Турист Olga Savina (Olga_Savina)
Olga Savina
была 15 июля 2022 7:54

Старица — Россия Июль 2016

Первый раз в Старицу мы попали совершенно случайно: в прошлом году в один из жарких летних дней пришла в голову идея провести выходные на байдарке на какой-нибудь реке, и чтобы не запредельно далеко от Москвы. Ближайшим предложением был как раз двухдневный «сплав по верховью Волги в оркестностях Твери». До Твери доехали на «Ласточке» за два часа (страшно представить, сколько бы толкались в пробке в пятницу вечером в июле!), где нас встретили на вокзале и еще битый час везли по лесным дорогам куда-то в глушь. Там на берегу Волги уже в сумерках мы и разбили палатки, и выходные начались. Как мало надо городскому жителю летом для счастья — река с кувшинками, лес с земляникой и малиной, печеная в золе картошка и чай со свежесорванной душицей!

Как байдарка стала машиной времени

Утром после завтрака и купания собрали байдарки и пустились вниз по течению. Здесь Волга еще не та великая русская река, судоходная и перекрытая дамбами и водохранилищами, а река-подросток, уютная и домашняя, только начинающая свой долгий путь по России. Отличительная особенность этого отрезка Волги — так называемые Старицкие ворота. Вместо привычной картины, когда один берег реки высокий, а другой — низкий, вдруг оба берега становятся высокими и каменистыми, как будто река течет по ущелью. С обеих сторон здесь белые скалы, оказывается здешний известняк — знаменитый «старицкий мрамор», из которого строились соборы Тверского княжества.

С тех про здесь остались каменоломни, в которых и добывали здешний строительный материал. В одну из таких каменоломен нам было предложено совершить небольшую прогулку. Конечно, было любопытно полазать по подземным лабиринтам. Но не понимаю я все же увлечения спелеологией — темно, холодно и вообще инфернально как-то. А по рассказам нашего проводника, находятся желающие даже Новый год в этих пещерах отмечать! Зато когда вылезаешь из подземелья на свет божий — вдвойне начинаешь ценить цвет, запах и теплоту окружающего мира! Хотя бы ради этого стоило спуститься под землю.

Течение Волги здесь достаточно быстрое для того, чтобы практически без работы веслами просто наслаждаться сменой видов по обеим берегам реки, наблюдать за аистами и стрекозами, разглядывать деревенские церкви.

Как байдарка стала машиной времени

И вдруг за очередным поворотом реки мы внезапно оказались на пути «из варяг в греки», и неспешно подплывали к какому-то старинному городу, расположившемуся на обоих берегах! Хорошо хоть современный мост из металлических арок позволил не потерять связь с реальностью. Раньше через Волгу здесь была только переправа, потом во второй половине 19 века был сооружен наплавной мост, который разбирался на зиму, а современный железобетонный мост был построен уже только после Великой отечественной войны, в 60-х годах. Причем он специально был построен выше по реке, чем древний перевоз, чтобы оставить нетронутой панораму старинного города и монастыря.

Справа по течению за мостом за толстыми стенами стоит Свято-Успенский монастырь, а слева — валы древнего городища и подол с множеством церквей и старинной городской застройкой. У стен монастыря и была запланирована остановка на обед и осмотр достопримечательностей.

Как байдарка стала машиной времени

Свято-Успенский монастырь по преданию был основан еще в 12 веке двумя Киево-Печерскими монахами.

Но самая древняя постройка на территории монастыря, которую можно увидеть сейчас, относится уже только к началу 16 века — это пятиглавый Успенский собор.

Как байдарка стала машиной времени

Монастырь полюбился царю Ивану Грозному, при нем была построена шатровая Вознесенская церковь. В ее крипте вот такая костяная инсталляция.

Главные ворота в монастырь раньше были со стороны Волги, каменные ступени ведут от реки к надвратной церкви Иоанна Богослова. Церковь чем-то напоминает русскую печку, только украшенную белокаменной резьбой и чешуйчатой луковицей купола.

После очередного наводнения главный вход перенесли на восточную сторону, где он находится и сейчас.

Оказывается, именно в этом монастыре был послушником первый Патриарх московский и всея Руси Иов; сюда же он был впоследствии сослан, здесь же скончался и был похоронен. Место его захоронения отмечено колокольней, а недавно в монастыре поставили памятник первому Патриарху.

Как байдарка стала машиной времени

Еще в ансамбль монастыря входит необычная двухэтажная церковь как бы с атриумом над захоронениями первого этажа.

Как байдарка стала машиной времени

Небольшое кладбище внутри стен монастыря.

Наше время принесло монастырю свежую реставрациюи вертолетную площадку (видимо, летать на вертолете оказалось дешевле, чем построить сюда хорошую дорогу из Твери).

Как байдарка стала машиной времени

Так как времени на осмотр самого города было мало, я дала себе обещание еще вернуться в Старицу. И вот этой весной мы приехали сюда снова, в этот раз не по воде, а посуху. По пути проехали Бортенево поле — место битвы Московского и Тверского войск в 14 веке. В те времена, оказывается, москвичи и тверяки сражались друг с другом похлеще, чем с татарами. Сейчас предполагаемое место битвы отмечено небольшой часовней.

Старица и была построена как крепость для защиты границ Тверского княжества, называлась она тогда просто — Городок, в 14 веке была разорена московскими войсками Дмитрия Донского и впоследствии несколько раз переходила из одного княжества в другое, окончательно перейдя в московское подчинение при Иване Грозном, который взял город в опричнину. От древней Старицы и старицкого кремля остались только земляные валы на высоком берегу Волги прямо напротив монастыря. Остается только представлять себе, как перекликались монастырские и кремлевские соборы по разные стороны реки, отражаясь в воде. Можно зайти в старицкий краеведческий музей и найти там результаты археологических исследований, показывающие реконструкцию средневековой Старицы.

Зато так называемого «нового городища» время не коснулось совсем. Здесь все еще 18 век. Чудесная церковь Параскевы Пятницы — сама по себе как будто целый маленький город с множеством приделов, башенок, часовен. Если заглянуть внутрь сквозь проломы, можно увидеть остатки настенных росписей.

Как байдарка стала машиной времени

Борисоглебский собор на холме сохранился лучше, по крайней мере снаружи.

Как байдарка стала машиной времени

Прямо в валы встроены кузницы — видимо, у речного переезда к монастырю часто возникала необходимость перековать лошадей.

Как байдарка стала машиной времени

Но самый настоящий шедевр внутреннего убранства мы обнаружили в Ильинской церкви! Внутри нас попросили не фотографировать (видимо, опасаясь охотников за старинной церковной утварью), поэтому пусть церковный интерьер останется интригой — но поверьте, этот изящный барочный декор стоит увидеть всем, кто интересуется архитектурой.

На протяжении от моста до Ильинской церкви просто заповедник провинциальной классической городской застройки 18–19 веков.

Нашлось в Старице и неплохое кафе на улице Карла Маркса, при гостинице без названия. Но мы в этот раз планировали заночевать в Твери, так что про гостиницу сказать ничего не могу, а вот еда была вкусной.

И вот думаю я, что обязательно приеду сюда еще — возможно зимой, как приезжал Пушкин на Крещенские праздники к своим друзьям Вульфам. Или золотой осенью, когда здесь созревают знаменитые яблоки, ароматные возы которых раньше разьезжались отсюда целыми караванами. Ну или еще разок летом на байдарке!