Турист Владимир Олейник (violik)
Владимир Олейник
был 1 марта 19:02

Хеб — Чехия Апрель 2016

Честно говоря, апрель — не самый удачный месяц для поездки по Чехии. Но в силу некоторых обстоятельств, мы с упорством маньяков ездим туда именно в это время. С одной стороны — это прекрасное время года (фактически… это наш май в средней полосе России). Время, когда природа вокруг «оживает»: всё цветёт и радует нас огромным разнообразием цвета (листва деревьев и кустарников в это время имеет огромное разнообразие всех оттенков зелёного цвета и т. д.…). Но с другой стороны, к великому сожалению, бОльшая часть замков и музеев Чехии в апреле закрыта для посещения. И приходится исходить из того — а что можно посетить в это время и куда можно добраться своим ходом (в смысле — на общественном транспорте)? Одним из таких мест, где можно что-то посмотреть и добраться до которого из Пльзеня весьма легко, был город Хеб. Но внимательно изучив это место, я понял, что всё же одного Хеба в этот день будет маловато… И как-то всё не получалось найти второе место для посещения в этот день. Я долго мучился, подыскивая это второе место, но что-то никак не удавалось найти его. И уже совсем незадолго до поездки (сам не помню, каким образом…) я узнал о небольшом городке Стршибро. И… «пасьянс разложился» сам собой.
город Стршибро (Stribro)

Как я узнал об этом городке? Сейчас толком я уже не смогу ответить на этот вопрос. Сами даже и не пытайтесь найти какой-либо отзыв или упоминание об этом городке. Не найдёте (по крайней мере, в интернете…) Уже сейчас, при написании этого рассказа, набирая в поисковике название этого места, я не смог найти ни одного отзыва об этом городке. Каким-то образом я, совершенно случайно, увидел фотографию ратуши Стршибро

Пльзеньский вояж. Часть седьмая: Стршибро и Хеб

Очень красивое здание. Я сразу же зашёл на сайт mapy.cz, этот незаменимый помощник для путешествий по Чехии (о котором я рассказывал здесь). А там, соответственно, вышел на сайт этого города, на котором показаны все достопримечательности этого городка. И внимательно изучив эти достопримечательности, я понял что в Стршибро есть что посмотреть. Очень странно, но даже на mapy.cz показаны не все достопримечательности этого городка.
Итак. Это был уже шестой день поездки. Погода в этот день была великолепнейшая. В 8.05 я выехал из Пльзеня на поезде, идущем по маршруту Прага — Хеб. В этот день не было ни малейших заморочек с пересадками, длительными ожиданиями и прочими «прелестями», с которыми сопровождаются подобные поездки. Так что с проездом в этот день всё складывалось, на удивление, очень просто: сел в поезд, следующим до Хеба; вышел в Стрибро, осмотрел город; и вновь сел в этот же поезд Прага — Хеб.
Кстати… Обратите внимание, на то как я написал название этого городка. Вначале я писал — «Стршибро», а затем написал — «Стрибро»…. И в самом деле, читая на латинице, нет там никакой буквы «Ш»… И вообще… вам ничего не напоминает это название? Наверное, пока ничего не напоминает… А давайте-ка уберём из названия ещё одну буковку… — букву «Т». И сейчас ничего не напоминает? Ну, неужели не вспоминается то самое «злАто, сЕребро»? Да, именно так и переводится название этого места — Серебро. Забавные всё же эти схожести и различия наших языков. Да вот возьмите «приключения» всё той же буквы «Т». В нашем слове «серебро» ей не нашлось место… Зато в другом нашем слове эта буква удачно поселилась, а в чешском её нет. Это наше слово «стекло», а по-чешски «sklo». Забавно? Но если чуть-чуть напрячь свою память, мы вспомним наше похожее слово (уже без этой самой буквы «Т»)… Слово это — «склянка». Ну да ладно. Это так… маленькое лирическое отступление. Находясь в Чехии, мне доставляет огромное удовольствие искать эти схожести и различия в наших языках.
А я вновь возвращаюсь к Стрибро (буду называть его так)… Когда-то… давным-давно здесь добывали серебро, отсюда и пошло это название. Первое упоминание о Стрибро относится к 1183 году, а с 1263 Стрибро получил статус города.
В 8.30 я сошёл с поезда и направился в сторону исторического центра

