Elena Итенберг Пользователь — была вчера 20:54

«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

17 июля 2017 г. 8:39 Рим — Италия Февраль 2016

Рим был первым городом, в который я поехала в свою новую эру путешествий в 2010 году. Субъект, решивший изучить многообразное устройство нашей планеты, Италию не минует никогда, соответственно и Рим тоже. Ведь первая без второго, как: Коломбина без Арлекина, капучино без пенки и паста без соуса.

В этом году у меня была уже шестая Италия, а в прошлом — третий Рим. И чем больше погружаешься в эту страну, тем больше хочется продолжать с ней знакомство. С Римом отношения строятся сложнее. И часто эта сложность вытекает из того, что желая познать итальянскую столицу, мы натыкаемся на таких же страждущих, толпами окупирующих его самые-самые «маст сии». Город пока еще держится, но это ему удается все с большим и большим трудом. И я не удивлюсь, что скоро и там жители начнут бастовать против туристов, как в Барселоне и Венециии.

Остров Тибериана и мост Фабрисио.

Другая опасность подстерегает слишком ярого «охотника за сокровищами». В желании объять необъятное кроется, пожалуй, даже больший подвох. Запихивая в память без разбору все, что попадается по пути, можно потерять главное, а именно дух Рима, его мелодию, его совершенно неповторимую атмосферу, как бы банально это не звучало.

Поэтому именно в Риме маршрут стоит прокладывать очень тщательно и аккуратно, учитывая при этом и время года самой поездки, и время дня, в которое нужно подрулить к тому или иному строению, фреске, мозаике, виду и проч.

Мозаика в апсиде церкви Санта Мария Трастевере.

Постараюсь описать маршрут, который мне самой нравится, т. к. позволяет увидеть за один день очень много разного Рима, понять, что не Колизеем единым этот город привлекателен. И что он бывает тих и задумчив даже в самом центре и самых топовых местах.

Итак поехали. Вернее пошли.

Показательно, что за 3 римские поездки, я лишь 3 раза проехалась на метро и 2 раза, нет вру — три, на такси. Остальное все было исхожено ногами. И могу сказаь, что Рим, в принципе, город совсем не большой. На мой взгляд, удобнее всего жить не далеко от Ватикана, как мы жили в первый раз. Поближе к станции меро. Там и гостиницы подешевле и место потише.

В последний приезд, о котором пойдет речь, я поселилась в 10 метрах от пьяцца Навона. Плюсов это месторасположение имеет очень мало, а вот минусов гораздо больше. Но я об этом уже писала. Но как бы там не было с минусами, а раз уж поселилась, то и маршрут мы начнем от площади Трех фонтанов.

Стена, на которую выходило окно моих аппартаментов. Если идти направо, то через 20 метров будет пьяцца Навона.

Про неё написано очень много разного и интересного. Я, например, сама, когда готовилась к прошлогоднему визиту в Рим, перечитала и не по одному разу, рассказы Кати (Catys), и у неё про пьяцца Навона есть очень интересная история, а я покажу еще пару церквей, которые спрятаны в переулках. И все это находится в 2-х минутах ходьбы от площади, чуть правее церкви Сант Аньезе, за фонтаном Нептуна.

Фонтан Нептуна и церковь Сант Аньезе на пьяцца Навона.

Обе церкви посвящены Деве Марии. Первая — Санта Мария делль Анима возведена на пожертвования немецких паломников и примыкала к постоялому двору, который был постороен первым. Похоронен там последний папа не итальянец до Иоанна-Павла II — Адриан VI.

Церковь основана на частные пожертвования немецких паломников в XIV веке. К постоялому двору для паломников была пристроена церковь с 1431 по 1433 годы. В 1499 году немецким землячеством в Риме было решено построить новую церковь, и в 1500 году был заложен первый камень. Около 1523 года строительство было завершено. Церковь стала местом захоронения многих известных людей немецкого происхождения.

Этот «зануда» фламандец, уроженец Утрехта каким-то образом затесался между двумя папами Медичи и пытался вернуть Святой престол в рамки, которые приличествуют отцам церкви, т. е. к благочестию, скромности и прочим добродетелям. Кстати, он яростно протестовал против стиля ренессанс и, видимо, как насмешка судьбы, церковь в которой он захоронен построена в этом стиле. Учитывая не свойственные тем временам благочестивые нравы, пробыл он главой церкви совсем не долго — всего лишь год.

Я забежала в церковь на минуточку. И если бы это было не в начале светового дня, то может даже и прошла бы мимо. И это было бы большим упущением. Церковь необыкновенно хороша.

Интерьер церкви Санта Мария дель Анима.

Она такая вся теплая, светящаяся янтарным светом.

С необычным витражным окном, изображающем Троицу, в форме пилюли. В смысле, окно в форме пилюли, а не Троица.

Интерьев церкви Санта Мария дель Анима.

Там даже есть своя Пьета (1530 год). Скульптор, конечно, не Микеланджело, а Лоринцетто. Но человеку не сильно искушенному в тонкостях, наклон головы Христа и другие мелкие изменения, что внес автор, не помешают насладиться созерцанием такого узнаваемого шедевра.

Большой плюс и то, что в церкви нет народа, сама скульптура не находится за стеклом, как в соборе св. Петра. Да и рама из великолепной яшмы создает очень человечную атмосферу.

Как я и написала, в церкви, кроме меня, не было посетителей, а девочка послушница предупредила, что через 10 минут начнется «собрание» духовенства. На что я ей ответила, что 10 минут мне вполне себе хватит. По идее мне их хватило, но провести там и больше времени будет очень интересно. Духовенство, выплывающее, да-да именно так, степенно, из правого, бокового предела я тоже успела увидеть. Они на меня покосились как-то не по доброму и я поспешила выйти в центральную дверь. Впереди у меня был длииинный день.

Во вторую церковь — Санта Мария делла Паче я зашла бы даже если бы она была не по дороге. Декоративно закрученным барочным фасадом она выглядывает театральной декорацией в конце одноименной улицы не далеко от предыдущей церкви немецких католиков.

Церковь Санта Мария дель Паче.

Опять же, и она была пустынна, что в римском феврале не редкость. Но в то же время и удивительно, т. к. в церкви невероятное количество сокровищ: первое и главное из которых фреска Рафаэля — «Сивиллы и ангелы», расположенная в капелле Киджи.

Фреска Рафаэля "Сивиллы и Ангелы".

Сивиллы — мифологические пророчицы бед и несчастий у Рафаэля милые и беззаботные молодые женщины. Глядя на них не возникает в голове никаких мыслей о грядущих катастрофах. Что хорошо!

Возникает мысль другая. У меня по крайней мере. Представьте себе, что в России только одна, нет, вот так — ОДНА картина раннего Рафаэля. Это маленькая круглая «Мадонна Коннестабиле», которую после революции большевизаны не продали за кордон лишь потому, что за неё давали мало денег. И все!!!

А в Италии, вы просто заходите в церковь, и денег за это совсем не платите, или в музей, но уже за деньги, и они там висят. Не рядами и колоннами, но их много. Настолько много, что за сегодня мы еще несколько рафаэлевских фресок увидим. Вы, наверное, уже поняли, что я его ярая поклонница. Ну сейчас уже менее ярая, т. к. Караваджо, скажем, мне гораздо интереснее, и список можно продолжить, но суть не в этом. А в чем, надеюсь вы поняли, не смотря на сумбур изложения.

Вернемся в Санта Мария делла Паче. Не знаю, почему Стендаль шлепнулся в обморок во Флоренции, в Риме для этого, на мой взгляд, гораздо больше предпосылок. Кстати, церковь, в которой мы сейчас находимся, он тоже навещал и у него даже есть небольшой отрывок на её счет.

Помимо рафаэлевских Сивилл в делла Паче какие-то совершенно необыкновенные надгробия. С какой стати там примостились сфинксы я информации не нашла, но смотрится чудесно. Также как и тончайшей работы барельефы.

Интерьер церкви Санта Мария дель Паче.

Ну и другие очень интересные детали, мимо которых сложно пройти. Так что я надеюсь, что я вас убедила.

Еще одно, ради чего стоит дойти до этой церкви. Слева от входа, вот тут я не поняла: то-ли от входа в саму церковь, то-ли в левой части уже внутри церкви, есть вход в знаменитую, идеальных пропорций, ротонду Браманте, которая считается точкой отсчета стиля барокко. Информация у меня об этой ротонде была и я знала, что она где-то там. Но засмотревшись на Рафаэля, я эту мысль неблагополучно потеряла. А вам желаю мою забывчивость не повторить и ротонду найти.

Основной же целью на сегодня был район Трастевере, который таил в себе помимо мест, которые я обязательно хотела посетить, еще и какой-то особенный, простонародный, а значит и самый что ни на есть настоящий римский дух, как бы двусмысленно это не звучало.

Для этого мне, а если повторите этот маршрут, то и вам, надо было пройти через район знаменитого римского рынка — Кампо деи Фьори. Но поскольку я знала, что если попаду на сам рынок, то задержусь там не менее, чем на пару часов, а их-то у меня как раз и не было. Поэтому было решено пройти мимо. Но что мимо никак пройти не получится, если вы двигаетесь от Навоны, то это Базилику Сант Андреа делла Валле.

