Турист Юрий Ким-Серебряков (yurikim)

Покхара — Непал Декабрь 2016

Город Покхара…
Ничего о нем не слышал до поездки, даже названия.
Да и вообще, купить билет в Непал было чистой авантюрой: ни планов у меня не было толком, ни знаний о стране, ни информации. Заглянул на пару форумов, почитал что-то про местную мототехнику и полетел. С другой стороны, может оно так и надо иногда, чтобы кровь не застаивалась, мозги не окостеневали, да и задница не скучала по приключениям
А сам городок — очень удобный для туристов.
600 с лишним отелей, не считая квартир под сдачу. Куча ресторанчиков, от совсем местных забегаловок, до практически европейских кафе. Цены — дешевле индийских. Я сначала снял номер с кухней, думая, что буду готовить. А потом понял, что, скажем, завтрак в ближайшей кафешке, после которого мне надо еще некоторое время посидеть и покурить, переваривая — стоит 80 рублей.
Так что, когда через пару недель хозяин геста спросил меня: «Слушай, а тебе вообще плита нужна? Ты же не готовишь ни фига, можно я у тебя газовый баллон заберу?» — я ему с легким сердцем отдал его вместе с плитой.
Автобусы ходят с вокзала во все стороны, от Катманду до самых дальних горных поселков. Есть аэропорт, откуда можно улететь за сотню долларов чуть ли не к середине трека по кольцу Аннапурны. По озеру катают на лодках, по небу — на парапланах, а для самостоятельных перемещений можно арендовать скутер или мотоцикл.
Единственный серьезный минус — неотапливаемые по большей части дома. По ночам довольно холодно, в декабре—январе было +10–15. Но если на ночь надевать термобелье, то под местными одеялами из шерсти яка спать вполне комфортно. Ну и, понятное дело, моря нет, в озере никто не купается, фруктов толком нет, рыба пресноводная…
Но это и не тропики, люди туда едут не за загаром, ананасами и снорклингом:)

Почему, собственно, Непал?
Да все то же самое, наверное — синдром советского школьника, который запоем читал приключенческие книжки, и понимал, что никогда не увидит ничего из того, что в них описывалось.
Есть такая теория, что бабушки закармливают внуков, потому что их поколению не хватало еды, а родители наряжают детей, потому что им самим носить модного не доводилось. Как только появляется такая возможность, мы кидаемся реализовывать то, чего недополучили в детстве.
Еще когда я был в глубоко дошкольном возрасте, в моей комнате на стене висела огромная карта мира, а одной из настольных книжек был большой географический атлас. Я заучивал названия стран и городов, пугая окружающих разнообразными антананаривами, попокатепетлями и тируванантапурамами. Ну, а Гималаи всегда представлялись чем-то величественным и загадочным, сверкающим и возвышенным. Ну и, конечно же, совершенно недоступным.
Так что привет вам от подножия восьмитысячников!
Реализуйте свои мечты, пусть даже слегка потускневшие с годами:)

Из непальского дневника: Покхара

Покажу вам место, где я живу.
В Покхаре, вдоль озера Фева, проходит туристическая улица Lake Side. Еще в Москве, изучив вопрос, я понял, что селиться стоит в северной части — здесь самый лучший вид на озеро, меньше туристов и недорогое жилье.
Мне прислали пару рекомендаций, сразу с автобуса я арендовал байк и поехал в один из отелей. Там и остановился в итоге — за небольшую комнатку с крохотной кухней с меня запросили 15000 рупий, но согласились на 13500 в месяц. Рупия к рублю идет примерно по курсу 1.7, так что 13500 рупий — это меньше 8000 рублей. Комнатка — метров 15, кухня совсем крохотная, с одной стороны газовая плита, с другой — раковина. Санузел с душем, горячая вода есть и напор нормальный. Вайфай — везде. В самой комнатке — кровать, тумбочка, вентилятор, этажерка для одежды и пара вешалок. Есть открытый балкон, где можно посидеть, положив ноги на перила и покуривая с видом на озеро. На одного — более, чем достаточно.

Из непальского дневника: Покхара

Сам отель на холме, возвышается над городом, у меня предпоследний третий этаж, так что озеро и горы вдохновляют с утра и до вечера.

