Турист Анастасия (sheftali)
Анастасия
была 20 апреля 7:46

Адыгея — Россия Июль 2017

Гора, несмотря на шикарные панорамы, открывающиеся с её плоской макушки, и относительную доступность, туристами посещается редко. Это обстоятельство одновременно и радует, и огорчает. Радует то, что природа остаётся сохранной, а огорчает обратная сторона этой медали — не видят люди красоты и величия родной природы, томно вздыхают по недоступным Альпам…

Когда дома не сидится: гора Уриэль

А ведь есть и у нас красоты совершенно не хуже, а может и лучше, ибо Кавказ — более дикий и более масштабный, даже в самом его начале. Нет тут никаких уютных «мимимишных» деревушек с «вылизанными» газонами и плюшевыми коровами, нет удобств, зачастую здесь нет даже внятных троп, есть только примерные направления.

А что же тут тогда есть, спросите вы? Зачем же плыть/ехать/лететь не в Церматт, например, а именно сюда? За ощущением яростной энергии молодых, но очень сложных гор, за счастливой усталостью, за чувством собственной уверенности от покорения очередной вершины, за здоровьем, которое добывается трудом и потом, а иногда и кровью, за азартом, который охватывает любого, даже изнеженного горожанина, при переходе брода с ледяной водой.

Когда дома не сидится: гора Уриэль

А главное, за неповторимым первобытным чувством единения с дикой красотой этих мест! Нигде так ясно не ощущаю частью этого прекрасного мира! Какой бы раздрай не был в душе и в жизни, достаточно сделать здесь хотя бы один шаг, и гармония станет вашим кредо.

Надо сказать, что Уриэль прекрасно подходит для маршрута выходного дня. Хотя в большинстве случаев на поход к её вершине путешественники отводят 2–3 дня. И дело даже не в сложности трека (он то как раз мне показался легким), а в невозможности равнодушно пробежать весь путь, не останавливаясь в диком восторге. И это правильно! Место — одно их самых живописных из всех, которые мне приходилось видеть. И именно поэтому я не могу о нём умолчать)))

Когда дома не сидится: гора Уриэль

К сожалению, о живописности предстоящего маршрута мне почти ничего не было известно. Скорее меня гнал по нему спортивный интерес — пройти трехдневный маршрут (23 км) за 10 часов. Поэтому я не стала брать с собой фотоаппарат, о чём очень пожалела. Пришлось измучить камеру на телефоне, и качество фото оставляет желать лучшего, за что прошу меня извинить. Ждать следующего похода сюда придётся долго, а сейчас активно цветут альпийские луга, длиться это на таких высотах будет ещё пару недель. Дальше «альпика» переместится на 3 км и выше, что сделает её почти недоступной для любителей натуры. К тому же сейчас установилась весьма благоприятная погода для походов.

Для наглядности сразу же выкладываю трек и координаты для навигатора: 44°5'2" N 39°56′6″ E .

Название горы — Уриэль — ласкает слух своим эльфийским звучанием и вполне оправданно ждать от неё каких-нибудь романтических легенд, но таковых мне обнаружить не удалось, увы. Но менее романтичная легенда всё же имеется. Согласно ей, здесь в давние времена проживал убыхский бог кузнечных дел, его именем и названа гора.

Когда дома не сидится: гора Уриэль

Маршрут начинается от панорамной площадки на плато Лагонаки в урочище Утюг недалеко от турбазы «Азиш-Тау», где заканчивается Лагонакская дорога.

Кстати, настоятельно рекомендую хорошо позавтракать перед самым началом маршрута, а на этой смотровой площадке сделать это очень удобно. Не забудьте о головных уборах и стойком солнцезащитном креме, он спасёт от сильных ожогов. А вот воды с собой можно много и не брать, по дороге её ещё много будет.

