классиком, что лучше гор бывают лишь другие горы! А ведь я знаю, о чем говорю — у меня пятый горный край за полгода, не шуточки!

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

Вообще, в нашем сообществе путешественников Кавказ последние пару лет активно рулит, вы заметили? В Грузию за морем и хинкали, в Армению — горы смотреть и пить коньяк, в Азербайджан — за огнями Баку и теплом души его жителей. Ну, а если вы хотите всего и сразу, и желательно чтоб близко, вкусно, недорого и весело — вам надо в Абхазию!

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

92 дня лета. Именно столько времени нам отпущено, чтобы танцевать, встречать рассветы и носить красивые платья. Пить «игристое», любоваться звездами, ловить восхищенные взгляды и комплименты. И мы не имеем никакого морального права упустить хоть секунду этого рая!)

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

Первая буря эмоций на абхазской земле, не считая роскошной картинки с морем в окне, что сопровождала меня все утро в поезде — Сухумский Вокзал. Он уже такой родной и свой, что каждый раз сердце щемит в предвкушении и бабочки в животе порхают — отпуск! Даже нет, не так — ОТТПУУУСК!

Вообще, весь Кавказ — мой любимый источник эндорфинов, но с Сухумом история особая. Я вам уже рассказывала поэму о нашем знакомстве… Тут сложился идеальный пазл — море, история, горы, тепло, родные люди. У вас так бывает, когда закрывая глаза, вы представляете не четкую картинку города, а вихрь образов? Образов и ароматов. Сладкий запах эвкалиптов, перемешанный со свежестью моря и щекочущий аромат кофе. Особняки прошлого века, горы и солнце. И магнолии в цвету — это мой любимый Сухум!

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

Я семь лет сюда приезжаю, но есть места, что увидела впервые. Одно из таких замечательных открытий — средневековый каменный мост через реку Басла.

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

Беслетский мост называют также мостом царицы Тамары — предположительно, он был построен в эпоху правления этой великой женщины. Это один из древнейших каменных мостов, сохранившихся на Кавказе!

Говорят, его особую прочность определяют камни, обточенные клиньями, и фирменный состав «скрепки» — крепчайший раствор из гашеной извести и яиц. Длина моста 35 метров, и сейчас на боковой стороне можно прочесть надпись, сделанную древнегрузинскими заглавными буквами — «Христос-владыка, всячески возвеличь в обеих жизнях…».

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

Мостик и правда монументально-внушительный, и, несмотря на свои не столь большие размеры, тут просто веет веками истории…

Но у нас-то в запасе столетий нет, так что мы ни мгновения отпуска не упустили! За 9 дней путешествия успели многое, потому что это — Абхазия! Кажется, она способна удивлять бесконечное количество раз… Вот в самом деле, вроде ты видела всё и даже больше, и тут тебе — бах, получи еще ураган впечатлений! Хотите, например, роскошное горное озеро посмотреть? Очень крутое, ледникового происхождение, да еще и со своим собственным реликтовым парком…

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

Рица расположена на высоте около 1000 метров над уровнем моря и окружена со всех сторон горами, поросшими вечно изумрудными густыми лесами…

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

Кстати, пейзаж вокруг озера — это не просто крутейшие горы и зеленые ущелья, он называется солидно — «Рицинский реликтовый национальный парк». И это значит, что когда-то тут щипали травку динозавры, панорама выглядела примерно также!)

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

Вообще, национальные парки-заповедники Абхазии занимают целых 10% ее территории! Сами понимаете воздух такой, что можно консервировать и продавать людям, склонным к меланхолии — точно взбодрит! Но уникальность абхазского изумрудного великолепия в другом, парки входят в состав ботанико-географической провинции Колхида — это амфитеатр гор восточного Причерноморья от Туапсе до турецкого Трабзона. На наши дни это одно из немногих убежищ древней флоры доледникового периода, жизнь здесь выстояла даже тогда, когда на большей части земного шара она исчезала….

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

Красавицу Рицу с трех сторон охраняют неприступные стражи — высоченные лесистые горы с заснеженными вершинами. Даже сейчас, в жаркий июль, на их шапках лежит снег! Все эти три гордых массива — Пшегишха, Арихуа и Ацетук издревле были героями красивых национальных легенд о происхождении озера…

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

Кстати, если поехать дальше по этой головокружительной дороге, путь приведет вас к Ауадхаре — бальнеологическому курорту и главной абхазской мекке всех любителей гор, приключений и неприступных вершин.

