Турист Ольга Лаптева (helga)
Ольга Лаптева
была 28 января 2020 21:13

Ее Величество Пермина Лаптевия

Пермь — Россия Октябрь 2010

«ЕРМЬ встречает гостей!» — первая буква на крыше аэропорта не горит. Но никаких сомнений — я в славном городе Перми. В гостинице при университете консьержка с поджатыми губами и пучком на затылке («Жоржетта Николавна», — представляется) вписывает мою фамилию в потрепанный журнал и затем 20 минут строго инструктирует, рассказывая о правилах поведения: никого не водить к себе в номер, душ на этаже, в 8 вечера все закрываем и отключаем.

Вот попала, так попала — настоящая ЕРМЬ!

Вперед, в прошлое

В Перми холодно, выпал первый снег. Изумрудная трава в сочетании с белым необыкновенно хороша, тягучие облака пытаются, но не могут закрыть собой всю осеннюю палитру деревьев. Красотища! Отправная точка — местная достопримечательность, памятник «Пермяк соленые уши». Он состоит из двух частей: фигуры фотографа и круглой рамки с большими ушами, в которую любой желающий может поместить свое лицо. Отсюда по «Зеленой линии» — туристическому маршруту — можно пройти пешком или прокатиться на велосипеде через весь старый город.

На берегу Камы открылся Музей пермских древностей со скелетами древних ящеров. Там можно все узнать об эстемменозухе уральском, найденном в Ежове, близ Перми. Этот смешной динозавр вполне мог бы стать героем нового мультика. К периоду полового созревания у самцов эстемменозухов вырастали круглые рожки — исключительно для красоты и привлечения партнерш. Проводили они, как бегемоты, большую часть жизни в воде и питались растительностью.

В музее под патронажем местного Минкульта проходит уникальная выставка палеонтологических древностей Пермского края. Посмотреть эту выставку я, собственно, и приехала. Да еще навестить свою подругу, которая, зная мою любовь к приключениям, быстро созвонилась с палеонтологами Перми и организовала нам поездку в Чекарду и Ермак — в места раскопок, где и находили многие из древностей.

Нашим гидом любезно согласилась быть Галина Пономарева, палеонтолог, преподаватель Пермского университета.

И вот, надев на себя все, что было из теплой одежды, мы отправляемся в путь. Дорогу мы узнаем у местных жителей, которые — все без исключения — передвигаются на велосипедах, даже 80-летние бабульки. Местные останавливаются, машут руками в сторону поворота и с характерным говором, почти съедая первое слово, тянут: «Вм туд-а-а». Потом взбираются на свои раздолбанные велики и продолжают путь.

В Чекарде, по разным сторонам реки, стоят три деревни, жители которых между собой почти не общаются в силу разных вероисповеданий. За несколько часов мы находим там камни, подобные тем, что лежат в музее.

Полноценно отпечатавшиеся фрагменты древних папоротников, волноприбойные знаки, отпечатки членистостебельных, плауновидных.

Мы складываем все эти богатства, которым более 280 млн лет (!), рядышком и любуемся ими, фотографируем.

Миллионолетняя красота

И тут я нахожу очень красивый камень с оригинальным фрагментом растений.

— Посмотрите, какая красота! Мечта дизайнера, — я несу камень показать Галине. У нее расширяются глаза.

— Это новый вид! — кричит палеонтолог. — Он не описан!

Все собираются вокруг. Моей находке тут же придумывается имя — Пермина Лаптевия. И я бережно кладу ее в карман… Приятно осознавать: она ждала меня 280 млн лет — и дождалась.

В Палеонтологическом обществе Перми и в университете специалисты подтверждают Галинины слова: камень действительно уникальный. Меня отправляют с ним к московским академикам.

Прилетев домой, везу Пермину Лаптевию к ученым. Они настроены скептически. И очень веселятся, когда я сообщаю название моего камня. Что ж, пусть эта миллионолетняя красота просто живет у меня дома, на книжной полке.

Но через две недели я получаю официальное письмо о том, что фрагмент на найденном мною камне действительно новый и не описанный учеными. И мне предлагается отдать его в музей, чтобы его описание вошло в новую книгу о растениях, над которой сейчас работают специалисты мирового уровня.

Ну, до свидания, Пермина Лаптевия! У тебя начинается еще одна жизнь.

Кстати

ПОЧЕМУ У ПЕРМЯКОВ СОЛЕНЫЕ УШИ

Добыча соли была когда-то основным промыслом на Урале.

Мешки с солью из амбаров на баржи таскали носильщики. Соль, попадая им на уши, разъедала кожу, та начинала краснеть и шелушиться. Заходя в кабак, человек снимал шапку, и все видели его воспаленные уши. По ним и определяли место жительства: «Пермяк соленые уши приехал!»

Позднее это прозвище распространилось на всех жителей Прикамья.