Турист Татьяна Ушакова (fanatika)
Татьяна Ушакова
была 28 ноября 2017 11:29

Башкортостан, Челябинская область — Россия Июнь 2017

День 1.

9 июня 2017 года.

Мы выехали в 8 утра из сонного, только начинающего просыпаться Челябинска. В городе уже начинались утренние пятничные пробки. На трассе все спокойно. Кругом, как и положено, ремонты дорог. Где-то полностью асфальтированная дорога перекрыта, объезд проходит по полю. Очень трясет, спать невозможно, поэтому участники ведут разговоры о цели поездки, знакомятся и делятся впечатлениями о прошлогодних поездках.

Над башкирской деревней Перевоз ходят грозовые тучи. Возле моста через Уфу останавливается большой, пропахший бензином и самогоном автобус. На обочину вываливается группа подозрительных личностей и начинает перетаскивать к реке многочисленный скарб.

Сплав по реке Уфа

Рыбаки пугливо сматывают удочки, наблюдая, как из мешков извлекаются странные конструкции и резиновые предметы, надуваемые ручным, ножным и электрическим способом. Несколько осмелев, местное население с безопасного расстояния (с моста) начинает интересоваться: «А что это будет?» Личности не отвечают (видимо, сами не знают), но через два часа от моста отчаливают три плавсредства. Местные жители машут вслед и активно приглашают на Сабантуй на 16 км ниже по течению (в Арасланово).

Повертевшись несколько раз, конструкции выстраиваются стройным клином в нужном направлении. Через час раздается громкий всплеск. «Акула!» — подумали на переднем катамаране. «Зам по литру» — подумала акула. Ударившись пару раз о железную раму зубами, он героически удерживал весло, пока не вынырнул на поверхность окончательно.

Сплав по реке Уфа

Участники почувствовали, что за одним из катамаранов четко закрепляется название. «Старший помощник Лом! Яхта „Беда“ готова к приключениям!» — рапортовал, прикладывая руку к виску, Рома. Остальные катамараны с подачи юнг получили названия «Черная Жемчужина» и «Летучий Голландец».

Над катамаранами порхали потревоженные ласточки, выныривая из многочисленных гнезд в глинистом подмытом береге.

Сплав по реке Уфа

На ночевку остановились на галечной косе напротив Тимофеева камня. Первой нас встретила приветливая гадюка, которая на время решила уступить нам пляж (численное превосходство и запах самогона были на нашей стороне).

Зам по литру по профессиональной привычке первым делом наладил контакт с уже занявшими косу пассажирами двухэтажного «Пепелаца» с четырьмя кегами пива и мангалом на борту. В результате весь вечер нас посещали чатлане, в представлении которых пацаки делятся на «Федоров» и «Ларисок» по половому признаку.

Сплав по реке Уфа

Зам по литру во избежание осложнения отношений (и с чувством выполненного профессионального долга) скрылся в тех же кустах, что и потревоженная нами гадюка. Там он и обосновался со своей палаткой, пометив путь развешанной мокрой одеждой.

Мы всеми силами старались не уронить достигнутого уровня дипломатических отношений, хотя и не были осведомлены о предмете достигнутых ранее договоренностей.

Когда над водой разнеслись таинственные заунывные звуки варгана, вводящие в транс, мы поняли, что в группе определился штатный шаман. Ласточки и рыбы замерли на лету, все вокруг преобразилось, гадюка приползла обратно, руководитель перепутал закат с восходом.

Сплав по реке Уфа

Очередной чатланин с бутылкой водки и полным карманами мяса пришел к нам за картами. Предложили топографические — они не подошли. Он ушел, удовлетворившись игральными.

Пошел дождь и разогнал всех спать. Встать договорились попозже.

День 2.

К 9 часам утра, разбуженные музыкой соседей, хотя договаривались встать к 11, участники интенсивно потребовали завтрака. Отменная каша с разогретым вчерашним рагу (по совместительству борщом с кабачками) пользовались успехом.

Очередной делегат от «Пепелаца», одетый в летний тулуп и капитанскую фуражку (на левой ноге — сланец, на правой — галоша), предпринял последнюю попытку совратить нас стаканом прозрачной жидкости. Алексей сослался на то, что он не пьет по утрам. Лена — на то, что ее никогда не звали Лариской. На имя «Вера» никто не отозвался — и он разочарованно употребил свою жидкость сам, после чего удалился.