Первой достопримечательностью, которая встречается на нашем пути — это мост через речку Мже с башней-проходом (most a mostní brána), построенный в 1555–1560 годах

Как видно по этим фотографиям, я был не единственным туристом в этом городке. Но после, я уже не видел там ни одного туриста, кроме самого себя…
С моста открывается весьма живописный вид на местную реку

Пльзеньский вояж. Часть седьмая: Стршибро и Хеб

Пройдя по мосту через реку и ещё два-три десятка метров, оказываешься в каком-то проходе между остатками старинной крепостной стены

Войдя на территорию исторического центра, я сразу же направился в сторону костёла Всех Святых (Kostel Všech Svatých)

Пльзеньский вояж. Часть седьмая: Стршибро и Хеб

Обратите внимание на написание названия костёла на чешском языке. Вам нужен переводчик, чтобы понять написанное? Вот лично для меня — это просто «песня» и один из факторов почему я обожаю Чехию. Ладно… это очередное лирическое отступление. Сам костёл был уже закрыт, но посмотреть внутреннее убранство всё же можно. В некоторых костёлах (далеко не во всех…) можно пройти в тамбур между внешней и внутренней дверями

Но главное (лично для меня…) в том, что есть возможность посетить смотровую площадку колокольни этого костёла. Она находится на высоте 32 метра. Подойдя к воротам башни, я увидел закрытые двери, хотя чётко знал, что смотровая площадка открыта для посетителей с апреля. И в душе появился некий «червячок» сомнения, а побываю ли я на смотровой… Лично для меня подобные смотровые, как бы это сказать получше? В общем, если где-то есть подобные башни, а ты не оказался на ней, не протопал пешком, высунув язык, по этим крутым ступенькам (а, как правило, это очень крутые ступеньки…) — город «не взят»…
Но, ничего не сделаешь… и я пошёл на центральную площадь города. Несмотря на столь раннее время (примерно 9.00…), площадь оказалась не пустой. На площади явно намечалось какое-то мероприятие… Немного поизощрявшись, я всё-таки попробовал поснимать площадь без излишних толп…
В первую очередь, главное украшение площади — это здание ратуши

Как я понял, это здание ратуши построено в 1543-м году на месте прежней ратуши, а нынешний декор в стиле сграффито относится к 1823–1888-м годам

Как и во многих чешских городах, центральная площадь Стрибро весьма не маленькая

И как во многих городах Европы, на центральной площади Стрибро можно увидеть чумной столб

Пльзеньский вояж. Часть седьмая: Стршибро и Хеб

Я же после площади направился в городской музей, который находится буквально в шаговой доступности от центральной площади. Музей располагается в здании бывшего монастыря. Вот странный у чехов распорядок работы различных туристических объектов. То я жаловался на то, что в Чехии в апреле бОльшая часть туристических объектов открыта только в выходные дни. С этим музеем всё с точностью до наоборот — в апреле он открыт со вторника по пятницу. При входе в музей я обратил внимание на этот герб на стене

Собственно, если убрать этих гусаров, то это будет герб города Стрибро. Осмотр музея проходит строго по сеансам и в сопровождении работника музея. Мой сеанс начинался в 10 часов. На кассе я спросил про башню костёла Всех Святых. Мне ответили, что посещение башни проходит тоже строго по времени, и «моё» время выпадает на 11 часов. В это время я был единственным посетителем и осмотрел музей буквально за 25 минут. Основная часть экспозиции музея посвящена геологической тематике — минералы, руды… Это и не удивительно. Когда-то здесь добывали серебро, а уже в более позднее время в этих местах добывалась свинцовая руда. И Стрибро, по большому счёту, всегда был городом шахтёров. И помимо этого музея в городе имеется и шахтерский музей под открытым небом. В музее представлена различная техника и инструменты, применяемые в горнодобывающей промышленности. Кроме этого, здесь можно пройти по настоящим штольням. И длина этих штолен составляет ни много ни мало — 700 метров. На сайте музея можно совершить виртуальный тур по этим штольням. Честно говоря, зрелище не для слабонервных людей… Сам я не был в этом музее и, честно говоря, так и не понял как он работает. И что-то я сомневаюсь, даже если бы он и работал в это время, что со мной одним кто-то пошёл бы по штольням. Хотя, может я и не прав. Не знаю, не буду гадать… Как я уже сказал, музей я осмотрел за 25 минут, и до посещения башни у меня в запасе было чуть больше получаса. За это время я успел осмотреть некое подобие парка неподалёку от музея, а также выпить маленькую кружечку пива в ближайшем пивном заведении (всё там же… неподалёку от площади). К 11-и часам я вновь подошёл к кассе музея, и мы вдвоём с работницей музея пошли к башне. Мы вместе поднялись на смотровую площадку. Как-то лихо она так поднялась наверх, у меня же «язык на плече повис» от подъёма на башню. Как это и бывает у подобных смотровых площадок — её можно обойти по кругу (точнее — по квадрату…). Сверху открывается весьма интересный вид на городок и ближайшие окрестности. Но что-то чехи перемудрили — натянули со всех сторон сетку с довольно мелким шагом. Я, конечно же, фотографировал, но… всё же придётся обойтись без этих фото с сеткой. Увы… Собственно, на этом осмотр основных достопримечательностей этого милого городка и закончился. Оставалось, разве что, пройтись по тихим улочкам Стрибро…
На центральной площади народ прибывал и прибывал

А буквально в сотне метров от центральной площади была «тишь да гладь и божья благодать» и… ни одной души…

Пльзеньский вояж. Часть седьмая: Стршибро и Хеб

За средневековой городской стеной тоже можно увидеть интересные здания

А я выйдя за территорию средневекового города, направился ещё к одной достопримечательности города. Это буквально в сотне метров от этого псевдоготического здания

Пльзеньский вояж. Часть седьмая: Стршибро и Хеб

Вроде бы ничем не выдающееся здание… какой-то плоский фасад… Но вот пройдя по дороге ещё немного мы видим уже «совершенно другое» здание

Это Гуситский бастион (Husitská bašta). И если вновь внимательнее посмотреть на фасад этого здания, то помимо самого здания видны и фрагменты старинной крепостной стены города. Через дорогу тоже есть небольшой фрагмент этой стены. А в своё время таких бастионов было 17, из которых до настоящего времени сохранилась только одна эта башня. Можно только представить, насколько укрепленным был этот город в средние века.
На этом мой осмотр этого чудесного городка закончился. Полюбовался я напоследок прекрасным видом на этот милый городок, благо солнце уже немного переместилось и городок предстал во всей своей красе

Пльзеньский вояж. Часть седьмая: Стршибро и Хеб

Неподалёку от ж/д-станции я пообедал в одном из ресторанчиков

А далее мне предстоял путь в город Хеб

И в 12.29 я отправился в Хеб на таком поезде

Это скоростные поезда (обозначение — SC) чешских железных дорог, с немного смешным для русского языка названием — «Pendolino». Комфортный поезд. Есть выход в интернет по Wi-Fi. Вот интересный момент… Стоимость проезда в Чехии не зависти от типа поезда (будь то поезда Os, Sp, R или SC), она зависит только от класса вагона (1-й или 2-й класс) и километража маршрута. В той же Словении проезд на поездах, подобных «Pendolino» стоит дороже, чем проезд на обычных поездах. Через 45 минут я был уже в Хебе.

город Хеб (чеш. Cheb)
В районе привокзальной площади я увидел современный город. Это здание ж/д-вокзала

Пльзеньский вояж. Часть седьмая: Стршибро и Хеб

Путь до центра города был совсем недолгим

Я сразу почувствовал какую-то… «не чешскую ауру». Не было всей той «чешской атмосферы», от которой я испытываю дикий восторг находясь в Чехии. Хеб не похож на чешский город. Более того… Именно в Хебе я увидел людей, мягко говоря, не чешской внешности. Очень жаль, что эта зараза под названием «глобализация» потихонечку проникает и в Чехию. Видимо здесь сказывается тот фактор, что от Хеба до Германии — «рукой подать». Лично мне было очень горько видеть всё это. Очень жаль. И думаю, что через какое-то время и Чехию ждёт то же самое, что сейчас можно видеть в Германии и во Франции. В Хебе очень видно, что и в Чехии тоже «процесс пошёл». Боже упаси говорить о каком-то национализме. Но по мне нормально видеть турков в Турции, марокканцев в Марокко и т. д. А всё это смешение народов и культур лично у меня симпатии и радости не вызывает. И мне будет искренне жаль, что со временем и Восточная Европа «превратится» в ту же Францию и Германию…
А то что в Хебе какая-то другая «аура» (не чешская…) видно даже на этой фотографии

Пльзеньский вояж. Часть седьмая: Стршибро и Хеб

Это больше напоминает «беззаботную» Францию (или Германию). Посмотрите на этого мужчину в правом углу… Лично мне так и видится, что он сидит (или будет сидеть…) здесь хоть час, хоть два часа. Это характерно для Германии (Франции и т. д.). Я уже достаточно много поездил по Чехии, и скажу что подобное не характерно для Чехии. Я не буду давать оценку всему этому: хорошо это или плохо. Я не бог и не судья. Я просто констатирую факт — Хеб не похож на чешский город… Подозреваю, что этот пожилой мужчина на фото скорее всего немец. В этом году, в ходе третьей нашей поездки по Чехии, мы с супругой столкнулись с подобным явлением. Заехали в мелкий приграничный с Германией городок, в котором и смотреть-то нечего. Время было как раз обеденное. Мы зашли в ресторанчик, который на удивление оказался практически полностью забит посетителями. «На удивление» — это потому что, на улочках практически ни одной души. Так вот все эти посетители — сплошь одни немцы… Они явно заехали туда просто пообедать… за «копейки»…

В центр я шёл по этой улице, от которой не испытывал ни малейшего чувства умиления, которое частенько чувствую в других городах Чехии

Чисто? Да. Комфортно? Пожалуй. А есть ли в этом какая-то радость? Ответа не нахожу. Повторюсь, я не чувствовал там «чешской ауры»…
Вскоре эта улица выходит на центральную площадь. А вот и первый туристический объект, встречающийся на этой площади — фонтан рыцаря Роланда

Каменную статую рыцаря Роланда установили в 1591-м году. В 1981-м оригинальную статую передали в музей, а на её месте установили копию. Ну, а главным украшением площади, конечно же, является «Шпаличек» — небольшое скопление домиков на самой площади. Дома эти были построены в XIII веке и в настоящее время считаются визитной карточкой Хеба

Возле одного из зданий этого комплекса находится другой фонтан, абсолютно аналогичный первому. Только статуя там другая

А в целом центральная площадь выглядит так

Здание с часами — это ратуша, построенная в 1738-м году.
Сразу после центральной площади я направился в сторону Хебского града (hrad Cheb). Хебский град был построен в XII веке и выполнял оборонительную функцию. Осмотр замка проходит самостоятельно и безо всякой привязки ко времени. Всё как в обычном музее — берёшь билет и самостоятельно смотришь. Во дворе замка можно увидеть Черную башню, построенную из вулканического туфа. Чёрную башню видно ещё при подходе к крепости

Пльзеньский вояж. Часть седьмая: Стршибро и Хеб

Я думаю, Хебский град правильнее будет называть именно крепостью, а не замком. От средневекового замка сохранились только Чёрная башня и часовня святых Эрхарда и Урсулы