Когда дома не сидится: гора Уриэль

Минут 40 спуска по пихтовому лесу и буквально выскакиваешь к реке Курджипс, которая берёт своё начало на Лагонаки. Переходить её вброд — это ещё то удовольствие, но других вариантов нет. Поэтому сжимаете зубы и вперёд. Считайте это жертвой древним богам. После ещё будут попадаться ручьи, но их вполне можно будет перейти по камешкам.

Когда дома не сидится: гора Уриэль

Ещё полчаса ходьбы по цветущим лугам и вы оказываетесь перед очередным препятствием — рекой Молочка (её воды похожи на закипающее молоко), но её вполне можно перейти по бревну и нырнуть в лес, к спасительной прохладе.

Далее тропа так или иначе будет идти вдоль этой речки, сначала через лес, а потом и сквозь роскошную «альпику». И так можно дойти до самого истока Молочки.

Когда дома не сидится: гора Уриэль

Где рекомендую набрать с собой воды, дальше её уже не будет. Вода здесь чистейшая, очень холодная и, по уверению моих друзей, лечебная, ею можно смело лечить ангину, например. Но главное для меня — она очень! вкусная. После таких походов очень тяжело привыкать к водопроводной воде.

Небольшое отступление: в месте истока река бурным потоком вырывается из-под земли. Это удивительное зрелище. Если не знать причин этого явления, то можно поверить в колдовство. Ведь нет тут никаких мощных тающих ледников, а река есть. Особенность Лагонакского нагорья — известковые пористые породы, карст, в глубине которого вода образовала разнообразные полости, галереи, соединённые между собой.

Когда дома не сидится: гора Уриэль

Эти породы — гигантский накопитель воды. На Лагонакском нагорье повсюду встречаются так называемые карстовые воронки — конические углубления, частично заросшие ярко-зелёной растительностью, в некоторых из которых даже летом лежит снег.

Когда дома не сидится: гора Уриэль

Тропа же здесь не заканчивается, а вьётся всё выше и выше, иногда теряясь среди буйной зелени, по пути то и дело попадаются снежники, дающие начало множеству ручьев. Есть соблазн никуда дальше и не ходить. Виды отсюда открываются прекрасные, цветов-бабочек для фотосессии более, чем достаточно.

Когда дома не сидится: гора Уриэль

Да и вообще хочется ощутить себя жеребенком, бегать и скакать по траве. Не поддавайтесь соблазнам, всё самое вкусное впереди!

Ещё немного, ещё чуть-чуть и вы попадёте на ровную площадку, откуда прекрасно просматриваются все главные наши вершины и вообще, здесь невероятно хорошо.

Когда дома не сидится: гора Уриэль

Для тех, кто устал, самое время остановиться, отдохнуть, а потом начать спуск вниз. Половину красоты маршрута вы точно увидели!

Но тех, кого половинчатые меры не устраивают, ждёт всё самое интересное. Тропа здесь то и дело пропадает, но она и не нужна. Вершина лежит перед вами и ориентир известен, а идти по траве можно и без тропы. На склонах пасётся не одно стадо лошадей.

Когда дома не сидится: гора Уриэль

Часть из них совершенно дикая, часть принадлежит особам, приближенным к императору, но ведёт себя тоже по-дикому. Приближаться особо, впрочем, не нужно ни к какому стаду. Это не милые пони, и они совсем не дружелюбные.

И вот наконец-то и плоская вершина Уриэль!

Когда дома не сидится: гора Уриэль

Виды с неё открываются просто умопомрачительные: весь Лагонакский хребет, ущелье реки Цица, Нагой-Чук и горы Фишт-Оштеновского массива. Опять же, лошадок и тут много бродит.

Когда дома не сидится: гора Уриэль

Здесь прекрасно можно отдохнуть и подкрепиться, насладиться безмолвием, ароматами горных цветов, погрузиться в дзен, а затем отправиться в обратный путь. Можно точно таким же путём, а можно его частично изменить и пройти по хребтам и снова выйти к истоку Молочки.

Когда дома не сидится: гора Уриэль

Итого: 23 км, 35 000 шагов, набор высоты — 1100 метров, время в пути — 10 часов.