Из непальского дневника: Покхара

Кухней, признаться честно, я еще ни разу не пользовался. Дело в том, что где-нибудь в Таиланде, Индии, или на Филиппинах, когда селишься надолго, кухня — это удобно. Пожарить себе яичницу на завтрак и сварить кофе значительно проще и дешевле, чем идти искать какой-то ресторан.
Но в Покхаре все находится как-то совсем рядом, а еда стоит совершенно смешных денег. К примеру, я обычно завтракаю в ближайшей кафешке, беру так называемый Double Set. Это чашка кофе, пара яиц — жареных или вареных, горка тушеной картошки с овощами, пара тостов, масло и джем. Стоит это все 140 рупий, то есть, те самые 80 рублей.
Спрашивается, на фига я переплачивал за кухню, конечно, ибо комната без нее стоит в районе 9–10 тыс рупий.
Но за такие деньги — пусть будет, я считаю, вдруг мне все-таки захочется когда-нибудь рыбу пожарить:)

Из непальского дневника: Покхара

Про визу в Непал расскажу.
Слава богу, в отличие от Индии, никуда за ней бегать не надо.
Идем на сайт посольства, заполняем анкету. Сложности при заполнении у меня вызвал только пункт Ward No. — это номер района в городе, которых я вообще не знаю, и даже на букинг.ком они их не пишут. Там нужно внести две цифры, просто написал «00», пусть сами разбираются в своих обозначениях:)
После заполнения анкеты и закачки квадратной фотографии любимого себя, на экран выводится квитанция со штрих-кодом, которую нужно распечатать и предъявить в аэропорту. После чего тебя там отправят в кассу, где надо оплатить $25 — за 15 дней, $40 — за 30 дней, или $100 — за 90 дней пребывания. Всего за год можно находиться в Непале по туристической визе не более 150 дней. При необходимости, виза продлевается в любом immigration office, которые есть во всех крупных городах. Стоимость продления — $2 в сутки, но не менее $30.
Все непальские визы — мульти, то есть, оплатив ее один раз, можно кататься по соседним странам, неограниченно въезжая обратно в течение срока действия.
В общем, вполне дружественный у непальцев пограничный режим, все бы так:)

Из непальского дневника: Покхара

Увидел на дороге знакомое название — Umbrella Cafe. Такое же есть в Гоа, в Арамболе, и я туда даже заходил в прошлом году из любопытства.
Оказывается, держат их муж и жена, он — непалец, она — русская. Он тут хозяйничает, она в Гоа. Зашел, заказал плов. Спрашиваю хозяина:
— А что говорят русские, которые тут плов заказывали, похож он на настоящий?
— Нарамальна! — отвечает он.
Принесли «плов». Порция щедрая, хоть на двоих раскладывай, но ни фига не похож, даже намека нет. Обычный жареный рис с курицей и овощами.
— Не, — говорю, — Это у вас не плов!
— Непали стайл! — потупился хозяин. — Нарамальна!

Из непальского дневника: Покхара

Ты черти где, в каком-то крохотном городе, в стране, затерянной среди Гималаев, идешь мимо грязненькой местной забегаловки, и вдруг останавливаешься и офигеваешь.
Из одинокой хрипящей колонки там играет Гребенщиков.
Сюрреалистичненько.

Из непальского дневника: Покхара

Приехали с девушкой знакомой на рынок, купить фруктов. Ага. Из фруктов только мандарины, бананы, гранаты и виноград. Причем, все какое-то замученное и страшненькое. Все-таки, Непал — совсем не тропическая страна, никаких тебе привычных рамбутанов и мангустинов.

— Куда ужинать пойдем?
— Пошли в локалку, хочу дал бат наконец попробовать.
— Да, там вкусно. Только грязно.
— Да тут везде грязно!
— Там особенно!
— Аутентично!
— Излишне!

Из непальского дневника: Покхара

В Покхару пришла облачность, горных сверкающих вершин не видно, поэтому я решил съездить на пару местных достопримечательностей: водопад Devi’s fall и в пещеру Gupteswor cave, благо, находятся они прямо посреди города. Водопад, как рассказывается, назван в честь некоей туристки из Швеции, которая когда-то умудрилась туда упасть. Видимо, поэтому теперь он огорожен высоким решетчатым забором, через который фотографировать довольно неудобно. Вообще, расположение в черте города сделало из уголка дикой природы обычный городской парк — с дорожками, скамейками, кучей туристов, кассой на входе и вездесущим мусором, который валяется не только вокруг, но и в самом водопаде. Так что впечатление несколько смазывается, да и сам водопад не ахти какой потрясающий.
Выйдя из этого парка, я перешел дорогу и спустился ко входу в пещеру. Там сделан прямо натуральный храм — с беседками, статуями, барельефами и лесенками. Перед лестницей вниз — очередная касса с билетиками. Внутри самой пещеры влажно и душно, каменный коридор с низким потолком, зал с пористыми камнями, в общем, мало чем отличается от любой другой пещеры. Сталактитов и сталагмитов не наблюдается, зато и мусора нет.
Наконец попадаю в большой зал с мостиками и лампочками, прохожу до конца, и вдруг — опа! Узкая щель в скале, а за ней — Devi’s fall.
То есть, в принципе, это — одна и та же достопримечательность, но хитрые непальцы огородили их заборами по отдельности и поставили две кассы: за проход к Провалу, и за проход к Провалу с другой стороны.
Остапу Бендеру было бы чему поучиться;)