На территории крепости можно увидеть некоторые образцы средневекового оружия…

Пльзеньский вояж. Часть седьмая: Стршибро и Хеб

какую-то дурацкую современную абстракцию…

и пушки XVII века

Пльзеньский вояж. Часть седьмая: Стршибро и Хеб

и………………… И, собственно всё. Ну, прошёлся по парочке бастионов, посмотрел с них на город… А больше смотреть там было нечего. В итоге, недолго я находился на территории крепости. Не произвела она на меня никакого впечатления. И это при моём фанатизме в отношении замков и крепостей! Были у меня вначале (ещё до поездки) планы перейти на другой берег реки, посмотреть на крепость с той стороны. Но что-то весь мой интерес и пыл как-то угас… Абсолютно неинтересная крепость. Но впереди, в соответствии с моими планами, оставалось посещение музея и костёла Святых Николая и Елизаветы (а главное — смотровой площадки этого костёла). Так что после крепости я прямиком направился к костёлу. Сам костёл сфотографировать не получилось (нормально сфотографировать…) — вокруг слишком плотная застройка. Хотя, я не совсем прав… Можно было сфотографировать его со стороны парковки. Ну да бог с ним… Меня же гораздо больше интересовала смотровая площадка на одной из башен костёла.
Я подошёл к костёлу, попутно сфотографировав эти статуи возле самого костёла

Пльзеньский вояж. Часть седьмая: Стршибро и Хеб

Кстати, на этом фото видна та самая площадка автопарковки, откуда можно сфотографировать костёл. Но догадываюсь, почему я не стал его фотографировать — с той стороны костёл был весь в тени… И вот я подхожу ко входу, чтобы подняться на смотровую. И тут… меня ожидает облом. На входе стоит турникет-автомат, в который нужно опустить 20 крон и всего-то… Да-да… «Всъего-то и дъелов…». Но я как назло истратил практически все монеты. Есть такое подлое дело в поездках — кошелёк моментально набивается мелочью, которую потом стараешься сбагрить. Вот я и успел сбагрить практически всю мелочь, как оказалось — не вовремя. Побежал в сам костёл. Двери были открыты. Зашёл — посмотрел. Но уже было как-то не до костёла. Костёл как костёл… Бросился к служителю на входе. Достал купюру и: чейндж, плиз! Чуть ли не как Киса Воробъянинов… Работник меня понял, оно и понятно: чех — славянин. Но помочь не смог. А немцы (в городе полно немцев, в том числе и в костёле…) смотрят тупыми глазами и не понимают. Я уж им и на листочке написал 50 = 20 + 20 +10… Да и понять слово «монета» можно практически на любом европейском языке… Ни черта не понимают! Как Задорнов говорит: Ну, тупые!!!
В итоге, я всё-таки нашёл у себя «в закромах» несчастные 20 крон. Посетил я эту смотровую площадку: Ура — «город взят»!

Пльзеньский вояж. Часть седьмая: Стршибро и Хеб

А после я направился в музей. Он находится совсем рядом, в торце главной площади. И вот тут я был ошарашен. Шикарнейший музей! Очень интересная экспозиция. И сам музей при этом, как я выражаюсь — «без фанатизма». Это в смысле, что на осмотр музея у меня ушло минут 40, не больше. Я смотрел фотографии на стендах… смотрю и читаю: всё Эгер, да Эгер… А ведь я прекрасно знаю, что Эгер — город в Венгрии (и сам был там, и фильм из детства помню венгерский «Звёзды Эгера). Потихонечку начинаю догадываться, что Эгер — это и есть Хеб. В какой-то момент ко мне подошёл пожилой мужчина — работник музея и заговорил со мной. Вот «любят» меня работники музеев (почему? понятия не имею…) И в ходе беседы я спросил его: Эгер — это Хеб? Он подтвердил мою догадку и сказал, что Хеб раньше был немецким городом и назывался он — Эгер.
Посмотрев с огромным удовольствием этот музей, и выполнив тем самым все свои намеченные планы, я направился в сторону вокзала. А в 16.34 я возвращался на поезде в Пльзень.
Что могу сказать об итогах этого дня. От Хеба я был не в восторге. Но музей там просто шикарный! Удивительно. По чешским меркам это довольно крупный город, но «своих» люков там не оказалось. Не в люках дело, смешно даже говорить об этом. Просто он какой-то… не чешский. Хотя, конечно, город по-своему весьма не плох. Зато я очень доволен, что довелось побывать в Стрибро. Весьма самобытный городок, есть в нём своя «изюминка». Кстати, моя коллекция люков в этот день пополнилась люком Стрибро. Такие вот чудеса… И мне очень странно, что нигде не упоминается этот милый городок как туристический объект.