На полчаса раньше намеченного времени катамараны выходят на маршрут. Река мощно несет нас вперед, даже когда все медитируют пузом кверху. Видимо, помогают идеомоторные движения. Периодически сцепляемся, направо и налево передаются рюмки с огненной водой, килька, шпроты и бутерброды с колбасой. Аппараты стыкуются несколько раз для дозаправки в воздухе, а также — для обсуждения политических событий, погодных условий и трудностей семейной жизни.

Сплав по реке Уфа

Из прибрежных кустов взлетали цапли, утки бегали по воде вместе с утятами.

Жители Арасланово, вопреки своему фирменному лозунгу «СЛАВА ТРУДУ», не трудились, а массово скопились на берегу в безудержном Сабантуе. Мы своим появлением на противоположной стороне реки, у скалы Роговик, добавили зрелищ на этом празднике.

Сплав по реке Уфа

Начальство вдруг пришвартовалось и ушло разведывать место стоянки. Остальные тормозили всеми силами, чтобы не проскочить место неожиданной остановки. В результате большинство тормозящих оказались в воде по пояс и выше, некоторые — исключительно «за компанию».

Вернувшийся руководитель, пораженный взволнованным и раздетым видом участников, выслушал несколько версий случившегося, но так и не сумел установить, кто же первым подал команду «Полундра».

Место для стоянки выбрали замечательное. Втихаря переждали, пока «Пепелац» проплывет мимо. Отзывчивого зама по литру связали и спрятали.

Сплав по реке Уфа

Вечер поставил перед нами много инженерных задач. Сушины, которые пилили для бани и костра, цеплялись всеми ветками за соседние деревья. Руководитель заставлял изображать далеких предков и прыгать на стволе, в надежде, что он отцепится и упадет.

Сплав по реке Уфа

Баню пришлось конструктивно доводить напильником (как в анекдоте про самолет). Мы бы просто пропали, если бы не Ромина техническая смекалка и желание наконец-то попариться в бане!

Сплав по реке Уфа

Баня, песни, яркий костер, макароны с тушенкой настроили всех на лирический лад.

В кустах скрипели страшными голосами какие-то птицы. Подкравшиеся добровольцы обнаружили толстенькую тушку с коричневыми пятнами и огромный орущий клюв. Подойти к этому чудищу удалось очень близко (она орала так, что ничего не слышала). Даже когда ей нечаянно досталось комком земли по голове, она продолжала издавать самозабвенный истошный скрип и громко топала ногами по кустам. Через 3 часа мы привыкли к этим звукам, как привыкают к работе бензопилы и даже стали получать от них удовольствие и подпевать. Как показали последующие изучения интернета, нечеткая фотография и показания очевидцев, это был коростель.

День 3.

Спали до победы (точнее завтрака). После завтрака некоторые отчаянные туристы отправились к Яман-Ташу. За пару заходов катамаранами перевезли всех желающих на другой берег.

Сплав по реке Уфа

В поисках чего-то героического они взяли с собой кучу фонариков, фотоаппараты, компас, карты, полтора литра спирта и руководителя в качестве проводника. Хватаясь зубами за кусты на обрыве, героическая группа поднялась на хребет Яман-Таш и удалилась из поля слышимости. Через два с половиной часа они снова появились на обрыве (причем зам по литру — метров на 1000 правее всех остальных), и им навстречу отправился гостеприимный катамаран.

Вернувшиеся разведчики рассказали о продолжительных поисках пещеры и встрече с туристами на машине, указавшими им расселину. Пройдя через нее с детьми на плечах, герои почувствовали, что насытились экстримом в полной мере и прониклись глубокой благодарностью к руководителю. Его спасло только то, что он достал бутылку со спиртом, чем быстро разрядил обстановку. Дети были успокоены сушками с маком. Со скалы открывался величественный вид. Орлы парили вровень с участниками экстрим-выхода. Евгеньевна подкрадывалась с фотоаппаратом к растущим на обрыве цветочкам так близко, что встревоженные попутчики хватали ее за ноги.