Из непальского дневника: Покхара

Все-таки, мотоцикл для меня — одно из главных удовольствий азиатских зимовок. Даже не только в том смысле, что мне нравится им рулить, хотя и не без этого. В основном то, что он дает свободу: проснуться, позавтракать, никого не ждать, ничего не организовывать, а просто запрыгнуть в седло и поехать куда глаза глядят.
Мосты, дороги, горные пейзажи, какие-то сельскохозяйственные работы вокруг, ямы, песок на асфальте, горный серпантин, GPS уже показывает 1700 м, блин, надо перчатки надеть, да и свитер стоило взять с собой, остановиться перекурить, скрип стартера, первая, вторая, куда ж ты без поворотника под колеса, вдруг телефон: «А ты где?» — «А черт его знает…»
Нет, конечно, организованные экскурсии в правильные места — это тоже прекрасно, особенно с точки зрения получения красивых картинок. Но такие вот незапланированные мототуры одного дня мне самому даже больше нравятся, ибо фотки фотками, а личные впечатления — это все равно немножечко иначе.

Из непальского дневника: Покхара

А люди в Непале дружелюбные и ненавязчивые. Особенно это заметно после Гоа, где тебя все норовят схватить за руку и затащить в свой магазин. Здесь можно спокойно гулять даже по самой что ни на есть туристической зоне, и никто к тебе особо не пристает. Даже одиноких белых туристок не трогают, что для Индии вообще нонсенс.
Сегодня мне хозяин местного кафе, где я ужинал, с заговорщицким видом предложил травы, так, когда я отказался, он вообще извинился — мол, прости, что посмел подумать про тебя такое:)
Даже полицейский, остановивший меня на дороге, проверил мой «билл бук» — это тут такая книжка на мотоцикл с отметками об оплате налогов, а потом робко так попросил «лисеньзе». Я прикинулся ветошью, мол, не понимаю я тебя. Он улыбнулся, отдал мне документы и махнул рукой — давай, счастливого пути.
Максимум, что можно услышать от зазывал на туристической улице — радостное «намастеее» вкупе с широкой улыбкой. Впрочем, это «намастеее» тут говорят вообще все поголовно — от продавцов в магазинах, до пробегающих мимо школьников. Так что вообще не напрягает.
Очень комфортная для туризма страна.

Из непальского дневника: Покхара

World Stupa — это такая местная достопримечательность, буддистский храм на вершине холма над городом. В ясную погоду оттуда видно и озеро Фева, и город Покхара, и смотровую вышку деревни Сарангкот, и вершины хребта Аннапурны.
В принципе, и сейчас все это можно было разглядеть, но из-за окутывающей всю местность дымки, видимость резко упала. Но как-то пока весь этот туман развеиваться не желает.
Первый раз я туда попытался поехать еще пару недель назад, но забыл с собой карточку в камеру. В этот раз я подготовился более тщательно, зарядил батарейку, карточку проверил, сел на байк и поехал. И на полдороги обломался — там случился то ли обвал, то ли размыв, но все было перекопано и вовсю работал экскаватор. Пришлось бросать байк и переть в гору пешком.
В общем, со Ступой мне как-то не везет в этот приезд, отторгает она меня. Видимо недостаточно во мне буддистского смирения и уровня познания нирваны:)

Из непальского дневника: Покхара

Когда моя непальская виза начала подходить к концу, я начал искать билеты из Непала в Таиланд. Привычными за многие годы зимовок действиями: скайсканер, авиасейлз и прочие агрегаторы.
…и быстро понял, что напрямую из Катманду в Бангкок никто не летает — все перелеты были очень неудобными и дорогими. От $350 и выше, и с многочасовой пересадкой где-нибудь в Индии или Китае. Ну, что делать, решил я, придется пострадать.
И тут я, прогуливаясь после завтрака по Лейксайду в Покхаре, решил заглянуть в обычное уличное турбюро, которых тут по всем углам как грибов: 10 квадратов, стол, два стула, ноутбук, плакат и улыбчивый непалец.
— Привет! А мне бы авиабилет до Бангкока… Есть у вас?
— Да, сэр.
— Сколько стоит?
— Мммм… Сто девяносто долларов, сэр.
— О! А лететь сколько?
— Три часа!
— А пересадки?
— Прямой, сэр!
— Это что за компания?
— Непал Эйрлайнс.
Фигасе, думаю, это если их в уличных агентствах по 190 продают, сколько ж они на сайте стоят?
Пришел домой, уткнулся в ноут… и понял в чем секрет. На сайте авиакомпании (http://www.nepalairlines.com.np) вообще ничего купить нельзя, там в принципе нет привычной букинговой таблички «From… To… Return/One way» и т. д.
Пришлось вернуться и осчастливить парня в каморке на углу.
Кстати, вполне приличный был перелет: новенький Боинг, стюардессы в форме, напитки, питание, «Спасибо, что воспользовались услугами нашей авиакомпании, сэр!»
Я слегка опасался, что меня отправят каким-нибудь древним маленьким кукурузником, тут такие летают на местных линиях, все-таки это был первый мой авиабилет в жизни, который мне выписали… от руки:)