Фронтон церкви Сант Андреа делла Валле.

Зажатый между домами фасад не выдает тайну третьего по размеру римского купола. И не могу сказать, что кроме как размерами и высотой потолка эта церковь может чем-то поразить. Разве что хризолитовым светом внутри и определеннной непохожестью на, в основном, камерные и кулуарные церкви Рима.

Потолок церкви Сант Андреа делла Валле.

Задворками-задворками, чтобы все же ненароком не «вляпаться» в сильно любимую рыночную атмосферу, я дошла до Тибра, в аккурат к тому месту, где как дракон стережет переправу в Трастевере остров Тибериана.

Хотя контурами он скорее напоминает лодку Харона. Параллель с Хароном еще тем уместнее, что на этом острове расположен основанный в 1584 году и поныне действующий госпиталь Фатебенефрателли, у которого в свою очередь есть корни, связывающие его с языческим храмом Эскулапа, находившемся на острове и служившим не только святилищем, но и больницей как таковой с 3 века нашей эры, когда в Риме разразилась эпидемия чумы.

На острове находится храм святого Варфоломея. Хотя до XII века он был посвящен чешскому святому — Альберту Пражскому.

В 998 году император священной Римской империи Оттон III (лат. Otto III) построил на Тибрском острове базилику, которую посвятил памяти чешского святого Адальберта Пражского (лат. Adalbertus Pragensis)

Внутри больше всего мне запомнилась египетская ванна из какого-то красивого фиолетового камня, сейчас служащая своеобразным алтарем.

Кстати, находясь рядом с островом не забудте посмотреть на единственный оставшийся целым пролет моста Эмилио постройки 142 года до нашей эры.

Ну наконец-то добрались до Трастевере. Время еще не перевалило за полдень, а нас уже заманивает лабиринт этого невероятно живописного римского района. До недавнего времени трастеверцы любили вывешивать свое исподнее на растяжках между узкостоящими домами, считая себя полноправными владельцами не только стен своих жилищ, но и пространств между ними. Но в этот приезд гирлянд я уже не застала. Видимо мэрия каким-то образом пришла к согласию с местным населением. Подобное согласие, на мой чисто меркантильный взгляд, могло бы быть достигнуто лишь покупкой властями сушильной машины в личное пользование и уменьшением тарифов за электричество. А как уж там все сложилось на самом деле, гластности не придано.

Улицы Трастевере.

Первым пунктом в Трастевере была церковь св. Чечилии, которую назначили покровительницей церковной музыки.

Опять же, у Кати и на этот римский район есть подробный и замечательный рассказ, так что тонкости вопроса вы сможете изучить. Могу лишь сказать, что поскольку церковь св. Чечилии — это часть поныне действующего женского бедектинского монастыря, то находится она за глухим забором. Я например, довольно долго вертела головой, пока испрошенная на предмет нахождения церкви женщина не ткнула мне пальцем в эту стену.

Сама Чечилия, изваянная в мраморе, все в той же позе, в которой её останки были найдены при эксгумации в последний год XVI века, лежит в застекленнном саркофаге.

Сверху, с мозаики такой привычной нам византийской школы, она смотрит на себя саму.

Вот она слева, между св. Павлом и папой Пасхалием с квадратным нимбом, говорящим, что папа на момент постройки церкви, донатором которой он являлся, был еще жив. В церкви опять же очень малолюдно, что само по себе приятно. Да и сама атмосфера там хорошая.

Ну, а я, по Катиным проложенным дорожкам отправилась смотреть фрески Пьетро Каваллини. Вместе со мной туда отправились две экзальтированные итальянки лет за 60. У них с собой был припасен какой-то антикварный томик, по которому они сверяли фрески, зачитывая при этом отдельные поэтические тексты. Как мне нравятся такие увлеченные люди!

Девочка индуска там тоже была, Катюш. Но у этой девочки уже была своя девочка лет 2-х с половиной. И старушка бенедиктинка имелась. Но почему-то, наверное обет молчания с неё был уже снят, она с большим интересом о чем-то болтала с двумя туристками. А потом повела меня и вышеупомянутых сеньор смотреть фрески.

Фотографировать нельзя, но если очень хочется, то можно. Старушка монашенка смотрела в другую сторону. Я поглядела на фрески, поумилялась на синьор с книжкой, и поскольку у меня текстов не было, то мне стало скучно, ждать дам я не имела ни малейшего желания, тем более, что фоторафии уже тоже были сделаны и я спросила у монашки, можно ли мне самой спуститься на лифте. На что она ответила «си» и махнула в сторону подъемного устройства, давая тем самым разрешение.

И вот я на свободе, за забором, но с внешней стороны, что согласитесь не маловажно, и собираюсь на виллу Фарнезина. Надеюсь, что вы не удивитесьтому, что про нее у Кати есть отзыв тоже. Причем такой, что прочитав его, я поняла — мне на эту виллу было очень надо. Думаю и вам тоже туда надо.

Добраться от церкви св. Чечилии не сложно и не далеко. Доходим до площади Джузеппе Белли (1791–1863) — итальянского поэта, прославившегося своими сонетами.

И тут внимание, не нужно выходить к Тибру. Идите по внутренней улице параллельной набережной. Иначе придется сделать лишний, с пол-километра крюк, т. к. вход в виллу Фарнезина находится на улице via della Lungara.

Вход в виллу Фарнезина, построенную в самом начале 16 века (1506-1510 гг.) Над проектом здания, которое позднее стало известно под названием виллы Фарнезина, трудился известный мастер эпохи Ренессанса, архитектор и художник, Бальдассаре Перуцци (Baldassare Peruzzi).

Билет, и это первые деньги что я заплатила в Риме не за еду и такси, а за посещение «дома», стоил 6 евро. Тогда как в сезон это уже 9. Народу опять мало—мало. Настолько мало, что фотографировать было легко и необременительно. Никто под плафонами не толпился, а единственными субьектами на вилле были немногочисленные служители и субьекты-герои бесподобных фресок.

На этой, которая служила хозяйской спальней, изображена свадьба Александра Македонского и Роксаны и его военные подвиги. В левом углу торчит нога Буцефала. Видите?!

Виллу Фарнезина построил банкир с уже знакомой нам фамилией Киджи (помните фреску с Сивиллами). Ссужал он деньгами очень многих властьимущих и даже самих Медичи, которые вроде и сами банковским делом не брезговали. Архитектор виллы — Бальтазаре Перуцци расписал в ней еще один зал с пейзажем-трамплеем. Этот прием был настолько нов, что гости виллы рвались через просвет колонн выйти «в сад». Их порыв тем более естественнен, что виднеющийся вдали Колизей и Палатинский холм именно в этом направлении от виллы и находится.

Потом в 1577 году виллу перекупил кардинал Алессандро Фарнезе, желая соединить её мостом через Тибр с дворцом Фарнезе, находящимся на другом берегу. С тех пор это название она носит по сей день, хотя с XVIII века ею владели Бурбоны.

Входим мы в основные залы через комнату Фризов, где живописуются греческие мифы.

Зал Фризов.

А потом попадаем в главную приманку, для меня по крайней мере, Лоджию Галатеи. Не правда ли, очень узнаваемый рафаэлевский мазок. Округлость форм и композиционное решение.

Лоджия Галатеи. Она получила название по фреске Рафаэля «Триумф Галатеи», изображающей одну из сцен «Метаморфоз» Овидия.

Еще дальше находится Лоджия Амура и Психеи. Миф об их взаимоотношениях — один из немногих греческих мифов с «хэппи эндом». Здесь это свадьба. Лоджия совершенно бесподобная! Ей бы я отдала первенство надо всеми залами. Трудилась над ней вся мастерская Рафаэля с ним во главе.

Лоджия Амура и Психеи. Здесь посетителей встречают фрески, которые созданы по сочинениям Апулея.

Там такое огромное количество сюжетов и действующих лиц, что можно лишь подивиться фантазии художника. Кстати говоря, в письме в своему другу Бальтассаре Кастильоне Рафаэль сетовал на то, что для изображения одной красавицы, ему надо увидеть множество красивых лиц. А посколько времени у него не много, а красавиц, с которых можно писать, еще меньше, то приходится выдумывать лица из головы.

Тем не менее «свою красавицу», дочку пекаря — Форнарину, с которой и писал Галатею, художник встретил именно в Трастевере. На улице via di S.Dorotea есть табличка, которой обозначен дом, где жила Маргарита Луцци. Ради неё Санти откладывал помолвку с племянницей кардинала Медичи Бибиена. Дооткладывался до того, что невеста скоропостижно скончалась. Не иначе, как от расстройства и меланхолии.

На улицах Трастевере.

Про Форнарину и Рафаэля историй множество. Какие из них правдивые, а какие нет, сейчас уже и не узнать. А что точно надо знать, что вилла открыта с понедельника по субботу с 9 до 14. Кстати говоря, и в церковь св. Чечилии нужно попасть до обеда. Потом её закрывают для посетителей.

Сад виллы Фарнезина.

Я, к счастью, в этот временной промежуток уложилась. И очень удобно время подошло к тому часу, когда пора бы было и пообедать. Район Трастевере для этой цели очень подходит, т. к. в нем масса небольших ресторанчиков, тратторий, пиццерий и прочих мест, с такой любимой мной итальянской, и именно итальянской для своих, а не для туристов, как в центре Рима, едой.

От Фарнезины я через Септимиевые ворота двинулась в направлении другой церкви — Санта Мария в Трастевере, которую хотела увидеть. Но поскольку там во времени я не была ограничена, то обед очень хорошо вписывался во временной график.

На территории Трастевере установлена триумфальная арка, носящая название Септимиевы ворота (Porta Settimiana). Эта диковинка отмечает предел, по которому проходила античная стена, ограждающая Рим.

И у одного из ресторанчиков «Da Massi» пожилой синьор, обратив внимание на то, что я разглядываю меню, одобрительно посоветовал мне:

— Заходите синьора, не пожалеете, здесь настоящая римская кухна, не туристическая.

На такое благожелательное предложение было сложно не согласиться. И синьор оказался абсолютно прав. Выбранные мною жареное во фритюре рыбное филе и обожаемые спагетти с трюфелями были великолепны.

Интерьер был подстать меню. Милым, приятным и необременительным. Правда официанты были, как я уже привыкла в Италии, не самыми дружелюбными, что весьма странно, а в этом ресторанцике тем более, т. к. итальянских черт на их гораздо более смуглых, чем итальянские, лицах не читалось.

Интерьер ресторана "Da Massi"

Еще я видела, что там люди едят жареные во фритюре цветки кабачков и маринованые артишоки в оливковом масле. И я очень пожалела, что у меня уже не осталось места в животе для этих деликатесов.

Закончив с обедом я отправилась к Санта Мария Трастевере. После обеда уже хотелось прилечь, но труба звала на дальнейшие подвиги, хоть организм этому призыву и сопротивлялся.

Это я уже у церкви. А вот она без меня.

Предшественником Санта-Мария-ин-Трастевере был христианский храм, построенный в 340 году на месте располагавшегося ранее небольшого молитвенного дома — оратория, основанного Папой Римским Каллисто I в первых десятилетиях III века. В XII веке при Папе Иннокентии II небольшой храм был полностью перестроен в просторную базилику. Для возведения нового сооружения использовали блоки из травертина, взятые из античных Терм Каракаллы. Портик, выполненный в стиле барокко, был добавлен знаменитым Карло Фонтана только в начале XVIII века по заказу Папы Климента XI.

Видите мозаики на фронтоне. Их автор Пьетро Каваллини. Помните мы его фрески смотрели в церкви св. Чечилии. А вообще, Санта Мария Трастевере самая древняя христианская церковь Рима построенная при официальном на то разрешении. Её посещают не только католики, но и православные, т. к. у алтаря там есть пара православных икон.

Для меня же главным объектом были не иконы, а опять же мозаики, которые были основной целью прошлогоднего февральского итальянского вояжа.

Фрески апсиды, так же как и на фронтоне принадлежат Каваллини. Они невероятные. Какой-то необыкновенной цветовой гаммы. Сюжеты из жизни Девы Марии окружают центральнуюю композицию, на которой восседают Мария и Христос.

Мозаика в апсиде церкви Санта Мария Трастевере.

С Трастевере на сегодня я закончила и пошла в сторону еще одной церкви Санта Мария Космедин, где находится главная приманка японо-китайских путеводителей — знаменитые Уста истины. Этот округлый барельеф, назначенный оракулом, когда-то служил крышкой люка для древней римской канализации, которая именовалась очень звучно — Клоака Максима.

Церковь Санта Мария Космедин. На переднем плане фонтан Тритона.

Заснять Уста у меня не получилась из-за стоящей к ним очереди из тех самых начитавшихся путеводителей грамотных туристов. В самой же церкви, основанной в VII веке греческими монахами бежавшими из Византии от иконобочества, народу почти не было. Она много раз подвергалась реконструкции, а в средние века была одной из самых красивых в Риме. «Космедин», собственно, и означает — «великолепно изукрашенный».

В принципе, с XII века в ней мало что изменилось, хотя великолепных мозаик того времени не сохранилось, кроме одной — «Сретенье» VIII века, перенесенной из старого собора св. Петра и стыдливо прикрытой сувенирным киоском.

Зато хорошо видны фрески в Апсиде.

Можно спуститься в церковное подземелье за 1 евро, которые к картонную коробочку собирает предприимчивый дядечка. Сдается мне, что он к церкви имел очень опосредованное отношение.

Подземелье это представляет собой ни что иное, как тот древний храм, основанный греками. Кстати говоря, Рим — просто Клондайк для тех, кто любит изучать культурные слои. Т. к. какую церковь в нем не возьми, обязательно под ней окажется еще два, а то и три первоначальных фундамента. Крипты, могилы и прочия.

За исключение той самой крышки люка, народу на площади перед Космедин совсем мало. Хотя это, наверное, самая интересная площадь города. Именно на ней так видна преемственность Рима от античности до христианства.

Два чудных греческих храма: прямоугольный — храм Фортуны Вирилис и круглый, посвященный Гераклу Победителю. Хотя изначально, по аналогии с круглым храмом на Форуме, считалось, что он посвящен Весте.

Ну, раз пошла речь о Форуме, то к нему мы и направимся. От Санта Мария Космедин, это совсем не далеко. Времени около 4-х дня. По дороге я «зацепила» еще одну церковь. Рядом стоящее здание на причудливых огромных ногах-сваях тоже заслуживает интереса.

Прошу прощения, для меня и церковь, и здание остались безымянными. Но внутрь я зашла и уже не поразалась абсолютной безлюдности. Вот абсолютной. Поразили колонны. Они все разные, разных форм, с разними капителями, разных цветов. Не иначе их потырили с того самого Форума, куда мы и направляемся.

Поскольку и я про Рим пишу тоже уже не первую рассказку, и «сестра таланта» в названии была упомянута не просто так, то тут я свой рассказ и закончу, т. к. продолжение вы можете прочесть, если конечно захотите, в рассказах, ссылки на которые будут ниже.

А я на Капитолийском холме зашла еще в одну церковь — Санта Мария Арачели. Когда-то на ее месте находился храм Юноны Монеты. «Монета» на латыни означает — «предостерегающая», «советница». На территории храма чеканились римские деньги и именно оттуда слово «монета» перекочевала сначала в английски «money», а потом в польский и дальше везде, в смысле, по России везде.

Кстати, именно здесь, на территории храма Юноны паслись те самые гуси, которые по легенде спасли Рим.

В противовес всем посетимым сегодня церквям в Санта Марии Арачели людей было на удивление много. Более того, они не тихо молились, а пели все вместе вслух. Я не хотела никому мешать. Тихонечко вышла и пошла смотреть на Рим с высоты главного римского холма.

Слева, внизу лежал Форум, в котором, к стыду своему, я ни разу не была. Еще дальше Колизей, в который я попала без очереди и бесплатно в первый римский вояж. И до которого от Ватикана очень просто доехать на простом и понятном римском метро. Это я опять к слову о том, как построить маршрут по Риму. Можно его пройти и в обратном моему направлении.

Я же направилась к своему жилищу на Навона, пройдя и через Пантеон, и фонтан де Треви. Было уже поздно. Рим сиял ночной подсветкой, скрадывающей дневную усталость и пряча такие явные днем шероховатости.

И пьяцца Навона, с которой мы начали сегодняшний маршрут, вечером выглядит гораздо романтичнее и спокойнее, чем её утреннее воплощение. А в феврале её вечерний покой нарушали лишь торговцы туристическим мусором, официанты полупустых ресторанов по периметру, да торговцы картинами, которые никто не покупал.

От нее буквально 10 минут до моста Св. Ангела и одноименного замка. А там и до ночной, тихой и задумчивой площади перед собором Св. Петра, которая сама себя убаюкивает колыбельной фонтанов.

За этот душераздирающий вид можно простить Риму все возникшие во взаимоотношениях в ним непонятки.

Другие рассказы и фотоальбом из этой февральской поездки 2016 года:

«Я Итальянец».

«От Пьяцца Навона до Термини».

«Мы поссорились, или… Рим?»

в Риме

17 июля 2017 г. 9:33
Красиво, интересно, много интересного! Я чувствую, Лена, что просто боюсь Рима! Я была там очень давно, в 2003 году в стандартном туре, можно сказать ничего и не видела. Сюда нужно ехать не раз, иначе одно расстройство.
17 июля 2017 г. 16:33
Аня, на мой уже можно сказать авторитетный взгляд, первый раз в Риме надо провести 4 дня: этот маршрут, второй день собор Св.Петра и Ватиканский музей, потом Колизей и форум, потом последний неспеша с заходом на Испанскую лестницу. И чередовать с короткими выездами: типа Тиволи и Орвието. И максимум дней 8, а то крыша съедет как у Стендаля. А потом в родные пампасы переваривать и не с чем не совмещать, если только с пляжем. И ехать в конце февраля, начале марта самое то!
17 июля 2017 г. 9:43
Ну, даже не знаю... Понимаю, что надо набраться окаянства и заново нырнуть в этот омут по имени Рим, но пока не решаюсь. То, давнишнее, путешествие по Италии выпустило на волю 33 несчастья в моей жизни и теперь я просто боюсь приоткрывать этот ящик Пандоры. Оно конечно, просто совпало и несчастья были не такими уж трагическими, и с годами я их перемаркировала в мелкие неприятности, но... Не могу пока решиться на Рим, я именно на него повесила в свое время всю ответственность за негатив. И чего я на него взъелась-то - сама не пойму!
17 июля 2017 г. 16:34
Тань, ну ежели у тебя с Римом так плохо получилось, начни с другого конца. Я знаю, может Флоренцию или что на севере. Тут главное время года выбрать, чтобы никто не отсвечивал и общению не мешал!
17 июля 2017 г. 16:44
Боюсь я ее. И ничего с собо поделать не могу.
17 июля 2017 г. 17:01
Ты кому другому расскажи про
onegina17 писала 17 июля 2017 г. 16:44
Боюсь
.По-моему ты ничего не боишься!
17 июля 2017 г. 17:03
Тогда у Италии есть повод гордиться!
17 июля 2017 г. 17:05
У тебя фобия на Италию !?
17 июля 2017 г. 17:07
Не, фобия у меня на мышей! А с Италией неприятные ассоциации и я с ними потихоньку борюсь.
17 июля 2017 г. 17:09
Ну борись потихоньку. Рим хоть и Италия, но провинция совсем тихая даже там!
17 июля 2017 г. 17:24
Борюсь! Вот в Сицилии уже побывала, теперь думаю, куда дальше двигать. Может в Милан - не знаю пока. Муж в Рим хочет, уговаривает потихоньку, я ж ему должна желание после Мальты...
17 июля 2017 г. 17:25
onegina17 писала 17 июля 2017 г. 17:24
Вот в Сицилии уже побывала
А когда?
я ж ему должна желание после Мальты
Ну, уговор-дороже денег. Теперь не выкрутишься!
17 июля 2017 г. 17:27
Ну ты, мать, даешь!!! Я ж с Мальты полетела на Сицилию, релакснуть маленечко. Там тоже погонять пришлось, но хотелось же увидеть все и сразу!
17 июля 2017 г. 18:00
Ты про Сицилию ничего не говорила! Или я что-то пропустила?
17 июля 2017 г. 18:36
Наверное пропустила. Или забыла я в первом отчете - Мальта-Сицилия, описывала.
17 июля 2017 г. 18:38
Пойду гдяну!
17 июля 2017 г. 18:41
Ты видела его, даже комментарий писала. У меня тоже бывает - это шалости девичьей памяти!
17 июля 2017 г. 18:42
Уже посмотрела. Точно читала, но еще в кайф картинки посмотрела.
17 июля 2017 г. 10:30
Хм, а мне показалось, что это специальная экскурсия для любителей церковных фресок.
Главное, чтобы такие увлеченные люди на Туристер не нагрянули :)
которая именовалась очень звучно — Клоака Максима
Хм
17 июля 2017 г. 16:37
Maksim_Starostin писал 17 июля 2017 г. 10:30
а мне показалось, что это специальная экскурсия для любителей церковных фресок
Эта экскурсия для ценителей и любителей прекрасного, коих на этом сайте очень много.
Главное, чтобы такие увлеченные люди на Туристер не нагрянули

Не думаю, что стоит решать за Туристер. К счастью, здесь об этом есть кому позаботиться, в отличие от других мест!
А за "лайк" спасибо!
17 июля 2017 г. 19:49
Наверно я недостаточно аккуратно прокладывал свой маршрут, что он прошел через банальный Форум, смотровую площадку на куполе Св. Петра и еще примерно через десяток подобных позиций :)
17 июля 2017 г. 19:52
У всех у нас свои протоптанные дорожки и попадающиеся на них грабли!:)
17 июля 2017 г. 10:42
Как ты красиво пишешь о Риме и как правильно гуляешь, Лена! Как много церквей-храмов ты посетила за один день,
в Италии, вы просто заходите в церковь,
- и смотрите Рафаэля!!
единственный оставшийся целым пролет моста Эмилио постройки 142 года до нашей эры.
-ну наконец-то ты просвятила меня, Леночка, а я замучилась в поисках информации этого чуда, минут 15 не могла отойти, так меня увлек этот пролет, видела же, что очень древний!!В Трастевере я попала где-то часа в два и конечно много не успела но до
Санта Мария Трастевере
-дошла и конечно от фресок получила полный восторг!!
17 июля 2017 г. 16:39
Натусик, ты сама гуляешь так, как дай бог каждому. Я вот на Форум ни разу не зашла, но у тебя с удовольствием Большим посмотрела.
NataliaC писала 17 июля 2017 г. 10:42
а я замучилась в поисках информации этого чуда
Сама искала, т.к. тоже сильно понравился. Но нашла!
Спасибо, Натусь!
18 июля 2017 г. 13:06
Leolik писала 17 июля 2017 г. 16:39
ты сама гуляешь так, как дай бог каждому.
т.к. тоже сильно понравился.
-я его тоже покажу позже!!
18 июля 2017 г. 16:04
NataliaC писала 18 июля 2017 г. 13:06
я его тоже покажу позже
Обязательно!
17 июля 2017 г. 10:54
А по-моему без сестры таланта все же не обошлось Просто на Рим положено тратить гораздо большее количество знаков, чем на другие города
17 июля 2017 г. 16:41
Любаш, я первое предложение могу врспринимать, как похвалу, т.к. краткостью мое повествование никак не отличается!
spatefillum писала 17 июля 2017 г. 10:54
на Рим положено тратить гораздо большее количество знаков
Ну, да. Там про каждую улицу можно написать полноценный путеводитель!
17 июля 2017 г. 16:45
Leolik писала 17 июля 2017 г. 16:41
т.к. краткостью мое повествование никак не отличается!
ну ты же не написала
про каждую улицу полноценный путеводитель!
, значит отличается
17 июля 2017 г. 17:00
Спасибо, Любаш!
17 июля 2017 г. 11:17
конечно же, проблема возникает. Но только у топовых городов. Такое впечатление, что у большинства приезжающих знание о странах на уровне "Франция-это Париж", "Италия-Милан,Рим,Венеция". Лион был ненасыщен, и это в июле. А уж провинция пустая почти совсем. Что ж приятно
17 июля 2017 г. 16:42
о странах на уровне "Франция-это Париж"
В общем согласна. И то, что
провинция пустая почти совсем
, тоже.
А то что от последнего масса приятностей, согласна на 100%. Но иногда попадаешь в город, и кажется что там пошалила нейтронная бомба. Скучно становится.
17 июля 2017 г. 11:25
Ой ли не достала, Ленок? Я за твоей музой по Риму бродила, как крысы за Нильсом ))
не Колизеем единым этот город привлекателен
эээ, да если б только Колизеем, я б в него даже второй раз не поехала... и ты, думаю, тоже Да и вообще мало кто. Рим чудесен, именно когда вот так сворачиваешь с проторенной дорожки и начинаешь обращать внимание на улочки, дворики и малозаметные церкви...
любопытная история там вышла на самом деле. После смерти Льва X все прочили папскую тиару его кузену Джулио, но у того и противников нашлось немало. И тут Джулио решил блефануть и предложить этого мало кому известного кардинала на место папы - мол, ребята, я сам такой хороший, за властью не гонюсь... Но номер не удался, Адриана все-таки выбрали, правда отравили меньше чем через два года ))
Из всех римских церквей Санта-Марию ин Трестевере больше всего люблю... мозаики там действительно невероятные! Хотя тут что ни церковь - то шедевр... Твоя Арачели в вечернем освещении очень понравилась, я-то ее только при дневном свете видела. Да вообще все понравилось, Лен! Такая прогулка - что бальзам на душу!
ПС: спасибо тебе за упоминание моей скромной персоны, так уж ты меня распиарила!
17 июля 2017 г. 16:46
эээ, да если б только Колизеем, я б в него даже второй раз не поехала
Кать, в первый приезд мы только по Ватикану основательно пошарили и в Колизей сходили. А остальное просто болтались и шопились!
Арачели в вечернем освещении очень понравилась
Ага, мне тоже. Особенно на контрасте с остальными. Так чувствуется намоленность и народ такой воодушевленный.
Ага, про папу читала. Бедняжечка. Не знал куда суется. Хотя знал наверное, но может это тот редкий случай, про благие порывы.
так уж ты меня распиарила

Так есть же ж за что. Ты у меня была главный путеводный звезд!
17 июля 2017 г. 19:51
Leolik писала 17 июля 2017 г. 16:46
вот и у нас точно такая же программа была! И, видимо, именно "болтались" и заразило меня любовью к этому городу. Потому что в Колизей, ясное дело, одного раза достаточно, а на второй серьезный заход в музеи Ватикана я еще не созрела Тем более что моей подружке там натурально плохо стало...
Ты у меня была главный путеводный звезд!
17 июля 2017 г. 19:55
catys писала 17 июля 2017 г. 19:51
И, видимо, именно "болтались" и заразило меня любовью к этому городу.
Я, кстати, заметила, что чем неформальнее общение, без обязаловки, то тем ближе и душевнее потом отношения. Хоть с кем!
17 июля 2017 г. 19:56
Вот это точно! А то за официозом можно не увидеть главного
17 июля 2017 г. 19:59
catys писала 17 июля 2017 г. 19:56
А то за официозом можно не увидеть главного
Точно!
17 июля 2017 г. 11:37
Лена, день был построен очень продуманно, именно этой четкости построения маршрута нам не хватило во время нашей прогулки по Трастевере. Во-первых, мы пришвартовались к вилле Фарнезина прямо к 14.00, соответственно пролетев мимо нее.... А произошло это из-за того, что сначала мы направились к церкви Санта Мария-ин-Трастевере, которая именно в этот день была закрыта для венчания, около церкви стояли новобрачные и множество гостей, а муж мой обожает фотографировать свадьбы и мы там застряли, впрочем в ожидании, что после венчания мы попадем все же в церковь. Но ждать пришлось бы еще долго... Так что двойной облом случился. Но нагулялись по этому живописному райончику от души ( а что делать то оставалось ) Безусловно церковь Святой Чечилии (Цецилии) потрясает, а скульптура очень "живая", там же сбоку находилась отреставрированная фреска, еще ни у кого не видела, не знаю чья даже, но потрясающая, возможно, когда ко мне нагрянет сестра или хотя бы дальняя родственница таланта, я ее покажу... Ох, Лена, раздразнила Римом вслед за Наташей, прям как жить то без него....
17 июля 2017 г. 16:49
Да, Мариш, случился у вас временной провал. Ну, раз жизнь без Рима не в жизнь, то после очередного итальянского отпуска прямиком туда досматривать недосмотренное.
Ты уж найди время, когда или сестра, или
дальняя родственница
нагрянут, чтобы нам живописать. Ты же знаешь, Рима много не бывает!
17 июля 2017 г. 23:05
Да уж без этой родственницы я столько долгов накопила , Турина показывать еще немеряно...
18 июля 2017 г. 5:37
FMarina писала 17 июля 2017 г. 23:05
Турина показывать еще немеряно
Непорядок. Ты же знаешь, что тут есть страждущие!
Lyudmila_Klyopova
17 июля 2017 г. 11:57
Какая насыщенная прогулка! Только смелый ходок решится на такой маршрут в течение одного дня. Ваша помощь туристам, начинающим прогулки по Риму, неоценима. Всегда в новом городе глаза разбегаются и не знаешь, что выбрать, чтобы успеть посмотреть главное.
17 июля 2017 г. 16:51
Абсолютно согласна, Людмила. Тем более в Риме, где такое концентрированное собрание необыкновенностей. На себе это испытала. Может и правда, кому-то будет полезно!
17 июля 2017 г. 13:15
Я тут на днях думала, какие герои люди, что решаются писать про Париж, или Венецию, или Рим... И у которых выходит что-то дельное!
У тебя получилась прекрасная поэма Ленусь! Обожаю этот Рим, в стороне от Колизея и фонтана Треви! Все так нежно, потерто, душевно. По-настоящему!
П.С. И зачем тебе какая-то там сестра, у тебя и без нее всё шикарно! Пиши, пиши, и побольше-подлиннее))))
17 июля 2017 г. 16:53
И зачем тебе какая-то там сестра
Юльчик, так я ж боюсь, что народ на втором абзаце заскучает. Аот и предупреждаю заранее!
Спасибо, дорогая. Решила просто подчистить прошлогодние "концы". Чтобы "на свободу с чистой совестью". А то лежат, за душу тянуть!
Спасибо тебе, моя золотая!
17 июля 2017 г. 18:23
Ой, ну кому больно длинно - пусть не читают) А я кофеек сварила себе под твой Рим, балдела!
Leolik писала 17 июля 2017 г. 16:53
подчистить прошлогодние "концы"
- тем более "концы" такие шикарные!
17 июля 2017 г. 18:25
AnastasiaJulia писала 17 июля 2017 г. 18:23
Ой, ну кому больно длинно - пусть не читают
Они проверку проводят!
Ты мой ценитель!
17 июля 2017 г. 13:18
Вот и у меня такое же чувство, что в любую римскую церковь зайдёшь и наткнёшься на сокровище. Рим неисчерпаем на красоту.
17 июля 2017 г. 16:53
Рим неисчерпаем на красоту.
огласна, Леночек. Даже повидав в нем многое, уверена, что на неделю открытий еще наберется!
17 июля 2017 г. 13:24
С Римом, я уже говорила, у меня любовь не сложилась, но просмаковав материалы Кати и твои по этому городу твёрдо себе пообещала, что дам этому городу второй шанс.
17 июля 2017 г. 16:54
твёрдо себе пообещала, что дам этому городу второй шанс
Вот и славно. Без Рима, как и без Китая картина этого мира не полная, Маш!
pervuhinsergey1961
17 июля 2017 г. 13:49
Скользнув февральским днем по улицам Рима, не оставляя следов, а только дыханье на фресках великих Каваллини, Рафаэля, Перуцци... Пролетая неслышно мимо соборов, мостов и старых улочек Вечного города: Санта Мария Трастевере, Кампо деи Фьори, Сант Андреа делла Валле. Какие звуки, какая музыка, какие слова, даже оратория, траттория и клоака Максима звучат романтично, растворяясь в чуть слышимых аккордах Рима, и всего за один февральский день...
17 июля 2017 г. 16:56
и всего за один февральский день
А! Оценил подвиг!
RuA
17 июля 2017 г. 14:11
denis111
17 июля 2017 г. 14:17
Отлично!
17 июля 2017 г. 15:57
Лена, Санта Мария на твоем фоне явно выигрышнее смотрится. По крайней мере снаружи.))
Рим, Рим, Рим.....мне кажется этот город покорил абсолютно всех.
17 июля 2017 г. 16:58
Санта Мария на твоем фоне явно выигрышнее смотрится
Спасибо, дорогая!

этот город покорил абсолютно всех.
Ну нельзя без Рима, Наташ. Это ж сколько лет истории человеческой. И красиво как показанной. Хоть разик, но надо туда! А там как пойдет!
17 июля 2017 г. 18:16
Leolik писала 17 июля 2017 г. 16:58
Хоть разик, но надо туда! А там как пойдет!
Одним разиком как правило не обходится.
17 июля 2017 г. 18:17
natchen писала 17 июля 2017 г. 18:16
Одним разиком как правило не обходитс
Это у тех, у которых пошло!
Prohoziy
17 июля 2017 г. 16:02
Поэтому именно в Риме маршрут стоит прокладывать очень тщательно и аккуратно

Уж куда ещё тщательнее и аккуратнее?
в церкви, кроме меня, не было посетителей

Для экскурсии хорошо, а там всегда так? Такое ощущение, что безлюдие храмов становится повсеместным.
Интересно. И текст и иллюстрации к нему замечательные.
Спасибо за прогулку, Елена!
17 августа 2017 г. 10:05
Prohoziy писал 17 июля 2017 г. 16:02
Такое ощущение, что безлюдие храмов становится повсеместным.
Евгений, не везде и не всегда. Но в феврале это, судя по всему, в Риме повсеместно за исключением сильно топовых мест.
Извините, как-то пропустила Ваш комментарий.
Спасибо Вам за внимание!
Prohoziy
17 августа 2017 г. 10:14
Leolik писала 17 августа 2017 г. 10:05
Извините, как-то пропустила Ваш комментарий.
Да ни чего страшного. Я представляю сколько Вам приходится отвечать! Всё нормально.
17 августа 2017 г. 10:17
Prohoziy писал 17 августа 2017 г. 10:14
Я представляю сколько Вам приходится отвечать
Да ну что Вы. Мне только в радость!
Oksana_Bocharova
17 июля 2017 г. 17:08
Мне кажется, такая прогулка по Риму и потом написание такого восхитительного и познавательного рассказа, это не только большое удовольствие для автора, но и большой труд Очень правильный подход к общению с городом, особенно с таким непростым титаном. У меня, увы, с Римом так не сложилось. Но это потому, что я явно была не готова к встрече с ним. Теперь я это точно понимаю. Рим прекрасен! Сегодня я в этом убедилась:)) Спасибо!
17 июля 2017 г. 17:12
Оксана, спасибо Вам за такой отзыв. Буду рада, если Вам что-то из написанного пригодится. Все мы учимся на своих же ошибках. Думаю, что с Римом у Вас все еще получится. Было бы желание.
17 июля 2017 г. 18:43
AllaW
17 июля 2017 г. 19:00
Спасибо, Лен, за ТВОЙ Рим!
17 июля 2017 г. 19:06
Аллочка, всегда рада!
17 июля 2017 г. 19:23
А я Лен,влюблена в этот город давно.Но только по фотограиям!Классный рассказ и фото кнему!
17 июля 2017 г. 19:32
happiness писала 17 июля 2017 г. 19:23
Но только по фотограиям!
Линочка, как же так! Я думала, ты в Риме была. Ну ничего, скоро сынок тебя свозит! На какой-нибудь твой День Рождения!)
19 июля 2017 г. 6:15
Нет Лен,в турпакет именно Рим и не вошел))
Leolik писала 17 июля 2017 г. 19:32
скоро сынок тебя свозит!
--да не скоро теперь,Лен!Сынок в июне вступил в ряды Российской армии,так что в ближайшее время вдвоем с мужем что-нибудь думать будем...
19 июля 2017 г. 13:18
happiness писала 19 июля 2017 г. 6:15
в турпакет именно Рим и не вошел
Засранцы. Зажали!
Сынок в июне вступил в ряды Российской армии
Чтобы ему хорошо служилось, Линусь. А мама чтобы не волновалась!
19 июля 2017 г. 19:19
Спасибо большое Лен! Очень актуально!
17 июля 2017 г. 19:34
Отличный рассказ. Рим очень люблю тоже как то так без Колизея и Св. Петра. Как то мне там хорошо, даже на счет еды. Мне один раз в печке для пиццы испекли хорошо замаринованные ребрышки. Было очень вкусно, но одиноко. Я позвонил Аркашке и рассказывал ему какие вкусные ребрышки и помидоры, как к ним подходит красное, густое и терпкое вино. Он меня понял и задавал наводящие вопросы)))
Классно, как будто вместе с тобой прогулялся. Не зря ведь Каникулы были Римские)))
17 июля 2017 г. 19:38
Chedty писал 17 июля 2017 г. 19:34
Он меня понял и задавал наводящие вопросы)
Я думала, ты сейчас напишешь, что через пол-часа он стоял в дверях ресторана!
Было очень вкусно, но одиноко.
Да, бывает такое состояние. Даже есть одной скучно, хочется с кем-то хотя бы поговорить, пусть и по телефону!)
Вдвоем-то оно куда как лучше, какие бы каникулы не были!
17 июля 2017 г. 19:46
На счет "стоял у дверей" мой друг так выпендрился. Его подружка ожидала предложения, но не дождавшись села на поезд Тюмень - Сочи и поехали утешаться. Он подумав сел на самолет и ждал ее у дверей вагона с большим букетом и обручальным кольцом, типа исправился)))
17 июля 2017 г. 19:50
Chedty писал 17 июля 2017 г. 19:46
Романтик какой. И что, живут долго и счастливо?
17 июля 2017 г. 20:37
Нет, развелись. Но все развелись, кто не помер и не азербайджанец. В девяностом, когда все перевернуло, на Севере развалилось все в том числе и семьи. Другая жизнь другие ценности...
18 июля 2017 г. 5:40
Chedty писал 17 июля 2017 г. 20:37
Другая жизнь другие ценности...
Ну как бы да. Но жалко.Хотя...Может потом стало лучше.
18 июля 2017 г. 7:43
Все это было очень обидно, мы еще и друзьями все были, но это было объективно. Мужики стали резко менятся подлаживаясь под обстоятельства, а девчонки не сумели... Это я не в упрек кому ни будь, так жизнь...
18 июля 2017 г. 11:57
Chedty писал 18 июля 2017 г. 7:43
а девчонки не сумели.
Странно, обычно наоборот!
Но я понимаю. При больших деньгах нужны другие женщины!
18 июля 2017 г. 15:32
Приблизительно так. Сейчас даже странно себе представить, те старые пары. Это даже не разница в возрасте и не внешний вид, как раз это оказалось не очень важно. Так другие...
18 июля 2017 г. 16:05
Chedty писал 18 июля 2017 г. 15:32
Так другие
Интересно бы было узнать какие, чтобы не допускать таких ошибок!)))
18 июля 2017 г. 16:33
Ты не допустишь.
Девочки были были воспитаны по схеме ККК, мужики пахали в поле. В девяностом мужикам в шесть утра в офис начал приезжать парикмахер и эта коза, которая холю ногтей наводит. После чего они уго босовских костюмах шли торговать акциями. А девчонки готовили борщ. Проблема в том что готовили они не по обходимости. Можно было нанять двенадцать поварих за стольник. Им было не охота и унизительно "торговать акциями". Свято место пусто не бывает, откуда то из пустоты выросли стройные ряды дам готовые их заменить на посту. Мужики были на тот момент на столько задерганы, что им было все равно, точнее чем проще тем лучше. Народ мочил друг друга направо и налево, у всех появились военно-полевые подруги. На этих не женились, но свою семью развалили именно на них. Уже позже оставшиеся в живых женились по второму кругу.
Приблизительно так...
18 июля 2017 г. 16:38
Chedty писал 18 июля 2017 г. 16:33
А девчонки готовили борщ.
Им было не охота и унизительно "торговать акциями"
Странная какая-то компиляция! Но картина ясна.
18 июля 2017 г. 16:45
Боюсь не совсем понял. Пошел проверил, компиляция - сочинительство на основе чужих исследований или произведений
18 июля 2017 г. 16:46
Это еще и сборник. Ну в смысле одно с другим не сочетается!
18 июля 2017 г. 16:49
Теперь понял. Исходный союз имел другое приложение и был разумен, позже цели и задачи поменялись а с ними и требования к партнерам.
18 июля 2017 г. 16:53
Не, ну как бы изменения ситуации по течению жизни изначально заложено в любой союз. Это надо в программу закладывать, если союз хочешь сохранить. А если до фонаря, то тогда можно "борщ" форева.
Хуже, когда хочешь сохранить, а дальще "борща" фантазии не хватает.
18 июля 2017 г. 16:59
Они не тупые были. Женская сторона она статистически более устойчивая. Пытались на инстинктивном уровне сохранить старую систему, а инстинкт подвел. Знаешь как "внутренний голос" иногда говорит - "это я пошутил"...
18 июля 2017 г. 17:01
Chedty писал 18 июля 2017 г. 16:59
"внутренний голос" иногда говорит - "это я пошутил".
Да, бывает и такое. У меня, кстати часто!
18 июля 2017 г. 21:42
Еще раз проверил в Риме мне больше всего понравилась твоя фотография.
19 июля 2017 г. 5:33

17 июля 2017 г. 23:52
Земляки?
18 июля 2017 г. 0:11
Не совсем. Я работал на Уренгое и Ямбурге, но Тюмень город родной для всех вахтовиков.
Vlad_TA
17 июля 2017 г. 19:42
Ох, Лена, зацепили Вы мой Римский наркотик. Ну что делать, если подсажен я на этот город. А еще я был очень рад, что Вы неоднократно упоминала уроки Кати. Я ведь тоже в первые разы в Риме по ее дорожкам (кстати бесроигрышным) ходил. Считаю её и Барбару Мерц (книгу которой тоже Катя мне порекомендовала) моими первыми (хотя и виртуальными) учителями по Риму.
А вот, так раздражающие Вас толпы туристов, меня совсем не пугают. Вижу их просто органичной частью этого города. Может просто привык к таким толпам и толкотне в своем родном Старом городе Иерусалима..
17 июля 2017 г. 19:49
Vlad_TA писал 17 июля 2017 г. 19:42
меня совсем не пугают
Я вообще люблю одиночество, Володя, а большие скопления людей меня, хоть и не пугают, но сильно раздражают.
Я Барбару по Катиной наводке тоже читала!)
Рим, конечно, исключительный. Но у меня слишком большой контраст получился между первой поездкой и третьей (вторая не в счет, т.к. я была проездом несколько часов). Первый раз город был пустой, все бесплатно. И очень я тогда впечатлилась и в него стремилась. Но то-ли уже устала от впечатлений, то-ли не знаю что, но этот визит был пониже по восприятию.
Vlad_TA
17 июля 2017 г. 20:01
Leolik писала 17 июля 2017 г. 19:49
Но то-ли уже устала от впечатлений
вот от этого в Риме точно не отвертеться. От впечатлений, я имею ввиду. Будучи там, наматывал ногами по 25 км в день. И это при том, что гонку не устраивал.
Кстати, на счет цветков кабачка. Такого не встречал. А вот цветки тыквы пробовал. А может быть это они и есть? Ведь по-итальянски похоже. Тыква "zucca", а кабачок "zuccini"
18 июля 2017 г. 6:11
Vlad_TA писал 17 июля 2017 г. 20:01
Тыква "zucca", а кабачок "zuccini"
Думаю, в феврале для тыквы рановато, исходила из этого. Цуккини - тоже кабачки, но зеленые. Мы же привыкли к белому аналогу, поэтому и подумала, что это они!
17 июля 2017 г. 19:46
Лена!
Сколько самых разных вещей ты успела сделать за один день. Побаловать себя несколькими картинами Рафаэля, посмотреть прекрасные мозаики, посетить великолепные по притягательности церкви.
А какая ты гурманка. Мне и в голову бы не пришло позариться на цветки кабачка жареные во фритюре и артишоки-да я просо не знаю, что это такое. Но ты смогла сделать самое главное. Донести твой Рим, пусть и без "исподнего" до нас. И я почувствовал, потому что все время следовал в шаге за тобой, стараясь не мешать. Спасибо и за колоритные фотографии- все здорово.
17 июля 2017 г. 19:58
Shefer писал 17 июля 2017 г. 19:46
да я просо не знаю, что это такое
Володя, не лукавь, все ты знаешь!
И я почувствовал, потому что все время следовал в шаге за тобой
Володя, как же приятно, ты не представляешь!Спасибо тебе огромное. Когда находишь отклик, ну очень душевно!
Shefer писал 17 июля 2017 г. 19:46
какая ты гурманка
Ну да! Погурманить я люблю! Но и черный хлеб с селедкой очень уважаю!
17 июля 2017 г. 21:21
Ого, там наверху боятся Рима и я тоже. Был давно, водили там где всех водят. А так серьёзно погружаться, боюсь повторить историю Стендаля
18 июля 2017 г. 5:41
KonstantinPavlov писал 17 июля 2017 г. 21:21
А так серьёзно погружаться, боюсь повторить историю Стендаля
Да нет! Если умеючи, то не страшно!
serhio-serhio
17 июля 2017 г. 21:23
Транстевере - не уходил бы оттуда ..
18 июля 2017 г. 5:41
Да, милый район. Хоть и Рим, но без официоза!
17 июля 2017 г. 21:58
Елена, интерьеры церквей необычайно красивые, и рассказ очень интересный - с удовольствием прочитала!

Неожиданно!

Не иначе их потырили с того самого Форума, куда мы и направляемся.
18 июля 2017 г. 5:43
innabulgakova писала 17 июля 2017 г. 21:58
Неожиданно!
Римляне 3 или 4 таких ванны привезли из Египта. Где-то я это вычитала, но потом забыла где и найти уже точную инфу не получилось. Но это одна из них. А так да, одно рушили, из обломков строили новое. Весь Рим такой. На обломках старого "самовластья"!
Спасибо, Инна!
18 июля 2017 г. 14:03
Leolik писала 18 июля 2017 г. 5:43
Римляне 3 или 4 таких ванны привезли из Египта.
И оригинально приспособили.
18 июля 2017 г. 16:02
Вот да! Хотя, когда они привезли, тогда еще до христианских храмов было сто верст и все лесом!
18 июля 2017 г. 21:28
Leolik писала 18 июля 2017 г. 16:02
сто верст и все лесом
18 июля 2017 г. 6:36
Лен, какая уж тут сестра таланта, если это про Рим!)))
Чудесны церкви - что ни церковь, то музей!
А сколько бы еще мы могли бы сейчас в России наблюдать шедевров, если бы не та преступная распродажа шедевров!
Задумался про сфинксов в надгробиях - правда, интересно, почему!
18 июля 2017 г. 7:06
vibas писал 18 июля 2017 г. 6:36
если бы не та преступная распродажа шедевров!
Да, Витя, у самой сердце кровью обливается, когда про это читаю! Но если учесть, сколько гибнет в запасниках и уже разворовывается оттуда. то....
Чудесны церкви - что ни церковь, то музей!
Ага! В Риме и по музеям ходить не надо. Выборочку по церквям зделать и задаром шедеврами насладиться!
18 июля 2017 г. 15:10
Нашла информацию про этих сфинксов: В церкви находятся гробницы Анджело Чези и его жены. Гробницы поддерживаются сфинксами, которые, как древний символ силы и бдительности и как хранилище женской мудрости, считались в то время подходящей формой для поддержки подобных гробниц.
18 июля 2017 г. 15:34
ЗдОрово!!!
18 июля 2017 г. 16:03
О классно. Спасибо, Инна!
18 июля 2017 г. 8:55
И у меня с Рима началась новая эра путешествий :)
Передоз ценностями - это так знакомо! Я даже не передоза боюсь больше, а того, что Рим станет обыденным, если рассмотрю его полностью. Да нет! его историческая сердцевина никогда не смогла бы потерять магическую притягательность в моих глазах.
Лена! Площадь Навона в сумерках - самое лучшее фото этой площади, которое мне встречалось. А вот мрачная погодка на мой взгляд Риму не идет. Тут конечно трудный выбор - солнечный и переполненный город или мрачноватый и свободный от туриков :) У всех свои предпочтения.
Рассказ замечательный! много нового узнала! Про монету любопытно очень :) Жареные цветки кабачков - о! жаль, что мне не попались :))
18 июля 2017 г. 12:02
Оля, кстати, погода была очень комфортная. Слегка пасмурно было только как раз этот день. А остальные солнечно. На завтра вообще рассиялось до +20.
fanolia писала 18 июля 2017 г. 8:55
Жареные цветки кабачков - о! жаль, что мне не попались :))
А мне попались, но жаль, что не попробовола. Я может быть и прошла бы мимо, но в книжке "Под солнцем Тосканы" был рецепт, я поэтому и обратила внимание.
Площадь Навона в сумерках - самое лучшее фото этой площади
Оля, спасибо большое! Приятно как!
18 июля 2017 г. 10:49
Фатебенефрателли

Фрески, конечно, шикарные, хотя врят ли я отличу Рафаэля от кого-то другого...
Но лишний разу убедился, что Рим мне больше нравится смотреть на картинках, чем в живую... )))
18 июля 2017 г. 11:58
Nomad писал 18 июля 2017 г. 10:49
Рим мне больше нравится смотреть на картинках, чем в живую
Значится не переубедила. Ну ладно!
18 июля 2017 г. 12:34
Не ты первая....
Не лег он мне, не лег....
18 июля 2017 г. 15:35
Слушай, как же хорошо, что у тебя звонок находится так высоко, а не так низко :)

Если бы ты написала: "Была в Риме, а чо прикольненько так, а теперь зырьте фотки", я бы лично приехал и поднял его до недосягаемых высот :)

Сочно, размашисто, очень вкусно, но без обжорства! Вот моя тебе суровая и искренняя правда!
И живи с этим, как хочешь :)
18 июля 2017 г. 16:07
ArkadiyGab писал 18 июля 2017 г. 15:35
И живи с этим, как хочешь :)
Ну хорошо я буду с этим жить, Аркаш. Все-равно звонок перемещать сплошная морока. Мы лучше сестру пообтешем под надобности!)))
Спасибо, дорогой!
18 июля 2017 г. 16:10
Заслужила :)

Все поехал я на историческую родину с твоим другом и своим братом встречаться :) Не теряй, в августе буду
18 июля 2017 г. 16:13
ArkadiyGab писал 18 июля 2017 г. 16:10
с твоим другом и своим братом встречаться
Класс, Аркаш. Передавай привет! Отлично провести время!
До августа!
18 июля 2017 г. 16:14
Спасибо, передам
Irina2367
18 июля 2017 г. 16:14
Лена спасибо за рассказ и фотографии. они как всегда прекрасны. Если не секрет , то каким фото они сделаны.С уважением Ирина
18 июля 2017 г. 16:18
Irina2367 писал 18 июля 2017 г. 16:14
то каким фото они сделаны.
Ирина, Вы имеете ввиду фотоаппарат. То он Canon Power Shot G1X.
Спасибо Вам за оценку.
18 июля 2017 г. 18:41
Очень-очень интересный и неординарный маршрут, я была в Риме много раз,но далеко не всё, описанное Вами здесь, видела.Забираю себе в избранное, надо будет повторить
18 июля 2017 г. 19:00
Настя, буду рада если пригодится. Спасибо!
ksushashav
18 июля 2017 г. 18:44
Лен, ну вот прям мои мысли о том, что в Риме буквально на каждом шагу, за каждым углом - шедевры, истинно музейные реликвии в "открытом" доступе!
Нигде больше не встретишь подобной концентрации. Права ты насчёт Стендаля, не Во Флоренции бы ему, а в Риме синдром свой зарабатывать
18 июля 2017 г. 19:01
ksushashav писала 18 июля 2017 г. 18:44
Нигде больше не встретишь подобной концентрации
Точно, Ксюш. Когда там находишься, то воспринимаешь это как само собой разумеющееся. А стоит немного обстрагироваться, то понимаешь, что другого такого города нет!
MariaPenina
19 июля 2017 г. 17:50
Какая замечательгая прогулка, насыщенный день получился! Очень любопытно было заглядывать вместе с вами в каждую церковь - настоящие музеи. Какие в них грандиозные пространства - какое величие! Очень интересно было! Спасибо!
19 июля 2017 г. 17:55
Да, римские церкви - это музеи. Причем буквально. Там и Караваджо, и Рафаэль, и кого только нет. И по музеям ходить не обязательно!
Я рада, Мария, что было интересно!
20 июля 2017 г. 21:51
Не успела с первого раза, пока был интернет, письменно засвидетельствовать удовольствие полученное от рассказа. Лен, похоже, что сестра всё же дотянулась
21 июля 2017 г. 7:28
Laskovsky писала 20 июля 2017 г. 21:51
Лен, похоже, что сестра всё же дотянулась
Марин, имелась ввиду краткость и то, что это 4 опус про Рим.
Спасибо , что в столь редкие явления интернета, ты не пожалела времени и
Laskovsky писала 20 июля 2017 г. 21:51
письменно засвидетельствовала
! Спасибо, Мариш!
AMour
22 июля 2017 г. 21:57
Красиво гуляете, просто глаз не оторвать...
23 июля 2017 г. 14:27
Стараемси! Спасибо!
25 июля 2017 г. 12:41
Ленаааа!!! Так деликатно прикоснулась к великому!
AMour писал 22 июля 2017 г. 21:57
Красиво гуляете
Так точно сказано!
25 июля 2017 г. 15:13
Спасибо, Марина! Ну, знаешь, со временем приходит опыт гуляния, а с ним и умение!)))
25 июля 2017 г. 14:50
Лена, ну очень подробное описание церквей Рима
Если бы собрался в Рим, наверняка бы маршрут пригодился, было бы классно, если бы в конце рассказа ты карту с пройденными точками прикладывала, чтобы будущие туристы пользовались

толпы народу в Риме - это просто кошмар!!!
25 июля 2017 г. 15:16
vasilets писал 25 июля 2017 г. 14:50
ну очень подробное описание церквей Рима
Сережа, да ты что. Все по верхам! Так лишь, чтобы показать заповедные уголки. Не первый же раз в Италиях. Кой-какой опыт -то уже есть.
Сережа, мною эта наука - вставки карты еще не изучена! Но я буду стараться научиться!
Потом, Рим такой простой город логистически, что самому даже интереснее все изучить. Мне так кажется.
vasilets писал 25 июля 2017 г. 14:50
толпы народу в Риме - это просто кошмар
Ну они и не в Риме кошмар. А в Рим надо в конце зимы, тогда еще можно и безлюдность застать, но тоже не везде!
25 июля 2017 г. 15:23
Leolik писала 25 июля 2017 г. 15:16

Спроси у Максима Старостина, он в этом деле мастер!
Leolik писала 25 июля 2017 г. 15:16
Ну они и не в Риме кошмар.

Ты знаешь, по воспоминаниям, именно в Риме толпы туристов мне казались самыми кошмарными!!
25 июля 2017 г. 15:28
vasilets писал 25 июля 2017 г. 15:23
Спроси у Максима Старостина
Уж лучше я как-нибудь сама!
именно в Риме толпы туристов мне казались самыми кошмарными!!
Поскольку я в Рим попала, когда там не было народу вообще (тогда извергался этот исландский невыговариваемый вулкан), то у меня по первому разу были самые радужные воспоминания. Второй было уже напряжнее, но не кошмар!
25 июля 2017 г. 15:38
Leolik писала 25 июля 2017 г. 15:28
Уж лучше я как-нибудь сама!

Второй было уже напряжнее, но не кошмар!

я был первый и единственный раз летом - кошмар-кошмар-кошмар!!!
25 июля 2017 г. 15:46
Рим
vasilets писал 25 июля 2017 г. 15:38
летом
-это себя не любить!
29 июля 2017 г. 22:36
город совсем не большой
- вот и я того же мнения!
Рассказ у Вас получился душевный, впрочем как и всегда!)
30 июля 2017 г. 6:14
Спасибо, Олег!
Lene
30 июля 2017 г. 9:28
Какие фотографии,какой чудесный рассказ! Район Трастевере действительно необыкновенно приятен с особой атмосферой.
1 августа 2017 г. 11:57
Lene писал 30 июля 2017 г. 9:28
Район Трастевере действительно необыкновенно приятен с особой атмосферой.
Абсолютно согласна, Лена. Знаешь, если бы не туристер, я бы о нем не узнала. Все же есть польза от нашей писанины!
Лен, спасибо за твое внимание!
2 августа 2017 г. 2:36
Вот полностью согласна, Леночка. Видимо, со мной так и случилось... Слишком мало времени и слишком много всего... очень хочу вернуться в Рим. У тебя получилась замечательная прогулка, церкви - восторг, а если еще и никого вокруг, лучше не придумаешь! Фрески совершенно роскошные, не знаю страны богаче на эти шедевры, чем Италия. Такая утонченность, такое чувство прекрасного... Фотографии потрясающие, Леночка!
2 августа 2017 г. 6:48
Svet-lanka писала 2 августа 2017 г. 2:36
не знаю страны богаче на эти шедевры, чем Италия
Совершенно с тобой согласна, дорогая!
очень хочу вернуться в Рим
Значит вернешься, Светуль!
Ты опять куда-то уезжала?
Спасибо тебе, за внимание!
2 августа 2017 г. 20:13
Leolik писала 2 августа 2017 г. 6:48
Значит вернешься, Светуль!

Ты опять куда-то уезжала?
вот какая ты внимательная, Леночка! Да, у меня окончание июля очень насыщенное получилось, море приятных впечатлений. Как я могу не зайти к тебе, всегда что-нибудь "вкусненькое" имеется .
2 августа 2017 г. 20:19
Svet-lanka писала 2 августа 2017 г. 20:13
море приятных впечатлени
О, как замечательно, Светочка! Надеюсь, ты поделишься приятностями!.
2 августа 2017 г. 20:32
Постараюсь
3 августа 2017 г. 13:17
Буду ждать!
Olga-Valeriia2017
4 августа 2017 г. 16:50
Рассказ замечательный и столько подсказок...спасибо! Читается и смотрится на одном дыхание!!
4 августа 2017 г. 17:02
Девочки, спасибо! Буду рада, если подсказки пригодятся!
9 августа 2017 г. 16:24
как-то вы ушли в более тёмную обработку
февральские тона?
10 августа 2017 г. 13:39
vadimbryansk333 писал 9 августа 2017 г. 16:24
как-то вы ушли в более тёмную обработку
Темню, да? Ну, да февраль. Потом - тут в основном фотографии из помещений. А там темно!
Богом клянусь, что на днях вспоминала: "А куда Вадим подевался?"
10 августа 2017 г. 14:37
Leolik писала 10 августа 2017 г. 13:39
А куда Вадим подевался?

А я летом в Болгарии и окрестных странах-там что-то туристер грузится с трудом,да и времени мало....
спасибо,что помните
10 августа 2017 г. 14:40
vadimbryansk333 писал 10 августа 2017 г. 14:37
да и времени мало
Ну да, в поездках только на Туристере сидеть!
26 октября 2017 г. 12:04
Рим неисчерпаем... Из всех городов Италии именно им я не надышалась при посещении... Он открывает новые и новые красоты! Очень интересный маршрут у Вас получился!
26 октября 2017 г. 12:07
TravelWoman писала 26 октября 2017 г. 12:04
Рим неисчерпаем
Абсолютно согласна!
А маршрут мне и самой нравится. Может немного перегружен, но в Риме - это неизбежное "зло"!
26 октября 2017 г. 12:38
В Риме не усидеть на месте) Помню первый раз была там в рамках организованного тура, так из-за аномальной жары сократили все до 1, 5 часов!
Замок Св. Ангела, который я жаждала увидеть, просто проехали мимо! Пришлось вечером и ночью наверстывать Хотя ноги болели нещадно, не было даже мысли отступить
26 октября 2017 г. 12:39
TravelWoman писала 26 октября 2017 г. 12:38
не было даже мысли отступить
Да уж. Такая мелочь как ноги нас никогда не остановит!
26 октября 2017 г. 12:55
Это точно) сколько раз убеждалась, что в будни идешь уставшая, ничего не надо, а в путешествиях... При подъеме на гору Уайна Пикчу этим летом я даже не думала, что доберусь до вершины, зареклась дойти до первой смотровой площадки, выше,казалось, невозможно. 2,5 часа карабкалась наверх. В середине пути была эта смотровая, и оказавшись там, рассмеялась: как можно повернуть назад, если ты уже здесь?)) и дальше восхождение было легче и быстрее
26 октября 2017 г. 13:03
TravelWoman писала 26 октября 2017 г. 12:55
рассмеялась: как можно повернуть назад, если ты уже здесь?
Ну, у Вас бойцовский характер, Дарин. Почитаю про вашу ЛА. Мачу-Пикчу вот всегда меня манила. Может и собирусь, чем черт не шутит!
26 октября 2017 г. 13:53
Спасибо))) обязательно соберетесь!!! Место мощнейшее, что сам город, что горы...
26 октября 2017 г. 14:15
TravelWoman писала 26 октября 2017 г. 13:53
Место мощнейшее, что сам город, что горы...
Я представляю!)
14 ноября 2018 г. 15:01
Лена, фундаментальный труд! Прочла на одном дыхании! Снимаю шляпу
14 ноября 2018 г. 15:06
Марина, спасибо. Да,это я расписалась, сестра-то прошла мимо!
14 ноября 2018 г. 15:09
Да и пусть себе идет Про Рим ведь по-другому нельзя! А я вот все никак не доеду...
14 ноября 2018 г. 15:18
Марина, желаю исправить оплошность недоезда! Без Рима картина если не мира, то уж Европы точно не полна.
14 ноября 2018 г. 15:35
Leolik писала 14 ноября 2018 г. 15:18
Без Рима картина если не мира, то уж Европы точно не полна.
Согласна, Лена!
Vesnuschka2016
Лена, хороший маршрут, отличные идеи!
Была уже ( или ещё ) 2 раза в Риме, до площади Навона так и не дошли... это следующий наш маршрут!
Также любим гулять не спеша, все рассматривая по дороге и останавливаясь вкусно перекусить....
Таня, мне Рим, конечно, очень люб. Но боюсь, что пока я туда не поеду. Уж больно там народу много. Но смотреть там не пересмотреть, это точно!
Vesnuschka2016
90 лайков круто, Лена
Vesnuschka2016 писала 12 января 12:23
90 лайков
А у меня и больше есть!
sbasman
Читаю о Риме, и чувствую надо ещё поехать . В последний раз расстроилась от количества уличных приставал.
sbasman писала 13 января 1:15
расстроилась от количества уличных приставал.
Да, это напрягает. Вообще люмпен бесит. Прям вот подмывает спросить:"А работать не пробовал(а)!"
sbasman
у них социализм, люмпены рулят
Да бардак у них, а не социализм. Хорошо хоть решили больше беженцев не принимать. Устроили себе арабско-африканский филиал.