Сплав по реке Уфа

На обратном пути детей на склоне ловил шаман Владик, а бабушек — никто не ловил. Они почувствовали себя брошенными на этом празднике жизни и по возвращении высказали свои претензии зарвавшейся молодежи. Чтобы скомпенсировать урон, нанесенный таким образом соблюдению принципа сяо (почитанию бабушек), возле костра был организован круглый стол соответствующей тематики. Участникам семинара подавали уху, шпроты, кильку и спирт малыми дозами в неограниченном количестве. На вынесенное порицание молодежь ответила заверениями в совершеннейшем почтении и сослалась на то, что даже не подозревала о столь почтенном статусе своих спутниц.

Как выяснилось позже, самыми хитрыми оказались те, кто остались в лагере и никуда не пошли.

После обеда все сделали выдох, и над поляной разносилось только легкое похрапывание и поскрипывание ручки летописца.

Сплав по реке Уфа

Потом заработала пила (пора было опять топить баню, а Рома решил еще и лавки в ней сколотить).

Евгеньевна всех посылала копать червей — удочки ведь нужно было хоть раз развернуть. Как черви ни прятались — их накопали суровым челябинским способом, откалывая пласты земли огромным ножом. Два отчаянных рыбака, держась по очереди за одну удочку, заступили на свой пост. Через некоторое время им пришлось сместиться ниже по течению, потому что из бани с шумом плюхались в воду разгоряченные тела.

Рома со знанием дела учил самых маленьких париться. У него малышня не капризничала, просила еще поддать и со знанием дела кричала: «Закрывайте выход, жар уходит!»

Секрет, по словам Ромы, прост: надо дать ребенку сначала накупаться и как следует замерзнуть.

Сплав по реке Уфа

После бани люди начали подползать к костру, а там наготове ждало рагу (которое должно было быть супом, но не везти же продукты обратно домой). Туда же затребовали и зама по литру с лоцманом. Последние отчаянно сопротивлялись, не хотели бросать удочки, так как улов уже не помещался в ведре…

Татьяна провела после ужина интеллектуально-развлекательную игру. С интеллектом оказалось не так, чтобы очень хорошо, но благодаря отчаянной взаимопомощи IQ достиг почти 80 баллов. С развлечениями все было гораздо лучше, и понравившиеся конкурсы доигрывали уже после награждения. Из лагеря доносились звуки гав, мяу, трынь, тыц, пиу на мотивы известных песен.

У всех наступило просветление. Каждый медитировал по-своему. Разносились звуки варгана. Кто-то сидя спал. Говорили тихо. Петь не хотелось. Есть — уже не могли. Пили — из последних сил! Даже горластые коростели из сочувствия к нам приглушили свой пыл и шепотом поскрипывали из-за угла (а может это было не сочувствие, а просто у одного из них болела голова после вчерашнего).

Сплав по реке Уфа

День 4.

Встали пораньше, чтобы не опоздать к автобусу. Собрали вещи, погрузились. С сожалением оглянулись на оставленную гостеприимную стоянку.

Двигались специально не спеша. Но как ни тормозили, Шемаха неуклонно приближалась. За полчаса до финиша на нас обрушился ливень, наверное, чтобы мы не чувствовали себя в чем-то обделенными. Сразу же из рюкзаков достались так ни разу не понадобившиеся за весь сплав дождевики, и даже тент.

Сплав по реке Уфа

Не успели до конца разобрать катамараны, как увидели на горизонте крышу нашего автобуса, который пунктуальный Михаил подогнал на 2 часа раньше. Он терпеливо дал нам выпить по последней…

И вот: все погружено, мы едем домой. До новых маршрутов!

С вами были 14 человек, желающих развеяться, отдохнуть от скучной рутинной офисной работы. Те, кто хотели насладиться природой, окунуться в новую для себя атмосферу. 12 взрослых людей как могли старались показать двум пятилетним мальчишкам как и чем живут их родители и родственники, как они отдыхают на природе, как ставят палатки, как следят за чистотой и порядком в лагере, как готовят на костре, какие деревья выбирают для спила, как ловят рыбу, парятся в бане и купаются в прохладной освещающей реке, залезают на горы и в пещеры, как избегают укусов клещей и прочих насекомых, как наслаждаются каждой минуткой, проведенной в обществе друг друга.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм