Турист Евгений (Ojancano)
Евгений — был 18 февраля 2021 9:17
Поездка по Мавритании вылилась в книгу-путеводитель "Мавританские дневники"

Скопье — Северная Македония Июнь 2017

Скопье старинный город, однако его старина сильно смазана несколькими связанными друг с другом факторами. Одним из них было катастрофическое землетрясение 1963 года. Район считается сейсмоопасным, однако землетрясения там сравнительно редки — за последние два тысячелетия их было всего три, может быть потому город строился без учета правил сейсмической безопасности. И в 1963 году жители Скопье заплатили за это дорогую цену — мощный подземный толчок за двадцать минут уничтожил значительную часть города, погибло свыше тысячи человек, много больше осталось без крова. Этот жутковатый памятник посвящен восставшей из руин и жертв столице Македонии

Пробежка по Скопье

застройка города после трагедии носила хаотично-эклектичный характер, что сильно подпортило его облик. Интересные объекты, безусловно есть

например вот это сферическое здание

Пробежка по Скопье

но большей частью (пост-) югославская архитектура имеет примерно такой вот облик

напоминающий соединение архитектурного ужа со скульптурным ежом. Это Пере Тошев, известный революционер из Македонии

Один из немногих районов, сохранивших старинную застройку — чаршия Скопье. Чаршия — это исторический рыночный район, застроенный лавками, мастерскими и тому подобным. Такие есть во многих городах бывшей Османской империи, и, из-за небольших размеров зданий, чаршия в основном избежала последствий трагедии 1963-го

Пробежка по Скопье

что бросается в глаза — в этом районе особенно много мусульман, причем именно правоверных, в традиционной мусульманской одежде. У пары виденных мной женщин были даже закрыты лица

над чаршией возвышается минарет, над которым, как и над другими минаретами Македонии, развевается зеленое знамя пророка

Пробежка по Скопье

мечетей в старом городе, надо сказать, много. Вообще, восточное влияние чувствуется в Македонии неожиданно сильно

сама Чаршия сохранила свой торговый характер — улочки заполнены лавками, где можно купить всевозможные товары — от бытовых до сувениров

кроме того, множество неизбежных кофеен с неплохим кофе по-турецки. Пересекая чаршию, доходим до пожалуй, главной достопримечательности македонской столицы — крепости Кале. С ней вышло небольшое лингвистическое недоразумение — дело в том, что по турецки «кале» и есть «крепость», как, за недостатском воображения, османы назвали господствующий над городом укрепленный пункт. Сейчас он носит название «крепость Кале», то есть в переводе «крепость «Крепость».

Пробежка по Скопье

вход в крепость платный, но стоит своих денег, поскольку крепость мало того, что интересна сама по себе, еще и открывает отличный вид на Скопье и окружающие город горы

на одной из башен установлена подзорная труба, в которую можно рассмотреть панораму детально

Пробежка по Скопье

спускаясь из крепости вниз, мы выходим к реке Вардар и гордости Скопье — Каменному мосту. Скажу честно, почему он считается достопримечательностью, осталось для меня загадкой — мост и мост. В Скопье есть и другие мосты — этот вот называется именем матери Терезы — католическая святая родилась в Македонии, хотя этнически была (возможно, в точности неизвестно) албанкой, из-за чего её считают «своей» и в Македонии и в Албании

через реку открывается урбанистический вид, в котором уже немного найдется балканского колорита

о столичном статусе города напоминают пафосные, но скучноватые правителсьтвенные здания

Пробежка по Скопье

это здание, строго говоря, явилось для меня поворотным пунктом — пора возвращаться на «автобуска станица» до автобуса до Охрида. Впрочем, кое-какие достопримечательности Скопье я ухватить успел и на бегу

старинный собор

Пробежка по Скопье

или памятник «македонским львам» — это животное считается символом страны еще со времен Александра Македонского, хотя населяющий её народ давно уже сменился

впрочем. самим македонцам об этом лучше не говорить — они весьма гордятся подвигами Филиппа Македонского и его великого сына.

Имитация античного барельефа

Пробежка по Скопье

и церковь уже новой постройки

завершившая моё впечатление о Скопье как о «городе одного дня». Еще один балканский революционер машет рукой вслед моему автобусу