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

Но и сама Рица настолько изумительно хороша, что по праву считается жемчужиной не только Абхазии — всего Кавказа.

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

И пикник на ее берегу — это далеко не все возможные развлечения! Можете, например, посетить дачу Сталина…

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

По официальным данным, всего у «Отца народов» по Союзу было около 20 дач, 5 из них — в Абхазии. Эта, рицинская, самая любимая, и не нужно объяснять почему…

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

Усадьба вождя напоминает скорее скромный охотничий домик в эко-стиле — все утопает в зелени лип, сам дом тоже выкрашен в тон им — возможно, из стремления к гармонии, а по другой версии — из вечного параноидального страха и мании преследования генералиссимуса. Но если отбросить эти мрачные мысли, усадьба — чисто райский уголок!

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

Кстати, это катер Самого Великого и Ужасного, подлинный!

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

Можно прокатиться, но мы не стали ждать очереди, у нас впереди был водопад… Даже Водопадище! Его прозвали Молочным за нереальную белоснежность бурлящих струй…

Да, и совсем рядом с Рицей есть еще одна абхазская «визитка» — Гегский водопад, тот самый, из фильма о Шерлоке Холмсе. Я вам о нем уже рассказывала)

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

Но если вам всё-таки интересна историческая недвижимость с пометкой «только для избранных» — в Абхазии это имеется. Госдача Горбачева — яркий пример тому! Поначалу, гуляя по территории, кажется, что вся фишка тут — в природе, кстати, роскошной!

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

«Пицундо-Мюссерский биосферный заповедник» — еще один национальный парк республики, только теперь уже с субтропическим климатом. Тут теплый пряный воздух с нотками средиземноморья доносит ароматы пицундской сосны — мастодонта, пережившего Ледниковый период. Самшит, иберийский дуб, тут произрастает масса эндемиков — есть и краснокнижные. Неудивительно, что это место приглянулось Горбачеву… Хотя, здесь скорее будет уместна поговорка — «ищите женщину».

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

Говорят, тогдашний Секретарь ЦК КПСС Грузии Эдуард Шеварднадзе очень хотел угодить супруге генсека, Раисе Максимовне. Место выбрал волшебное — с песчаным пляжем, укромной бухтой, скрытой от чужих глаз и ветров, пригласил строителей и декораторов из Европы, и вуаля!

Пять этажей, из них два — подземные, мраморный бассейн с подачей морской воды, ресторан, лифт, ванные комнаты по 25 метров с джакузи, которые заказывали в Италии, витражи работы Зураба Церетели, наборный паркет, фарфоровые люстры и бра ручной работы — многие из них до сих пор стоят баснословных денег!

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

Камин с уникальными изразцами, редчайший рояль в библиотеке. Но будущим хозяевам так и не суждено было насладиться этим великолепием — Раиса Горбачёва, как женщина капризная и требовательная, заставляла всё переделывать бесконечно, потом тяжело заболела и ушла из жизни. А когда рухнул СССР, Горбачёву стало не до дачи в полуразрушенной послевоенной Абхазии…

Несмотря на то, что блеск этого особняка с годами чуть померк, роскошная двадцатичетырёх метровая люстра, пронизывающая всё здание насквозь — от пятого этажа до первого, выглядит всё так же величественно, и конечно по-прежнему сияют витражи из горного хрусталя и цветного стекла вокруг неё…

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

Долго усадьба пребывала в запустении… Золотисто-песчаные стены, облицованные травертином, теряли свой вид, металл ржавел от близости моря, а уникальная мебель и паркет портились без должного ухода от жары. Прошло время, и сейчас тут — официальная резиденция Президента Абхазии. А еще культурный объект, открытый для экскурсий и прогулок, пляж и гостиница.

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

И если вы хотите увидеть сами то, о чем я тут рассказала, а возможно и переночевать в президентских апартаментах с таким вот роскошным видом — велкам!

П. С. Говорят, дух Раисы Максимовны все еще там…

Абхазия. Опция – «Перезагрузка» : )

П.С. С. Буду я, пожалуй, закругляться. О Гагре и Новом Афоне, Абхазии царей, принцев и знаменитостей, святых и грешников напишу в продолжении… Обещаю, будет интересно!)